Чище винила не бывает
Майкл Фремер июнь 2012
Чтобы получить экземпляр этой уникальной ультразвуковой маечной машинки для винила на тест, у меня ушел целый год. Маленькая немецкая компания Audiodesksysteme Glass никак не могла справиться с объемом заказов. И из нескольких источников я слышал, что надежность этих агрегатов в начале деятельности компании была не столь высока, но теперь все проблемы решены, а также выпуск возрос до требуемых объемов.
Этот компактный агрегат может показаться высокотехнологичной автоматической версией виниловой мойки Spin Vinyl Record Washer ($ 79,95), которую я обозревал в феврале 2010 г.
Как и упомянутая мойка, Audio Desk Systeme Vinyl Cleaner (2 400 Евро) имеет емкость с раствором, которого хватает на то, чтобы очистить множество пластинок, пока не настанет время его поменять. Виниловая пластинка помещается вертикально в эту емкость, так что обрабатываются сразу обе ее стороны. Но, дабы производителя Audio Desk Systeme и дистрибьюторов этой компании не хватил удар, поспешим заверить читателя, что на этом сходства двух аппаратов заканчиваются.
Audio Desk Systeme – полный автомат и, в отличие от других моечных машин, которые я знаю, он использует ультразвук в процессе, называемом кавитацией (т.е. образование пузырьков), для чистки пластинок подобно тому, как работает ультразвуковой очиститель ювелирных украшений. Если вы когда-нибудь видели почерневшую витиеватую ювелирную поделку из серебра, которая после чистки начинает сверкать всеми своими изгибами и завитушками, вы представляете себе, как это работает.
Виниловый диск всовывается в щель Audio Desk между двумя мягкими резиновыми уплотнительными полосками. В левой части щель расширяется до емкости. Нажимаете кнопку Start, и пластинка начинает медленно крутиться. Иногда ее приходится слегка подтолкнуть. Дальше раствор из бака начинает поступать в емкость, в которую окунается диск, и четыре двусторонних барабана с микроволокнистыми валиками приближаются вплотную к диску и начинают вращаться, окатывая диск моющим раствором.
Тем временем запускается ультразвуковой конденсаторный излучатель и начинает испускать акустические волны, амплитуда которых достаточна для преодоления силы поверхностного напряжения, из-за чего раствор образует миллионы микроскопических полостей с вакуумом, которые сжимаются и взрываются, формируя тончайшие струи раствора, напор которых настолько велик, что все посторонние включения выталкиваются из канавок пластинки (опять же по аналогии с очистителем ювелирных украшений).
В результате того процесса любые загрязнения поверхности пластинки вымываются в раствор, который прокачивается через фильтр. Дальше вращение пластинки замедляется почти до нуля, и в дело вступают два мощных вентилятора, полностью высушивающие пластинку. После этого пластинка осторожно, чтобы не касаться валиков, извлекается наружу, и на этом «мокрое дело» заканчивается. Если по неосторожности пластинка все же коснется валиков, на ней останутся влажные пятна, но такое наблюдалось всего пару раз. Теперь пластинка, чистая и сухая, готова к воспроизведению. Полный цикл «стирки», индицируемый светодиодами на лицевой панели аппарата, длится шесть минут.
Конструктор машинки, Райнер Глас, утверждает, что чистящие аппараты, использующие поверхностный отсос (Nitty-Gritty, VPI, Clearaudio) или точечный отсос (Keith Monks, Loricraft), полагаются на щетки, которые часто не столько счищают, сколько загоняют грязь поглубже в канавки пластинки или размазывают ее по всей поверхности. Щетки не могут как следует справляться с задачей. К тому же из-за трения в пластинке может накапливаться статический заряд. И хотя при точечном отсосе вероятности образования статического напряжения меньше, такие устройства могут работать только с одной поверхностью, а не с двумя одновременно.
Audio Desk – самая эффективная и легкая в использовании машинка для мойки пластинок, которую я когда-либо испытывал. Я помыл в ней пластинки, которые уже были почищены вакуумным методом, но по-прежнему трещали, и после Audio Desk треск исчез.
Два конкретных примера: моя оригинальная британская печать альбома The Beatles Let It Be и мой самый ценный классический альбом, оригинальный выпуск записи Фрица Райнера с Чикагским Симфоническим оркестром, исполняющим Also Sprach Zaratustra Рихарда Штрауса (RCA Living Stereo LSC-1806). Второй диск выглядел чистым, когда я его покупал, но оказался довольно трескучим. Много раз повторявшиеся в течение десятилетий чистки с помощью различных продвинутых машинок и растворителей сделали его более тихим, но после одной лишь процедуры в Audio Desk треск исчез практически полностью. Да и сама машинка работала очень негромко.
