Усилители-моноблоки darTZeel NHB-458
Майкл Фремер
В одном из неопубликованных писем в редакцию его автор утверждал, что совершенная аудио аппаратура предполагает совершенство передачи звука реальных инструментов в реальном пространстве. И, поскольку аудио постоянно совершенствуется как область науки и искусства и поскольку целью ее развития является некая «объективная истина», то по мере улучшения техники разница в звучании компонентов класса А рубрики «Recommended Components» журнала Stereophile должна быть меньше по сравнению с классом B и тем более с классом С. Эта закономерность должна быть верна для акустических систем, но в еще большей степени – для наиболее дорогих усилителей, поскольку изначально они характеризуются относительно меньшей разницей по характеру звучания.
За последние пять лет через мои руки прошло множество великолепных усилителей, включая Musical Fidelity kW и Titan, VTL MB-450 Series III Signature, Soulution 710, MBL Reference 9011, а теперь очередь дошла до darTZeel NHB-458. И могу заверить, что хотя все эти модели по уровню воспроизведения музыки безусловно относятся к классу А, звучат они все совершенно по-разному. Посему нам еще очень далеко до того предсказанного автором вышеупомянутого письма этапа, когда разница в звучании компонентов одного класса будет стерта, чему я очень рад.
Каждый из нас, экспертов, находится в плену собственных звуковых предпочтений и предрассудков и обосновывает свои впечатления опытом прошлых лет. В первую очередь мы всегда стремимся услышать различия в звучании компонентов, и наш слух наиболее чувствителен именно к различиям. Но это свойственно не только экспертам, но и разработчикам аудио техники, включая и автора моноблоков NHB-458, швейцарского инженера-электроника Эрве Делетраса.
Умопомрачительная внешность
Реакция моих друзей на внешний вид NHB-458 оказалась очень разнородной, что неудивительно, поскольку люди эстетически по-разному воспринимают не только звуковые, но и зрительные образы, и тут также имеют место индивидуальные предпочтения и предрассудки. Одни выразили свое восхищение, а других внешность усилителей разочаровала.
Подобно предварительному усилителю darTZeel NHB-18NS с матовой темно-золотистой лицевой панелью и красным анодированным корпусом в ретро-индустриальном стиле (что напомнило мне интерьер концертного зала Radio City Music Hall до ремонта), моноблоки NHB-458 своим видом буквально кричат о принадлежности к darTZeel. Они походят на оформленные в стиле ар-деко «башни» компьютерных процессорных блоков на причудливых салазках (или одетые в тапочки). Скругленные углы, экстравагантная внешность и отсутствие ручек обещало определенные трудности при переноске и установке этих массивных усилителей.
Боковые панели из матового стекла с нанесенным на них гербом-логотипом darTZeel позволяли заглянуть внутрь и увидеть огромный тороидальный трансформатор размером со шляпную коробку, который, будучи прикрученным к противоположной боковой стенке, казался парящим в воздухе. Эту величественную картину завершал такой важный штрих, как крышка экранного кожуха трансформатора, также покрытая «золотом darTZeel». Неметаллические боковые стенки, как выяснилось,
несут не только чисто эстетическую нагрузку, позволяя заглянуть внутрь аппаратов, но также дают возможность магнитному полю «выбраться» из корпуса наружу.
Массивный блок питания каждого усилителя смонтирован на платформе с демпфирующей подвеской, которая перед транспортировкой наглухо притягивается к корпусу четырьмя большими болтами. После изъятия болтов в отверстия вставляются золоченные декоративные головки. Демпферы платформы поглощают
механические вибрации частотой от 40 до 70 Гц, таким образом предотвращая передачу 50-Герцовых вибраций от трансформатора на корпус и механически изолируя сам трансформатор от распространяющихся по
воздуху акустических колебаний.
На самом деле в каждом моноблоке присутствуют два трансформатора: большой для питания схемы усилителя и маленький для питания логики и управляющих режимами усиления схем. Трансформаторы установлены в разных плоскостях под углом в 90° друг к другу, дабы устранить взаимные электромагнитные наводки. Силовой трансформатор имеет дополнительную индивидуальную подвеску.
