Тонарм Acoustical Systems Axiom
Текст: Уве Кирбах
Фото: Рольф Винтер
image-hifi.com
Прецизионные технологии и уровень исполнения тонарма Axiom вызвали высочайшее уважение у фотографа Рольфа Уинтера, который запечатлел это изделие во всех подробностях. За впечатляющим экстерьером тонарма скрываются уникальные технические решения, определяющие качество звучания.
Вне всяких сомнений
Существует распространенное заблуждение, что технологии развиваются точно так же, как в теории эволюции Дарвина, т.е. выживает та, что работает лучше и легче адаптируется к сложным условиям внешнего мира. На самом же деле в истории развития технологий известно множество случаев, когда важные изобретения и лучшие изделия остаются в тени, уступая место более прибыльным. Однако здесь мы не будем касаться давно придуманных «неубиваемых» нейлоновых чулок или лампочек накаливания (и, конечно, сговоров нефтяников с автопромом и прибылей государств от налогов на бензин); вспомним лучше экологически чистый ротор Флеттнера, который проиграл конкурентную борьбу дешевым дизельным корабельным моторам в начале 1930-х годов. Некоторые изобретения и вовсе оказались полностью забытыми. Яркий пример из истории – полная потеря письменности в районе Эгейского моря после крушения микенской культуры в первом тысячелетии до н.э.
А как вам изобретение парового двигателя Хироном из Александрии в первом веке н.э? Согласно архивам, римляне пришли в восторге от одного зрелища, когда Хирон открывал тяжелые двери на веревочных петлях с помощью давления пара. Но применения этой продвинутой технологии так и не нашлось, поскольку дешевый ручной труд тогда имелся в изобилии.
Уверен, что среди читателей найдется немного технократов, способных пополнить список незаслуженно забытых значимых изобретений. А не приходит ли вам в голову, что подобные примеры можно найти и в истории развития техники Hi-Fi? Расскажу об одном таком, и могу себе представить, что очень немногие читатели при этом начнут чесать затылок: это латеральный баланс шариковых подшипников поворотных тонармов. Конечно, многие из нас знакомы с ними и даже устанавливали тонармы Lustre и, конечно, SME на проигрыватели Yamaha или Micro Seiki. Помните? На многих моделях SME была возможность бокового смещения латерального противовеса (относительно главного противовеса) с помощью резьбового валика, обычно направленного к оси диска. Зачем? Дело в том, что справа от воображаемой линии, соединяющей ость шарнира тонарма и кончик иглы, прижимная сила оказывается больше, чем слева (естественно, головка звукоснимателя теряет при этом баланс из-за офсетного угла). Это вызывает момент наклона, который не только неравномерно нагружает подшипники тонарма, но, что самое важное, результирующий силовой вектор – ой, простите, я понимаю, что такой кошмарный термин из школьного лексикона, как «вектор», может вызвать желание пропустить несколько следующих строк, но я уже почти закончил – усиливает давление иглы на внутреннюю стенку канавки пластинки.
При отсутствии контрмер это давление добавляется к скатывающей силе. А эту силу мы всеми средствами стараемся сделать как можно меньше, чтобы предотвратить постоянное дергание иглы под воздействием скатывающей силы и силы анти-скейтинга. Эти силы и так постоянно варьируют из-за изменяющейся геометрии системы в процессе воспроизведения пластинки тонармами с офсетно-угловым шеллом, и устройства анти-скейтинга компенсируют их довольно грубо. Короче говоря, скатывание является намного более зловещим злом, чем невинное понятие вектора: от него невозможно избавиться так же просто, как пропустить несколько строк, которые вам не хочется читать; оно грубо нарушает процесс считывания канавки иглой, и вам совершенно ни к чему сила, воздействующая на иглу наподобие перетягивания каната. Между прочим, для одноопорных тонармов настойка латерального баланса является обязательной, поскольку без нее игла в канавку будет входить криво. Очевидно, эти силы не исчезают и у традиционных тонармов на подшипниках просто потому, что они не крутятся на острие подобно одноопорным, а вращаются на оси подшипника. Если вам сложно понять, как воздействие этой силы вызывает отклонение иглы, просто представьте себе тонарм, которому приходится совершать небольшие вертикальные колебания во время движения иглы в канавке (что всегда имеет место даже с пластинками без коробления). Это доказывает, что момент наклона никак не может способствовать точности считывания канавки.
