Чем проще, тем сложнее
Визит на HiFiction AG, компанию-производитель тонармов и виниловых проигрывателей Thales
Рой Грегори I 21 июня 2017 г.
В мире, где ценятся простые решение и где минимализм считается залогом качества, где одноопорные тонармы и однотактные усилители продолжают существовать в том числе и потому, что благодаря простоте их конструкции сложно сделать их совсем плохими (даже притом, что сделать их очень хорошими не менее сложно), назвать что-то более интригующим, сложным, остроумным и замороченным, чем тонарм Thales Simplicity II, было бы по крайней мере странно.
Непросто с первого взгляда вникнуть в то, как работает этот тонарм, чудо миниатюрной точной механики со всеми его многочисленными деталями и узлами. Да и со второго вряд ли у кого-то может возникнуть исчерпывающее понимание вопроса. Если вас привлекают изделия аналогового аудио точной швейцарской сборки и вы признаете авторитет производителей лучших ручных часов в мире, можете смело остановить свои поиски на Thales Simplicity II. Конечно, никакого открытия в том, что швейцарские тонармы всегда считались исключительно прецизионными, мы здесь не сделаем, достаточно вспомнить хотя бы о тонармах Breuer Dynamic, возможно, наиболее элегантных изделиях данного типа.
Но все же в тонармах Thales есть нечто особенное, и это не только необычное название бренда. Карьера Михи Хубера, автора изделий Thales, не менее необычна: он изучал теорию музыки в частной академии и учился на инженера-проектировщика в университете прикладных наук, а по окончании учебы занимался разработками и моделированием ручных часов. Как и многие другие до него, он был страстным любителем техники Hi-Fi с раннего детства, но пришел непосредственно в эту сферу почти что случайно, когда решил сделать свой тонарм чисто с целью удовлетворить свое любопытство, когда ему в голову пришла идея поворотного тонарма с коррекцией тангенциальной ошибки.
Но только внимательно посмотрев на тонарм Thales Original, вы начнете понимать, почему модель, унаследовавшая его принцип, называется Simplicity (простота). Так или иначе (что, может, и неудивительно), 10 лет назад он привлек к себе внимание определенного числа потенциальных клиентов, достаточного для основания компании HiFiction AG, которая затем оформилась в полноценного производителя и проектировщика точной механики в области медицинского оборудования. Несомненно, первое, что бросается в глаза, это трепетное отношение Хубера и его компании к документации и производственному процессу. Как и в отношении тонармов, понятие простоты здесь в равной степени относится и к производственным процессам, которые должны быть настолько простыми, чтобы не допустить ошибок, но не более того.
Ключевую роль в проектировании точной механики играет качество чертежей, на которых отображаются все детали и приемы сборки. Чертежи Хубера не просто технически грамотны, они сами по себе есть произведение искусства. Взгляните на аксонометрию приводного механизма проигрывателя TTT с двумя маховиками, встроенными в на удивление малогабаритный блок мотора, включающий собственную пружинную подвеску, и вы без труда поймете, почему подробные схемы и исчерпывающие инструкции столь необходимы. Ведь когда хирургу нужно срастить сломанную кость с помощью шин и шурупов, для этого ему требуется нечто более совершенное, чем обычная дрель из магазина инструментов. И это еще одно направление HiFiction AG – производство точных медицинских инструментов, соответствующих специфическим требованиям, включая возможность обработки в автоклаве.
Изучая этот привод во всех подробностях его конструкции и приемов сборки, удивляешься количеству крошечных деталей, каждая из которых тщательно продумана и выточена с поразительной точностью и которые образуют сложный механизм, удивительно компактный и безупречно слаженный в работе. Пожалуй, именно этот привод и есть лучшая иллюстрация того, что представляет собой бренд Thales и какими возможностями обладает компания HiFiction AG.
На данный момент компания предлагает четыре основных изделия: упомянутый выше тонарм Simplicity II (10 000 CHF), проигрыватель винила TTT-Compact II (14 400 CHF), более простой и доступный тонарм Easy (6 120 CHF) и проигрыватель TTT-Slim (8 280 CHF). Помимо этого есть еще пневматическая демпфирующая платформа для виниловых проигрывателей, а также провода для тонармов и разъемы – вот и весь ассортимент. Весьма скромная линейка моделей с оправданными ценовыми различиями.