Лицевая панель – еще один шедевр скульптурного искусства. Это лучше видеть своими глазами, а не читать об этом. Под прямоугольным флуоресцентным дисплеем расположено пять кнопок с надписями, соответствующими пяти рабочим параметрам усилителя. Когда дисплей не находится в режиме меню настроек, на нем индицируются выходное действующее и пиковое напряжения сигнала. Кнопки Power/Standby и Mute сбоку от дисплея в зависимости от режима работы излучают свет от красного до янтарного при включенном усилителе.
На задней панели доминирует массивный радиатор с вырезом под разъемы RCA и XLR, а также Zeel BNC – согласованный 50-Омный вход для подключения предварительного усилителя darTZeel NHB-18NS либо проигрывателя CD/SACD и ЦАП’а Playback Designs. И хотя вход XLR является «настоящим активным балансным», после него идет преобразователь сигнала из балансной в небалансную форму. Компания darTZeel рекомендует по возможности использовать небалансный вход для подключения источников других производителей. В случае с балансным входом воспроизведение, предупреждает автор усилителя, «будет менее рафинированным из-за дополнительных цепей на пути сигнала, хотя и в очень небольшой степени». Выходные разъемы – производства Cardas. Еще на задней панели имеются силовой автомат и триггерные входы/выходы для дистанционного включения и выключения моноблоков с предварительного усилителя.
Сколько стоит мощность
Пять лет назад в моем обзоре предварительного усилителя darTZeel NHB-18NS я писал: «С появлением стерео усилителя NHB-108 швейцарская компания darTZeel быстро приобрела известность благодаря безупречному ручному производству, причудливому дизайну и остроумным схемным решениям, а также шокирующему ценовому ярлыку».
Все это верно и сегодня. Несмотря на то, что darTZeel остается сравнительно небольшой компанией, в ее изделиях присутствует поверхностный монтаж в самом современном виде и другие конструктивные новшества. Компоненты darTZeel могут выглядеть причудливо, но за их игривой внешностью скрывается серьезный бизнес.
Моноблоки NHB-458 невероятно мощны, они выдают 450 Вт на нагрузке 8 Ом, 800 Вт на 4 Ом и 1000 Вт на 2 Ом (пиковая мощность составляет соответственно 850, 1700 и 1800 Вт). И с учетом заявленного рабочего диапазона частот от 0,7 Гц до 700 кГц в полосе 20 Гц – 20 кГц при неравномерности АЧХ +0/-3 дБ все это обещает бескомпромиссное воспроизведение всего звукового диапазона.
Общие нелинейные искажения не превышают 1% в полосе от 7 Гц до 77 кГц. Это довольно много для современной транзисторной усилительной техники (хотя для столь широкого рабочего диапазона все равно впечатляет), но Эрве Делетрас утверждает, что «Показатель суммарного коэффициента нелинейных искажений не имеет никакого отношения к качеству воспроизведения музыки». Подобно стерео усилителю darTZeel NHB-108, моноблоки NHB-458 имеют нулевую общую отрицательную обратную связь и выходной каскад с разомкнутой петлей ОС, да и цепь компенсации неравномерности импеданса нагрузки (схема Зобеля) здесь отсутствует. Заявленный выходной импеданс составляет 0,28 Ом в полосе 20 Гц – 20 кГц.
Делетрас предупреждает, что моноблоки NHB-458 не рассчитаны на акустические системы с номинальным импедансом менее 1 Ом по причине малого количества деталей в схеме: несмотря на высокую выходную мощность, в выходном каскаде работают всего четыре пары мощных транзисторов.
Высокая мощность, широкая полоса, 750 Дж энергии, запасаемой в накопительных конденсаторах большой суммарной емкости в блоке питания, которые видны через прозрачные боковые стенки, нулевая ОООС, современные органы управления, безупречное качество исполнения, ручная фрезеровка и анодирование корпусных элементов – все это выливается в немалую стоимость, а именно – 166 000 швейцарских франков за пару моноблоков (по причине постоянных колебаний курса CHF/$ американский дистрибьютор darTZeel выставляет цены именно в швейцарских франках. На момент написания обзора данная сумма была эквивалентна $ 178 000.
Управление системой
Моноблоки NHB-458 поставляются в «активированном» состоянии: при включении их дисплеи сообщают о том, что данная пара была произведена специально для конкретного покупателя. Не активированные на фабрике моноблоки работают 15 минут, после чего отключаются до тех пор, пока вы не введете в них код с двух флеш-карт (ключей), которые должен предоставить ваш дилер. Флешки вставляются в порты USB на задних панелях моноблоков, которые также могут использоваться для закачки обновлений прошивки по мере их появления.