Сопутствующее оборудование
Проигрыватели винила: TW-Acoustic Raven Black Night, Brinkmann LaGrange 2-arm/RoNt2, TechDAS Air Force One, Nottingham Deco
Тонармы: ViV Rigid Float, TW-Acoustic 10.5, Nottingham Anna II, Brinkmann 12.1, Graham Phantom Elite
Звукосниматели: Fuuga, Kondo IO-M, Ortofon A95, Cadenza Mono, Soundsmith Strain Gauge, Air Tight PC-1 Supreme, Brinkmann EMT Ti, London Reference
Повышающие МС-трансформаторы: Kondo KSL-SF-Z, Ortofon ST-80
Фонокорректоры: Kondo KSLM7, Gryphon Orestes
CD-транспорт: Jadis JD1 Pro MKII
Цифро-аналоговый преобразователь: Jadis JS1 MKIV
Тюнер: Maranz 10B
Предварительный усилитель: Kondo KSL M77
Усилители мощности: Jadis JA80, Signature Century Origin, Gryphon Reference One
Акустические системы: YG Hailey, Cessaro Wagner, Living Voice OBX-RW, DeVore 0/96
Кабели: Silent Wire Imperial, Kondo KSL-LPz, KSL-SPz2, KSL-ACz Signature / Furutech E50(R), Aural Symphonics Magic Gem v2t
Аксессуары: Hensler Cablewave NL-7 + NP-1000, Magnan Signature, Silent Wire, Acoustic System Resonators, Shakti Hallograph, Harminix RFA-78i, RF-999MT, TU-220MT, TU-210ZX, MY-TU-201, Tuning Spike Base RF-900, Shakti Stones, Thixar SMD, HRS, TimeTable, Audio Magic Delta, Black Forest SoundBoards + SoundBridges, Shun Mook Resonators, Mpingo Discs, L'Art du Son CD Cleaner, Audiophil Schumann Generator
Идеальный шелл: свес и азимут иглы (для вертикального позиционирования иглы в канавке) могут регулироваться на тонарме с высокой точностью
Внимание: уровень головки по вертикали можно точно отрегулировать с помощью торцевого ключа. Таким образом, вертикальный угол захода иглы (VTA/SRA) можно устанавливать непосредственно на креплении головки. Это дает возможность сохранять параллельность трубки тонарма поверхности пластинки. В результате важнейшие геометрические параметры настройки полностью сохраняются
Полезный совет: Любые настройки VTA могут с абсолютной точностью восстанавливаться с помощью длинного торцевого ключа
Вверху: Лучше не бывает: этот фоно-кабель изготовлен из состаренного чистого серебра 5N, кабель состоит из 36 отдельных литцендратных проводников диаметром 0,03 мм, обвитых вокруг трубки из диэлектрика. Кабель очень гибкий и не упругий благодаря очень тонким проводникам, он совершенно не ограничивает скручивание и не влияет на скатывающую силу. Подобные кабели практически невозможно найти на современном рынке
Внизу: Крошечный жидкостный уровень позволяет контролировать вертикальность оси основания тонарма
Уникальное решение: прижимная сила может устанавливаться не только с помощью градуированного противовеса. Нанометрическая резьба и шпиндель из бериллиевой бронзы с самолубрикацией позволяют осуществлять точную настройку во время воспроизведения с помощью магнитной системы. Принцип работы: миниатюрный магнитный цилиндр спереди от противовеса взаимодействует с находящейся под ним ответной частью с регулируемой высотой
Вверху: регулировочный винт бесконтактного анти-скейтинга
Внизу слева: блок подшипников с инструментальными нано-подшипниками
Внизу справа: анодированная поверхность металла в стиле фотоаппарата Leica
Зачем я гружу вас этими подробностями перед тем, как перейти к обзору тонарма Axiom? Я делаю это для того, чтобы воздать должное разработчику и производителю этого тонарма Дитриху Бракмайеру, уделившему пристальное внимание этому не последнему по своей важности фактору и снабдившего тонарм Axiom противовесом для латеральной балансировки. Конечно, это всего лишь один из многих приемов, обеспечивающих максимальную стабильность положения иглы в канавке. Но это именно то средство, которое применялось в лучших тонармах прежних времен и практически полностью забыто сегодня. И это существенная потеря.
