Акустические системы PBN Audio M2!5 – старое становится новым
Акустические системы PBN Audio M2!5 – старое становится новым
Грегори Петан
27.07.2019, издание 104
В наше время вокруг полным-полно хорошей акустики. Более того: более или менее достойные колонки можно найти практически за любые деньги. Но по мере возрастания цены мы становимся все более придирчивыми и требовательными, что вполне естественно. В районе $30 000 выбор колонок раньше никогда не был таким богатым, как сейчас, ни по дизайну, ни по материалам или технологиям. Производители акустики верхнего ценового диапазона сегодня изо всех сил стремятся использовать какие-то свои секретные композитные материалы для корпусов, экзотические излучатели с диффузорами из углеволокна, керамики и прочих составов эры покорения космоса. Некоторые покрывают диффузоры различными составами для обеспечения поршневого режима работы подвижной системы при одновременном снижении подвижной массы излучателя. Большой прогресс наметился и в возможностях по моделированию акустики с помощью компьютерных программ, что сметает ранее непреодолимые препятствия на пути проектировщиков. В результате то, что казалось невозможным всего 20 лет назад, сегодня, едва успев реализоваться, оказывается оттесненным продуктами новых технологических прорывов.
Но что, если и те технологии, которые были в наличии на протяжении десятилетий, попав в нужные руки, могли бы посоревноваться с современными в самом высоком секторе индустрии АС, который граничит с искусством? Что, если средства, необходимые для достижения предельного качества звуковоспроизведения, просто ждали своего часа, оригинальной инженерной идеи и тех самых рук, которые могли бы ее воплотить на должном уровне?
Позвольте представить вам мистера Питера Б. Норбека, основателя, разработчика и производителя колонок Montana, а также усилителей и самых невероятных проигрывателей с прямым приводом, которые только можно себе представить. Питер и его компания только что отпраздновали 27-летний юбилей. Это немалый срок. Удерживать позиции в мире аудио высшего качества без того, чтобы каждодневно доказывать актуальность своих изделий, невозможно. Я пристально наблюдал за компанией PBN на протяжение целого десятилетия. Последние пару лет я достаточно часто обменивался с Питером сообщениями. Я никогда не настаивал на том, чтобы сделать обзор, пока не увидел, в какой восторг Питер пришел от своих новых референсных моноблоков Olympia. Он согласился предоставить мне пару для обзора, но коммерческие соображения взяли верх: продавались они быстрее, чем Питер успевал их производить. Поэтому я был наготове и просто ждал своего часа. И однажды Питер предложил мне испытать, говоря его словами, «Лучшие колонки, которые я когда-либо делал», которые он только что закончил и прислал в мой нью-йоркский лофт. Если честно, один вид АС 2!5 с их нагруженными на рупор двойными компрессионными ВЧ/СЧ-излучателями и тривиальными ящиками корпусов, в которых помещались парные 15-дюймовые басовики, неколько насторожил – эти колонки не очень отвечали моим модернистским пристрастиям. Я-то ожидал увидеть глянцевые белые или черные корпуса в стиле модерн (кстати, Питер был готов выкрасить их в любой цвет по желанию заказчика). Но, поскольку я полностью доверял Питеру, я согласился их принять и, несмотря на травмированное плечо, не поленился извлечь эти 127-килограммовые чудовища из контейнеров на свет божий.
Первое, что бросилось мне в глаза, это качество отделки. Питер не сглаживает углы корпусов, когда требуется высокая точность геометрии. Корпуса выполнены безупречно, шпон, покрытый матовым лаком, выглядит очень привлекательно. Задняя панель имеет окно, в котором открывается прелестный вид на удивительно нарядный кроссовер. Несмотря на свой солидный вес в 127 кг, колонки довольно легко удалось извлечь из контейнеров, что особенно важно для таких «одноруких бандитов», как я. Подключение колонок оказалось простейшей задачей, и процесс их установки прошел без единой запинки.
