Усилители-моноблоки darTZeel NHB-468
Текст: Майкл Фремер
Измерения: Джон Аткинсон
Источник: Stereophile | 17 октября 2019 г.
Какой смысл обсуждать пару моноблоков, которая стоит больше, чем большинство из нас тратит на пару-тройку автомобилей? И больше, чем большинству аудилфилов обошлась их аудио система целиком? Хороший вопрос. И еще: зачем понадобилось писать этот тест, если всего семь лет назад я уже испытывал моноблоки darTZeel, которые выглядели точно так же, как эта новая пара?
Я понимаю, что такие изделия, как моноблоки darTZeel NHB-468, доступны очень немногим, но в число этих немногих входит гораздо больше аудиофилов в разных частях света, чем вы можете себе представить – тех, кто может себе позволить приобретение настолько дорогой аппаратуры и кто ее действительно покупает. Я лично знаком с такими людьми, поскольку встречался с ними во время моих поездок, и они заслуживают того, чтобы иметь возможность прочитать про те изделия, покупку которых они планируют и о которых большинство из нас может только мечтать.
Еще одно обстоятельство делает этот обзор достойным чтения – это личность автора самой модели, который утверждает, что в своей деятельности он в большей степени руководствуется качеством звука, чем результатом измерений – конечно, в разумных пределах, будучи опытным инженером в области электроники. Это делает его воззрения необычными, подчас даже провокационными для тех, кто ориентируется в первую очередь на измерения…
Описание
Еще одно обстоятельство делает этот обзор достойным чтения – это личность автора самой модели, который утверждает, что в своей деятельности он в большей степени руководствуется качеством звука, чем результатом измерений – конечно, в разумных пределах, будучи опытным инженером в области электроники. Это делает его воззрения необычными, подчас даже провокационными для тех, кто ориентируется в первую очередь на измерения…
Прошлой весной перед началом выставки High End 2019 в Мюнхене я совершил тур на фабрику darTZeel в Швейцарии и побывал в комнате прослушивания основателя и главного разработчика Эрве Делетраса. Его любимые колонки – Klipschorn, совсем не то, что я ожидал. Я вообще не знаю, чего конкретного я мог ждать от владельца акустики столь необычного бренда, и тем более предположить, какой звук я там услышу.
Слушая эту систему, в которой к колонкам подключались то оконечный усилитель darTZeel NHB-108 Model 2, то моноблоки NHB-468, я постоянно время ловил себя на мысли, что ничего подобного доселе не слышал – это было откровение в разрешении звука на каждом HD-файле и на каждом виниловом диске, которые мы слушали. Я по-новому оценил выбор Делетраса в отношении излучателей с этой точки зрения. С другой стороны, очевидно неровный тональный баланс, недостаточно мощный бас и локализация «из прошлого века» – как будто слушаешь музыку через открытое окно – оставляли желать лучшего от системы по сравнению с тем, как звучит моя система у меня дома. «Но ведь так не бывает, чтобы все звучало одинаково и в концертном зале, и в домашней обстановке», – думал я, слушая музыку у Эрве, хотя эти колонки все же долго не давали мне встать с кресла слушателя!
Вскоре после моего возвращения в США мне домой привезли пару NHB-468. Они выглядели очень похоже на моноблоки NHB-458, которые были у меня и которым я был очень доволен все это время с 2012 года, когда я написал о них, и которые у меня не было никакого желания на что-либо менять. Как я часто говорю про мой причудливый Saab 9-3 TurboX 2008 года, «Это та машина, на которой я когда-нибудь доеду до дома престарелых!» (надеюсь, не так скоро), и примерно такое же чувство я испытывал к моим 458-м моноблокам. (Но, в отличие от компании Saab, darTZeel пока не собирается уходить из бизнеса).