Перед тем как углубиться в другие фирменные решения Бракмайера, зададимся вопросом: а какую пользу они приносят на практике? Пока у меня был тонарм Axiom, я слушал фолк-джем Krautrock Saat Emtidi (Piltz/pop import 2029077-8) на четырех разных звукоснимателях, хотя и не всегда в именно такой последовательности для прямого их сравнения: Ortofon A95, Lyra Etna, Air Tight PC-1 Magnum Opus (некоммерческая промежуточная версия Supreme) и Fuuga. «Walking un the Park» начинается как тихая романтическая пьеса, но с тонармом Axiom нежный голос Долли Холмс приобретает особую энергию, наполняя собой все звуковое пространство. Помимо этого, он становится кристально чистым и мощным, полностью завладевая вашим вниманием, как будто этот голос поет прямо вам в лицо. Именно так вокал и должен звучать в реальности: вы одновременно слышите и чувствуете его, воспринимаете мелодию и сам голос во всем богатстве спектра. Все аспекты звучания на месте, они стабильные, но не застывшие. Удивительно, насколько лучше становится звучание этого трека с тонармом Axiom, какая бы головка на нем ни была установлена. Конечно, A95 слегка более честная, о некоторых других можно сказать, что они изящнее или нейтральнее; Fuuga, с другой стороны, более мелодична и темпераментна, Ethna более динамична, а у Air Tight целая масса положительных качеств. Но самое важное, что удалось понять, это то, что не головка определяет наиболее важные атрибуты звучания, а именно чистоту звука, стабильность, энергетику и разрешение в пространстве, которые, без сомнения в значительной степени зависят от качества тонарма.
К звучанию следующего диска я осмелился предъявить еще более серьезные требования: это двойной альбом Christian Vander's Offering (JA-RO/EFA 4129/30), посвященный Джону Колтрейну, и пульсирующие ритмы, к которым мы привыкли, слушая его группу Magma, здесь сплавлены с современным джазом и лирическими пассажами, сохраняя при этом признаки «перенасыщенности» звучания большого оркестра. Соответственно, этот альбом непросто воспроизвести полноценно по многим звуковым аспектам – особенно когда начинает звучать пронзительно-грубоватый вокал Стеллы Вандер. Однако благодаря тонарму Axiom его можно назвать каким годно, но только не грубоватым: певица просто звучит уверенно, полнотело и четко. Пронзительно? Да (поразительно, как тонарму Axiom удается физически передать это свойство), но без малейшего оттенка нервозности или напряжения. Голос четко позиционируется, хотя появляется ощущение, что стены студии никак не ограничивают его распространения в пространстве. И, поскольку негаснущая энергетика вокала остается нетронутой, голос певицы становится центром силы (что особо захватывает, как на живых концертах) и без труда просачивается сквозь звуковой вал большого инструментального состава с басами, перкуссией, барабанами и всем прочим, как будто ничего этого и нет вовсе. Удивительно, что даже самые мелкие подробности совершенно не тонут в мощном звуковом потоке, без чего это альбом вряд ли мог бы создать настолько сильное впечатление.