Не могу утверждать, что я вполне понимаю смысл всего этого. Как будто украденные NHB-458 нельзя отключить с пульта ДУ.
При настройке AV-ресивера вы столкнетесь с куда более сложными меню настроек по сравнению с таковым у NHB-458, но, тем не менее, я не нахожу, что эти меню достаточно интуитивны даже после изучения руководства пользователя. Но, возможно, дело тут скорее во мне…
Через меню можно выбрать активный вход (RCA, XLR, Zeel), коэффициент усиления (26 или 32 дБ – последний по умолчанию), способ включения (ручной, с помощью триггера или при обнаружении сигнала на входе), а также яркость свечения дисплея. Дилерские настройки должны исключать необходимость копаться в меню, и однажды настроенные моноблоки не требуют периодической ревизии настроек, однако все же лучше, если пользователь лично ознакомится с данной процедурой. Иначе его моноблоки будут работать как любые другие усилители, у которых нет кнопки On/Off. При включении в сеть они окажутся в холостом режиме, в котором пара моноблоком потребляет всего 4 Вт, хотя это не так важно для тех, кто истратил почти 180 тысяч долларов на усилители и вряд ли будут волноваться по поводу счетов за электроэнергию. Важное предупреждение: вынимайте вилку из розетки каждый раз перед манипуляциями с разъемами задней панели. В моноблоках отсутствуют плавкие предохранители и защитные цепи. Эрве Делетрас считает, что все они портят звук.
NHB = Never Heard Before (Никогда Раньше Не Слышал). Действительно, никогда...
Представьте себе мои предвкушения перед началом прослушиваний, когда я подключил эти впечатляющие моноблоки! Хотя, надо сказать, до этого я уже слышал NHB-458 с АС Wilson Audio MAXX3 на выставке живописи Сида Барретта в Лондонской Галерее Искусств, где несмотря на очень сложную акустическую обстановку звук был выдающимся.
Мне не терпелось узнать, как будут звучать моноблоки с MAXX3 в моей домашней системе по сравнению с другими компонентами? Быстро, плотно и детально, как Soulution? Или на полпути между Soulution 710 и VTL MB-450 Series II Signature с их напористыми верхами? Или ближе к Musical Fidelity Titan с его более теплым звуком, хотя и уступающим в разрешении MBL Reference 9011 по первым впечатлениям? Дальнейшее изучение 9011 выявило, что при всем совершенстве баса по текстуре, глубине и деликатности его атака оказалась менее выраженной, а высокочастотные динамические всплески – слегка размытыми по сравнению с Soulution. Конечно. в целом воспроизведение в любом случае отличалось подкупающей бесшовностью от самых низов до верха.
Первое прослушивание NHB-458 в моей системе сразу выявило одну вещь: верхние частоты звучат с неслыханной доселе прозрачностью и ясностью, которая сочетается с исключительной динамикой, какую я когда-либо слышал при испытании усилителей. За всем этим – фон «черного бархата». Звуковая атака никоим образом не смазана и вместе с тем не слишком агрессивна или плотна (последнее может огрубить звучание грубым и никогда не даст вам забыть о том, что вы слушаете электронные устройства, а не живую музыку).
То же самое я слышал и спустя несколько месяцев, когда проигрывался двойной виниловый диск Mel Torme and Friends: Recorded Live at Marty’s, New York City (Finess W2X37484), который я впервые услышал давным-давно на выставке CES через пару колонок Apogee в номере их соавтора, Джейсона Блюма. В числе друзей Торме на этой записи присутствуют Гэри Маллиган и Дженис Йэн; мастер-лента была утеряна, поэтому я собрал все попавшиеся мне чистые копии этой записи, включая последнюю, оттиск категории 1A, купленную мной за $9. Эта безупречная по звучанию сессия была записана Дейлом Эшли и Джоном Лаберди. Когда она звучит на приличной громкости, вы буквально переноситесь в то время и место, где происходило действие. Даже аплодисменты аудитории запечатлены без изъянов, но особенно хорош вокал Торме, который локализуется между колонок, а вы как будто сидите прямо перед сценой.
