MC-головка X-Quisite CA
Сентябрь 2020 г.
Перевод на русский. Оригинал: https://www.monoandstereo.com/2020/09/x-quisite-ca-mc-cartridge-review.html
Миха Хубер известен благодаря выдающимся достижениям в области аналогового аудио, которые продемонстрировали его аутентичный минималистический подход в конкретных моделях проигрывателей винила и уникальных двухтрубочных тонармов. Сегодня он продолжает развитие своих аналоговых концепций в новых изделиях, производимых недавно созданной им компанией. Хубер – перфекционист по натуре, что четко видно по любым его творениям, и последнее из них, а именно звукосниматели X-Quisite, не является исключением.
Первый же беглый взгляд на элегантный корпус звукоснимателя филигранно выполненной формы сам по себе вызывает экстаз. Но великолепная внешняя оболочка – это всего лишь прелюдия к настоящему аудиофильскому восторгу, который ждет вас впереди, когда вы узнаете о том, что скрыто внутри – катушки с низким сопротивлением на патентованной керамической оправке, формирующие генератор сигнала нового типа, который позволяет вывести аналоговое звуковоспроизведение на существенно более высокий уровень.
Эти миниатюрные изделия ручной работы, ориентированные на высочайшие технические характеристики и выдающиеся достижения в звучании, содержат в своем составе катушки из сверхчистой меди в корпусе из многослойного алюминиево-древесного сэндвича.
Причем каждый экземпляр ручной сборки калибруется персонально Михой Хубером. Настоящее швейцарское качество в лучшем его проявлении!
ИСТОРИЯ ВОПРОСА
В процессе работы над дальнейшим совершенствованием МС-головок EMT и других брендов традиционной технологии подвижных катушек Миха Хубер обнаружил, что существует возможность кардинально повысить разрешение, сделав ставку на жесткость иглодержателя. И действтельно, ему это удалость, но при этом звучание первых прототипов оказалось несколько жестковатым, поэтому для компенсации жесткости звука при сохранении высокого разрешения Хуберу пришлось пойти на дополнительные меры.
Детальный анализ подтвердил актуальность таких мер, выявив причину: микроскопические размеры контактов иглодержателя с прочими элементами механической подвижной системы могут служить причиной возникновения искажений.
Существуют традиционные методы смещения спектра этих искажений в область частот, где они становятся практически незаметны, но Хубер, который хорошо знал все про и контра таких методов, в конце концов решил полностью избавиться от всех механических контактов, исключив таким образом проблему в корне.
Обсуждения этой темы с лучшими специалистами по звукоснимателям лишь укрепили его в своей правоте.
Но путь от идеи до первого прототипа занял целых пять лет, поскольку изготовить такой преобразователь в реальности оказалось очень непростым делом.
ТЕХНОЛОГИЯ X-QUISITE
Традиционный преобразователь с алюминиевым иглодержателем
Алмазная игла находится на конце иглодержателя из алюминия. Поскольку алюминий сравнительно мягкий материал, в процессе считывания динамичных фрагментов записи возникают деформации иглодержателя и, как следствие, искажения сигнала. Более того, в точке крепления хвостовика иглодержателя к оправке катушек из-за эффекта рычага динамическая нагрузка оказывается максимальной, вследствие чего передача колебаний без потерь становится невозможной.
Преобразователь класса High End с иглодержателем из бора или сапфира
Иглодержатель полностью или частично выполняется из бора, сапфира или даже алмаза. При этом собственные деформации иглодержателя минимизируются. Но точка крепления хвостовика иглодержателя к оправке катушек начинает испытывать еще большие нагрузки, ухудшая передачу колебаний генератору сигнала.
Преобразователь X-Quisite по патентованной технологии керамического монолита
Иглодержатель и оправка катушек выполнены из единого куска сверхжесткой керамики. Соответственно точка перехода между иглодержателем и оправкой катушек, подвергающаяся максимальным нагрузкам, попросту отсутствует, и колебания от алмазной иглы передаются на катушки абсолютно без потерь. Благодаря этому технология W-Quisite позволяет получить предельно высокое разрешение в деталях и одновременно максимально естественное звучание.