В частности, роль Axiom в «охране звуковой окружающей среды» четко проступает на динамических всплесках – они возникают неожиданно, барабан звучит более напористо, чем мы привыкли его слышать, задавая мощными и точными ударами ритм музыки и создавая ощущение завершенности и гармоничности. На этом фоне гипнотический вокал Вандер живет как бы отстраненно, сам по себе, мгновенно формируя у вас соответствующее настроение. И это становится возможным потому, что данная запись никак не лимитирована по громкости мощных пассажей; напротив, кажется, что она может непрерывно набирать и набирать силу, что вызывает у слушателя сильнейшее вовлечение. В высоких регистрах обертоны перкуссии и флейты воспроизводятся необычайно чисто, стабильно и уверенно, без компромиссов по тональной нейтральности в пользу динамическому диапазону и разрешению в пространстве. Напротив, в целом все представляется настолько гармоничным, что звучание трудно описать с точки зрения тембральной верности: просто в звуке отсутствуют сколь-нибудь различимые аномалии, и поэтому тут нечего описывать или с чем-то сравнивать. Музыка просто звучит правильно, и опытный слух без труда может уловить присутствие микрофонов, консоли микширования и прочих влияющих на конечный результат факторов, не сваливая их в одну общую кучу недостатков. Наиболее интересные по музыкальности записи производят еще более сильное впечатление благодаря качеству звучания, а невыдающиеся по звуку записи сложных составов получают возможность проявить свои лучшие стороны. Для меня стало открытием, насколько сильное воздействие может оказывать мощь рок-оркестра и подчас сумасшедший вокал Guy «Zu» Khalifa, которые, казалось, могут звучать громче, чем многие другие записи, кажущиеся сравнительно более ограниченными по энергетике.
Однако я должен рассказать немного подробнее о том, как сам Бракмайер объясняет настолько высокие достижения с его тонармом Axiom, и прошу прощения за то, что слегка отвлекся от этой темы на описание звука. Главная его цель – создать такие условия, чтобы игла в канавке испытывала как можно меньше влияния сторонних факторов. Один из них, как говорилось выше, состоит в том, что игла обычно колеблется в канавке взад и вперед под воздействием скатывающей силы и анти-скейтинга. Он давно заложил основы для заметного снижения обычно весьма значимой скатывающей силы по всей поверхности винилового диска, разработав собственную концепцию настройки геометрии UNI-DIN (с помощью им же созданного универсального шаблона SMARTractor). Эта геометрия обеспечивает наименьшие отклонения скатывающей силы в пределах всей рабочей поверхности пластинки. В сочетании с уменьшенным офсетом шелла, возможным благодаря геометрии UNI-DIN, а также с настройкой латерального баланса, это дает, по его мнению, снижение скатывающей силы на 50%.
К тому же его тонарм оснащен трехфазной системой компенсации скатывающей силы – динамическим анти-скейтингом. Три магнита мягко уравновешивают разные скатывающие силы в зависимости от геометрического положения тонарма по отношении к пластинке, избегая таким образом избыточной компенсации, практически постоянной и неизбежной при отсутствия подобной системы. На практике я мог установить очень низкое значение анти-скейтинга, при котором на иглодержатель не действуют сторонние воздействия, не отклоняя его ни к центру диска, ни в противоположную сторону. Когда система находилась в состоянии баланса, я отметил, что при выбранной установке антискейтинга смещение иглы под воздействием скатывающей силы составляет лишь малую долю от типичной величины смещения; тонарм при этом очень медленно разворачивался в сторону от центра. Фактически это выглядело так же, как с обычным антискейтингом, который работает всего на 20%. Я не знаю ни одного другого поворотного тонарма с офсетным шеллом, которому требуется настолько слабое действие анти-скейтинга, в качестве примера можно вспомнить только прямой тонарм ViV Rigid Float, который демонстрирует несколько большие отклонения от тангенты во время воспроизведения винила в связи с нулевым офсетным углом шелла. В результате скатывающая сила становится предельно низкой (ничтожной по сравнению с угловыми тонармами). Несмотря на все прочие различия между двумя этими тонармами, их немецкий и японский разработчики сходятся во взглядах на другой важный аспект конструкции – на периферийной части поверхности пластинки игла в канавке находится в весьма благоприятных условиях благодаря более высокой линейной скорости движения иглы и сравнительно небольшой кривизне канавки, в связи с чем даже относительно большие геометрические девиации в этой области не так критичны. Даже притом, что отклонения от тангенты у Rigid Float более значительные, результаты по звучанию доказывают состоятельность обеих моделей.
