PBN MR! 777 – О людях, музыке и покорении вершин
02.2020 | Грегори Петан | Номер 108
Источник: https://positive-feedback.com/reviews/hardware-reviews/pbn-mr-777/
Когда разговор заходит о качественной звуковой панораме, особенно в наши дни и наш век высококачественной акустики, небольшие колонки получают все больше преимуществ. Даже самые мелкие из них способны создать потрясающую звуковую панораму, особенно при прослушивании в близком поле. Но для того чтобы приблизиться к звучанию живой музыки, колонки должны излучать энергию, сопоставимую с таковой при живом исполнении или затраченной на производство и обработку записи в студии. Поэтому колонки с большими корпусами и значительной совокупной площадью излучения необходимы, если стоит задача «зарядить» атмосферу помещения настоящим звуком. Конечно, в процессе участвует и множество других факторов, но все же, как правило, большие колонки, удачно вписанные в пространство комнаты и поддержанные качественным усилением, безоговорочно выигрывают у малогабаритных моделей акустики.
Похоже, Питер Норбек это хорошо понимает и настойчиво идет по выбранному пути. Конечно, он выпускает разные модели акустики для разных целей, но, взглянув на его сайт, вы в первую очередь увидите самые большие колонки из всех, что вам приходилось когда-либо видеть. Но это еще не все: он также производит басовые секции в виде башен, при взгляде на которые вспоминается Кинг Конг с напуганной девицей в его огромной пятерне.
MR!777 появились на свет в результате индивидуального проекта по заказу клиента и затем заняли свое законное место в модельном ряду колонок. Во время первой беседы с Питером по поводу MR!777 я заметил, что считаю лучшим вариантом отдели для любых колонок шпон из темного ореха. Очевидно, он зацепился за эту мысль, когда начал сборку новых двухметровых исполинов весом более 200 кг каждый, которые должны были продемонстрировать, каких высот можно достичь в создании акустических систем. Но и этого ему показалось маловато, и он дополнил свой проект басовыми секциями Bass Towers.
Я следил за процессом сборки через мессенджер Facebook, и таким образом ближе познакомился с приемами и методами работы Питера. Питер все делает быстро, и вскоре сложные корпуса колонок с многочисленными внутренними стяжками были готовы и покрыты шпоном с многослойным глянцевым лаком, были установлены кроссоверы, а затем два 18-дюймоывх басовых динамика с бумажными диффузорами, пара 12-дюймовых среднечастотных динамиков и 6-дюймовая ленточная пищалка встали на свои места, и процесс был завершен. Питер намекнул мне, что они эти колонки скоро могут появиться в моем доме, но я не сразу поверил в такое счастье и напрямую спросил его: «Они правда поедут ко мне?» Последовал утвердительный ответ, получив который, я был не на шутку заинтригован.
Меня предупредили, что вместе с контейнерами колонки весят около 320 кг каждая, и потребуется помощь для маневров с ними. После того как мои помощники поняли, что в лифт колонки на тележках не влезут, мне пришлось снять фасадную стену вестибюля моего кондоминиума. К счастью, Питер приделал к колонкам колесики, благодаря которым их удалось осторожно закатить в лифт, практически упершись в его потолок, а затем тихонько дотащить до нужного места в моей гостиной размером 10 х 18 х 5 м.
Одни из моих референсных колонок, Sunny Cable Majestic 15 весом порядка 230 кг и высотой 1,8 м, рядом с присоседившимися MR!777 Sunny стали казаться гномами. После распаковки я дюйм за дюймом исследовал зеркальную поверхность покрытых лаком колонок в шпоне темного ореха с подобранным узором и нашел ее безупречной. Фронтальные панели колонок выполнены из сплошного орехового массива, изящно контрастирующего с боковыми стенками. В то время как другая модель колонок PBN, а именно M2!5, также имеет весьма привлекательное оформление, MR!777 все же демонстрируют значительный шаг вперед, подчеркивая свою безоговорочную принадлежность к элите по качеству сборки и отделки.
Я установил колонки на те места, где раньше стояли M2!5 и большинство других колонок, разнеся их на целых три с половиной метра и слегка развернув друг к другу. После 20 часов работы они заметно раскрылись. Интуиция мне подсказывала, что их можно раздвинуть еще больше, и мои эксперименты с расстановкой закончились на расстоянии между колонками в 4 м. При этом и без того огромная звуковая панорама приобрела еще больше свободы.
MR!777 намного крупнее любых других колонок, которые мне приходилось слышать, за исключением нескольких моделей 90-х годов. Трудно недооценить пару вуферов по 18'' в каждом канале, на которые работают 800-Ваттные усилители PBN Olympia, открывая слушателю совершенно новый мир низкого баса, скорости и атаки, кажущейся бесконечной глубины сцены. Удары большого барабана ощущаются нутром гораздо сильнее, чем когда они оказываются смазанными в общей звуковой массе. Здесь эти удары не просто хорошо слышны, но и настолько же хорошо ощутимы.
