ПОЕЗДКА В ШВЕЙЦАРИЮ И ВИЗИТ НА DaVINCI AUDIO LABS
The Abso!ute Sound
Джонатан Вэлин
В первую неделю ноября мы с женой вылетели в Швейцарию, чтобы посетить DaVinci Audio Labs в Берне и ООО Soulution в Цюрихе. Это была великолепная поездка – в немалой степени потому, что Швейцария (как известно) – чрезвычайно красивая страна. Хотя в последние несколько лет мне пришлось побывать во многих очень привлекательных странах, ничто не сравнится с суровым, поразительным великолепием швейцарских Альп, с буколической безмятежностью тамошних деревенских мест, со средневековой внешностью городов – в особенности Берна с его узкими мощёными улицами с укрытыми аркадами и рядами домов 14 века, видевших множество всяких событий.
С чисто аудиофильской точки зрения то, что мы посетили DaVinci Audio Lab и Soulution – производителей соответственно: лучших известных мне опорных тонармов / проигрывателей на магнитной подвеске / головок с подвижной катушкой и самого прозрачного транзисторного усилителя / предусилителя, который я когда-либо слышал – было совершенно не лишне.
Юнгфрау в Интерлакене – одно из самых красивых мест в Альпах.
Soulution я собираюсь обсудить в отдельном блоге. Здесь же мне хочется рассказать вам о DaVinci. Прежде всего, DaVinci столь же близки к понятию «семейного дела», как любая встречавшаяся мне hi-fi-команда. Фирмой руководят главный инженер Питер Брем и его партнёр Иоланда Коста – семейная пара в реальной (т.е. неаудиофильной) жизни и одни из самых милых, добрых и гостеприимных людей, каких только приходилось встречать нам с Кэти – а в штате состоят также сын Иоланды Сандро, её дочь Натали и муж дочери Дэвид. В соответствии с семейной темой, «демонстрационный зал» DaVinci располагается в просторной гостиной дома Петера и Иоланды – красивого и хорошо отделанного фермерского домика по соседству с симпатичной старой виллой в Мури, неподалёку от Берна.
«Уголок ДаВинчи» – дом Петера и Иоланды и «Жёлтая вилла»
Если вы читаете TAS, то знаете, как высоко я ценю проигрыватель AAS Gabriel/DaVinci (номер 191), тонарм DaVinci Grandezza (там же) и головку DaVinci Reference Cartridge Grandezza (см. номер 193) – каждое из этих изделий выиграло один из наших ежегодных призов за 2009 год, и вполне заслуженно. Как говорит мой опыт, только новый проигрыватель с линейным слежением Walker Black Diamond с диском и тонармом на воздушной подвеске (и укомплектованный головкой DaVinci Reference Cartridge Grandezza) может потягаться с системой DaVinci по нейтральности, прозрачности, разрешающей способности и естественности звучания – а я в жизни слышал кое-какие проигрыватели.
Однако Питер Брем – привлекательно ироничный человек и к тому же высокоодарённый звукорежиссёр, по-настоящему любящий музыку – не просто делает проигрыватели мирового класса; он вместе со своей командой разрабатывает и изготавливает аудиосистемы мирового класса. Послушав электронные компоненты и колонки Питера на прошлогодней CES, я начал подозревать, что и вся остальная аппаратура DaVinci столь же великолепна, как их проигрыватель, тонарм и головка. Сейчас, когда я испытал ни с чем не сравнимое удовольствие прослушивания этой системы в течение почти недели бок о бок с этим вежливым, забавным, талантливым человеком в «демонстрационном зале» DaVinci, моё подозрение превратилось в уверенность. Я привёз с собой в Швейцарию больше дюжины пластинок, звучание которых я знаю наизусть, и могу честно сказать, что какой бы хорошей ни была моя домашняя система (а это пока лучшая из тех, которыми я владел), она не подходит к абсолютному звуку ближе того, что я слышал дома у Питера и Иоланды.
Но конечно, есть и различия – в акцентах, динамике, целостном восприятии. Этого следовало ожидать, потому что едва ли две системы могли бы сильнее отличаться друг от друга. Моя домашняя система Magico M5/Soulution состоит из высококлассной транзисторной электроники и столь же высококлассных многополосных динамических колонок в закрытом корпусе. Электроника Петера полностью ламповая: четыре монофонических предусилителя Preziosa S на однотактных триодах с межкаскадной трансформаторной развязкой (с экранами Audio Note), трансформаторный потенциометр (!), балансные и однотактные входы и выходы, минималистический навесной монтаж, автономный ламповый источник питания/выпрямитель; четыре моноблока (по 6 Вт на канал) Preziosa S на однотактных триодах, (опять-таки) с межкаскадной трансформаторной развязкой и навесным монтажом; самые высококлассные компоненты из известных человечеству и автономный ламповый источник питания “Majestic”; и наконец, обворожительные колонки DaVinci Virtu.
В своём отчёте о CES-2009 я выделил колонки Virtu как производящие одно из самых лучших звучаний выставки. (На моей призовой пластинке Первой скрипичной сонаты Прокофьева (Надя Салерно-Зонненберг с пианисткой Сондрой Риверс) они, по-моему, дали самое реалистичное воспроизведение дуэта скрипка-фортепьяно, какое мне только приходилось слышать от стереосистемы на выставке.) В то время я ещё не встречал ничего подобного: полуоктавные колонки с открытым дефлектором и панелями из «звукодерева» (термин, применяемый для обозначения различных пород дерева, из которых делаются музыкальные инструменты), специальным демпфирующим деревянным составом и одиночным широкополосным динамиком на полевой катушке, дополненным в области низких частот двумя 12-дюймовыми «вуферами», работающими в полосе до 100 кГц со спадом 24 дБ/октаваие от интегральных усилителей на МОП-транзисторах (100 Вт/канал). Вся система была аналоговым образом эквализирована для достижения идеально линейных амплитудно- и фазо-частотных характеристик.