Как и в случае с тонармом Original, конструкция моделей Simplicity II и Easy включает шарнирное крепление шелла для коррекции тангенциальной ошибки, хотя определенные различия в деталях имеют место. Внимательно взглянув на тонарм Simplicity II, можно заметить, что две его трубки имеют независимую шарнирную подвеску в горизонтальной плоскости наряду с общим вертикальным карданом. По мере продвижения шелла от края диска к его центру дифференциальные шарниры на концах трубок поворачиваются, компенсируя тангенциальную ошибку и снижая погрешность угла следования иглы до 0,006 градусов. Такая сложная система с несколькими шарнирами предполагает сверхнизкие допуски и высочайшую точность сборки, чтобы не вносить механических потерь, как и отсутствие резонансов. Возьмите в руки тонарм Simplicity II, и вы ощутите необыкновенную плавность и податливость движений. Символ «II» в названии модели означает применение полностью свободных от эффекта залипания подшипников, крошечные оси которых вытачиваются и полируются под бочкообразный профиль, исключающий угловое трение (такое же решение имеет место у моховиков приводного механизма проигрывателя TTT-Compact II).
Это типичный пример того, насколько далеко может зайти Хубер в стремлении обеспечить соответствие конечного продукта лежащей в основе его конструкции идее. Характерным для его тонармов элементом является также независимый шелл звукоснимателя, съемный фиксатор, который вставляется в прецизионный зажим при установке и выравнивании звукоснимателя до того, как шелл монтируется на конце тонарма. Выглядит он как ромбовидная пластина между тонармом и головкой: остроумно, просто и практично.
Тонарм, состоящий из такого большого количества подвижных элементов, как Simplicity II, по определению сложен в производстве и дорог. Другая модель, Easy, отличается менее сложной конструкцией, напоминающей известную модель из прошлого Garrard Zero 100, и там постоянный угол шелла по отношении к трубке, с которой он имеет шарнирный контакт, обеспечивается с помощью одиночной спицы. При этом погрешность угла следования иглы не превышает 0,4 градуса, а максимальное отклонение шелла составляет всего лишь 12 градусов, что значительно меньше, чем у обычных 9-дюймовых тонармов, и позволяет уменьшить прижимную силу. Обращает на себя внимание и элегантный внешний вид Easy, черта дизайна, свойственная также обеим моделям проигрывателей Thales.
TTT-Compact, представляющий собой модификацию самой первой вертушки Thales, имеет композитный диск умеренной массы с алюминиевой окантовкой , опирающийся на традиционный вертикальный подшипник и приводимый в движение электродвигателем постоянного тока с батарейным питанием. Качество обработки вала подшипника, как и алюминиевой окантовки диска, указывает на цель, которую преследовал автор: никаких шумов и вибраций. Пружинная подвеска моторного блока стабилизирует натяжение короткого пассика, что в совокупности с питанием от аккумулятора объясняет то, как удалось получить чрезвычайно низкий уровень шумов, который несложно оценить при первом же прослушивании.
Подобно тому как Easy представляет собой упрощенную, но отнюдь не компромиссную версию флагманской модели, TTT-Slim использует диск и батарейное питание, как у Compact II, но в сочетании с менее сложным моторным блоком и более традиционным вариантом пассикового привода, хотя пружинная подвеска сохраняется и здесь для предотвращения торсионных нагрузок. Слегка менее массивное шасси, более простые переключатели наряду с уменьшенным числом деталей (со 170 у Simplicity II до 70 у Easy) объясняет 50%-ю разницу в их цене, но все же высокий уровень разработок и реализации соответствует таковому в топовых моделях, свидетельствуя о том, что мы имеем дело с хорошо продуманным упрощением конструкции дорогой вертушки, а не с примитивизацией, направленной единственно на снижение затрат в ущерб качеству.
Любопытно, что когда дело доходит до прослушивания, кажется вполне естественным, что система Михи Хубера должна отражает характер и опыт самого автора. Несколько смущает внешняя скромность и, по понятиям High End Audio, умеренность в габаритах по сравнению с изделиями других производителей, но совсем скоро становится понятно, что система из компонентов отнюдь не кричащей внешности тщательно сконструирована, выверена и сбалансирована, и звучит она точно, деликатно, детально и чисто, что свойственно изделиям Thales в целом. Миха Хубер учился игре на флейте и всегда тяготел к движению возрождения аутентичных инструментов, которое возникло в определенный период времени. Деликатные звуки таких инструментов с альтернативной настройкой без труда оживают в его исключительно виниловой системе, которая устанавливает новые стандарты в концептуальном хайэнд-минимализме.