КОНСТРУКЦИЯ X-QUISITE
Корпус
Корпус головки вытачивается из массивного блока материала, свойства которого тщательно подобраны под характеристики каждой модели. Слои из древесины в составе этого материала оптимизируют резонансные свойства в области контакта головки с тонармом.
Структура
Конструкция механо-электрического преобразователя X-Quisite, в которой отсутствует стальной магнитопровод, требует наличия мощного магнитного поля для получения достаточного уровня сигнала на выходе. Эксперименты с многочисленными прототипами и их прослушивание позволили найти оптимальное окончательное решение: комбинированный магнит из неодима и армко (технически чистое железо с содержанием примесей не более 0,08-0,1%, включая 0,02% углерода). Магнит имеет специальную форму, снижающую потери на вихревые токи практически до нуля. Генератор сигнала монтируется на алюминиевой основе, которая обеспечивает предельно беспрепятственную передачу энергии вибраций между тонармом и преобразователем.
Преобразователь-моноблок
Путем комбинирования различных современных производственных приемов коллектив X-Quisite разработал методы изготовления крошечных керамических деталей, идеально соответствующих специфическим требованиям. Исключительная прочность и жесткость конструкции моноблока достигнута благодаря частично полому иглодержателю с восьмигранным поперечным сечением.
Алмазная игла
Игла заточки Mivro-Ridge вставляется в поперечное отверстие на конце иглодержателя и фиксируется тончайшим слоем специального клея. Подвижная масса в 0,8 мг может считаться рекордно малой для МС.
Катушки
Материал провода катушек – медь, серебро или золото чистейшей пробы – во многом определяет характер звучания различных моделей головок X-Quisite. Особая технология намотки катушек адаптирована под особенности керамической оправки.
МУЗЫКА
Прогрев головки X-Quisite длился несколько меньше обычных 150 часов, после чего все характеристики звукоснимателя стабилизируются. Эта головка, выполненная с инженерной виртуозностью, разыгрывалась без значительных изменений в звучании, хотя ее музыкальность и характерные особенности звукового почерка от часа к часу становились все более явными.
Многие энтузиасты аналогового звука используют разные головки для воспроизведения музыки разных жанров. Их навороченные проигрыватели несут по нескольку тонармов, и не только для того, чтобы отдельно проигрывать стерео и моно пластинки, но и с целью учесть жанровые предпочтения музыки для каждого звукоснимателя.
МС-головки X-Quisite CA из другой оперы. Они относятся к категории тех редких универсальных звукоснимателей, которые способны воспроизводить музыку любых жанров одинаково хорошо, не допуская каких-либо компромиссов. Это означает, что они не навязывают звучанию музыки собственного оттенка.
Как насчет того, чтобы послушать Дина Мартина? 200-граммовый винил на 45 оборотов Dream With Dean – The Intimate Dean Martin (AAPP 076-45) на Analog Productions, запись с аналоговой магнитной ленты, мастеринг Райана Смита на студии Sterling Sound, пресс Quality Record.
В плане достоверности этот винил адресован как аудиофилам, так и меломанам в одинаковой степени. Возможно, сама музыка может быть отнесена к легкому жанру, но он ярко демонстрирует, насколько хорошо может быть записан голос и каким замечательным певцом был Дин Мартин.
С помощью этой пластинки слушатель может понять звуковой почерк своей системы и, в нашем случае, звукоснимателя. Это особый тестовый материал, на котором головки класса High End Audio раскрывают свою истинную сущность вне зависимости от стоимости.
Если достоверность звучания и эффект присутствия артиста можно оценивать какой-нибудь N-ой степенью, то этот конкретный альбом отличается поистине запредельной непосредственностью.
Я был поражен, насколько хорошо X-Quisite передает громкостную нюансировку вокала Мартина. Многие другие головки воспроизводят его грубоватую и расслабленную манеру пения на нижней границе достоверности. А головка X-Quisite бесконечно далека от этого. Она оживляет пение Мартина при полном отсутствии фальшивого приукрашивания и без урезания формант, часто характерного даже для намного более дорогих головок.
МС-головка X-Quisite CA обладает замечательной способностью передавать оттенки звуковой палитры без ущерба разрешению, что отлично проявляется на Forever Changes, третьем студийном альбоме американской психоделической рок-группы Love.