У меня полно записей с образцовыми басами, которыми я давно пользуюсь, типа «East Riverside Drive» Стэнли Кларка, сборника лучших вещей Билли Кобхэма, Cowboy Junkies «Lay it down» и «Wood» Брайана Бромберга. И да, все эти записи несомненно звучали на новых колонках намного полноценнее, чем раньше когда-либо в моем доме. Но и на записях со скромным низом худосочные басы неожиданно ожили, чему я был не на шутку удивлен. Например, это произошло с альбомом Aerosmith «Young Lust» (Pump), который может звучать неплохо, но не в басовой части. MR!777 вдохнули в него драйв, сохранив при этом характерные особенности этой записи. И никаких искажений при этом не возникли. Мне кажется, дело в том, что колонки MR!777 и усилители Olympia воспроизводят бас во всем его величии, а не душат, как многие другие аудио компоненты, и оттого он звучит так, как и должен звучать.
Общая звуковая сцена поражает своими масштабами, но при этом инструменты не кажутся раздутыми по размерам или висящими в воздухе на двухметровой высоте. Напротив, все они четко расставлены по высоте, ширине и глубине сцены. Плотность тембров, масштабы звуковых образов и неограниченная динамика делают звучание музыки очень убедительным. Но, поскольку я использовал эти же термины и при анализе звучания M2!5, сейчас мне придется кое-что пояснить. При всей моей симпатии к M!25, особенно с учетом их цены, должен признать, что MR!777 – это совсем другой уровень. Верх у MR!777 нисколько не приглушен и не смягчен. Он не страдает резкостью, но настолько энергичен, что может потребоваться определенная настройка системы, в которой до этого работали колонки, которые смягчают верхние частоты или уводят их на задний план.
Чем качественнее аудио аппаратура, тем важнее выбрать для каждой записи оптимальную громкость. Всегда существует такой уровень громкости, на котором конкретная музыка звучит полноценно. Поставив виниловый диск Джона Колтрейна «Blue Train» на 45 оборотов (Classic Records), я выставил оптимальный уровень громкости для этой фонограммы. Как и для большинства любителей джаза, для меня этот альбом является одним из главных сокровищ коллекции и идет сразу вслед за «Kind Of Blue» Майлса Дэвиса (хотя сам я предпочитаю «Blue Train»). Я слушаю эту музыку со времен моей юности благодаря моему отцу, который крутил эти диски на своей радиоле Motorola Credenza de Monte Carlo. Если честно, она называлась не совсем так, и напрасно. Я слушал разные версии этой записи на всех системах и компонентах, которые я испытывал. Но ни разу он и близко не звучал так, как на MR!777, настолько свободно и живо. Как и на M2!5, музыка на MR!777 звучит энергично, когерентно и реалистично, но в гораздо большей степени. Я просто не мог наслушаться, разрываясь между винилом и стримингом. С этими колонками хотелось поскорее заново переслушать все, что я слушал до этого.
В системе с колонками MR!777, усилителями Olympia и предварительным усилителем (отличные результаты я получил с предусилителем D'Agostino) присутствовал проигрыватель винила VPI Avenger Reference с головкой Ortofon Windfeld Titanium. Во время испытаний мне также привезли фонокорректор Merrill Jens (об этом сокровище мне будет, что сказать в свое время) в дополнение к фонокорректору Boulder 508. Вся система была скоммутирована кабелями Cardas Clear Beyond от розетки до колонок, а также новыми акустическими кабелями, изготовленными моим старым знакомым Джеффом Смитом из компании Silver Smith Audio. Стриминг осуществлялся с помощью сетевого плейера McIntosh MB50, подключенного к встроенному в предусилитель McIntosh C2700 ЦАП'у, который после апгрейда зазвучал, как никогда раньше.
Ни один из жанров музыки, будь то рок, джаз, классика или вокал любого регистра не оказался ущемленным. Любая запись звучала не просто лучше, но и с совершенно иным восприятием. Середина диапазона, которую воспроизводила пара 12-дюймовых динамиков с бумажными диффузорами, была исключительно органичной. Их немалая площадь излучения выдавала легкий, свободный звук с натуральными тембрами. Мне приходилось слушать немало конкурирующих моделей акустики примерно за те же деньги, но теперь о них даже не хотелось и вспоминать, MR!777 буквально сломали им хребет. Не в моих правилах ругать одни изделия с целью продвижения других, но, поверьте, не называя конкретных брендов, проигравших вчистую флагману PBN, скажу лишь, что это очень громкие имена.
Массивность формы корпусов со cкосом по бокам оттеняется вытянутой фронтальной панелью, отдаленно напоминающей песочные часы. Конечно, даже в шикарном оформлении дорогим шпоном и вне зависимости от их конструкции их внешность не всем придется по вкусу, и я это понимаю. Но как только они зазвучат, и зазвучат так, как могут только они, они просто растворятся в ими же созданном бездонном музыкальном пространстве.
