Общество анонимных аудиоликов. Pure Power 2000
Билл Гоу, интернет-журнал EnjoytheMusic
В нашей сфере, как и во многих других, всегда или праздник, или бедствие. В каком-то месяце бывает не о чем писать, а в следующем на тебя сваливается даже не один, а несколько достойных серьезного исследования предметов.
Так и случилось сейчас: прошлый месяц оказался голодным, а теперь работы больше, чем я могу осилить. Достаточно сказать, что за последние пару месяцев мою систему удалось вывести на новый уровень музыкального реализма, по которому я тосковал не один год.
К сожалению, один из продуктов, которые нам предстояло здесь рассмотреть, до сих пор не имеет дистрибуции в США, а другой, хотя он и улучшает звучание музыки вполне на те деньги, что стоит сам, после двух недель экспериментов вдруг зашумел в одном из каналов и посему был отправлен на фабрику с целью ремонта.
Поэтому на страницах этого теста остается только регенератор сетевого напряжение Pure Power 2000 – продукт, которому я обязан самому значительному улучшению звука моей системы за последние 10 лет.
Если вы регулярно читаете эту подборку, вы, возможно, уже поняли, что самая большая моя проблема – это электросеть. Или, как я еще ее называю, самая большая в мире антенна (километры кабеля за пределами моего дома). Вы только подумайте: ведь каждая линия электропередач действительно работает как антенна, впитывая в себя все, что есть в эфире от радиочастотных сигналов и шумов до космических электромагнитных возмущений, которыми полна наша Вселенная с момента сотворения мира, и, возможно, посланий, идущих к нам от далеких миров.
Но это еще не все. Электростанция также щедро пополняет сеть разного рода мусором, да и различные электродвигатели, компьютеры и прочее электрическое оборудование (особенно цифровое) внутри и за пределами вашего дома оставляют следы своей жизнедеятельности в силовых кабелях.
Хотя трансформаторы на подстанции, от которой питается ваш дом, должны очищать сеть от большей части этого мусора, им это редко удается. Напротив, они чаще всего только добавляют свои шумы. Конечно, большинство производителей техники High End клянутся, что блоки питания их компонентов отфильтровывают все сетевые шумы и помехи, и некоторые из них действительно на удивление добросовестно справляются с этой задачей, но нет среди них таких, которые не оставляли бы никаких следов сетевой грязи в постоянных напряжениях после выпрямителей, фильтров и стабилизаторов. Все равно что-то да просачивается.
К сожалению, эти остаточные продукты не отфильтрованной сетевой грязи как раз и вызывают то, с чем мы, аудиофилы, непрерывно боремся в наших системах, стремясь получить достоверную локализацию звуков в пространстве, плотный бас, воздух и реверберационную картину – иными словами, все то, что приближает нас к вожделенному «абсолютному звуку» . И очень немногим из нас, если вообще кому-то, удается на деле вытащить из своей системы близкий к идеалу звук благодаря сетевым нечистотам, льющимся в наши системы из розетки в стене. И пока мы слышим разницу в звучании систем, мы продолжаем думать, что та, которая звучит чуть лучше, и есть абсолютный идеал.
У каждого из нас в жизни бывает такой момент, когда наша система вдруг начинает звучать так, как никогда раньше не звучала. Нет, это не наше воображение, а, скорее, такое стечение разных обстоятельств, при котором наша сеть на какое-то время становится чище обычного, хотя, возможно, и не на все сто. Увы, с каждым годом электрические сети в нашей стране становятся все грязнее.
Лично мое лучшее в жизни прослушивание случилось одним прекрасным утром в годовщину рождения Джорджа Вашингтона в студии Кларка Джонсона в Бостоне давным-давно, где-то в 1984 или 1985 году. Эта система всегда звучала фантастически, но в этот день, очевидно, боги решили посмеяться над скромным экспертом, показав, что может быть при условии чистых 60 Гц в розетке.
Я не знаю, идеально ли чистой оказалась сеть в тот день или просто чище обычного по причине того, что все предприятия в округе не работали в тот день, но звук был просто феноменальным. Звуковая сцена по ширине вдвое превосходила промежуток между колонками, уходя вглубь далеко за пределы задней стены, расставляя инструменты по местам и выделяя каждому определенную часть пространства, оживляя помещение послезвучиями. Никогда после этого я не слышал такого звука, никогда до настоящего момента!
