MSB SELECT DAC 2
«Музыка, исполняемая без мастерства и вдохновения – просто камыш, шумящий на ветру» – Йоганн Брамс
«Я считаю, что музыка тогда становится великой, когда слушатель внезапно ловит отблеск вечности в окне времени … Именно это для меня является единственным и достоверным свидетельством истинного искусства. Все остальное вторично» – Эйноюхани Раутаваара
Прежде чем затронуть «горячую» тематику хищнической торговли, позвольте сказать пару слов о других элитарных изделиях, их производителях и, самое главное, потребителях. Невероятно дорогие алкоголь, сигары, спортивные машины, картины, в отличие от области High End Audio, не подвергаются постоянной критике со стороны тех, кто не может себе их позволить.
В наше время произведения искусства имеют свою цену. Высокую, насколько я знаю, которая, к сожалению, не всегда оправдана (а часто просто навязана). И тем не менее… Некоторые изделия имеют отпечаток интенсивных предшествующих разработок, значительных вложенных средств и затраченного на их создание времени. Птицы самого высокого полета, такие, как MSB Select DAC 2, не волшебство, не фокус алхимика. В случае с MSB их стабильные инновационные успехи и прогрессивное мышление основано на трех предшествующих десятилетиях стабильной эволюции. Да, лишь абсолютное меньшинство населения имеет возможность приобрести подобную драгоценность, но давайте взглянем на суть данного явления шире. Как и в других областях, очень многие технологические решения, изначально реализуемые лишь в элитарном секторе, когда приходит время, начинают воплощаться в намного более доступных изделиях. Трезвая реальность…
Давайте на минутку обратимся к хайтеку в военной промышленности. Нравится ли это нам, пацифистам , активистам демилитаризации и критикам промышленной революции или нет…Наши каждодневные и такие привычные технические средства типа интернета, мобильного телефона и пр. есть ни что иное, как побочный продукт, выпускаемый гигантами военной промышленности. Приборы, созданные «дьявольскими» корпорациями, обожают даже самые ярые критики милитаризма. Нет, я не сравниваю военную индустрию с High End Audio, а просто высказываю простую мысль. По большому счету мы получаем пользу от чего-то, что вряд ли может являться смыслом нашего существования, и в данном конкретном речь идет не о бездарно потраченных деньгах налогоплательщиков…
Подобно некоторым другим хайтек-изделиям и в соответствии со своим названием MSB Select DAC 2 представляет собой настоящий технологический феномен и результат стремления к совершенству, которое стало делом всей жизни для тех, кто создал этот аппарат. Конечно, как и многие из вас, я бы предпочел, чтобы это уникальное изделие не так сильно било по карману, но такова уж реальность.
Нужно заметить, что в нашей индустриальной нише можно найти вещицы с еще гораздо более сумасшедшими ценами, которые скорее относятся к категории запредельно дорогой аудио-бижутерии, чем к High End Audio.
ГОНКА
Цифровое аудио быстро меняется. Можно даже сказать, слишком быстро для того, чтобы за ним поспеть. Если инвестиции в референсные предусилители и усилители мощности кажутся достаточно надежными, то на передовом фронте цифровой техники все очень нестабильно. Если мыслить логически, гораздо благоразумнее воздержаться от ставок в этой бешеной гонке.
В чем же выход из положения? Одним из аргументов в пользу приборов типа MSB Select DAC 2 является их модульная архитектура. И это сильно меняет дело. Select, как и менее дорогие изделия этой компании, отличается по-настоящему модульной архитектурой. Это означает возможность апгрейдов и делает вложения средств более оправданными. Хорошо продуманная конструкция задней панели позволяет оперативно вставлять и извлекать взаимно заменяемые модули различных входов, выходов, стримера и т.д.
