PBN Montana EPS-2
The Abso!ute Sound
Барри Уиллис
Многие акустические системы одну музыку воспроизводят хорошо, а другую не очень. Большие электростаты могут звучать божественно, когда мы слушаем струнный квартет, но большой симфонический оркестр получается несколько сдавленным, как и тяжелый рок. Мини-мониторы демонстрируют сверхъестественную трехмерную локализацию мужских голосов в хоре, но теряют чувство реальности по отношению к басовым нотам нижнего регистра инструментов.
Проблема избирательности часто бывает свойственна не только отдельно взятым моделям, но и целым брендам. Так, колонки Bozak (помните такие?) считались практически идеальными для органной музыки, которую очень любил их разработчик. Имя известного конструктора Арни Ньюделла (Infinity IRD, Genesis Loudspeakers) стало легендой для любителей рока. Предпочтение к определенным жанрам музыки стало традицией на выставках типа C.E.S.: почти весь демо-материал состоит из хорошо «причесанных» студийных записей. Разработчиков акустики, которые безбоязненно ориентируется на широкий спектр музыкальных жанров, в наши дни почти не встретишь.
Питер Норбек из PBN Audio относится именно к такой разновидности конструкторов АС. Зайдите в его павильон на какой-нибудь выставке и попросите поставить один из ваших дисков, и он с удовольствием согласится. Какую бы музыку вы ни принесли, он ни на минуту не усомнится, что его АС Montana воспроизведут запись как надо. «Я не могу знать музыкальных предпочтений моих потенциальных клиентов», – говорит он. «И тем более я не могу навязывать своих предпочтений кому бы то ни было. Значит, мои колонки обязаны хорошо играть любую музыку».
Универсальность – главный аргумент в пользу АС Montana. Мне довелось тестировать три разные модели Montana, включая EPS (наиболее популярная модель АС PBN), а также громоподобные KAS.
В отличие от аудиофилов, чья входная дверь должна быть карусельного типа, чтобы пропускать толпы бесконечных друзей / доморощенных экспертов для участия в коллективных прослушиваниях, я обитаю в совершенно иных условиях. И моя фонотека включает не только «причесанные» записи. Мои «рабочие лошадки», на которых я испытываю аппаратуру, это классические и оперные записи, а также джаз, блюз, рок и поп нескольких десятилетий, клезмерские и цыганские мелодии, индийские пьесы, не поддающиеся классификации музыкальные раритеты, солидный пласт кантри-вестерна, чуть-чуть рэпа и т.д. В жанрах запутаться можно, просто собрано то, что мне нравится. И пусть это будет душераздирающая баллада Эвы Кэссиди, диско-трубач из сопровождения турецкого певца Таркана, танго Астора Пиацолы в исполнении Серджио и Одэр Ассад или большой оркестр Томми Дорси, я хочу, чтобы все это звучало как надо.
АС Montana EPS 2 пошли в серию в январе 2005 года, ознаменовав новую эру для компании PBN. Их дебют состоялся спустя короткое время после переезда компании в Эль Кахон в западной части Сан-Диего. Характерные черты стиля АС Montana – принцип Д’Апполито, шестигранные корпуса, выносные ножки-шипы – в модели EPS 2 были выполнены по-новому. Были несколько изменены углы между гранями корпусов, что затем было воплощено во всех моделях АС Montana благодаря модернизации автоматизированной линии в сборочном цеху.
EPS 2 – первая модель АС Montana, использующая полный комплект динамических головок SEAS, производимых по специальному заказу. Долгое время компания PBN применяла преимущественно динамики Scan Speak, также заказные и с точным соответствием их параметров заявленным спецификациям. Однако после того как Питер Норбек узнал, что часть заказанной им партии динамиков продаются третьей стороне, соглашение было разорвано. Он решил, что это может быть дурным признаком и не захотел, чтобы возможный сбой в поставке повлиял на выполнение заказов на колонки. Тем не менее, владельцы АС Montana не должны пугаться смены курса: на складах PBN имеется достаточное количество динамиков на случай возможных ремонтов АС, находящихся в эксплуатации, как минимум на 10 лет вперед. Кстати, в марте 2005 года компания Tymphany Corporation из Силиконовой Долины объявила о слиянии с Danish Sound Technology, владельцем брендов Vifa, Scan Speak и Peerless.