Неудивительно, что источником в данной системе служит проигрыватель TTT-Compact II с тонармом Simplicity II, на который установлена флагманская на данный момент, но при этом относительно скромная по цене (5 060 Евро) головка EMT JSD P6. В систему входят также компоненты редкого и легендарного швейцарского бренда Holborne. Эти гибридные устройства производятся очень малыми тиражами от случая к случаю. Конструкция линейного предусилителя и усилителя мощности до сих пор заявляются как «находящиеся в стадии разработки». Помимо селектора входов (который в данной системе не нужен), тут присутствует только регулятор громкости, сводя таким образом систему к предельному минимализму. И проигрыватель, и прочая электроника покоятся на пневматических виброизолирующих платформах Levi-Base (2 880 CHF каждая), а те, в свою очередь, лежат на двух массивных выточенных из МДФ плитах, разделенных тщательно подогнанной велосипедной рамой, невидимой постороннему взору, поскольку плиты утоплены внутрь несущей стойки, отвечающей за внешний декор.
Возможно, самой интересной и необычной частью этой полностью швейцарской системы являются колонки – компактные двухполосные АС Pawel Acoustics Electra (15 000 CHF / пара), высоко ценимая модель, больше известная в своей изначальной версии как Ensemble PA1. Эти колонки имеют хорошую репутацию благодаря высокому разрешению, когерентности и прозрачности. В версии Electra они утратили покрытие рояльным лаком и необычный комплект динамиков, включая НЧ/СЧ-излучатель с диффузором из алюминиевой фольги и пассивный радиатор, который раньше занимал все пространство задней панели, но эти изменения произошли по причине значительных улучшений конструкции как фронтальных, так и тыловых излучателей. Форма корпусов осталась прежней, как и материал (фанера), не изменилось и звучание – яркое, живое и выразительное.
Находящиеся в конце тракта с источником Thales / EMT и электроникой Holborne колонки Pawel буквально растворились в своем собственном звуке, натуральном, свободном и завлекающем. Особенно впечатлили звуки, планы и текстура инструментов на музыке барокко, льющейся легко и свободно. Но главное в этой системе, установленной в ограниченном пространстве, является та естественность, с которой она воспроизводила музыку, восстанавливая исходную акустику, прорисовывая инструменты и голоса, не ограниченные физическими пределами помещения. Натуральность восприятия ритма, модуляций, течения музыкальной мысли и фразировки являются весомым аргументов в пользу верности подхода Thales к способу минимизации ошибки угла следования иглы, позволяющему сочетать лучшие качества тангенциальных тонармов с преимуществами поворотных, к числу которых относятся точность передачи динамических контрастов и ритмическая полновесность. Если честно, эту систему можно перегрузить мощным роком или поп-музыкой, для которых данная система не была предназначена изначально. Но даже на сложных оркестровых записях система сохраняла прозрачность и когерентность за исключением разве что самых громких моментов. А уж любимый репертуар Хубера, классика и барокко, звучал безупречно.
Исключительно приятное утреннее прослушивание навело меня на размышления, насколько впечатляющими могли оказаться тонармы и проигрыватели Thales в более массивных системах, в которых динамика и пространственные характеристики звука могли бы получить дальнейшее развитие. Система Михи Хубера представляет собой систему ближнего поля, полностью реализующую преимущества скоростных и точных колонок в сочетании с удачно подобранным усилением. Как и любая другая, эта система должна гармонично вписываться в помещение, в котором ей предстоит работать, и чтобы добиться максимума возможного с учетом личных предпочтений в музыкальном репертуаре, потребуется большая сноровка.
Но кроме наслаждения от музыки, которое я получил в процессе знакомства с данной системой, мне четко запомнилось ощущение плавности движений Simplicity II. Каждый раз, меняя пластинку, я не мог не восхититься в очередной раз точностью и свободой этих движений. Своей музыкальностью эта система во многом обязана источнику, и потому этот визит пробудил во мне живой интерес и желание поближе познакомиться со всеми изделиями Thales, которые воплощают изящество виртуозно реализованной инженерной мысли.