Шестиминутная процедура мойки полностью автоматизирована и никаких сложностей для пользователя не представляет.
Я решил как следует побаловаться с чисткой пластинок и в результате за две недели отмыл 120 штук. И не нужно было стоять над аппаратом и каждый раз переворачивать пластинки, чтобы очистить другую сторону.
А теперь рассказать о недостатках? Вы ограничены количеством безалкогольной моющей жидкости Audio Desk, которая со временем портится и теряет свои, как утверждает производитель, великолепные антистатические свойства (и они на самом деле таковы). Вы растворяете 20 мл бутылочку фирменного моющего концентрата (порядка $18 за штуку или $90 за упаковку из шести штук) в галлоне дистиллированной или, что еще лучше, пропущенной через фильтр с обратно-осмотической мембраной, воды. Этого хватает как минимум на 50 пластинок, после чего приходится доливать раствор (мигающий светодиод сообщит вам, когда настанет нужный момент). Тогда приготовьте следующую порцию раствора и доливайте его по необходимости.
Микроволокнистые валики ($110 за каждый) должны заменяться после мойки очередных 500-1000 пластинок в зависимости от того, насколько грязными они были. Фильтр же должен промываться через каждые 100-200 пластинок. Одновременно сливается раствор и заливается новый.
К сожалению, ограниченный рамками данной статьи, я не имею возможности ответить на все вопросы скептиков, скажу лишь, что особо грязные, заляпанные пластинки должны быть заранее почищены. Для этого я использую такие средства, как MicroCare Premier! и Orbitrac, а также всегда держу наготове раствор энзимов для особо чумазых дисков.
Никогда до этого мойка винила не доставляла мне столько удовольствия. И демонстрационный образец машинки я в конце концов купил.
Восток – Запад
Тони Болтон Hi-Fi World Март 2012
Ламповый CD-плейер Canor VR+ из Восточной Европы, ранее известный как Elgar CD-1, напомнил о себе снова. Произведет ли он такой же фурор, как и в первый раз, решил выяснить Тони Болтон.
В февральском номере журнала Hi-Fi World за 2008 год Дэвид Прайс опубликовал свои восторженные впечатления от проигрывателя компакт-дисков CD-1, которому вскоре предстояло удостоиться премии Globbie в августовском номере журнала за тот же год. Впоследствии, в 2012 году, компания была переименована в Canor, а модель, о которой идет речь, после двух инкарнаций стала называться CD2 VR+.
В прошлой жизни осталась деревянная полированная лицевая панель, новая же выполнена из металла, обработанного пескоструйкой. Символы на дисплее хорошо видны и легко читаются даже на значительном удалении. В целом новый корпус выглядит более основательно и добротно по сравнению со старым.
Кнопки основных функций аппарата сосредоточены в центре лицевой панели рядом с логотипом, а лоток транспортного механизма находится слева. Пульт ДУ дублирует большинство кнопок лицевой панели и дает возможность регулировать яркость свечения дисплея, который также может быть полностью выключен, что дает небольшое, но все же уловимое улучшение звучания.
Внутри корпуса находится большой тороидальный сетевой трансформатор с раздельными вторичными обмотками для питания цифровой и аналоговой схем. Цифровая часть включает транспортный механизм CD Philips L120/65 и цифро-аналоговый преобразователь на чипах Burr Brown PCM1792A. В аналоговой части присутствуют пара ламповых двойных триодов 12AX7 (ECC83) по одному на канал и двойной триод 6922 (EСС88), с которого сигналы поступают на выходные разъемы. Питаются эти каскады от кенотронного выпрямителя на EZ81.
Версия VR+ использует конденсаторы Mundorf с цинковой фольгой вместо металлизированного полипропилена, который был в предыдущей версии VR, а также более тщательно отобранные лампы Electro-Harmonix российского производства.
После обычного в моей практике 48-часового прогрева я включил Canor в мою основную аудио систему и приступил к прослушиванию. Могу откровенно сказать, что это один из немногих цифровых источников, которым удалось впечатлить меня с первых же звуков. Я начал с Россини и тут же был погружен в мир позднего барокко. Стиль исполнения этой музыки проигрывателем CD2 VR+ мгновенно меня захватил отлично передаваемыми мощью и живостью оркестра.