В аннотации к диску Рекс Рид пишет: «Записи персональных концертов иногда порождают в слушателях такое чувство, как будто неподалеку идет веселая вечеринка, о которой вы знаете, но на которую вас не пригласили. В данном случае этого не происходит». Еще бы!
Прозрачность и «правильность» атаки NHB-458 ощущается с самого низа звукового диапазона и до верха. Если Soulution 710 был настолько быстрым и чистым, что хотелось его слегка «притормозить» и заставить лучше показать текстуру звука, а MBL 9011 отличался удивительной когерентностью во всем диапазоне, но при этом звук хотелось слегка уплотнить и ускорить, то NHB-458 просто попали в точку. Он воспроизводит верхние частоты исключительно чисто и прозрачно, выдерживая оптимальную пропорцию между скоростью атаки, масштабами звукового образа, деликатностью прорисовки текстуры и динамических контрастов, тембральным богатством звука инструментов, свойственным лучшим ламповым усилителям.
Первое, что меня поразило в звучании darTZeel, это барабаны. Я слушал и слушал Unity Лэрри Янга (два виниловых диска на 45 об/мин. (Blue Note / Music Matters MMBST-84221). И как было можно оторваться от органиста в сопровождении саксофона Джо Хендерсона, трубы Вуди Шоу и ударных Элвина Джонса! Это одна из лучших записей ударных звукоинженера Руди Ван Гелдера, и первая, которую я слушал на NHB-458. Слушая ее раз за разом, я только укреплялся в уверенности, что это лучший звук ударных, который мне когда-либо приходилось слышать.
Но почему этот звук ударных, от цимбал до большого барабана, продолжал казаться мне лучшим за все время даже месяцы спустя после первого прослушивания? В конце концов я понял, в чем причина: в неограниченной мгновенной мощности, которую способны выдавать моноблоки NHB-458 в сочетании с абсолютной точностью атаки и грациозным, долгим затуханием. Моноблоки NHB-458 – не единственные усилители из слышанных мной, которые могут оживить барабаны, но в данном случае они оживали еще и благодаря потрясающей верности прорисовки текстуры и естественности затухания.
Недавно продюсер Blue Note принес несколько пробных оттисков записей из каталога Норы Джонс, которые сейчас переиздаются на виниле компанией Acoustic Sounds. Думаю, он сам был поражен звучанием этих виниловых дисков (в хорошем смысле). Выяснилось, что он тоже почитатель Лэрри Янга, и я поставил ему первый трек Unity. Его реакция оказалась очень похожей на мою: изумление.
Через некоторое время стало очевидно, что необыкновенная достоверность воспроизведения NHB-458 касается не только барабанов, но и фортепиано. И чем больше было музыкантов на сцене, чем дальше располагались микрофоны и чем более гулким был зал, тем лучше NHB-458 удавалось передать атаку без ущерба для текстуры и затухания. Это именно то, что мы слышим в хорошем концертном зале – даже таком, как Avery Fisher.
Возьмем, например, переиздание Первого фортепианного концерта Брамса в исполнении пианиста Клиффорда Керзона с Лондонским симфоническим оркестром под управлением Джорджа Селла (LP, Decca SXL 6023 / London 6329/ORG 103), записанный Кеннетом Уилкинсоном в Кингсвэй Холл весной 1962 года. Как и другие записи Уилкинсона, этот диск практически на любой аппаратуре звучит очень хорошо. Это минималистическая запись, демонстрирующая ошеломляющий эффект присутствия с почти осязаемыми инструментами, окруженными акустической аурой зала. В связи с отсутствием местных микрофонов размеры рояля в звуковой панораме остаются пропорциональными в отличие от частых случаев, когда инструмент на записи непомерно раздувается в масштабах – происходит то, чего никогда не бывает в реальности, даже если вы находитесь сидите на заднем ряду концертного зала. NHB-458 обеспечили реально воспринимаемые слухом пропорции рояля и идеально выраженный баланс между атакой удара молоточка по струнам, длящимся звуком инструмента и затуханием послезвучий в зале. Более резко звучащие усилители акцентируют атаку и иногда уменьшают роль корпуса инструмента, в то время как более мягкие передают теплоту звука корпуса, но теряют перкуссионные компоненты звука рояля.