Много раз я вносил в свою систему компоненты, назначением которых была фильтрация сетевого напряжения. Да, мне, кажется удавалось таким путем добиваться от системы максимума того, на что она в принципе способна. Наилучшая конфигурация моей системы включала два сетевых кондиционера-стабилизатора Bryston Torus AVR15, подключенным к сетевым кондиционерам Audience aR2pT и aR12. Все это сетевое железо тянет на $ 10000.
Все узлы электронных компонентов, кроме, пожалуй, электродвигателей переменного тока в транспортах и виниловых вертушках, питаются постоянным напряжением от 1 до нескольких сотен Вольт. Все, что им требуется – это как можно более стабильное постоянное напряжение, которое электронные устройства модулируют сигналом, выдавая переменное напряжение усиленного сигнала, которое подается на колонки. Если мы имеем не совсем чистое постоянное напряжение питания, переменное напряжение помех проникает в сигнал и создает искажения. Собственно, роль блоков питания состоит не только в том, чтобы приготовить нужные постоянные напряжения для питания электронных узлов нашей аппаратуры, но и воспрепятствовать проникновению сетевого мусора в полезный сигнал. К сожалению, нет такого блока питания, который был бы идеален с этой точки зрения. В этом они похожи на фильтры кроссоверов колонок, которые подавляют часть сигнала выше частоты среза, но не полностью. И чем больше мусора в сети, тем больше его проникает в сигнал и искажает звучание музыки. Которые проявляются в размывании басов, потерю пространственной информации, а также искажениях средних и высоких частот, придающих звуку жесткость. Вторая проблема связана с временными соотношениями между формой переменного напряжения и тока. Из-за емкости и индуктивности электронных схем они могут неточно совпадать друг с другом по фазе, что затрудняет работу блоков питания, которые из-за этого теряют эффективность и недополучают постоянного напряжения и тока.
В-третьих, из-за насыщения сердечников трансформаторов подстанций вершинки синусоиды могут срезаться, что ограничивает динамику передачи энергии потребителям и создает сбои в работе некоторых типов блоков питания, отслеживающих мгновенное напряжение синусоиды.
Одна из возможностей помочь блокам питания вашей аппаратуры работать нормально – может быть реализована путем максимально возможного очищения сети электропитания от мусора до розетки, в которую включена система. Кроме этого, желательно обеспечить совпадение форм переменного напряжения и тока, оптимизировав кривую мощности. Эти задачи могут решаться множеством способов, и я уже успел испытать более 25 различных сетевых устройств,
созданных для этих целей, с переменным успехом. Все, от многочисленных изолирующих трансформаторов до ACDC/AC конверторов, емкостно-индуктивных преобразователей и даже компонентов с некими секретными магическими внутренними схемами.
Все эти устройства наряду с достоинствами имели свои недостатки, и ни одно из них не оказалось способным на ту чистоту в звуке, которую я имел счастье открыть для себя в той бостонской студии много лет назад.
Впервые о регенераторе Pure Power 2000 я услышал от владельца Dyana Audio Мориса Шмира (http://dyanaaudio.com/Welcome_to_Dyana_Audio_Design.html), одного из двух американских продавцов колонок TAD Reference One в Америке. Около года назад он хотел с моей помощью протестировать пару регенераторов. К сожалению, свободных экземпляров тогда у него не оказалось, да и на фабрике их не было: все они продавались еще до того, как были произведены. К тому же, во время выпуска первых партий этих аппаратов были проблемы с контролем качества. Затем я познакомился с Роми Бессновым, человеком, известным в аудиофильских кругах своим блогом «Good Sound Club» (http://www.romythecat.com), в котором он дает достаточно информации о разных эзотерических изделиях High End достаточно доступным языком. Именно Роми одолжил мне для теста свой Pure Power 2000 на время переезда в новый дом – его система в течение нескольких недель так или иначе не работала.
Регенератор Pure Power 2000, как и другие похожие устройства, которые я уже испытывал в своей системе, берет из розетки переменное напряжение, превращает его в постоянное, затем – снова в переменное, которое выводится на розетки производства Hubbell. В отличие от других устройств, Pure Power 2000 оснащен 20-Амперным входным сетевым разъемом IEC, но при этом в комплекте имеется два сетевых кабеля: один с 20-Амперной вилкой, а другой с 15-амперной – для тех, у кого в доме только нормальные розетки, а не 20-Амперные.