Норбек договорился с норвежской компанией SEAS о производстве динамиков по его спецификациям и с минимальными допусками параметров – как это до того было с Vifa и Scan Speak. И вскоре он уже испытывал прототипы. Таким образом, модель EPS 2 стала дебютной в плане полного перехода к новым излучателям. И хотя новый купольный твитер, а также желтые кевларовые СЧ-головки и 9-дюймовые вуферы на вид не отличаются от своих предшественников, на самом деле это совершенно иные излучатели, как и кроссовер. Кардинальной реновации подверглась и фронтальная панель, на которой установлены динамики. Черный фронт, долгое время считавшийся фирменным признаком колонок Montana, остался в прошлом. Теперь фасад у колонок полностью покрыт шпоном, на чем настаивали многие почитатели бренда и в чем им удалось убедить Норбека.
Внешность новой версии EPS довольно дружественна в отношении интерьера, и особенно хороша в этом плане была пара АС в светлом березовом шпоне, представленная на тест. EPS 2 кажутся стройными, элегантными и легкими на своих ножках. Однако последнее впечатление обманчиво. При своем росте всего в 135 см каждая колонка весит 68 кг. Столь значительная масса способствует минимизации корпусных резонансов, а также делает колонки нечувствительными к внешним вибрациям.
Согласно моему опыту общения с АС Montana хорошо разогретые колонки должны звучать совершенно по-иному, чем только что распаковынные, которые могут показаться холодными, плосковатыми и резковатыми. Поэтому прибывшая на тест пара EPS 2 не сразу оказалась в моей комнате прослушивания, а провела перед тем около дух месяцев в гараже, заваленная подушками и подключенная к старому ресиверу, исполняя рок в режиме нон-стоп. Возможно, это напоминает скорее дрессировку щенков, но эффект возымело: по окончании срока дрессуры колонки в значительной степени раскрылись, хотя и не совсем до конца, поэтому мне пришлось еще как следует погреть их уже по месту. Мой спутниковый ресивер Sirius гонял их на малой громкости целыми днями, а на часик-другой я включал CD-плейер погромче, хотя и не настолько, чтобы потревожить соседей.
Хотя за это время я прослушал огромное количество музыки, я не стал делать поспешных выводов о том, как она звучала. Была уверенность, что самое лучшее еще впереди.
Подобно автомобилю, который тщательно доводили до ума несколько месяцев, EPS 2 были готовы к старту. Они наконец раскрылись полностью, обнаружив фантастическую динамику и скорость атаки. Барабаны и басы буквально выпрыгивали из колонок на полном тяжелого драйва треке Dixie Chicks «Tonight the Heartache’s on Me» с альбома Wide Open Spaces [Sony], такое же впечатление было от звучания их же превосходного кавера «Stand By Your Man» с альбома Tribute to Tradition [Columbia]. Причем несмотря на очень высокую громкость, на которой я слушал эти треки, в голосах Chicks не было ни капельки резкости. Баритон Леонарда Коэна (Ten New Songs) был насыщенным и объемным, а голоса подпевки как будто висели над сценой за певцом, исполняющим «Boogie Street» [Columbia]. EPS 2 успешно прошли испытание на музыкальность в насыщенных басами треках Гэри Кара, исполняющего адажио Альбинони на контрабасе, а также пьесу «The City Sleeps» с диска Welcome To My Dream [Nettwerk].
Скрипка Сары Чанг, исполняющей Концерт №1 Паганини [EMI], чистая и певучая, материализовалась передо мной, как будто паря в воздухе. А инструмент Виктории Мулловой (Le Quattro Stagioni [Philips]), напротив, отличался темным, более зернистым, звуком. Способность четко дифференцировать разницу в звучании инструментов – это признак настоящего хайэнда. EPS 2 воспроизводили всю музыку, без эмоциональных купюр, что подтвердилось также при прослушивании кавера Криса Айзека «Solitary Man» (San Francisco Days [Reprise]), на котором исполнитель демонстрирует глубинное прочтение материала.