Внешне 468-е отличаются от 458-х только более роскошным золотым покрытием лицевых панелей и 20-Амперным сетевым разъемом на задней панели вместо 15-Амперного у NHB-458. (Делетрас сообщил мне, что владельцы 458-х имеют возможность заказать апгрейд своих аппаратов без замены шасси). Новая система управления усилителем, набор функций, органы регулировок фронтальной панели и дисплеи остались без изменений (я их описывал в обзоре NHB-458 2012 года), но внутреннее наполнение усилителей подверглось кардинальной (хотя и не тотальной) переделке. Больше всего изменился непосредственно аудио тракт, который теперь построен по патентованной схеме darTZeel CP2C, или Constant Power to Current (стабильное преобразование мощность / ток). Согласно Делетрасу, он со своим коллективом инженеров изобрел «физически противоречивую» схему, которая «реализует источник тока с выходным импедансом источника напряжения». Данная схема должны быть способна отдавать в колонки неограниченный ток, когда это требуется, с сохранением скоростных и временнЫх параметров сигнала, корректируя при этом в реальном времени противо-ЭДС от излучателей колонок.
В инструкции говорится, что усилитель не должен рассматриваться как теоретически идеальный источник тока или напряжения, эти оба объекта, помимо своих многочисленных недостатков, имеют и положительные стороны. Перефразируя «франглийкий» инструкции, идеальный источник напряжения обладает нулевым выходным сопротивлением, и на практике для его реализации необходима 100-процентная отрицательная обратная связь, вызывающая временнЫе (фазовые) искажения. А идеальный источник тока имеет бесконечно высокое выходное сопротивление, что желательно для контролирования противо-ЭДС колонок, но характеризуется посредственными результатами измерений и звуком, который слишком сильно зависит от качества колонок. По утверждениям компании darTZeel, технология CP2C обеспечивает настолько же качественное взаимодействие усилителя с колонками, как согласованная линия Zeelс характеристическим сопротивлением 50 Ом между предусилителем NHB-18NS и усилителями.
Усилители работают в режиме, близком к классу В, что обеспечивает отсутствие перегрева, длительный ресурс и высокую надежность при отсутствии отрицательного влияния на звук, который часто связывают с классом В, благодаря лучшим скоростным качествам по сравнению с классом А, который, по мнению разработчиков darTZeel, уместен только в несимметричных схемах усилителей, но не в двухтактных.
Заявленная выходная мощность каждого моноблока NHB-468 составляет 475 Вт (в пике 550 Вт) на нагрузке 4 Ом и 222 Вт (в пике 300 Вт) на 2 Ома. Это может показаться удивительным, особенно с учетом массивного блока питания с запасаемой энергией в 750 Джоулей. У предшествующей модели NBD-458 были совсем иные мощностные параметры: 530 Вт на 8 Ом, 800 Вт на 4 Ома и 1025 Вт на 2 Ома. При этом обе модели имеют одинаково массивные блоки питания с огромными сетевыми трансформаторами, наверное, самыми крупными из тех, что мне приходилось видеть в составе аудио аппаратуры. Трансформаторы смонтированы на «плавающих» платформах, подвеска которых настроена на поглощение механических колебаний с частотами от 40 до 70 Гц.
468-е наследуют традиционное отсутствие общей ООС 458-х, открытый выходной каскад без компенсации неравномерности выходного сопротивления (никаких фильтров Зобеля и пр.), так что при случайном замыкании выхода усилитель может выйти из строя, окутавшись облаком дыма. Такой риск – цена, которую приходится платить за чистоту звука.
Делетрас утверждает, что «NHB-468 могут работать с любыми колонками при нагрузке 1 Ом и даже ниже, и музыка всегда будет звучать неискаженно и величественно», но при этом замечает, что его усилители «предназначены не для сварочных работ, а для приведения слушателя в состояние восторга».
Больше восторгов
От моноблоков NHB-458 с колонками Wilson Audio Specialties Alexxв моей комнате редко требовалось выдать мощности больше, чем несколько Ватт, даже когда я решал послушать что-то с очень мощными басами, и когда я выворачивал громкость, пиковая мощность на выходе моноблоков достигала несколько сотен Ватт.
Но я всегда предпочитаю иметь запас по мощности, который может пригодиться для других колонок. Так, запас по току очень выручил меня при испытаниях колонок Sonus Faber Aida.
На протяжении семи лет 458-е моноблоки полностью удовлетворяли моим требованиям к звуку. Конечно, недавно исследованная мной пара усилителей CHPrecisionM1.1, включенных моноблоками, определенно показала более глубокий и мощный бас, а гибридные моноблоки Ypsilon Hyperion продемонстрировали более цветастые и яркие середину и верх (будучи гибридными с транзисторным выходом, этим аппараты не имели проблем и по басу). Конечно, я бы не отказался от таких качеств и в отношении 458-х, но зато я очень высоко ценил многое другое, на что способны 458-е.