NHB-458 блестяще исполнили эту запись, как и другую запись Уилкинсона – Владимира Ашкенази с Георгом Шолти и Чикагским симфоническим оркестром (LP, Decca SXLG 6594-7), которая тоже настолько безупречна, что хорошо звучит даже на бумбоксе. С NHB-458 текстура звуков фортепиано, чистота тона и локализация передавались значительно лучше, чем с другими усилителями, упомянутыми в данном обзоре.
А как моноблоки darTZeel справляются с роком? С такой огромной мощностью от этих моноблоков вы вправе ждать неограниченных динамических возможностей. И вы не ошибетесь в своих ожиданиях. Более того: чем выше была громкость, тем лучше становился звук в целом, не становясь резким или грубым и всегда оставаясь правильным. Отлично смикшированный и записанный диск XTC English Statement (2LP, UK Virgin) великолепно звучал еще на АС Spica TC-50 в 1982 году, когда я впервые раз его услышал, а также и впоследствии. Но на NHB-458 он сыграл настолько лучше, что я даже громко рассмеялся по поводу своих прошлых восторгов.
В первом треке диска, «Runaways», который напоминает псалмы, плотный звук звонких гитар наложен на громоподобный большой барабан и могучую вибрирующую бас-гитару. NHB-458 воспроизвели линию баса с идеальным балансом четкости и гибкости текстуры, благодаря ему бас отделился от звона гитар, уступив им передний фронт сцены, но оставаясь при этом на удивление быстрым и прекрасно артикулированным! Если вам этот альбом нравится так же сильно, как и мне, вы бы наверняка не отказались от предложения присесть и послушать еще и «Yacht Dance», звучащий неимоверно деликатно и вместе с тем трехмерно и телесно. Даже аплодисменты на дисках The Beatles Abbey Road и Mel Torme At Marty’s никогда до этого не звучали настолько живо и естественно
Новый виниловый релиз Пола Саймона Graceland (LP, Columbia/Legacy) был нарезан на лаке (в отличие от выпуска DMM 1986 года) с оригинальной мастер-ленты в студии Sterling Sound Райаном Смитом, продолжателем традиций ветерана звукозаписи Джорджа Марино. Этот диск раскрывает всю прелесть моноблоков NHB-458: скорость реакции, динамику, прозрачность, тональную и текстурную точность и особенно локализацию образов в звуковой сцене. По своей способности настолько четко и реалистично располагать инструменты и голоса в трехмерном пространстве по фронту и глубине эти усилители намного превосходят все, что мне приходилось слышать до этого.
В первом треке Ladysmith Black Mambazo «Diamonds on the Soles of her Shoes» поразило разделение между каналами, достигнутое благодаря умопомрачительной прозрачности и трехмерности, когда пугающе мощный удар барабана в левом канале, с которого начинается музыкальная фраза, прекрасно оттенял деликатность текстуры звука. Когда смолкли последние звуки, все без исключения присутствующие, включая друзей Джона Аткинсона, в один голос воскликнули: «Wow»!
Важеное предупрежение и Zeel-прослушивание
По истечении нескольких недель счастья – нет, скорее, экстаза – с NHB-458 и Wilson MAXX 3 появилась идея подключить колонки Joseph Audio Pulsar, которые я тестировал в июне. В инструкции NHB-458 имеется несколько предостережений по поводу подключения и отключения колонок и предварительных усилителей к моноблокам с учетом их мощности и возможного короткого замыкания акустического кабеля. Перед тем как отключить или подключить кабели к усилителям, вам настоятельно рекомендуют выключить моноблоки, вынуть вилки сетевых шнуров из розеток и подождать несколько минут. По причине огромной энергии, запасаемой в блоках питания NHB-458, на выходных клеммах может появиться опасное для жизни напряжение, что частично объясняет наличие этих настоятельных предостережений.
Поэтому я был очень осторожен в обращении с моноблоками, хотя выходные разъемы Cardas практически исключают вероятность короткого замыкания. С фонарем в руках я тщательно проверил коммутацию, прежде чем снова включить усилители в сеть.
Левый моноблок включился без проблем. Но при включении правого мне пришлось заново пройти всю процедуру настройки. И, как только щелкнули реле, произошло нечто страшное, что я мог не только видеть, но и обонять. На этом этапе испытаний мои NHB-458 были подключены к сетевому кондиционеру Shunyata Research Triton. Его автомат сгорел и, к сожалению, автомат в правом моноблоке NHB-458 не сработал.