Один из блоков Pure Power 2000, рассчитанный на ток потребления чуть больше 15 А, регулярно отключался, когда начинал звучать мощный бас, воспроизводимый с помощью больших басовых усилителей Crown Macro Reference, каждому из которых наверняка ничего не стоит высасывать из розетки те же 15 Ампер тока. При переводе Crown Macro Reference на питание непосредственно от розетки Pure Power 2000 без проблем питал 8 усилителей SET 300B, от которых работала фронтальная акустика, а также все источники сигнала в системе, расходуя при этом порядка 90% своего ресурса. Все это оборудование включая усилители класса А, потребляло стабильный ток без Crown Macro Reference, ток потребления которых составляет 15 А в пике. Звучала система в таком виде превосходно, звуковая сцена была наилучшей за все время существования моей системы. Не хватало только плотности баса, которая была до отключения Crown Macro Reference от регенератора. А тут еще разболтался акустический разъем одного из Crown Macro Reference, закоротив выход и заставив меня в последствии выложить за ремонт $480. Однако, с другой стороны, это несчастье послужило поводом послушать систему, полностью подключенную к Pure power 2000, пусть и без низкого баса.
Феноменальное улучшение звука моей системы с регенератором Pure power 2000 только разжег любопытство по поводу того, что будет, если система будет запитана таким же образом, но в полном составе, включая басовые усилители и даже видео компоненты. Я поспешил заказать два экземпляра лично для себя и незамедлительно перевел деньги. По истечении трех недель они наконец прибыли.
Один из них работал только от сети, не заряжая свои аккумуляторы, в связи с чем с него была снята крышка для проверки, не отскочило ли что там внутри. Дефектов обнаружено не было, но после сборки аппарат неожиданно заработал нормально и не дал ни одного сбоя за целых три недели, пока я наслаждался лучшими в моей жизни прослушиваниями своей системы.
Три регенератора вместо одного дали ощутимый эффект, еще более улучшив звучание. Не знаю, потому ли, что втроем они работали не на пределе своих возможностей, а лишь на 50-60% от их максимальной выходной мощности, либо в связи с хорошей развязкой каналов, разделением по питанию цифрового и аналогового аудио и видео, но факт есть факт.
И как же именно звучала при этом моя система? Настолько хорошо, что обычными словами не выразить, разве что восторженными возгласами. Двухканальные записи SACD и оцифрованные студийные записи 50-60-х годов с компьютера играли волшебно, этот был лучший звук моей системы за все 28 лет ее существования. И при этом звучание не менялось изо дня в день и в течение суток, как это обычно бывает. Короче говоря, регенераторы очистили мою сеть до такой степени, что она перестала влиять на качество звука. Означает ли это, что как сеть, так и сама система достигли при этом максимума своих возможностей? Не знаю и не могу судить до тех пор, пока не попробую что-то
еще более действенное, если оно когда-нибудь появится.
Многоканальные диски SACD и Blu-ray с классической музыкой показали настолько близкую к реальному концертному залу достоверность звуковой сцены и локализацию, насколько я вообще могу себе представить. К примеру, недавно купленный SACD-диск с записью Бостонского симфонического оркестра открыл потрясающий эффект присутствия слушателя в концертном зале, никогда ранее не испытанный с такой реалистичностью. А запись Филадельфийского симфонического оркестра, исполняющего вариации Гайдна и Первую симфонию Брамса, заставила меня засомневаться, что я нахожусь у себя в доме, а не на концерте.
А потом случилось неизбежное. Позвонил Роми и потребовал вернуть его регенератор. На следующий он заехал ко мне и буквально через пару минут прослушивания обнаружил аномалию в моей системе, а именно – басовые рупоры моих колонок имели только естественный спад в 12 дБ/октаву, что недостаточно, поскольку при этом они влезают в среднечастотную область. Так как басовые излучатели моих колонок имеют диаметр 12-дюймовые, а середина воспроизводится 2-дюймовыми головками TAD 4001, очевидно, что в области пересечения кривых АЧХ баса и середины имеет место неоднородность. Раньше она просто маскировалась «электрическими гремлинами", которые лезли из грязной сети, а теперь вылезла наружу. В ответ на это я включил в систему активный кроссовер с фильтрами низких частот 24 дБ/окт., затем, послушав результат, добавил еще 24 дБ/окт. Звуковая картина стала еще яснее, а бас, исходящий из рупоров, приобрел идеальную фокусировку.