А что еще? Сама компания! Вложения в бренд, созданный и развиваемый почти тридцать лет коллективом из двадцати лучших инженеров, безусловно можно рассматривать как достаточно надежные в долгосрочной перспективе. Главным запевалой в компании всегда был и остается Лэрри Галлман, но не он один кладет жизнь на благо компании MSB. Двое его сыновей так же, как и он, прочно вросли в коллектив, гарантируя тем самым долгую жизнь проекту даже поле того, как Лэрри уйдет на пенсию.
В наше время глобальной экономики и особенно в нашей любимой области High End Audio люди по-новому стали планировать покупки, более осторожно, с оглядкой на отзывы о продукте и его оценках. Они хотят вкладывать деньги в надежные, оправдывающие свою стоимость вещи, которые предполагают эксплуатацию, сервис сохранение своей актуальности в течение длительного времени. Звучит нереально? Ничего подобного!
ШОК
Я имел счастье послушать и потрогать не одно топовое изделие. Хотя полностью честное тестирование со всеми сравнениями и исчерпывающими оценками практически всегда оказывается нереальным, я «заставляю» себя пойти и послушать то, что считаю достойным. Не скрою, в том числе и для того, чтобы поискать, к чему бы придраться. Нет, я не стремлюсь непременно развенчать тот или иной компонент, устроив ему настоящий «допросов с пристрастием», и все же итогом нередко оказывается разочарование.
От субъективного к объективному
В самом начале знакомства с MSB Select DAC 2 меня поразили ощущение невероятной хронологической точности, отсутствие какой-либо окраски звука, бездонная глубина и безграничность звукового пространства, а также мгновенно возникающая вовлеченность в музыку. Вдруг возникло многое из того, с чем мне никогда не приходилось сталкиваться ранее и что ясно свидетельствовало об исключительности этого аппарата.
MSB Select DAC 2 отличается живой презентацией звука, отсутствием в нем технологического отпечатка (или, как это обычно бывает, специфического звукового почерка конкретного бренда), генетически заложенного в фильтрах влияния на звук. Этот ЦАП гораздо менее утомителен для ушей, чем все, которые мне до сих пор доводилось слышать. И подобные комментарии исходят от человека, который еще пару лет назад и не помышлял вторгаться в цифровую вселенную по целому ряду причин.
Так что же произошло?! ЦАП'ы Totaldac Винсента Брайана и Aries Cerat Kassandra Ставроса Даноса сильно изменили мое отношение к цифровому аудио, когда я познакомился с их подходами и технологиями. Помимо их лестничных ЦАП'ов одному лишь Nagra HD DAC удалось преодолеть мое неприятие, но здесь сработали маленькие секреты электронного кудесника Филиппа Шамбона. Подробнее об этом я расскажу в другой статье…
MSB Select DAC 2 уводит нас в неведомые царства абстрактных образов и непосредственных реакций, где забываешь о математических уравнениях, формулах и всей технологической суете, просто нырнув музыку с головой.
На подобном уровне воспроизведения звука следует ставшие привычными догмы теряют смысл. Select звучит без окраски. Наверняка это не устроит любителей приторного звучания. Я имею в виду не только теплый звук Золотой эпохи лампового аудио, но и любые примеси посторонней окраски, отвечающие персональным предпочтениям. Да, сегодня это может в одинаковой степени относиться как к лампам, так и к полупроводникам. В целом, запрос на совершенство звучания предполагает такие технологии, которые исключают окрашивание вне зависимости от схемотехники и элементной базы.
В любом лестничном ЦАП'е результат напрямую зависит от точности подбора резисторов матрицы R-2R, преобразующей цифровой поток в напряжение сигнала. Восемь цифро-аналоговых преобразователей в Select DAC 2 обеспечивают достаточный уровень выходного сигнала и позволяют обойтись без операционных усилителей. Здесь нет никаких буферных каскадов, нет каскадов усиления и вообще активных цепей. При этом наушники типа Sennheiser HD800 можно подключать напрямую к выходам XLR. Каков же результат столь нетривиального подхода? Безграничный звуковой горизонт, легкость, воздух, невероятно живое и свободное звучание музыки.