Я понятия не имел, что привело к выходу моноблока из строя, так или иначе, ему предстояло отправиться назад в Швейцарию в ремонт. С помощью моего товарища я осторожно упаковал усилитель в его транспортировочный контейнер, но при этом забыл затянуть четыре болта подвески субшасси, что явилось причиной дополнительного ущерба, который был обнаружен уже в Женеве и за который мне пришлось долго извиняться перед Эрве Делетрасом.
Единственно хорошее, что было в этой истории, это то, что замена сгоревших деталей никоим образом не отразилась на звуке. Когда усилители вернулись в мою систему после ремонта, вместе с ними вернулось и счастье – и не потому, что другие усилители за время их отсутствия доставляли мне страдания.
Поскольку Делетрас настаивал на этом, и к тому же у меня был предварительный усилитель NHB-108NS, я попробовал заменить межблочные кабели Tara Labs Zero на 50-Омные коаксиальные кабели Zeel с разъемами BNC. В данном обзоре нет достаточно места для дискуссии по поводу трансмиссионных линий и объяснений, почему Делетрас считает, что его интерфейс Zeel лучше любых других стандартных интерконнектов, особенно в плане отражений сигнала. (Много лет назад, еще до того как он начал делать оконечные и предварительные усилители, он написал заметку на эту тему в ноябрьском номере журнала Stereophile за 2001 год). В любом случае, относительно недорогие кабели Zeel подняли все, о чем я говорил ранее, на еще более высокий уровень чистоты, объемности, точности передачи текстуры и гармоник.
Заключение
Если вы уже пришли к выводу, что darTZeel NHB-458 – это лучшие усилители в мире, которые я когда-либо испытывал в моей комнате прослушивания, вы не ошиблись. Эти усилители сочетают молниеносную скорость, искрящуюся филигранность высокочастотного спектра, полную свободу динамики как на макро-, так и на микро-уровне, живой, аккуратный и вместе с тем могучий бас, а также невероятную прозрачность, какой я ни разу не слышал до сих пор. И все это совсем не за счет гармонического богатства или точности прорисовки текстуры звука, которые обычно приносятся в жертву вышеупомянутым качествам в скоростных усилителях. В сверхпрозрачном звучании NHB-458 нет и намека на холодность, формальность, аналитичность либо какие-либо иные артефакты. Как на окраску, малейших следов которой я не смог обнаружить за несколько месяцев интенсивных прослушиваний.
Хотя я не знаю, что послужило причиной выхода из строя моноблока правого канала, достаточно грамотный американский дистрибюьютор darTZeel уверил меня, что, продав уже несколько пар таких же моноблоков, он не слышал о каких-либо проблемах с ними, не говоря уже о серьезных отказах.
Так что пусть мой частично печальный опыт не повлияет на ваш выбор. Если вы настолько удачливы, что можете позволить себе приобретение пары этих моноблоков, и не принадлежите к числу однотактно-триодных фанатиков, посадивших свои рупорные колонки на строгую диету из нескольких Ватт мощности, вы обязательно должны послушать усилители NHB-458 в своей собственной системе.
Измерения
Для лабораторных испытаний усилителей darTZeel NHB-458 я использовал флагманскую модель измерительного комплекса Audio Precision SYS2722, которую мне предоставила редакция журнала Stereophile. Перед началом измерений моноблока (S/N TZ-UA1458.538L) я заставил его поработать в течение 60 минут на одной трети номинальной выходной мощности на нагрузку 8 Ом (наиболее жесткий термический режим для усилителей класса A/B). В конце этого периода радиатор задней панели нагрелся до 63,5°С, а верхняя часть корпуса была лишь слегка теплой (40,8°С) по показаниям моего инфракрасного термометра. Искажения + шум холодного усилителя составляли 0,06%, после часа работы они увеличились незначительно – до 0,083%. Эта разница оказалась намного меньше, чем в случае с другими полупроводниковыми усилителями.
Возможности произвести измерения NHB-458 по 50-Омному согласованному входу Zeel не было, поэтому я использовал традиционные небалансный и балансный входы, которые выбирал в меню с помощью кнопок лицевой панели. В меню же была выбрана опция соединения контакта 1 разъема XLR с земляным проводом. Как и Майкл Фремер, я установил усиление 32 дБ, при этом усиление по напряжению с небалансного входа при нагрузке 8 Ом составило 32,05 дБ. Усиление по балансному входу было на 6 дБ ниже. Оба входа сохраняли изначальную полярность сигнала (являясь неинвертирующими). Контакт 2 разъема XLR – «горячий».