Все динамики Virtu разрабатываются и производятся французской фирмой Fertin (на своём вебсайте она гордо заявляет, что их динамики производятся точно по тем же стандартам, которые применялись фирмами Tannoy и Altec 50-75 лет назад; владельцы компании также открыто заявляют, что предпочитают винил и лампы транзисторам и цифровым носителям; в самом деле, их динамики разрабатываются, чтобы извлечь максимум из ламп и винила и чтобы меломаны с родственными вкусами больше не захотели слушать транзисторные усилители и динамики, сделанные из «выпуклого металлического листа с пластмассовыми мембранами.»)
Широкополосный динамик с полевой катушкой, который использует DaVinci, представляет собой очень высокочувствительный (100 дБ) 9-дюймовый конус из «легированной» бумаги с удивительной паукообразной подвеской из углеволокна, играющей роль «обрамления» (обрамления в традиционном смысле там нет). Fertin утверждает, что это «обрамление» предотвращает разрушение самого конуса, снижает уровень искажений и улучшает бас, переходные характеристики, линейность и разрешающую способность. (Динамик питается от силового модуля DaVinci LS, который включает в себя источник питания DaVinci и активный аналоговый эквалайзер той же фирмы.) В качестве сырого компонента динамик Fertin 20ex Model 7 стоит многие тысячи долларов. Столь же дорогие «вуферы» Fertin 30ex Model 7 представляют собой 12-дюймовые конусы из целлюлозы с включениями и подвеской из углеволокна. Для всех трёх динамиков DaVinci применяет корзины из цельной бронзы.
На первый взгляд эти колонки без пищалок и с открытой задней частью производят странное впечатление. Кажется, что они не могут звучать не то что прекрасно, а и просто хорошо. Но думая так, вы ошибётесь. (С тех пор мне уже пришлось услышать на RMAF ещё одни трёхполосные полуоктавные колонки с открытым дефлектором – Granada фирмы Lotus Group – которые были практически идентичны Virtu, за теми исключениями, что в них применялся японский динамик Feastrex с полевой катушкой и два дополнительных «вуфера» с активным цифровым эквалайзером. Они тоже произвели чудесное впечатление; Роберт Харли назвал их Лучшим Звуком Выставки, а я, хотя и предпочёл Vandersteen 7s, отдал им второе место.)
В Швейцарии, на по-настоящему хороших пластинках, Virtu звучали неправдоподобно живо; более того, их реализм был другого порядка, чем на других классных колонках. На мастер-лентах Питера (он держит в своей системе полноскоростной студийный магнитофон для воспроизведения своих собственных записей, которые он использует в качестве эталонов) Virtu и электроника DaVinci воспроизводили звучание певца и аккомпаниаторов в церкви так, как будто я сам сидел в этой церкви перед ними. Это было одно из самых сногсшибательных впечатлений от музыки в моей жизни. Я привык к более-менее реалистичному воспроизведению певцов и музыкантов; я также привычно слышу обстановку зала, в котором идёт выступление. Но вот к чему я не привык – и на что способны Virtu – это чувство, что я переношусь в совершенно другое место, как будто я слушаю не записанную музыку, а сам присутствую на месте. Настолько полной была иллюзия «присутствия там». Я предполагаю, что поразительный реализм Virtu дают именно широкополосные динамики с полевой катушкой, расположенные в открытых дефлекторах – правда, допускаю, что электроника Питера также играла в этом существенную роль.
Я не уверен, что система DaVinci/Virtu имеет столь же полный диапазон и такую же динамику, как моя система M5/Soulution. (Чтобы сказать точно, нужно послушать их бок-о-бок.) Например, мне показалось, что она не воспроизводит атаку и затухание цитры Аттилы Бозая столь же полно, как M5/Soulution. И всё же…если говорить о моей практически физической транспортировке в другое время и место, то система DaVinci делала это настолько достоверно, что я не мог думать ни о чём другом.
Я завершаю эту слишком краткую запись фотографией Иоланды и Питера в их красивом демонстрационном зале. Хотя я ехал в Швейцарию, чтобы послушать стереосистему – и услышал систему из числа поистине уникально великих – я вернулся домой, согретый не только тёплыми воспоминаниями о системе DaVinci, но и теплотой того дружеского отношения, которое проявили к нам Петер, Иоланда, Сандро, Натали и Дэвид. Нам с Кэти это всегда будет дорого.
Дополнение от 1 декабря 2009: Многие спрашивали меня о сборке изделий DaVinci. Вот небольшая подборка фотографий, снятых в мастерской DaVinci – на них можно видеть «семью» DaVinci, различные компоненты и изделия и разнообразные аспекты сборки. На DaVinci всё собирается вручную, хотя некоторые компоненты сделаны другими фирмами по заказу DaVinci.
Питер и Иоланда
Дэвид работает за компьютером
Сандро за своим рабочим столом
Натали на своём рабочем месте
Детали тонарма Grandezza
Блок двигателя проигрывателя AAS Gabriel/Da Vinci в процессе сборки
Сандро за ручной намоткой трансформаторов
Процесс сборки предусилителя DaVinci Preziosa
Калибровка тонарма Grandezza
Питер с подшипниковой сборкой AAS
Проигрыватель Gabriel/DaVinci
Питер вставляет двигатель в узел блока двигателя
Колонка Virtu (сзади)
Колонки Virtu и система DaVinci
Широкополосный динамик Fertin