И вот наконец ко мне прибыли 468-е.
Друг помог мне установить моноблоки, которые я затем слушал в течение многих недель с предусилителем NHB-18NS, подключенным по оригинальным 50-Омным кабелям Zeel, полученным вместе с 458-ми (хотя комплект новых и наверняка улучшенных 50-Омных кабелей лежал в упаковке 468-х).
До этого я несколько раз прослушал виниловый диск BlueDreamквартета Джейми Сафта (Rare Noise RNR095LP), готовясь к написанию настоящего обзора, который тогда был только еще в проекте. Это очень красиво звучащая запись, как и все на этом лейбле, будь оно записано на магнитную пленку или на компьютер. Музыка напоминает звучание классического квартета Колтрейна, только с Сафтом на месте МакКоя Тайнера, Нашитом Уэйтсом вместо Элвина Джонса, Брэдом Джонсом вместо Джимми Джуффри и Биллом МакГенри вместо «Большого С» (самого Колтрейна).
Заменив усилители на 468-е, холодные, прямо из коробок, я снова послушал этот диск. Звук сильно изменился! И во многом к лучшему по сравнению с тем, как звучали предшественники – как я описывал их в своем обзоре, «чистота и прозрачность высоких сочеталась с идеальной передачей динамических контрастов, на фоне «черного бархата», на что не был способен ни один из усилителей, которые я слушал до этого». Тогда я охарактеризовал динамические контрасты 458-х как «нисколько не смягченные и не слишком быстрые или напористые, что может сделать звук таким резким и тяжелым для восприятия, что вы не сможете абстрагироваться от того факта, что слушаете электронику, а не живую музыку». Новые усилители, формируя объемную трехмерную сцену, звучали более живо и деликатно, но без излишней мягкости (я достаточно наслушался слишком мягко звучащих полупроводниковых монстров).
С 468-ми атака инструментов стала более деликатной, улучшилась передача нюансов. Перкуссия стала менее резкой, а бас менее формальным (хотя и до этого он особой механистичностью не отличался), а сцена теперь ушла своими границами далеко за колонки и оформилась вокруг них, создав ощущение завершенности звуковой картины.
В целом звучание приобрело многое и ничего не потеряло. Звуки повисли в пространстве, еще дальше отделившись от плоскости колонок (хотя и раньше недостатка в свободном пространстве звуковой сцены не ощущалось). Атака не смазалась и не потеряла естественной остроты, хотя и стала более деликатной. В целом картина звуков вышла на новый уровень в плане вовлеченности слушателя и естественности.
Звучание фортепиано Сафта стало менее резким, а саксофон зазвучал более округло и сбалансировано в плане ролей раструба и мундштука. В придачу к лучше выраженной атаке более явно обозначилось тело и слышнее стало затухание звуков, появилось ощущение того, что музыка зазвучала более естественно и свободно, хотя атаки инструментов и звуковые контрасты в целом остались такими же безупречными, чего я не слышал ни от одного другого транзисторного усилителя. Конечно, те, кто стремятся получить более «строевое» звучание и громоподобный бас, могут обратить свои взоры, к примеру, на что-то из изделий бренда Boulder.
Но позвольте вернуться к испытаниям: чтобы завершить процедуру прослушиваний, длившуюся несколько месяцев, я снова поставил диск Blue Dream и услышал именно то, о чем только что написал, а затем снова переключился на 458-е. Звуковая сцена стала более плоской, потеряв округлость звуковых образов, бас стал жестче и механистичнее, перкуссия потеряла искристость и приобрела определенную резкость, атака нот фортепиано стала более выраженной и резкой, а тело звука стало менее пышным и деликатным в нюансах. Только, пожалуйста, не забывайте, что все эти различия имели очень малые масштабы. Старые моноблоки звучали великолепно! Но все же не настолько, насколько новые.
Так было еще до того, как я поставил новые 50-Омные кабели вместо старых, и это уже другая история: после нескольких месяцев прослушивания 468-х с оригинальными межблочниками между предусилителем и усилителями я заменил их на новые и… Как сказал бы Арт Дадли, «Разрази меня гром!»