Ожидание чуда от одной лишь лазерной подгонки номиналов резисторов – утопия. Приходится еще и отбирать лучшие из них с заданной погрешностью и стабильностью сопротивления. Что и транслируется в $$$$. Неземная чистота звучания стоит больших денег.
ЛЕСТНИЧНЫЙ ЦАП?
Представьте себе управляемый водяной поток. Существует два способа модулировать его цифровым методом. Технология преобразования дельта-сигма работает так же, как маленький мерный стаканчик, с помощью которого вы в каждый момент времени отмеряете нужный объем воды. Получается, что огромные объемы приходится набирать с помощью крошечного стаканчика, и каждый раз получается немного больше или немного меньше воды, чем нужно.
Второй способ – это лестничный ЦАП, который использует мерные емкости разного объема, готовые вступить в дело в нужный момент. Требуемый объем каждый раз набирается с помощью определенного сочетания разных мерных емкостей. Стандартные лестничные ЦАП'ы по определению начинают наполнять наш умозрительный «кувшин» с нуля, когда он совершенно пуст, что соответствует максимальному уровню громкости музыки. А знакочисловой ЦАП MSB начинает работать при наполовину полном «кувшине» (что соответствует тихой музыке), по мере необходимости добавляя воду или отчерпывая ее. При этом точность преобразования возрастает и, используя при необходимости мерные емкости большого объема, можно получить на выходе значительный прирост в динамики за счет оптимизации процесса передачи энергии. Например, при звучании барабанов Кодо.
Теоретически такой способ адаптивного преобразования дает выигрыш на уровне и больших, и малых сигналов, а также по скорости, ощущению такта и ритма, поскольку мгновенные колебания уровня сигнала реализуются быстрее, чем когда большой объем набирается постепенно с помощью малых мерных емкостей.
Дельта-сигма по своей природе является высокочастотной импульсной технологией. Она требует тщательной фильтрации на выходе ЦАП'а, необходимой для очищения сигнала от обильного сопутствующего мусора. А лестничный ЦАП, мгновенно выдающий нужные напряжения, в принципе не нуждается в какой-либо фильтрации, обеспечивая более живое звучание.
Но лестничный ЦАП требует очень точной подборки резисторов матрицы. Вот почему это существенно более дорогое решение, и это единственная причина, по которой компания Philips отказалась от лестничный ЦАП'ов.
В цифровом мире очень много разных философий и мало конкретных результатов. К сожалению, это верно и по отношении ко многим, если не большинству, старых плейеров. Для Лэрри же важнее всего реальная возможность воплощения его замыслов. Без объективизации и материализации даже самых сумасшедших идей и новаторского мышления эти идеи так и оставались бы сладким сном.
FEMTO 32
Femto 32 – это тактовый генератор MSB с минимальным уровнем джиттера, одно из самых значительных достижений компании. Джиттер оказывает непосредственное влияние на звук, его чистоту или жесткость, и это влияние слышно сразу. Больше всего интригует тот факт, что после доведения генератора Femto 32 до кондиции неожиданно изменился выходной уровень. Согласно расчетам, этого быть не должно, но фактически фазовый шум, даже очень слабый, до этого вызывал эффект субъективного понижения громкости на 2 дБ. Снижение уровня джиттера дает прирост динамического диапазона и, самое главное, снижает утомляемость слуха, что есть важнейшее условие полноценного восприятия музыки.
Вокруг тактовых генераторов и джиттера полно разночтений. За заявлениями компаний, претендующих на свою конструкцию фемто-генераторов, часто стоят туманные и малопонятные с научной точки зрения теории. На практике большинство таких компаний просто использует готовые генераторы, изначально созданные для совершенно иных целей в других областях.
Генератор MSB выдает именно нужную для аудио частоту, а не 10 МГц (как рубидиевые и прочие генераторы для спутников и другого оборудования). На самом деле, MSB использует два генератора, работающих на частотах, кратных соответственно 44 и 48 кГц, а именно 22,5792 и 24, 576 МГц.