Входной импеданс по небалансному входу, заявленный как >30 кОм, составил 46 кОм на низких и средний частотах и снизился до 37 кОм на верхней границе звукового диапазона.
Входной импеданс по балансному входу равнялся 20 кОм на всех частотах, что соответствует заявленным параметрам.
Выходной импеданс относительно высок для полупроводниковых усилителей и составляет 0,3 Ом (измерялся с учетом акустического кабеля длиной 2 м) на всех частотах. Частотный диапазон на стандартном программном эквиваленте АС имеет небольшую неравномерность в пределах ±0,25 дБ (Рис. 1, серая кривая) в соответствием с законом Ома и соотношением выходного импеданса и импеданса нагрузки.
Рис. 1 darTZeel NHB-458, АЧХ при 2,83 В на эквиваленте АС (серый), 8 Ом (синий), 4 Ом (фиолетовый), 2 Ом (красный) (цена делений по вертикальной оси 0,25 дБ) |
Рис. 2 darTZeel NHB-458, прямоугольный сигнал малого уровня 10 кГц / 8 Ом
|
Малосигнальный частотный диапазон NHB-458 равномерен во всем диапазоне звуковых частот при импедансе нагрузки выше 2 Ом, выходное напряжение уменьшается на 1 дБ на частоте 200 кГц (Рис. 1, синяя кривая). Как результат, на малосигнальном меандре частотой 10 кГц и при нагрузке 8 Ом отмечено очень малое время нарастания (Рис.2) без малейших выбросов или звона.
Усилитель отличается малыми шумами, невзвешенное отношение сигнал-шум (2,83 В / 8 Ом) составило 81,4 дБ при заземленном входе RCA. При включенном взвешивающем фильтре А отношение возрастает до 92 дБ, шумы в основном состоят из низкоуровневых гармоник частоты 50 Гц (Рис. 3), возможно, из-за наводок от массивного тороидального трансформатора.
На рис. 4, 5 и 6 показан суммарный коэффициент гармоник и интермодуляционных искажений плюс шумы в функции выходной мощности на нагрузке соответственно 8, 4 и 2 Ом при работе с небалансного входа. Принимая за точку клиппирования мощность, при которой выходные искажения достигают 1%, усилитель NHB-458 начинает ограничивать выходной сигнал при выходной мощности 530 Вт на 8 Ом (27,2 дБВт), 900 Вт на 4 Ом (26, 5 дБВт) и 1025 Вт на 2 Ом (24,1 дБВт). Хотя усилители во время измерений питаются от выделенной сетевой линии 20 А, я не поддерживал константное напряжение питания во время измерений мощности; сетевое напряжение, равное 123,4 В (переем.) при работе NHB-458 в холостом режиме снижалось до 119 В во время клиппировния на нагрузке 2 Ом.
Рис. 3 darTZeel NHB-458 спектр при входной синусоиде 1 кГц, 0 – 1 кГц, 1 Вт / 8 Ом (линейная шкала частот) |
Рис. 4 darTZeel NHB-458, нелинейные искажения (%) на 1 кГц при постоянной мощности на 8 Ом
|
Обычно на малых уровнях сигнала суммарные искажения полупроводниковых усилителей маскируются шумами и поднимаются над шумовым порогом только в точке излома графика, но, поскольку NHB-458 обладает очень низким уровнем шумов, искажения оказываются выше на низких уровнях сигнала, чем на более высоких, по крайнем мере до начала клиппирования. По логике я должен был заподозрить усилитель в относительно высоком уровне кроссоверных искажений, отталкиваясь от невысокого значения тока покоя выходного каскада, однако кроссоверные искажения состоят из гармоник высоких порядков, в то время как в спектре искажений NHB-458 преобладают гармонические компоненты низких порядков.
Чтобы убедиться в том, что шумы не вносят большой погрешности в измерения, я проанализировал изменение суммарного коэффициента гармонических и интермодуляционных искажений плюс шумы в функции частоты при сравнительно большом выходном сигнале в 12,67 В (эквивалентен мощности 20 Вт на 8 Ом, 40 Вт на 4 Ом и 80 Вт на 2 Ом). Результат приведен на Рис. 7. Притом, что коэффициент THG+N примерно удваивается каждый раз при снижении нагрузки вдвое, он остается постоянным во всем частотном диапазоне, что, по моему мнению, хорошо коррелирует с высоким качеством звука при условии, что спектр искажений усилителя в основном состоит из низкочастотных продуктов. В случае с NHB-458 это именно так.