Одной из первых записей, которые я слушал на этой системе, была промо-копия Little Feat Sailin' Shoes (WarnerBrothersBS 2600). Я слушал этот диск начиная с 1972 года и достаточно хорошо знаю, как он должен звучать или, по крайней мере, как бы мне хотелось, чтобы он звучал. Конечно, многое в моей системе поменялось с того времени, когда я слушал этот диск в последний раз – даже не помню точно, когда именно это было – но как только зазвучал трек Easy to Slip, я ощутил присутствие атмосферы студии настолько явно, насколько раньше этого не было никогда. Расстановка голосов подпевки, гитары, все было потрясающе натурально, и не только в плане пространства, но и в плане осязаемости и масштабов отдельных инструментов. Музыка стала восприниматься намного более ритмично и рганизованно, чем раньше. Появилось больше взрывной динамики, прорисовка звуков стала отчетливее, более явными и деликатными стали послезвучия. Но возник вопрос, насколько велик вклад остальной части системы в эти позитивные изменения?
Интереснее всего для меня было оценить звучание записей, которые я слушал на 468-х моноблоках, подключенных к предусилителю старыми кабелями darTZeelI, и поэтому я вернулся к этим записям, включая тестовый пресс Бернарда Хайтинка и Берлинской Филармонии, который вскоре выйдет на DMD-диске симфонии Брукнера No.7 и уже анонсирован в номере Analog Corner за этот месяц. Я десятки раз слушал эту запись за последний месяц, и только со старыми кабелями. И после этого могу уверенно сказать: если у вас есть система darTZeel со старыми 50-Омными кабелями, не раздумывания покупайте новые.
Когда я вернул 458-е в систему перед окончанием моих исследований с новыми 50-Омными кабелями, я снова прослушал запись LittleFeat, и хотя в общем звук был богатым и наполненным, его нельзя было сравнить с тем, что я услышал с 468-и, особенно в плане пространства и нюансировки. Хотя четкая организация звуковой сцены осталась, отдельные образы несколько уплощились и приблизились к колонкам, как будто повиснув на протянутой между ними веревке.
С 458-ми DMD-диск Брукнера звучал более плоско, хотя все еще с голографически точной картинкой и полновесными, потрясающе грациозными струнными, но слегка менее живо и чуть тяжеловеснее. Трехмерная расстановка инструментов в глубину сцены и исключительно точное сочетание тембров, запечатленное в этой записи (выполненной с помощью винтажных ламповых микрофонных усилителей и смикшированной в реальном времени на винтажной ламповой консоли), особенно в конце первой части (allegromoderato), точно вписывалась в помещение, но с некоторыми потерями по интенсивности и прозрачности.
Возвращаясь к 468-м, запись LittleFeat буквально лучилась пышным богатством звучания средних частот, чего не хватало 458-м; инструменты были лучше интегрированы в общую сцену, и я уловил явные улучшения по глубине и передаче текстуры нижнего баса, а также отметил более широкую, глубокую и масштабную сцену – все это четко проявилось с первого же прослушивания. Певец Лоуел Джордж четко материализовался по фронту и центру сцены, а на треке AApoliticalBlues, когда мистер Джордж поет практически мимо микрофона, ощущение пространства еще больше усилилось и стало еще убедительнее. В общем, одни плюсы, никаких потерь.
Что же касается Брукнера, в комбинации 468-х с новыми кабелями сцена выиграла по глубине, объемности, локализации, более интенсивными стала прорисовка тонов и текстур струнных инструментов, а особенно заметен был прирост весомости контрабасов, альтов и виолончелей, которые зазвучали так же естественно, как на живом концерте. Эта та симфоническая запись, которую обязательно нужно послушать, и тем более если вам посчастливится послушать ее на таких усилителях!
Заключение
Владельцы компонентов darTZeel, которые мне встречались, это счастливчики, довольные своим приобретением и удовлетворенные звучанием своих систем с изделиями darTZeel. Считайте, что я тоже вхожу в их число. А благодаря моноблокам NHB-468 я стал еще счастливее. Они делают то же, что и NHB-458, только еще лучше. У них в запасе полно мощи, и великолепный звук дается им без всяких усилий даже на самых сложных записях.