Второй по значимости задачей в элитарных конструкциях Цап'ов является интеграция тактового генератора и непосредственно преобразователя. Здесь возникает множество проблем, по вине которых фемтосекунды, изначально отражающие уровень джиттера, по пути к преобразователю превращаются в пикосекунды, вследствие чего преимущества сверхточных генераторов на слух сводятся на нет.
Эти два описанные выше фактора разоблачают претенциозные обещания производителей цифровой техники в 90% случаев. Компания MSB первой разработала собственный фемто-генератор, и его конструкция держится в строжайшем секрете. Она также первой применила знако-весовой преобразователь еще в 2000 году.
МАГИЯ ЗВУКА
Select DAC 2 показал неоспоримые достоинства звучания, которые я впервые обнаружил в цифровой технике, включая впечатляющую живость. Многие из них являются принципиальными для полноценного восприятия музыки.
Я очень чувствителен к жесткости в верхней части звукового спектра. Даже малейший намек на колкость звука тарелок, кимвал и прочей перкуссии вызывает у меня ужасный звон в ушах. Звуковые образы реальных металлических ударных инструментов глубоко сидят в моей подкорке еще со времен концертов вокально-инструментальных ансамблей.
К счастью или к несчастью, даже самым лучшим цифровым фильтрам не удается меня обмануть. Это не хвастовство, а скорее тяжкое бремя, особенно когда приходится слушать разные системы, посещать выставки и другие мероприятия. К сожалению, многие воспринимают неестественное, сдавленное и искаженное звучание как образцовое. В реальности же металлические инструменты звучат громко, но без свиста, жесткости и визга.
MSB Select DAC 2 воссоздает аналоговый звук таким, каким он должен быть. Без типичных для импрессионистской живописи сомнительных атрибутов. Звук этот обладает естественной текстурой и живостью, которые очень сложно полностью воскресить.
Сверхточное воспроизведение диктует соблюдения многих противоположных требований, необходимых для получения реального масштаба музыкального события. Воспроизведение музыки аппаратурой верхних эшелонов аудио обязано оставлять впечатление от услышанного. И это именно то, что отличает ультра-хайэнд от HiFi или того, что часто называют хайэндом.
Select DAC 2 преподносит музыку, свободную от тошнотворных посторонних примесей, столь часто характерных даже для самых дорогих цифровых аппаратов.
Иногда очень хочется докопаться до понимания механики бескомпромиссного воспроизведения во всех подробностях. Люди всегда стремятся все держать под полным контролем. Но когда мы испытываем эмоции от музыки, которая нас по-настоящему трогает, нам вовсе не обязательно подводить под это логическую основу. К тому же, это невозможно.
Гармония, буйство ритмов и ясность музыкального подтекста пробудили во мне тот особый энтузиазм, который я не собираюсь скрывать. Глубокое погружение в музыку – это и есть конечная цель. При отсутствии возвышенного общения с музыкой, вызывающей у нас невербальные эмоциональные отклики, мы не сможем почувствовать душевный подъем от открывшегося нам глубинного смысла музыкального произведения.
Несомненная способность Select DAC 2 передавать магическую красоту гармонии звуков со всей мощью и непосредственностью наряду с доселе небывалой точностью локализации источников и окружающей их атмосферы пока что намного превосходит все, что мне приходилось слышать в области цифрового аудио.
БИТВА ОПЕРАЦИОННЫХ УСИЛИТЕЛЕЙ
Работа над созданием Select DAC начиналась с битвы операционных усилителей. Лэрри долго изучал возможность подачи сигнала с ЦАП'а непосредственно на вход усилителя мощности напрямую без операционных усилителей. После того как все сложные расчеты и эксперименты были закончены, выяснилось, что восемь цифро-аналоговых преобразователей на канал могут обеспечить достаточную мощность сигнала для того, чтобы его можно было подавать на большинство усилителей без выходных буферных каскадов ЦАП'а.