Для многих Forever Changes является одним из величайших альбомов, когда-либо записанных и вошедших в экспозицию Зала Славы Grammy в 2008 году. Он получил рейтинг 40-го из 500 величайших альбомов всех времен в списке журнала Rolling Stone за 2003 год.
Эта запись культовой американской группы психоделического рока впервые вышла на лейбле Elektra Records в 1967 году. И стерео-версия этой записи отличается обычной для этого периода сценой, в которой большинство инструментов максимально смещены на правый и левый фланги.
Все песни на этом диске великолепно аранжированы, хотя лично мне больше всего нравятся «Old Man», «The Red Telephone» и «Maybe the People Would Be the Times or Between Clark and Hilldale». На этих треках голоса в середине сцены сопровождаются духовыми и гитарой. И это накладывает дополнительную «нагрузку» на головку с учетом фоновой гитары и ударных.
Когда аналоговый источник недостаточно тщательно настроен и звукосниматель не совсем точно считывает канавку, музыка становится скомканной, не такой вовлекающей, звук грубеет, а эмоциональный посыл слушателю исчезает.
Основываясь на разрешении, которым обладает X-Quisite, я ожидал некоторой подчеркнутости высоких частот, которая стала бы доминантой в восприятии звучания. Но головка CA продемонстрировала выдающуюся способность чтения и воспроизведения информации в плане фундаментальных атрибутов звучания, определяющих целостность и достоверность восприятии музыки.
Медные духовые предъявляют аудио системе достаточно серьезные требования. И не только в цифровом аудио, но также и в аналоговом. Медные духовые имеют отношение не только к классической и оркестровой музыкой. Воспроизведение любых записей медных духовых вне зависимости от жанра музыки представляет собой настоящее испытание и трудно выполнимую задачу. Это в первую очередь относится к атаке звука и тембрам.
Головка X-Quisite CA создавалась и доводилась с учетом именно этих соображений, и эта головка дает возможность медным духовым выделяться из общего ансамбля со свойственной им натуральной шероховатостью, вызывая у слушателя полное ощущение реальности происходящего на сцене.
То же верно и в отношении динамики звучания гитары, сопровождающей вокал. С X-Quisite CA гитара нисколько не теряет в экспрессии и тональном балансе. Более того, ни медные духовые, ни гитара не забивают энергетический приоритет вокала.
Это одно из главных достоинств X-Quisite CA, которое ставит ее на особый уровень.
В основе того, что мы называем безупречной передачей звуковой сцены, лежит априорно корректная фиксация звука. Звукоинженер имеет возможность либо позволить инструментам свободно парить в пространстве, либо воздействовать на их спектр путем корректного использования эквалайзера.
Следующая и последняя стадия – воспроизведение таких записей, обладающих высоким потенциалом. Когда головка считывает информацию, закодированную в канавках, она может кардинально обесцветить звучание, изменив многие характеристики сигнала. И настоящее искусство записи и воспроизведения звука состоит в том, чтобы сохранить фундаментальные атрибуты звука в их изначальном масштабе.
На записи Forever Changes головка X-Quisite CA полностью доказала свою состоятельность и то, что она не является простой суммой собственных составных элементов. Она ни разу не показала узости охвата жанрового разнообразия музыки. Ей прекрасно удается воссоздать весь комплекс важнейших звуковых атрибутов в его изначальных пропорциях.
На записи Marlboro Summer Music Festival 1960 года отлично передается атмосфера этого уникального музыкального события с участием Рудольфа Серкина в окружении ансамбля вокалистов, исполняющих Шуберта и Брамса. Великолепное исполнение. Радостное, свободное и необычайно вдохновенное.
Головка X-Quisite CA оживила голоса солистки Бениты Валенте и других вокалистов без малейшего намека на резкость сибилянтов. Индивидуальность каждого голоса и вместе с тем объединение их в общем хоре передаются с впечатляющим реализмом, как и чувство ритма, легкость и непринужденность без нарочитого форсирования или, напротив, налета флегматичности.
В процессе прослушиваний X-Quisite я также не мог не отметить исключительно высокий уровень эшелонирования сцены и локализации подвижных источников звука в ее пределах. Отдельные голоса мгновенно вспыхивали, как огоньки, и не накладывались друг на друга в пространстве.