Я не видел результатов измерений и не увижу их до окончательной редакции статьи, но, думаю, они должны быть хорошими, хотя и, возможно, не самыми красивыми в сравнении с чем-то еще. Уверен, что Делетрасу несложно минимизировать измеряемые искажения, но его устремления выше приборного перфекционизма, и, думаю, он достиг то, к чему стремился в плане целостности, завершенности и натуральности звуковой картинки.
Тех, кто предпочитает полупроводниковые усилители с более мощным нижним басом и «железной хваткой», возможно, привлекут какие-то другие модели. Как я уже писал, CH Precision M1.1 выдает более весомый и ударный бас, а усилители Boulder в целом лучше контролируют акустические системы. Но в моей системе звуковой почерк darTZeel идеален для всех музыкальных жанров: им свойственны уверенность в нижних частотах, естественность и прозрачность звуковой сцены, масса воздуха и пространства, когда все это есть в записи, и нет ни намека на сухость, резкость или шероховатость.
Это дорогие и мощные усилители, собранные вручную в Швейцарии и настолько же привлекательные внешне, насколько хорошие по звучанию. Если вы можете себе их позволить, обязательно послушайте их. А если у вас уже есть 458-е моноблоки, результат апгрейда вам очень понравится. Ивконценепременно попробуйтеновыекабели!
Описание: полупроводниковые усилители-моноблоки.
Входы: 1 небалансный (RCA), 1 небалансный 50 Ом (Zeel), (1 балансный (XLR)
Выходная мощность: 475Вт (26.дБВт, 550 Вт пик) на 8 Ом, 625 Вт (25.0 дБВт, 700 Втпик) на 4 Ома, 222 Вт на 2 Ома (17.45 дБВт, 300 Вт пик)
Усиление по напряжению: 26 или 32 дБ на 8 Ом (выбирается пользователем)
Входной импеданс: >30kкОм, (RCA); 50 Ом, ±1 ohm (Zeel); 10 кОм по каждой фазе (XLR)
Выходной импеданс: <0.28 Ом, 20 Гц –20 кГц (на 8 Ом)
Диапазон частот: 0.7 Гц – 700 кГц, +0/–дБ; 20 Гц – 20 кГц, +0/–0.2 дБ
Суммарные нелинейные искажения: <1%, 7 Гц – 77 кГц
Отношение сигнал-шум: >115 дБ, A-взвешенное, номинальная мощность
Время нарастания фронта: 0.9 мкс
Скорость нарастания: >200 В/мкс, полный размах
Фазовые искажения: отсутствуют при любом уровне сигнала и на любой номинальной нагрузке
Потребляемая мощность: 2 Вт (Standby), 40 Вт (холостой режим), 2 кВт (максимальная мощность).
Размеры: 460 мм (В) х 277 мм (Ш) х 511 мм (Г), вес: 70 кг.
Серийные номера испытуемых экземпляров: TZ-UE1468.010L/R
Производитель: darTZeel Audio SA High End Audio Manufacture, 2 Ch. Louis-Hubert, CH-1213 Petit-Lancy, Geneva, Switzerland. Tel: (41) 22-793-8284. Web: darTZeel.com
Российский дистрибутор: Gong-AV, www.gong-av.ru
Система
Аналоговые источники: проигрыватель винила / стойкаContinuum Audio Labs Caliburn & Castellon; тонармы SAT CF1-09 и Kuzma 4Point; проигрыватель винила SME Synergy; головкиLyra Atlas, Atlas SL, Atlas SL моно, Etna, and Etna SL, Ortofon MC Century, Anna Diamond, A95, Miyajima Labs Infinity (моно) и Destiny (стерео), Grado Epoch (моно).
Цифровыеисточники: транспортdCS Vivaldi One; ЦАП/АЦП Lynx Hilo A/D-D/A, программноеобеспечениеRoon Nucleus; Pure Vinyl и Vinyl Studio.
Предварительное усиление: darTZeel NHB-18S, MC-трансформаторы Ypsilon MC-10L, MC-16L, Consolidated Audio SUTs; фонокорректоры Ypsilon VPS-100, CH Precision P1 with X1 PSU, Boulder 508.