К сожалению, Роми увез-таки свой блок, и я остался с двумя. К счастью, этой парочке удалось справиться с моей системой полностью, даже с тыловыми каналами и видео частью. Правда, через некоторое время в одном из аппаратов снова проявился дефект, о котором говорилось выше, поэтому пришлось отправить его назад на фабрику для устранения неисправности. Счастливые деньки временно закончились, но и этих трех недель мне было достаточно, чтобы понять, насколько здорово может звучать моя аудио система. К тому же, причина отказа оказалась настолько прозаической, насколько может быть обыкновенный сгоревший предохранитель, так что аппарат вскорости вновь вернулся к хозяину. А до этого момента, сколько я ни пытался химичить с одним PP2000 и имевшимися под рукой сетевыми кондиционерами, которые я ставил на усилители тылов и видео часть, результат оказывался разочаровывающим. «Электрические гремлины» пробирались через сетевые кондиционеры в мою систему, отравляя ее звучание. Стоит один раз услышать, как оно должно быть на самом деле, и уже возврата к компромиссам нет.
Суммируя вышесказанное, еще раз подчеркну, что более существенного прогресса, чем с сетевыми регенераторами
Pure Power 2000, моя система не знала никогда. И теперь я, уже после того как инвестировал свои кровные в два этих
прибора, собираюсь заказать еще один.
Роми после того, как он уехал со своим экземпляром, написал в своем блоге следующее: «Сегодня у меня был особенный день. Я заскочил к знакомому, который добился в своей системе ощутимого прогресса. Не то чтобы мне все в ней понравилось, но изменения в общем и целом позитивные. Мы прослушали несколько фрагментов музыки, которые звучали вполне пристойно, хотя я нашел, к чему придраться. Тогда я достал несколько моих «настоящих» компакт-дисков и попросил поставить их. Черт возьми! Звучание хорошо знакомых мне записей неожиданно ошеломило меня! Это был не просто хороший звук, это был звук, к которому очень немногим любителям домашнего аудио посчастливилось приобщиться в жизни. В моей системе эти записи тоже звучали очень соблазнительно, но никогда – настолько реалистично, как здесь. Я и не думал, что музыка в записи может звучать так, на совершенно новом уровне достоверности! Совершено искренне я позавидовал этому звуку и убедился, что в своих экспериментах с собственной системой я иду в правильном направлении.
Основываясь на собственном опыте, как и на опыте Роми и Мориса Шмира, которые также экспериментировали с Pure Power 2000, я совершенно искренне могу дать этому изделию самые положительные рекомендации. Это самый лучший из всех известных мне очистителей сетевого напряжения, причем с громадным отрывом.
Потратив деньги на PP2000 с его 16 Амперами постоянного выходного тока, 24 А кратковременного и 50 А в пике, а также на PP1050 (соответственно 12 А, 18 А и 36 А), вы сделаете наилучшую инвестицию в свою аудио систему.
Я уже говорил, что сам вложил деньги в целых три PP2000, и это в период, когда благоразумные люди начинают усиленно экономить накануне выхода на пенсию. Что ж, еще несколько лет придется вставать на работу ранним утром, но оно того стоит!
Я попросил Ричарда Джензена (Pure Power) дать комментарий к тому, что здесь написал. Вот его ответ:
«Я испытываю огромное счастье от того, что выпускаю продукт, который доставляет моим клиентам такое удовольствие. И по нескольку раз в месяц я получаю от них такие же восторженные отклики, как получил от Вас. Но каждый раз я радуюсь им, как будто впервые!»
Фозгометр приходит на помощь
Майкл Фремер
В воспроизведении винила слово «азимут» означает боковой угол, видимый, если взглянуть спереди на иголку, сидящую в канавке. Часто считается, что азимут «правилен», если конец кронштейна, на котором находится иголка, перпендикулярен поверхности пластинки, или если держатель головки параллелен ей. К сожалению, оба этих визуальных критерия предполагают, что игла идеально прикреплена к кронштейну, что сам кронштейн расположен соосно катушкам, и что вся моторная сборка правильно установлена в корпусе головки (за исключением головок Lyra и некоторых других компаний, в которых корпус составляет с мотором единое целое).