Мой дом буквально ходил ходуном, когда я слушал трек «One Way Out!» (The Allman Brothers, диск Eat a Peach [Polydor]). Саксофон Сони Роллинза (Way Out West [Fantasy] был идеально сбалансирован по тону, атаке и шероховатости. И настоящим откровением прозвучал вокал Рене Флеминг (By Request [Decca]).
АС Montana EPS 2 оказались отличным средством донести до слушателя все разнообразие стилей и исполнительских манер на записи Pink Martini Sympathique [Heinz Records], эклектизм которой вряд ли может быть превзойден каким-либо другим релизом. От кубинского биг-бэгда на «Donde Estas, Yolanda» до эфирного «Song of the Black Lyzard» или заглавного трека с каламбурным названием. Этот диск – почти часовой тур по миру музыки, поражающему своим разнообразием. И EPS 2, обладающие способностью формирования масштабной по ширине и высоте звуковой сцены и достоверно воспроизводящие информацию на краях слышимого звукового диапазона, прекрасно передающие динамику, несомненно, идеальны для тех, кто не ограничивает себя узкими рамками жанровых предпочтений в музыке.
Колонки EPS 2 по-настоящему универсальны. Их сильные стороны определяются не тем, что они могут отлично играть что-то одно, а тем, что они способны качественно воспроизводить так много разной музыки. Если в вашей фонотеке присутствуют и Бенни Гудмэн, и Бен Фолдс, и Шостакович, и Шакира, то эти колонки для вас. Высокая чувствительность делает их несложной нагрузкой для усилителя. В моей системе пара EPS 2 отлично спелись и с мощным Halo A51, и с 35-Ваттным Red Rose Spirit. Я не стал подключать к ним ламповый усилитель, но знаю из опыта, что другие модели АС Montana могут очень музыкально звучать с лампами.
Единственным недостатком EPS 2, если это можно так назвать, является довольно длительный период их разыгрывания. К сожалению, компания PBN не обладает необходимым временем и пространством для того, чтобы «поджаривать» каждую пару колонок несколько сотен часов перед отгрузкой. Впрочем, ни один производитель не может похвастать такой роскошью. Как утверждает Питер Норбек, «Средне-статистический аудиофил живет с новыми колонками пять-десять лет. Поэтому несколько месяцев разыгрывания – не такое уж большое неудобство». Иными словами, вы практически покупаете щенка, из которого в скором времени вырастает взрослая собака – ваш друг, который будет делить с вами все горести и радости долгие годы. И ваше терпение – это единственное, что ваш друг потребует взамен.
Технические данные
Цена |
$ 11 995 |
Тип: |
Трехполосные фазоинверсные динамические АС |
Комплект динамиков: |
1 х 1’’ купольный твитер (ВЧ), 2 х 4’’ (СЧ), 2 х 9’’ вуфера (НЧ) |
Рабочий диапазон частот: |
25 Гц – 25 кГц |
Номинальный импеданс: |
4 Ом |
Рекомендованная мощность: |
до 800 Вт |
Размеры (Ш х В х Г): |
381 х 1346 х 381 мм |
Вес: |
68 кг |
Состав тракта
Lexicon RT-20 (универсальный плейер);
Marantz CC-65SE (CD-чейнджер);
April Music Stello DA-100 (ЦАП);
Margules Audio Magenta ADE-24 (эквалайзер);
Olive MUSICA (музыкальный сервер);
Parasound Halo C2 (предварительный усилитель / контроллер);
Parasound Halo A51(усилитель мощности);
Red Rose Music Spirit (интегральный усилитель);
APC S15 (сетевой кондиционер);
Nordost SPM (акустические и межблочные кабели);
Nordost Quattro-fil (межблочные кабели);
Kimber Kable Hero (межблочные кабели);
Shakti (акустические демпферы);
James 10 SG (сабвуфер)