Усилители мощности: моноблокиdarTZeel NHB 458.
Акустические системы: Wilson Audio Specialties Alexx.
Кабели: Межблочные: TARA Labs Zero Evolution, Zero and Air Evolution, Analysis Plus Silver Apex, Stealth Sakra & Indra, Luminous Audio Technology Silver Reference; акустические: AudioQuest Dragon, TARA Labs Omega Evolution SP. Сетевые: AudioQuest Dragon, Dynamic Design Neutron SW16 Digital.
Аксессуары: сетевыекондиционерыAudioQuest Niagara 7000; розетки Oyaide; акустическиепоглотители, панелииплатформыASC Tube Traps; RPG BAD, Skyline & Abffusor, Stillpoints Aperture II, Synergistic Research UEFus), Symposium Ultra; стойки HRS Signature SXR, Stillpoints ESS, Stillpoints, Finite Elemente Pagode; размагничивающиеиантистатическиеустройства Audiodharma Cable Cooker; Furutech; Furutech deStat; моечныеагрегатыдлявинила Loricraft PRC4 Deluxe, Audiodesksysteme Gläss Vinyl Cleaner Pro, Kirmuss Audio KA-RC-1.
Измерения
До начала процесса измерений я получил несколько сообщений от разработчика Эрве Делетраса с описанием схемы NHB-468, в которой применена технология CP2C (ConstantPowertoCurrent). Эрве рассказал мне, что CP2Cожидает патента, и это способ «эмуляции источника тока с выходным импедансом источника напряжения», использующая несколько взаимно противоположных подходов к проводимости. Усилитель, являющийся источником тока, имеет очень высокое выходное сопротивление, из чего следует, что частотный диапазон типичных АС при работе с таким усилителем будет весьма далек от ровного. Напротив, усилитель – источник напряжения обладает выходным сопротивлением, близким к нулю.
Поразмыслив, я пришел к заключению, что существует два способа получить источник тока с выходным сопротивлением источника напряжения. Первый – если коэффициент усиления управляется микропроцессором в зависимости от мгновенного потребляемого колонками тока на конкретной частоте, что обеспечило бы ровный частотный диапазон. Однако я понимаю, что управления передаточной характеристикой усилителя параметрами входного сигнала вызвало бы побочные эффекты, и поэтому такая идея вряд ли может иметь смысл.
Второй – что, если усилители darTZeel реализуют принцип, обратный связи вперед, которая применяется в усилителях Quad и Devialet? Но и Quad, и Devialet используют высококачественные усилительные каскады классе А, которые не могут выдавать на выходе большие токи, и дополнительные каскады, которые вкачивают ток в нагрузку. Мне в голову пришла мысль о комбинации высококачественного источника тока и дополнительного усилителя со свойствами источника напряжения. Но в одном из своих сообщений Эрве написал, что «CP2C – очень несложная вещь. Это полностью аналоговая технология, работающая исключительно в реальном времени, это просто часть схемы». Так что данное объяснение также маловероятно, и остается просто посмотреть на результаты измерений.
Хотя Майкл Фремер пользовался 50-Омными кабелями во время прослушиваний, я предпочел балансные и небалансные входы для измерений. У меня не было времени разогревать усилители полный час на одной трети их мощности, но после примерно 15-минутной работы одного из моноблоков по входу XLR его радиатор нагрелся до температуры 35ºС. Усиление по напряжению на нагрузке 8 Ом декларировано как 26 дБ или 32 дБ в зависимости от настройки «26» или «32», которая выбирается в меню и индицируется на дисплее лицевой панели. С активным входом XLR измеренные значения составили 20,67 дБ и 26,1 дБ на 8 Ом; обычно усиление по небалансному входу выше и уравнивается в настройках меню. Мощность, отображаемая на дисплее, была близка к измеренным значениям и удваивалась при половинной нагрузке.
Усилитель не меняет абсолютную полярность сигнала (т.е. не является инвертирующим) как по входу RCA, так и по XLR. Входной импеданс по XLR приведен как 20 кОм, что было подтверждено измерениями. По небалансному входу я намерил 10 кОм вместо декларированных 30 кОм, но это несущественно. Выходной импеданс заявлен как 0,28 Ом. Я намерил 0,3 Ома на низких и средних частотах с очень медленным подъемом до 0,31 Ом на верхней границе звукового диапазона. Это сравнительно высокие значения для усилителя – источника напряжения, но слишком малые для источника тока.