По информации с сайта PBN корпуса, выполненные с высокой точностью, имеют переднюю стенку из многослойного МДФ толщиной 45 мм. Тщательно продуманное внутреннее секционирование обеспечивает наилучшие показатели излучения по объективным измерениям. Парные басовые излучатели с малыми магнитными потерями и симметричным распределением магнитного поля в зазоре подобраны индивидуально для наилучшей совместимости с акустическим оформлением по критерию наиболее ровной отдачи мидбаса. Компрессионные средне-высокочастотные излучатели представляют собой коаксиальную конструкцию с двумя диффузорами. Излучатели согласованы по фазе на частоте 900 Гц с помощью фильтров кроссоверов с поляризацией конденсаторов. Патентованные «акустические» фильтры PBN имеют крутизну спада 30 дБ на октаву. Чувствительность колонок составляет 95 дБ / 2,83 В / 1 м. Рабочий диапазон частот 25 Гц – 20 кГц. Импеданс 4 Ом.
Сперва я подключил колонки к новому интегральному усилителю Krell, испытания которого как раз заканчивал на тот момент. Не нужно высокомерия по поводу данной комбинации. Krell великолепен, и его 150 Вт на канал полностью разбудили все, что таилось в колонках чувствительностью 95 дБ. K300i звучал очень красиво и эмоционально. При своей цене в $ 8 000 и в сочетании с внешним ЦАП'ом это настоящая находка. Затем в процесс включился интегральный усилитель Gryphon Diablo 300 вдвое дороже. Данный комплект с выдающимся проигрывателем VPI Avenger Reference, многократно доказавшей свою состоятельность головкой Ortofon Windfeld Ti и крошкой-фонокорректором Boulder 508 настолько меня впечатлил, что мне придется его купить.
Diablo 300 имеет собственный встроенный ЦАП, и таким образом благодаря наличию стримера Mcintosh MB50 я получил пропуск в оба мира аудио. Интегральный усилитель Diablo 300 – настоящий монстр. Будучи включенным в систему кабелями MIT, он буквально впился в M2!5 мертвой хваткой, не оставив им ни единого шанса на неподчинение. Динамика ударных на записи Билли Кобхэма была настолько естественной, насколько мне вообще когда-либо приходилось слышать. Парные 15-дюймовые вуфреры, когда он используются правильно, а это именно тот случай, не подводят: ни гула, ни компрессии, ни искажений. Басы, как и середина с верхом, просто звучат громче, когда это от них требуется.
Следующим этапом на сцену вышли великолепнее моноблоки в классе А Pass XA200.5 с предусилителем D'Agostino Momentum. Я пригласил в гости пиар-ветерана нашей индустрии Адама Сомера, и никогда не забуду выражения его лица, когда зазвучал трек «I'm Home Africa» с альбома Стэнли Кларка East Riverside Drive, который буквально вдавил нас в кресла. Как не забуду и мощного баса на уровне тактильных ощущений. Бойцовская энергетика звука вызвала у меня ассоциации с ударами 20-летнего Майка Тайсона. Это же впечатление сохранялось и на тяжелом металле, и на звучании оркестровых литавр. Ничто не заменит большую площадь излучения вуферов, которая превосходно проявилась в моей комнате 10 х 18 х 4 м. Здесь полностью работает вся площадь динамиков. M2!5 отлично контролируют низкий бас на больших децибелах, поражая слушателя реалистичностью звучания и втягивая его в процесс прослушивания. Конечно, когда слушаешь музыку слишком громко, это обычно становится похожим на канонаду, но M2!5 на любом уровне громкости отлично контролируют высоту тона и тембр. Голоса, такие, как у Сары Воан на ранее неизданном виниловом альбоме, вышедшем на Devialet, звучали с небывалой свободой и реализмом. Динамики сопряжены по фазе настолько точно, что трудно поверить, что перед вами колонки, использующие излучатели разных типов и технологий, формируя цельный, полноценный голос исполнителя.
Что еще меня поразило в этих колонках, это то, как они передают звучание фортепиано и сложные гармонические конструкции. Большинство акустических систем после мощной атаки фронта имеют тенденцию приглушать краски и душить плавное затухание нот, что делает звучание плоским и неестественным. А M2!5 прекрасно справляются с этой задачей, свободно излучая все гармонические составляющие в пространство, которые затем затухают с естественной скоростью вне зависимости от сложности сигнала. Пьеса Реда Гарланда On Green Dolphin Street (которую мой отец, весьма продвинутый джазовый пианист, каждый год играл на моем дне рождения до самой его кончины) получила новую жизнь, с совершенно новым характером звучания. Инструмент зазвучал гораздо ярче, более открыто и свободно. И все другие удачные записи фортепиано, звучавшие на других колонках хорошо, на M2!5 звучали фантастически. Другая великолепная запись фортепиано – Wood Брайэна Бромберга. Пьеса Song For My Father демонстрирует потрясающее владение инструментом. Фортепиано покоряет полнотой и красочностью нижнего регистра, достаточно весомого, но не гипертрофированного, хорошо оттеняющего атаку, тело и затухание отдельных нот.