Само собой разумеется, что подшипник тонарма играет важную роль в сохранении формы слабого сигнала, и поэтому для него недопустимы малейшие признаки трения или дребезга во время работы. И здесь тоже Бракмайер расширяет горизонты технических возможностей: он применяет четыре шариковых подшипника трех различных размеров от немецкого производителя нано-инструментария GRW. Иными словами, он исключает присутствие двух одинаковых подшипников на одной оси. Эти подшипники были выбраны за минимальное значение начального сопротивления моменту вращения с целью предотвратить задержку реакции тонарма во время движения иглы в канавке. Этот фактор имеет первостепенное значение, и выдержать его на достойном уровне очень непросто. Обычно критерием качества подшипников считается максимально допустимая скорость вращения, однако это имеет смысл для любых других применений, но не для тонармов. Поэтому нано-подшипники тонарма Axiom должны стоить в сто раз дороже, чем самые лучшие традиционные подшипники для тонармов. Но и это еще не все: подшипники должны вставляться в блок в условиях особого температурного режима. Только так можно гарантировать идеальную их установку без механического напряжения. Отсюда и складывается астрономическая цена на подшипники тонарма, не имеющие никакого отношения к достижениям индустрии Hi-Fi. Вы только попробуйте покачать рукой вправо-влево правильно настроенный тонарм – я никогда ранее не испытывал подобной легкости отклика! Другие высокорейтинговые тонармы бледнеют по сравнению с этим, по отклику на касание они скорее напоминают какие-то сельскохозяйственные агрегаты. Этот же тонарм собирают с такой же тщательностью, как прецизионные измерительные приборы, что, к сожалению, отражается на его цене. Но все же я считаю, что его цена более оправдана, чем у других сверхдорогих тонармов типа Vertere или SAT. При близком рассмотрении их цены по отношении к качеству кажутся шоковыми и просто служат для привлечения внимания покупателей, которые следуют принципу «чем дороже, тем лучше».
Несложная установка: отверстие с резьбой M5 – это все, что требуется для крепления тонарма Axiom (левая часть). Три червячных винта с острием на конце обеспечивают точное выравнивание тонарма по горизонтали.
По истечении длительного времени испытаний тонарма Axiom (изначально он был установлен на проигрывателе TechDAS AirForce One, а потом, на самый длительный срок, на великолепную вертушку Raven Black Night, на которой тонарм в полной мере проявил свои выдающиеся динамические свойства).
В конце концов я могу сделать такое заключение, что у данного тонарма нет реальных конкурентов практически по всем показателям звучания. В определенных аспектах он особенно выделяется: когда дело доходит до воспроизведения сложного вокала, расширенного динамического диапазона, прорисовки звуковой сцены, компактной и интимной или огромной и полнозвучной, передачи физических масштабов звуковых образов и их четкой локализации в пространстве и особенно разрешения сложных звуковых фактур, богатых высокими частотами и обертонами, этот тонарм оказывается в состоянии извлечь максимум достоверной информации из аналоговых записей, предельно приближаясь к уровню мастер-ленты.