И тут у меня начались проблемы. После измерений усиления и импеданса по входу RCA я переключился назад на вход XLR. Но при этом на дисплее появились данные о больших шумах, а усиление стало как минимум на 6 дБ выше, чем ранее, и усилитель начал клиппировать на выходной мощности около 2 Вт на нагрузке 8 Ом. Что-то я сделал не так. Я выключил этот моноблок и произвел полный комплекс измерений на другом моноблоке, но только по входу XLR.
Усиление по напряжению, входной и выходной импеданс оказались идентичными таковым у первого моноблока. Частотный диапазон на нагрузке 4 Ома и выше (Рис. а, фиолетовая, синяя и серая кривые) был ровным до 20 кГц, а на нагрузке 2 Ома появился спад в 0,25 дБ на частоте 20 кГц. Спад на ультразвуковых частотах менялся в зависимости от нагрузки. На частоте 200 кГц, крайней по горизонтальной шкале на Рис. 1, спад составил 0,5 дБ на нагрузке 16 Ом, 1 дБ на 8 Ом, 2 дБ на 4 Ома и 4 дБ на 2 Ома. Усилитель обладает ровной малосигнальной АЧХ, а испытания с помощью прямоугольных импульсов с частотой следования 10 кГц (Рис. 2) показали очень короткое время нарастания и отсутствие выброса или звона.
Рис.1 DartzeelNHB-468, АЧХ, вход 2.83 В, нагрузка 16 ohms (серая), 8 Ом (синяя), 4 Ом (фиолетовая), 2 Ом (красная) (цена деления верт. шкалы 0.5 дБ)
Рис.2 DartzeelNHB-468, малый сигнал, меандр 10 кГц на 8 Ом.
Широкополосное невзвешенное отношение сигнал-шум при входном уровне 2,83 В и установке усиления «32» по балансному входу, закороченному на землю, оказалось 72,3 дБ, которое возросло до 84,7 дБ при сужении шумового спектра до звукового диапазона и до 87,2 дБ при А-взвешивании. Спектральный анализ шумового порога (Рис. 3) показал, что уровень случайного шума несколько выше, чем обычно, а его составляющая, соответствующая частоте осветительной сети, имеет очень малый уровень. Следует отметить, что спектр измерялся при входном тоне 1 кГц и выходной мощности 1 Вт на нагрузке 8 Ом. Учитывая максимальную мощность NHB-468 на нагрузке 8 Ом (см. ниже) уровень компонентов случайного шума следует уменьшить на 26 дБ.
Рис.3 DartzeelNHB-468, спектр при вх.синусе 1kHz в диапазоне 0–1kHz, 1 Вт на 8 Ом (линейная шкала частот)
В руководстве пользователя максимальная мощность приводится как 475 Вт на 8 Ом (26 дБВт), 625 Вт на 4 Ома (25,0 дБВт) и 222 Вт на 2 Ома (17,45 дБВт) с пометкой, что это «схемное ограничение». Однако в другом сообщении Эрве заметил, что ему еще предстоит скорректировать определенные фрагменты руководства пользователя и технических данных, особенно по выходной мощности, которая немного меньше, чем указана на фирменном сайте… по той причине, что окончательная тонкая настройка моноблоков производилась уже после их измерений. Он решил не менять выходную мощность после заключительной тонкой настройки (в процессе критических прослушиваний), поскольку это привело бы к изменениям в звучании.
Учитывая это и тот факт, что момент начала «клиппирования» определяется в момент, когда суммарные нелинейные искажения плюс шум достигают уровня 1%, я нашел, что NHB-468 клиппирует на мощности 216 Вт при нагрузке 16 Ом (26,2 дБВт, Рис. 4), 398 Вт на 8 Ом (26,0 дБВт, Рис. 5), 205 Вт на 4 Ома (201,1 дБВт, Рим.6) и 101 Вт на 2 Ома (140 дБВт, Рим. 7). В каждом случае защита усилителя срабатывала вскоре после того, как искажения плюс шум достигали уровня 1%. Эти усилители могут отдавать большие мощности при относительно высоком импедансе нагрузки, и мощность снижается с понижением импеданса. Эрве объяснил в одном из своих посланий, что схема 468-х оптимизирована для нагрузки в 6 Ом, так как «мы всегда должны работать в пределах мощности и искажений, безопасных не только для внешних устройств, но и для всей схемы самого усилителя».