У меня очень большая комната, 10 х 18 х 5 м. Колонки стоят очень далеко от боковых стен, и комната почти не формирует стоячие волны на басах. Нет также вредоносных отражений, смазывающих локализацию. Учитывая тот факт, что наилучших результатов я добился, разнеся колонки на четыре метра, устанавливать их в помещении, которое не может обеспечить колонкам MR!777 надлежащих условий, просто несерьезно. Но в ассортименте акустики PBN Audio есть и модели, не столь требовательные к размерам помещения. Так или иначе, MR!777 вписались в мои условия идеально. А усилители Olympia, созданные Питером, внесли свою лепту в этот гармоничный альянс.
И пусть вас не смущает колоссальная энергия, излучаемая этими колонками. Это на самом деле прецизионные АС, обладающие возможностью достоверной организации звукового пространства и точного воспроизведения всех подробностей записи. Это полная противоположность тем колонкам, которые гомогенизируют и окрашивают звук, придавая всем фонограммам одинаковые оттенки и очертания. С самого начала я был поражен их нейтральности. В сравнении с ними M!25 кажутся не настолько честными, добавляя в звук приятную теплоту. И, хотя от MR!777 вы сможете услышать такое количество информации, какого никогда раньше не слышали, в случае, если запись плосковата и бас не имеет глубины, именно так иона и прозвучит. Поначалу трудно было поверить своим ушам, когда запись с хромающим басом все же каким-то образом пробилась через могучие MR!777 в более или менее пристойном виде. Когнитивный диссонанс, если хотите. Вся эта огромная площадь излучения на таких записях фактически простаивает без дела. Но стоить поставить запись с нормальным басом, и тогда смотрите, чтобы шляпа не слетела с головы.
Недавно я приглашал классическую пианистку Марьям Райа к себе домой, где она дала частный концерт, на котором играла произведения Баха, а за несколько недель до этого она исполняла 3-й фортепианный концерт Бетховена с Нью-Йоркским симфоническим оркестром в Карнеги Холл. А неделю спустя я приглашал Тони Тиксье с его братом Скоттом, джазовым скрипачом, удостоенным награды Grammy за работу над саундтреком Ханса Циммера к «Королю Льву». Вместе с басистом и ударником они составили целый квартет. Я рассказываю об этом не только для того, чтобы дать понять, что у меня есть четкое представление о том, как звучит живая музыка, она регулярно звучит у меня в доме. Нет, мне важно было вникнуть в природу иллюзорной реальности, создаваемой на основе записи. Колонки не должны ничего добавлять, убавлять или корректировать. Единственная их задача – доносить правду.
Колонки MR!777 точно фиксируют и артикулируют именно те элементы звука, которые ответственны за достоверное воссоздание реальности. Одна из моих любимых записей – это «Wood» Брайана Бромберга. Пианист на этом альбоме очень хорошо записан, и на треке «Doiphin Dance» энергетика и скорость переданы превосходно. В качестве контраста, но в хорошем смысле, можно привести альбом Рэда Гарланда «Bright and Breezy», где рояль намертво привязан к центру сцены, утоплен в ее глубину и поражен в масштабах, но при этом отлично предаются нюансы, тембры и легкая романтичность прочтения мелодии, чем так знаменит Гарланд. Две совершенно непохожие записи, мастерски озвученные колонками MR!777, тем не менее в одинаковой степени передают разные элементы реалистичности, как я это понимаю, с сохранением всех их индивидуальных особенностей.
Время, проведенное с электроникой Olympia и акустикой MR!777, показало, что я пока не настолько далеко отошел от базового лагеря на подступах к вершинам High End Audio, как мне казалось, по крайней мере, по многим важным аспектам, о которых было сказано выше. И по поводу инженерного уровня конструкции этих колонок, качеству сборки и звучания можно было бы еще очень долго говорить. Подобный разговор можно было бы отлично проиллюстрировать хотя бы одним видом кроссовера под прозрачной акриловой панелью на задней стенке каждой колонки, который сам по себе вызывает восторг.
С такими колонками в комплекте с усилением Olympia вы сможете получить такое качество звука, даже намек на которое могут представить себе очень немногие аудиофилы. Это настоящее восхождение на вершину. Мощь, непринужденность, нейтральность, чистота тембров – все вместе это вершина, уходящая высоко в небо сквозь облака и гордо возвышающаяся над равниной того, что мы обычно слушаем. Эти изделия достойны самых искренних рекомендаций и глубокого восхищения.
• Частотный диапазон: 20 Гц – 20 кГц +/-1 дБ
• Фильтры кроссовера: 200 Гц – 1200 Гц (8 порядка Линквица-Райли / акустический)
(200 Гц Линквица-Райли – ВЧ 1100 Гц 6 порядка Баттерворта / акустический)
• Чувствительность: 95 дБ / 2.83 В / 1 м
• Импеданс: Номинальный 4 Ом (мин. 2.5 Ом @ 290 Гц, макс. 30 Ом @ 3 кГц)
• Комплект излучателей:
• НЧ 2 x 18"
• СЧ 2 x 12"
• ВЧ 1 x 6" ленточный излучатель
• Вес: 222 кг
• Размеры: (ВхШхГ): 2057 х 660 х 699 мм