Важность азимута невозможно переоценить. Точность системы Westrex 45/45, разработанной в 50-е годы для воспроизведения двух стереоканалов из одной канавки, зависит от точной центровки иголки и катушки. Для того, чтобы минимизировать межканальные помехи в обоих направлениях и тем самым увеличить коэффициент разделения стереоканалов, вертикальная ось иголки должна находиться под углом ровно 45 градусов к обоим стенкам канавки. Когда вы минимизируете помехи и делаете их равными в обоих направлениях (от правого к левому каналу и наоборот), вы тем самым обеспечиваете максимальную ширину звуковой панорамы и точную образность – улучшаются все аспекты звуковой картины. К тому же, учитывая современные радикальные профили иголок, ваши пластинки будут дольше служить.
Правильный азимутный угол также играет ключевую роль в обеспечении точного фазового соотношения каналов – а этот фактор, по мнению многих, ещё более важен, чем максимизация разделения каналов. Выживание нашего биологического рода (Homo sapiens sapiens) зависело от способности определять местонахождение источников звука в трёхмерном пространстве – а на низких и средних частотах этого можно достичь, только если мозг способен мгновенно анализировать мельчайшие различия во времени прибытия звука между звуковыми картинами, поступающими от обоих ушей. На частотах ниже 1 кГц мозг при определении направления звука использует фазово-временную информацию. На частотах выше 2 кГц направление в пространстве определяется на основе амплитудных различий.
Межканальные фазовые расхождения, не воспринимаемые нашим сознанием, всё же регистрируются мозгом. Устранение этих расхождений, снижая подсознательное ощущение усталости, создаёт у слушателя приятное чувство.
Тонармы на карданной подвеске не позволяют подстраивать азимут. Однако, те из вас, кто пользуется такими тонармами, всецело зависят от точности изготовления, требуемой производителями головок. Покупая более дорогую головку, вы должны получить (не говоря уже о высококачественных материалах и грамотной конструкции) более точную сборку и, следовательно, более точную центровку иголки, кронштейна и катушки. Если вы переплачиваете за головку лишние несколько тысяч долларов, вы вправе получить продукт, способный обеспечить правильный или почти правильный азимут при установке в фиксированный тонарм на карданной подвеске.
Те же, чьи тонармы дают возможность подстройки азимута головки, не должны упускать возможность установить этот параметр более точно, чем позволяет зрение. На моём DVD 2006 года Винил 21 века: Практическое руководство по установке проигрывателей от Майкла Фремера я демонстрирую полезный (правда, трудный и долгий) способ подстройки азимута, для которого требуются хороший цифровой вольтметр, тестовая пластинка и затычки для ушей. Можно также использовать осциллограф или один из современных и сравнительно недорогих цифровых осциллографов на основе компьютера. Правда, несколько лет назад компьютерная программа Adjust+ доктора Кристиана Файкерта произвела революцию в настройке азимута, также оказавшись великолепным диагностическим инструментом для оценки качества конструкции головки. Однако, хотя Adjust+ достаточно хороша для того, чтобы порекомендовать её всем, она сравнительно дорога ($249, $340 канадских) и требует покупки внешнего АЦП с USB-интерфейсом.
Давний приверженец аналогового звука Джим Фосгейт, один из пионеров матричной обработки объёмного звука – т.е. кодировки, дающей объёмный звук от двух каналов – недавно представил Измеритель Диапазона Азимута под названием «Фозгометр» ($250). Для измерения разделения каналов и межканальных помех в нём используется детектор отношения отсчётов, разработанный для логических цепей слежения в процессорах объёмного звука. Фосгейт говорит, что его показания практически не зависят от общего уровня сигнала и сохраняют точность при измерении самых разнообразных тестовых сигналов.