Представление горизонтального панорамирования сцены X-Quisite приобретает дополнительную устойчивость благодаря фиксации большего количества «опорных точек» пространства, чем обычно. Недостаток необходимой агрегации источников звука укорачивает послезвучия и смазывает ритм, искажая восприятие музыки и понижая степень реалистичности звучания.
В противоположность этому звукосниматель X-Quisite верно оценивает расстояние между источниками звука в пространстве и их локализацию. Он обеспечивает выдающуюся голографию сцены и подчеркивает разнообразие ее компонентов при отсутствии эффекта атомизации музыки как таковой.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Назвав звукосниматель X-Quisite новым веянием, мы не погрешим против истины. Расширение бизнеса Михи Хубера, в портфолио которого уже имеются успешные проекты по тонармам и проигрывателям винила, в направлении производства головок представляется вполне естественным прогрессом. Осваивание производства EMT, прочный технический фундамент и сотрудничество с лучшими экспертами, принимавшими участие в производстве Thales, делают этот шаг еще более логичным.
На протяжении многих лет Миха Хубер не раз демонстрировал редкую для любой области скрупулезность и техническую экспертизу исключительно высокого уровня.
На перенасыщенном рынке звукоснимателей класса High End, где цены на топовые модели с легкостью преодолевают планку в 15 килобаксов, весьма непросто найти нишу для нового участника. А чтобы создать нечто исключительное, требуется очень много усилий, знаний, исследований и разработок, не говоря уже о серьезном финансировании.
Но Миха Хубер со всеми его прорывными проектами не следует общепринятым критериям и представлениям. Его намерения и возможности подняться над уже достигнутым уровнем и освоить неисследованные ранее области уже нашли свое отражение в изделиях, в основу которых положены нетривиальные инженерные решения. И не только с точки зрения техники и механики. Эти экстравагантные изделия имеют свой выраженный звуковой почерк.
Точно так же МС-звукосниматель Хубера X-Quisite CA – не просто еще одна МС-головка категории дежавю. Это изделие, появившееся в результате детальных исследований и представляющее собой высокую ценность благодаря выдающимся механическим свойствам и, главное, роли генератора ярких эмоций слушателя.
От трека к треку, от альбома к альбому головка X-Quisite CA неизменно представала аналоговым шедевром, способным открыть новые просторы и неизведанные ранее области аналогового царства. X-Quisite CA слой за слоем препарирует звуковое пространство на гораздо более высоком уровне, чем тот, к которому мы привыкли, и раскрывает такие тонкие нюансы, о которых я раньше не мог и догадываться.
Способность МС-головки X-Quisite оперировать беспрецедентно высокой плотностью информации позволяет достичь такого уровня разрешения, микро- и мкродинамики в верхней части звукового диапазона, который позволяет ей легко соперничать с гораздо более дорогими моделями.
В сочетании с выдающимся фонокорректором в составе предварительного усилителя darTZeel NHB-18NS головка X-Quisite CA показала исключительно низкий уровень шума. Карта фонокорректора в NHB-18NS была разработана с нуля как бескомпромиссная усилительная ступень, и она прекрасно работает с МС-головками типа X-Quisite, обладающими низком уровнем выхода, который в данном случае составляет 0,3 мВ.
В партнерстве с предусилителем darTZeel NHB-18NS головка X-Quisite CA вытащила наружу огромное количество ранее скрытых деталей. Музыка лилась свободным потоком, и при этом звучание было намного более деликатным, чем ему по логике должно было быть «позволено» при такой цене.
Самое важно, возможно, заключается в том, что X-Quisite CA работает таком высоком уровне разрешения, на котором передача сигнала становится по-настоящему непрерывным. Чем сложнее пассажи, насыщенные музыкальной информацией, тем выигрышнее они воспроизводятся. Но, тем не менее, эти атрибуты сами по себе еще не гарантируют верности фундаментального гармонического наполнения. Именно по этой причине многие современные изделия High End Audio, обладающие впечатляющими объективными параметрами, оказываются неспособными достоверно воспроизвести спектр гармоник.
В отличие от них звукосниматель X-Quisite CA демонстрирует прозрачность, разрешение, гармоническую достоверность и, прежде всего, корректное представление тонального баланса и оттенков тембра. Редкое сочетание столь важных качеств!