Рис. 5 darTZeel NHB-458, нелинейные искажения (%) на 1 кГц при постоянной мощности на 4 Ом |
Рис. 6 darTZeel NHB-458, нелинейные искажения (%) на 1 кГц при постоянной мощности на 2 Ом |
На Рис. 8 показано, что он в основном состоит из субъективно малозаметных второй и третьей гармоник. Этот график построен при малой выходной мощности; при большей мощности на нем можно видеть и также гармоники более высоких порядков (Рис. 9), хотя их спектр мало меняется при переходе с нагрузки 8 Ом (красная кривая) на 4 Ом (синяя кривая). Несмотря на относительно высокий уровень гармонических искажений. NHB-458 показал хороший результат измерений интермодуляционных искажений на высокой мощности (Рис. 10). В то время как разностная частота 1 кГц имеет уровень -64 дБ (0,06%), уровень всех продуктов интермодуляции более высокого порядка оказался ниже.
Измерения показали, что усилитель darTZeel NHB-458 обладает чрезвычайно широким динамическим диапазоном. Хотя его искажения не столь малы, как обычно у современных полупроводниковых усилителей, они состоят в основном из низкочастотных продуктов, а их уровень мало зависит от частоты, что, очевидно, более важно – Джон Аткинсон.
Рис. 7 darTZeel NHB-458, THD+N (%), 12,67 Вт / 8 Ом (синий), 4 Ом (фиолетовый), 2 Ом (красный) |
Рис. 8 darTZeel NHB-458, синусоида 1 кГц, 10 Вт / 4 Ом (верх), 0,187% THD+N; искажения после вычитания фундаментальной частоты (низ) |
Рис. 9 darTZeel NHB-458, спектр при вх. синусоиде 50 Гц, 0 – 1 кГц, 150 Вт / 4 Ом (синяя), 300 Вт / 4 Ом (красная), линейная шкала частот |
Рис. 10 darTZeel NHB-458, ВЧ-спектр интермодуляционных искажений, 0 – 24 кГц, 19 + 20 кГц / 200 Вт (пик) / 4 Ом (линейная шкала частот) |
Сопутствующее оборудование
Виниловые проигрыватели: Continuum Audio Labs Caliburn, тонарм Cobra, стойка Castellon; Onedof; тонармы Graham Engineering Phantom II, Kuzma 4Point; головки Lyra Atlas, Ortofon A90, Miyajima Labs Premium BE Mono, Ice Blue.
Фонокорректоры: Ypsilon VPS-100, Manley Labs Chinook
Предварительный усилитель: darTZeel NHB-18NS
Цифровые источники: MSB Platinum Diamond DAC IV, Platinum Studio DAC, Platinum Data CD IV Transport, Simaudio Moon Evolution 650D DAC/CD Transport, Alesis Masterlink (рекордер на жесткий диск), Meridian Digital Media System, Pure Music (программный плейер)
Усилитель мощности: Music Reference RM200 MK II
Акустические системы: Wilson Audio Specialities MAXX 3
Кабели: Hovland/Graham Engineering MG2 Music Groove (фоно), darTZeel Zeel 50 Ом, Stealth Sakra & Indra, Tara Labs Zero Gold, ZenSati Seraphim (межблочные); Shunyata Research Anaconda, Tara Labs Omega Gold, ZenSati Seraphim (акустические); Shunyata Research King Cobra Helix CX & Anaconda CX, Tara Labs Cobalt (сетевые)
Аксессуары: сетевой кондиционер Shunyata Research Triton, сетевые розетки и вилки Oyaide, элементы акустического оформления ASC Tube Traps, RPG BAD, Skyline, Abbfusor; стойки Finite Element Pagode, HRS Signature SXR; платформы Symposium Rollerblocks & Ultra; устройство для разогрева кабелей Audiodharma Cable Cooker; демагнетайзер и антистатик для винила Furutech; моечные машины для винила VPI HW-17F, Loricraft PRC4 Deluxe, Audio Desk Systeme Vinyl Cleaner.