Позвольте мне упомянуть еще несколько записей, блестяще иллюстрирующих невероятные возможности тонарма Axiom. Надеюсь, многие читатели знакомы с первым соло-альбомом Esther Ofraim (EMI/Columbia/Horzu, SHZE 367), и многие знают, насколько по-разному звучат отельные треки с этого альбома. Но то, чего я не мог расслышать до сих пор, это насколько сильны реверберации голоса на «La Vezina Catina» и как много на этой записи тихих призвуков, когда солистка переводит дыхание или облизывает губы. На треке «Ziunionei Haderach» голос Офраим звучит буквально в лицо, чего я ранее никогда не замечал, а все мельчайшие детали и контуры прорисовываются с фантастической четкостью, даже когда голос стихает и растворяется в пространстве. Бас при этом плавно, но мощно сдвигается вправо, но гитара и скрипка остаются на своих четко очерченных локациях. А на «Leil Galil» голос звучит особенно плавно и одновременно с невероятным внутренним напряжением, которого раньше не удавалось ощутить, и сложной микродинамикой, которая внезапно проступила с небывалой доселе ясностью. Когда голос становится громче, его вибрация как бы заполняет всю комнату – именно так и должен звучать живой вокал! Я бы с удовольствуем поделился с вами впечатлениями от прослушивания и многих других записей: невероятно энергичного вокального трека Dawn Muir на треке «Poetry» альбома Brainticket (Hallelujah YZ393, 7'', IT), записанного выдающимся инженером звукозаписи Хельмутом Кольбе, и подчас до жути осязаемым джазовым винтажом типа Jazz Track by Miles Davis (Columbia CL 1268). Но намеченные на ближайшее будущее обзоры звукоснимателей дают повод вновь обратиться к тонарму Acoustical Systems Axiom, так что все это еще впереди. Этому тонарму чудесным образом удается оживить увековеченную в виниловых канавках музыку с той же ясностью, с какой эта музыка дает возможность услышать разницу в звучании тех или иных головок звукоснимателей, хотя последние в процессе воспроизведения винила играют куда менее значительную роль, чем сам тонарм. Axiom – важная веха на пути развития аналогового звуковоспроизведения.
Надежные контакты: тонарм Axiom может оснащаться любыми разъемами по выбору. Мы рекомендуем наилучший стандартный вариант с неразъемным кабелем из чистого серебра для подключения ко входу фонокорректора
Тонарм Acoustical Systems Axiom
Тип: 12-дюймовый тонарм с карданным подшипником
Свойства: инструментальные нано-подшипники, магнитная система настройки прижимной силы, минимальный скатывающий эффект, установочное расстояние 233 мм
Эффективная масса: 16 г
Аксессуары: шаблон для установки с геометрией UNI-DIN
Цвет: серебристый или черный, матовый или глянцевый
Вес: 890 г
Тонарм Acoustical Systems Axiom
Обзор
Дон Зальцман
Июнь 2020 г.
Компания Aesthetix завоевала завидную репутацию производителя элитных аудио компонентов по вменяемым ценам. Уже ранние изделия компании, а именно фонокорректор Io Phonostage и линейный предусилитель Callisto элитной серии Jupiter продемонстрировали возможности прогрессивного подхода к ламповой схемотехнике. Впоследствии эти модели неоднократно обновлялись и преумножали свой авторитет в глазах «ламповых» аудиофилов. В современной же версии Eclipse Io и Callisto заняли прочное положение на мировом рынке High End Audio. Стоимость их, конечно, подросла, но основатель компании Aesthetix и разработчик Джим Уайт по-прежнему оценивает эти модели ниже стоимости большинства их прямых конкурентов. Воодушевленная ростом популярности серии Jupiter, компания Aesthetix в 2002 году разработала еще одну, более доступную серию электроники под названием Saturn. В основном это тоже ламповая серия, хотя в некоторых ее моделях наряду с лампами применяются полупроводники. В состав серии входят фонокорректор, линейный предусилитель, интегральный усилитель, ЦАП и проигрыватель компакт-дисков. Джим Уайт продолжает усовершенствование этих моделей, часть