Мне Фозгометр показался хорошо сделанным, точным и простым в использовании прибором. Расположенный в алюминиевом корпусе, он работает от щелочной батарейки на 9 В, имеет выключатель питания, входные RCA-разъёмы для левого и правого каналов, аналоговый индикатор сигнала и три светодиода, помеченные «левый», «правый», «центр». Просто подключите к нему провода от вашего тонарма и поставьте моно-фрагмент (только при поперечной модуляции) с тестовой пластинки. (Фосгейт рекомендует пластинку TheUltimateAnalogueTestLP, Analogue Productions AAPT 1 фирмы Acoustic Sounds за $39.99; её я и использовал.) Индикатор будет на нуле, если выходные электрические сигналы каналов идентичны по уровню (как и должно быть), и центральный светодиод будет гореть зелёным.
После этого поставьте тестовый фрагмент с тоном в 1 кГц, модулированный только в левом канале, и отметьте показания индикатора. Повторите операцию на тестовом фрагменте только для правого канала. Если показания для правого канала выше, чем для левого, слегка поверните корпус головки (или вращайте трубку тонарма) по часовой стрелке (если смотреть спереди) и повторите эксперимент. Если показания левого канала выше, вращайте трубку тонарма против часовой стрелки. Повторяйте эти операции до тех пор, пока показания не совпадут или не станут как можно более близкими.
Когда вы правильно настроите азимут, вы почувствуете это, услышав улучшение в стереофонической передаче образов. Производя мельчайшие подстройки сильно отражающиеся на результатах измерений вы поймёте, насколько безнадёжно настраивать азимут на глаз.
Если вы устанавливаете новую головку, обязательно установите Вертикальный Угол Слежения (VTA) и Угол «Загребания» Иголки (SRA) доустановки азимута – по многим разным причинам эти углы могут влиять на азимут. Также обязательно повторите процесс, после того, как новая головка проработала первые 40 часов
Даже если вы не можете настраивать азимут вашего тонарму, Фозгометр полезно иметь, особенно если у вас дорогая головка. В случае, если корпус головки на вашем тонарме идеально параллелен поверхности пластинки, и при этом выходные уровни каналов не совпадают более чем на 10%, я вернул бы головку изготовителю и потребовал замены. Фозгометр получает от меня самую высокую рекомендацию!
ГОЛОВКА TRANSFIGURATION ORPHEUS L
Низковольтная (0,3 мВ) модель Orpheus L ($5755) обещает ещё большую разрешающую способность чем уже хорошая в этом отношении более высоковольтная (0,48 мВ) модель Orpheus, которую я рецензировал в декабре 2006 г. – конечно, в том случае, если у вас тихий предусилитель фонокаскада с достаточно высоким коэффициентом усиления.
Конструкция Orpheus необычна тем, что в ней используется единственный кольцевой магнит из неодима внутри которого установлена система катушек. Этим обеспечивается идеальное положение катушки в поле магнитного потока, что сильно увеличивает электромагнитную производительность и уменьшает фазовые искажения В генераторе модели L применяется новый сверхвысококачественный SS-u-металлический сердечник способный по заявлению фирмы, поднять чувствительность на 30 дБ, что, в свою очереди улучшает отношение сигнал/шум. На этом сердечнике намотаны катушки из 7М-меди (коэффициент чистоты – 99,99996%). Лёгкая иголка Ogura PA (3x30 мкм) прикреплена к кронштейну из бора на подвеске средней согласованности, она исключительно хорошо отслеживала дорожку на рекомендуемой прижимной силе 1,8 г. Внутренее сопротивление составляет сверхнизкую величину 1 Ом; рекомендуемая нагрузка может составлять З Ом и выше, по вашему желанию. Генераторная система и алюминиевый корпус с защитой от резонанса весят вместе 9 гм. Всё в этой головке говорит о высоком качестве, которое вы и можете ожидать за шесть тысяч.
Модель Orpheus L требует точной установки. На нагрузке 100 Ом она звучала несколько ограниченно; на 1500 Ом её звук был воздушен открыт, стоек и всё же гладок (в самом приятном смысле слова). На нагрузке47 кОм она звучала слишком открыто, но, конечно эти установки могут зависеть от предусилителя фонокаскада.