Рис.4 DartzeelNHB-468, искажения (%) при вх. сигнале 1kHz, нагрузка 16 Ом
Рис.5 DartzeelNHB-468, искажения (%) при вх. сигнале 1kHz, нагрузка 8 Ом
Рис.6 DartzeelNHB-468, искажения (%) при вх. сигнале 1kHz, нагрузка 4 Ом
Рис.7 DartzeelNHB-468, искажения (%) при вх. сигнале 1kHz, нагрузка 2 Ом
«Это также одна из причин, по которым измерения выходной мощности, выполненные Джоном, не показывают ее удвоения при половинной нагрузке» – написал он, «И ровный спад мощности при нагрузках 3 Ома и ниже».
Эрве также предсказал, что, поскольку NHB-468 не имеют общей отрицательной обратной связи, «Джон обнаружит массу искажений». Это можно заметить на больших мощностях при нагрузке 4 Ома (Рис.6) и 2 Ома (Рис. 7), как и на Рис. 8, на котором показано, как изменяется уровень полных искажений плюс шум при выходном напряжении 8,975 В в зависимости от частоты на нагрузках 16, 8, 4 и 2 Ома. (Это напряжение соответствует мощности 40 Вт на 2 Ома, и, хотя NHB-468 могут без труда отдавать большие мощности в более высокие нагрузки, я все же произвел это испытание при напряжении 8,975 В, чтобы быть уверенным, что я не слишком приближаюсь к началу клиппирования на нагрузке 2 Ома). Важнее всего то, что даже без общей отрицательной обратной связи искажения NHB-468 не растут с ростом частоты, что часто наблюдается в полупроводниковых усилителях с неглубокой обратной связью.
Рис.8 DartzeelNHB-468, THD+N (%) от частоты при 8.975 В на: 16 Ом (серая), 8 Ом (синяя), 4 Ом (фиолетовая) и 2 Ом (красная)
График остаточных искажений и шумов при входном сигнале 1 кГц (Рис. 9) говорит о том, что доминирует субъективно «безобидная» гармоника, что подтвердилось спектральным анализом (Рис. 10), хотя и высшие гармоники меньших уровней также присутствуют в спектре. Интермодуляционные продукты высокого порядка при двухтональном входном сигнале 19 кГц и 20 кГц на пике мощности 50 Вт с нагрузкой 8 Ом оказались относительно низкими по уровню (Рис. 11), хотя разностные компоненты второго порядка имели уровень -70 дБ (0,03%).
Рис.9 DartzeelNHB-468, 1 кГц, 52 Вт на 8 Ом, 0.073% THD+N (верх); искажения + шумы с вычитанием фундаментального сигнала (внизу, вне масштаба)
Рис.10 DartzeelNHB-468, спектр при входной синусоиде of 50 Гц, 0–1 кГц, 50 Вт на 8 Ом (линейная шкала частот)
Рис.11 DartzeelNHB-468, ВЧ интермодуляционный спектр, 0–24 кГц, 19+20 кГц, пик 50 Вт на 8 Ом (линейная шкала частот)
Результаты измерений darTZeelNHB-468'sотражает нетривиальность схемы, хотя я так и не смог найти ничего такого, что однозначно указывало бы на технологию CP2C. И когда я измерял второй моноблок, Майкл Фремер обнаружил, что выбор настроек меню, соответствующих первому моноблоку, вызывает перезапуск усилителя, после чего усиление, шумы и искажения возвращаются к нормальным значениям. Таким образом, похоже, что когда я выбрал вход RCA в меню и затем вернулся ко входу XLR, усиление не восстановилось должным образом, что и привело к проблемам, которые я упомянул выше. Как выяснилось, это наблюдалось в обоих моноблоках, и я подозреваю, что все дело в пошивке, и помочь здесь может ее обновление.