Обычно я всегда стараюсь найти виниловую версию того, что мне понравилось на CD, поскольку подавляющее большинство CD-плейеров, которые я слушал, обнаруживали дефицит эмоциональности воспроизведения. Canor же оказался исключением, ему удавалось передать то, что не могли другие цифровые источники. Слушая его, я четко ощущал эмоциональную связь с музыкой и исполнителями.
Помимо этой подсознательно воспринимаемой «гуманизации» музыки нельзя было не заметить разнообразия текстур и тембров инструментов, представленных проигрывателем в изобилии. Я поймал себя на мысли, что раньше подобное изобилие находил лишь на священных черных пластинках – виниле. Открылась какая-то неоспоримая точность в тембрах струнных инструментов, напрочь отсутствовала сглаженность и полировка, как и крикливость, и грубость. Извлекаемый скользящим по струне смычком звук был настолько живым, что, казалось, можно не только слышать, но и видеть сам физический процесс возникновения резонанса в лакированном корпусе инструмента, и эта «наглядность» еще больше приближала меня к действию, представляя музыкантов моему мысленному взору. Масса мелких деталей обнаружилась в звучании духовых инструментов, которое показалось мне реалистичным и кардинально отличалось от обычного присущего цифровым источникам плосковатого звучания классики, которое быстро отбивает всякую охоту слушать классическую музыку. Canor проделал с классикой нечто подобное тому, что ранее удалось проигрывателю CD Leema Acoustics Antilla 2S Eco, но в несколько ином ключе. Звучание проигрывателя Canor оказалось богаче и полновеснее.
Слушая разные составы с духовыми инструментами, я наткнулся на оцифровки винтажных записей Томми Дорси на шеллачных пластинках. На большинстве CD-плейеров эти записи звучат грубовато, Canor же преподнес их так, что на первое место вышла именно музыка, а не сопутствующие звуковые атрибуты. Энергия, заключенная в этой музыке, передалась мне, почувствовался четкий ритм, захотелось не только слушать эту музыку, спокойно сидя на стуле, а подхватить ритм танца, нога начала отбивать такт. Популярная песня “Somebody Stole My Gal” была записана в Нью-Йорке в 1936 году и пережила множество каверов различных исполнителей того времени. Версия же Дорси с трубачом Максом Камински, кларнетистом Джо Диксоном и самим Дорси, который играл на тромбоне, это одна из моих самых любимых записей. И на проигрывателе Canor она прозвучала на удивление приятно. Опять же этот трек я обычно предпочитаю слушать с винила, но в данном случае ни малейшего желания перейти на с цифры винил у меня не возникло.
Переходя к более поздним мелодиям и ритмам и желая послушать что-то подинамичнее, я поставил компакт-диск Yardbirds «For Your Love» с Эриком Клэптоном на гитаре еще до его ухода из группы в Bluesbreakers Джона Майала. В гитаре Клэптона явно присутствовали искусственные искажения и прочие эффекты, благодаря которым клэптоновский инструмент сильно отличался от традиционно благозвучных гитар того времени. CD2VR+ с удовольствием смаковал эту нарочитую зернистость, упиваясь ритмом и драйвом и четко очерчивая резкие контуры драматичной блюзовой мелодики. Голоса вокалистов кучно локализовались впереди инструментов и клавесина Брайана Огера, а в составе ритм-секции гремели барабаны бонго. Все вместе это звучало мощно и живо.
Моим последним опытом стал сборник «The Secret of the Thirteen Crystal Sculls» с треками разных исполнителей в жанре психоделического транса. Последний трек с этого диска принадлежит моей любимой группе Shpongle. Он начинается с вокальных сэмплов под барабанный бой, затем вступают гитары и клавишные, наполняя микс необычными звуками. Темп постепенно нарастает, затем верх берут барабаны на фоне бурлящего безумства клавишных в басовом регистре. Этот трек – настоящий энергетический коктейль, созданный специально для того, чтобы заполнить танцпол неистово корчащейся под эту трансцендентальную музыку толпой. И Canor прекрасно передал настроение буйного транса. Звуковая сцена, буквально кишащая инструментами, тем не менее казалась достаточно просторной, и каждый отдельный инструмент хорошо «сканировался» в пространстве несмотря на постоянные и хаотичные перемещения. Звуки не смешивались и не слипались в аморфный ком.
Очень высоко я оценил способность CDVR2+ воспроизводить звуки с высокой детальностью, но не излишне подчеркнуто и при этом без сглаживания наиболее сложных звуковых сочетаний. Он честно и с достоинством воспроизводил все призвуки современных электронных инструментов, не скрывал нарочитой жесткости электрогитар, а на классической музыке проявлял благородство и такт, благодаря которым прослушивание цифровых записей классики дарило настоящее удовольствие.