При идеальной настройке азимута и фиксированном «угле загребания> (SRA) головка в моё тонарме Graham Engineering Phantom II оказалась не совсем параллельна поверхности пластинки, но звуковая панорама была широко открыта, глубока и особенно воздушна Способность Orpheus L воспроизводить мелкие детали оказалась исключительно как и передача скоротечной атаки – головка совершенно не добавила искусственной резкости Если вы читали мою рецензию колонок Vandersteen 7 в мартовском номере, там я пишу, что в мире головок Orpheus L – это эквивалент Vandersteen 7.
Звучные окончания разлетались из источника по отдельности паря в трёхмерном пространстве. С этим могут справиться лишь очень немногие из самых лучших головок и Orpheus L это удалось лучше, чем большинству. Фоновые звуки были наглядно «чёрными, а иголка Ogura PA шла по канавкам предсказуемо тихо, «приглушая» даже обычно шумные пластинки.
Общая атака Orpheus L была впечатляюще быстрой и возбуждающей без ощущения излишней «красоты» или преувеличения Вокальные свистящие звуки были сверхчисты но не чрезмерно приглажены В звуке чувствовалась некая общая плавность, которая хотя и была приятна какое-то время впоследствии заставила меня захотеть услышать побольше остроты и резкости В живом звучании всплески тарелок иногда имеют противные жёсткие атаки – Orpheus L, на мой вкус, слегка их идеализировала... но пусть мои предпочтения вас не отпугивают.
На Потребительское Шоу Электроники 2010 года я взял с собой записанные на CD-R вещи с превосходных переизданных на 45 оборотов пластинок NightBeat Сэма Кука (LP, RCA/Analogue Productions) и саундтрека TheHotSpot (LP, Antilles/Analogue Productions), которые я записал с головок Orpheus L и Ortofon MC A90 ($4200) – о последней из них я писал в ноябре прошлого года. Не называя конкретные головки, я попросил слушателей высказать свои предпочтения Большинство предпочло Orpheus L. На вопрос о причинах такого выбора, практически все отметили плавность звучания и явно более низкий коэффициент искажений. Один из слушателей сказал что играет на opraнe Hammond В-3, и передача этого инструмента головкой Orpheus была более точна. Ваше впечатление о том, как Orpheus L передаёт переходные процессы- более плавна чем надо или просто естественно – будет зависеть от вашего вкуса и вашей системы. В любом случае, плавный звук этой головки дал мне возможностью удовольствием послушать те пластинки из моей коллекции которые раньше я слушать не мог – при этом не умаляя моего удовольствия от лучших экземпляров.
Тональный баланс Orpheus L был приятно нейтрален без явных тёплых «кусков» внизу и холодных «пиков» вверху. Точное и честное воспроизведение тональных балансов знакомых записей говорило о том, что головка может звучать как холодна так и тепло – в зависимости от записи – и не накладывать свой особый характерна всё, что приходится воспроизводить В этом отношении я ставлю её близко к вершине всей той кучи головок которые я когда-либо слышал, рядом с Lyra Titan (эта, наверное будет получше в верхней области), Ortofon A90 (эта, наверное имеет в общем более тонально сдержанный характер) и несколькими другими.
Я не могу представить. чтобы любая из этих трёх головок не удовлетворила всех слушателей (может быть, за исключением самых чокнутых любителей романтической теплоты). Если вы никогда не слышали ни одну из этих чемпионок воспроизведения при прослушивании вы сразу почувствуете их звуковую утончённость и поймёте, почему они стоят так чертовски дорого. Ни одна из них не даст той теплоты, что ищут любители романтики, но им, конечно и так известно где её искать!
Orpheus L даёт гипердетализацию без чрезмерного акцентирования её тональный баланс нейтрален настолько насколько можно, и она открывает скрытое, не навязываясь Если вам нужна ещё большая разрешающая способность, особенно при воспроизведении мелких деталей я не уверен что это возможно Если вам нужна большее гармоническое богатство, пышность или тёмный отполированный блеск, поищите чего-нибудь другого. Вы, конечно найдёте но тут, как мне кажется, вы пожертвуете точностью ради красоты – точно так же, как, по моему мнению, Orpheus L жертвует естественными уродствами и грубостью музыки ради своей собственной плавной красоты (но это, наверное мои личные предпочтения). А в общей Transfiguration Orpheus L – это одна из лучших, самых музыкально честных и технически совершенных головок которые можно купить сегодня.