Головка X-Quisite CA может с успехом служить источником сигнала в составе сложного аналогового комплекса. Многие звукосниматели высшего класса просто подчеркивают наиболее явные черты звукового почерка. Они позволяют вам лишь заглянуть через иллюминатор в космическое пространство музыки. Но они не могут провести вас через шлюз и выпустить наружу, открыв перед вами райские врата. А звукосниматель CA может не только пройти через них, но и оглянуться назад, позвав за собой слушателя, с которым он коммуницирует на языке эмоциональных символов высшего порядка.
Многие аудиофилы не любят сравнивать изделий High End Audio с элитарными часами. Но... Виниловые звукосниматели так или иначе принадлежат к категории микромеханических устройств, которые, несмотря на массу формальных отличий от изделий часовой индустрии, фактически используют множество ноу-хау, заимствованных именно из часового производства.
Я много лет изучал различные звукосниматели, разглядывая их через лупу. Многие из них приходилось разбирать по частям для замены иглы или ремонта, и поэтому смело могу согласиться с сомнениями по поводу принадлежности многих головок к категории тонкой работы после того, что я смог рассмотреть под увеличительным стеклом...
Но Хубер здесь ни при чем. Он не делает громких заявлений. Вместо этого он выводит тщательно продуманные идеи в практическую область. Подобно тонармам Thales, звукосниматель X-Quisite CA наследует многое из технологических приемов швейцарских часовых мастеров, которые находятся на грани искусства.
Подобно другим проектам Хубера, X-Quisite CA является иллюстрацией того, как много может дать инженерное искусство, удачно реализованное на практике.
Не все элементы конструкции, ассоциируемые с высоким искусством элитарной часовой индустрии, скрыты внутри корпуса. Одного взгляда на звукосниматель X-Quisite CA достаточно, чтобы понять, что мы имеем дело с выдающимся изделием, о чем говорит и стильный контейнер из орехового массива, эстетически безупречно согласованный с формой корпуса головки.
На рынке полно разных головок с умопомрачительной внешностью, выполненных с применением экзотических материалов, использующих яркие цветовые решения и эзотерические конструктивные решения, подчас весьма экстраординарные. Но в реальности не все гламурное и броское гарантирует выдающиеся достижения в качестве звука. И в этом кроется причина появления огромного количества дорогих звукоснимателей на постоянно меняющемся рынке. X-Quisite CA стоит особняком от этих моделей, гармонично сочетая внешний лоск с безупречностью внутреннего содержимого, в связи с чем этот звукосниматель является поистине образцовым изделием, действительно обладающем истинными ценностями High End Audio и с лихвой оправдывающим свою цену великолепием звучания. Во многих аспектах этот звукосниматель значительно превосходит даже самые оптимистичные ожидания, связанные с его ценой.
Головка X-Quisite подтверждает свое название (exquisite в переводе значит «изысканный»). Это инновационное изделие ручной работы перфекциониста, звукосниматель класса High End высочайшего качества, открывающий новые перспективы воспроизведения музыки средствами аналогового аудио и демонстрирующий новые шаги в постижении тайн загадочного мира виниловых канавок.
В сравнении со схожими по цене моделями этот звукосниматель по своим звуковым свойствам намного опережает любых конкурентов.
И поэтому мне остается лишь от всего сердца поздравить Миху Хубера с присужденной ему наградой Mono & Stereo Upper Echelon Product Award за его МС-звукосниматель X-Quisite.
- Матеш Айзек
ТЕХНИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ
- Материал иглодержателя и оправки катушек: Монолитная керамика, патентованная конструкция
- Катушки: Чистая медь 4N
- Заточка иглы: Micro Ridge
- Магнит: Неодим-Армко, пониженный уровень вихревых токов
- Материал корпуса: древесно-алюминиевый сэндвич
- Разъем: ½'' 4-контактный, позолотf
- VTA: 20°
- Вес: 14,8 г
- Прижимная сила: 1,9 - 2,1 г
- Уровень выхода: 0,3 мА @ 5 см/с
- Податливость: 12 µм/мN
- Частотный диапазон: 20 - 30000 Гц
- Искажения: не более 0,2%
- Импеданс: 2 х 24 Ом
- Рекомендованная нагрузка: 400 - 800 Ом
- Производитель: HiFiction AG, Швейцария