Как я уже говорил, мне очень импонирует пышность и полнотелость звучания CDVR2+, которые, однако, ни в коем случае не казались гипертрофированными. Чувство меры у проигрывателя есть. Обычно я предпочитаю аналоговые источники по ряду причин, одна из которых – способность адекватно отображать роль исполнителя в процессе создания музыки. Нечасто мне попадалась цифровая аудио техника, достаточно эффективная в этом плане. Одним из удачных примеров таковой техники является CD-плейер Antilla, упомянутый мной выше. Проигрывателю Canor CD2VR+ также удалось войти в этот «закрытый клуб» по-настоящему музыкально звучащих цифровых источников.
Очень многие из проигрывателей компакт-дисков, которые мне довелось слышать, звучали весьма «правильно», но, похоже, скорее с формально-технической точки зрения: их звучание отдавало эмоциональной бедностью, что ни в коей мере не относится к CDVR2+. С ним я без труда погружался в эмоциональное содержание прослушиваемого музыкального материала. Кроме этого, CDVR2+ слегка превосходил другие похожие модели проигрывателей CD по пространственным впечатлениям от создаваемого перед колонками звукового поля и по локализации инструментов. Звуковая сцена казалась достаточно широкой и, без сомнения, обладала значительной глубиной. Симфонический оркестр занимал территорию, как и положено, в виде подковы, а не казался выстроенным в тонкую линию.
Должен сказать, что я весьма впечатлен этим аппаратом. Не буду утверждать, что он звучит полностью как настоящий аналоговый источник, поскольку я уверен, что так не может звучать вообще ни одно цифровое устройство. Но этот проигрыватель, без сомнения, относится к наиболее музыкальным из тех, которые я когда-либо слышал и которые позволили мне прослушать мою коллекцию компакт-дисков с гораздо большим удовольствием, чем в случае с другими похожими аппаратами. Посему могу порекомендовать его без малейшей тени сомнения.
Испытательный тракт:
Референсный цифровой источник: Leema Acoustics Antilla 2S Eco
Усилитель: Leema Acoustics Tuscana II
Акустические системы: Chario Ursa Major
Музыкальный материал:
Rossini «Favorite Overtures»
Giuliani / Philarmonia Orchestra EMI Rec. HMV 7 67802 2 1993
The Tommy Dorsey Orchestra
«Featuring the Clambake Seven»
Archives of Jazz 3801262 1993
The Yardbirds «The Very Best of the Yardbirds»
Music Club MCCD 023 1991
Various Artists «The Secret of the Thirteen Crystal Sculls»
Tip World Records TIPWCD26 2002
Вердикт:
Музыкально когерентный и певучий ламповый CD-плейер из Словакии с прекрасным звучанием.
ЗА:
- глубокое, полнотелое звучание
- шелковистый верх
- высокая детальность
- хорошее чувство ритма и четкая атака
ПРОТИВ:
- медленный старт при включении
Измеренные характеристики
Частотная характеристика ровная до 21 кГц настолько, насколько возможно для проигрывателей CD (некоторые из них имеют спад на высоких частотах). На низких частотах Canor CD2VR+ имеет небольшой подъем, чем, возможно, объясняется полнотелость его звучания.
Искажения очень низкие, как и у других CD-плейеров с ламповым выходом. Обычно на высоких уровнях сигнала преобладает вторая гармоника, у Canor CD2VR+ ее уровень при выходном сигнале 0 дБ был не выше 0,0006%. На сигнале -60 дБ уровень второй гармоники возрастал до 0,2%, что типично для проигрывателей CD.
Уровень шумов составлял -113 дБ при динамическом диапазоне 98 дБ. Максимальный уровень выходного сигнала равен 2,9 В.
Использованные в схеме Canor CD2VR+ лампы не оказывают решающего влияния на формальные результаты измерений, в то время как у большинства подобных аппаратов с ламповым выходом характеристики оказываются хуже. Это свидетельствует о том, что Canor CD2VR+ – удачная инженерная разработка.
Частотный диапазон (-1 дБ): 2 Гц – 21 кГц
Нелинейные искажения: 0,0006% @ 0 дБ
0,0008% @ -6 дБ
0,2% @ -60 дБ
2,1% @ -80 дБ
Разделение по каналам: 112 дБ
Уровень шумов: -113 дБ
Динамический диапазон: 98 дБ
Напряжение выходного сигнала при 0 дБ: 2,9 В