Проигрыватель MONTEGIRO LUSSO
Montegiro Lusso однозначно имеет самый шикарный внешний вид из всех подобных устройств за последнее время (если, конечно вас вообще интересуют такие аудио-драгоценности). Эта немецкая компания долгое время делала составные части для других производителей проигрывателей а несколько лет назад решила сама выйти на рынок законченных изделий Стоимость Lusso – $38,000 с одним конусом для тонарма SМЕ 309 ( который не входит в комплект) или $39,400 с одним конусом для тонарма DaVinci Nobile (входит в стоимость). Комплект Lusso Komplete с двумя конусами для тонармов SМЕ и DaVinci стоит $52,490.
Я люблю массивные проигрыватели и массы в Lusso хватает. Главный усечённый конус, на котором установлен диск, состоит из чередующихся слоёв алюминия и акрила и весит 57 фунтов. Конусы для тонармов(или «башни») весят каждая по 8 фунтов. Добавьте сюда конус мотора и получите 121 фунт. Конусы установлены на нарезных штырях из нержавеющей стали, оснащённых миниатюрными керамическими шариками. Диск вращается синхронным мотором при помощи плоского ремня. Мотор приводится в движение двойным двухфазным внешним генератором синусоидальной частоты, помещённым в акриловый корпус и оснащённым селектором скоростей (33 и 45) и углублениями для настройки.
Цельный алюминиевый диск с акриловыми вставками весит 11 фунтов и расположен на зеркальной сапфировой подушке давления оснащённой керамическим шариком; вращается он на оси из нержавеющей стали с бронзовой втулкой. Внешний корпус состоит из нержавеющей стали. Эта впечатляющая сборка вращается плавно и бесшумно.
Образец для рецензии был снабжён двумя ковриками для диска – тонким акриловым и пенопластовым. Я думаю, что последний играет роль пружины, так что я его не использовал. В комплекте были также две «башни» – одна для тонарма SME, другая – для DaVinci ( для рецензии нам предоставили SME 309 и DaVinci Nobile). Проигрыватель и «башни» были установлены на основании Harmonic Resolution Systems M3-1925, стоявшем на стойке той же компании, модель SХR.
Уникальный внешний вид Lusso привлёк к нему большое внимание во всём мире- но серьёзный ли это проигрыватель или просто дизайн для определённого«стиля жизни»? Несмотря на кричащий внешний вид, Lusso показался мне вполне квалифицированным устройством с весьма хорошим звуком: очень тихим, в тональном отношении склоняющимся в холодную нейтральную сторону, имеющим стабильную скорость Меня не очень впечатлила общая тяжесть системы. Подшипниковый узел, хотя явно имеющий хорошие допуски и очень высокое качества не так уж велик в диаметра а диск сравнительно лёгок и (учитывая стоимость Lusso) демпфирован лишь на минимальном уровне За примерно вдвое меньшую цену вы можете купить более существенную и лучше демпфированную приводную систему TW Akustik Raven. Как говорит мой опыт, в проигрывателях с приводными ремнями при прочих равных массивный диск лучше лёгкого, и подшипник большого диаметра лучше маленького.
Тонкое акриловое подобие коврика для диска – это не то, что я хотел бы получить, собравшись потратить $38,000 на проигрыватель, я экспериментировал с многими другими ковриками- одним из толстого графита от Boston Audio Design, одним свинцово-пробковым от Merrill/Scillia, и одним из амортизированной меди с внешним кольцевым зажимом- от Т.Т. Weights. Они дали огромные звуковые преимуществу несмотря на то, что короткий центральный вал Lusso практически исчезал под некоторыми толстыми ковриками За $38,000 я бы хотел, чтобы к сопряжению пластинка-диск проявлялось больше внимания.
Если отбросить недоброжелательство, Lusso – это прекрасно звучащий проигрывателе дающий чёрные «декорации» глубокий, плотный, гармоничный бас; выдающуюся чистоту в средних частотах и чистые широкие верхи. В общей это очень неплохая звуковая машина, энергично передающая ритм и временные соотношения без вялых «выступов».
Не могу сказать что Montegiro Lusso – это очень выгодное предложение (много ваших денег уйдёт на конструкционную «роскошь»), но если вы ищете хорошее функционирование вместе с модным привлекающим внимание внешним видом, то неужели вы видели на аудиофильном рынке что-нибудь, что может сравниться с этим?