По завершении многолетней исследовательской работы инженеры MSB были готовы к реализации этого сложного проекта, использующего патентованные инновации. От этого проекта, в который было включено обязательное дополнение в виде совместимости с форматом DSD, популярность которого росла на глазах, ждали очень многого. Инженерам MSB пришлось вернуться к началу и бросить все силы на разработку уникального гибридного модуля, допускающего глубокие изменения, что стало высшим достижением MSB как в отношении DSD, так и PCM. Интеграция DSD благодаря системе Select ECO по-настоящему бескомпромиссна.
После того как были завершены базовые разработки Select DAC, следующим шагом стала реализация проекта ЦАП'а с минимально возможным уровнем джиттера. Это была непростая задача, для решения которой многие решения пришлось пересмотреть. Процессоры DSP были заменены на более скоростные, после чего Select DAC стал скорее ВЧ-устройством, чем просто ЦАП'ом. MSB всегда стремилась довести все до совершенства и добиться полного симбиоза составных частей единого целого. Усовершенствовав меню настроек и упростив управление, они смогли сосредоточиться на достижении максимальной простоты и прозрачности сигнального тракта.
Новые входные модули обеспечивают гораздо лучшую развязку и значительно более высокий уровень воспроизведения обоих форматов. Модульная структура ЦАП'а также гарантирует ему защиту от морального старения. Каждый из модулей оснащен интерфейсом I2S, и одновременно может быть активным только один модуль. Пересмотрев ряд старых технологий и воплотив новые решения, MSB вырвалась на несколько шагов вперед.
Select DAC имеет два разъема для раздельного питания цифровой и аналоговой частей. Блок питания собирается на отдельном шасси и предусматривает апгрейды отдельных источников питания с целью дальнейшего улучшения конечного результата.
Select DAC – полностью модульное устройство, его выходные модули могут выбираться в балансной или небалансной версиях. Все модули взаимозаменяемы и допускают дальнейшую оптимизацию. Лэрри всегда выступал за разумную простоту при скрупулезном отношении к деталям и избегал ненужных опций, которые во многих изделиях присутствуют просто для того, «чтоб было».
К примеру, если углубляться в противоречивый мир цифрового аудио… Любой ЦАП из доступных на рынке имеет S/PDIF-приемник с собственным тактовым генератором. Последний добавляет свои шумы и джиттер к внутреннему генератору и в большинстве моделей ЦАП работает постоянно, из-за чего мы получаем гораздо больший уровень шумов и джиттера. Что возвращает нас к началу нашей беседы…
ЧУДАК
Компоненты моей референсной системы выбирались шаг за шагом в процессе бесконечных прослушиваний и сравнений, и выбор основывался на их реальных возможностях в плане звука, а не на рекламной шумихе вокруг них или самопиаре производителей. Я решил последовать стилистике Mono & Stereo, но с несколько иной политикой, предельно дистанцируясь от компромиссов.
Люди всегда обращают внимание на разные мнения, но еще больше – на поступки. Если брать за основу музыку как возвышенное и трансцендентальное искусство, то и отношение к аудио аппаратуре должно быть предельно строим и беспристрастным, даже если это звучит столь же утопически, как космическое путешествие. Для меня музыка представляется неимоверным и почти недостижимым счастьем, которое намного выше банального сопереживания и занимает место на священном божественном троне.
В нашу эпоху постоянной погони за грядущим счастьем и отложенными удовольствиями реалистичная оценка того, что есть здесь и сейчас, вполне согласуется с логикой.
Проблема?! Мое знакомство с прототипами усилителей мощности Ubiq Audio на прошлой неделе разнесли мои устоявшиеся представления в пух и прах. Впечатления от масштабов и синергизма их звучания свежи до сих пор, несмотря на каждодневную суету.
Я постоянно нахожусь в поисках языка, который позволил бы конвертировать мои сногсшибательные впечатления в слова без частичной потери смысла. Неблагодарная это задача. Слишком многое может раствориться при переводе.
Непревзойденный консонанс звучания и невероятная легкость, с которой Select DAC оживляет музыку со всеми тончайшими подробностями на макро- и микроуровне поразили меня до глубины души.
Матей Исак