А теперь информация для тех, кому важнее всего точность локализации в пространстве и филигранная прорисовка деталей: с наскока вы, возможно, оцените M2!5 по достоинству, а, возможно, и нет. Создаваемые ими образы более округлы, телесны и весомы, чем, возможно, то, к чему вы привычны. Они очень конкретны и создают потрясающий эффект присутствия в помещении, что отметил также мой друг и издатель Audiophiliac Стив Гаттенберг, который поделился своими впечатлениями от M2!5 в блоге на YouTube. Особый восторг у него вызвала пьеса Willow Weep For Me с альбома Mood Indigo Дюка Эллингтона. Такого эффекта присутствия и осязаемости звука, которые доступны M2!5, не услышишь от других, гораздо более дорогих колонок, которые я не стану здесь упоминать. В этом отношении презентация звука M2!5 гораздо ближе к звучанию живой музыки и дальше от воспроизводимой.
Мои уши в значительной степени избалованы высокими частотами из-за длительного использования колонок Lansche 4.1 с плазменными пищалками. Более качественного ВЧ-излучателя я никогда не слышал. У него отсутствует масса, это просто огненный шар, пульсирующий в такт с сигналом. Если подобное утверждение звучит недостаточно наукообразно, оно тем не менее точно передает смысл. Но Ахиллесова пята этих колонок становится заметной на очень высокой громкости, когда начинается компрессия и даже возможен выход пищалки из строя. Обычно мне требуется некоторое время, чтобы после плазменной пищалки адаптироваться к чему-то иному. Даже если это высококачественное изделие, мои уши слышат все огрехи твитера. Однако с M2!5 никакого периода адаптации не потребовалось. Имплементация двойного компрессионного СЧ/ВЧ-излучателя безупречна, результирующий эффект получился абсолютно цельным. Никакой излишней яркости или жесткости. Нет вялости и компрессии на высокой громкости. Скоростные качества не рекордные, но размытость отсутствует. Звук свободно плывет в пространстве и находится в полном подчинении музыке. Отлично сработано.
Если говорить о прорисовке звуковой сцены, кажется, что оркестр физически присутствует в комнате, а его масштабы в пространстве кажутся сверхъестественными. Не стану называть имен конкретных производителей, скажу только, что еще один мой гость, фанатик-аудиофил и музыкант, который в прошлом играл на французском рожке в Далласском симфоническом оркестре, сказал, что M2!5 «легко порвут» хорошо известные всем современные колонки ценой в $ 110 000, которые он собирался приобрести. Также он добавил, что M2!5 приятнее на слух, если не сказать просто лучше, чем другие, не менее известные, колонки стоимостью в $ 250 000, с которыми он хорошо знаком. Его жена, заслуженная классическая пианистка, пришла к абсолютно тому же мнению.
Уже к концу испытаний я получил новые ламповые моноблоки Audio Research Ref 160M и предусилитель Ref 6. После нескольких сотен часов разыгрывания у колонок M2!5 не возникло никаких проблем в демонстрации больших и мелких различий между усилителями Pass и Audio Research. Слоган «High Definithion», используемый брендом Audio Research, вряд ли можно оспаривать. Эти усилители и предусилитель можно сравнить с электронным микроскопом, выявляющим все подробности записи. Исключительно низкий уровень шумов обеспечивает очень детальное воспроизведение с живыми образами, вовлекающими слушателя в музыкальное действо с неимоверной силой. Создается впечатление, что эти усилители ломают все ограничения по разрешению, в то время как звучание Pass кажется более «мускулистым», он лучше контролирует бас и в целом обладает более теплым характером звука.
Итак, $ 36 000 за пару корпусов со старомодными динамиками. Пожалуй, кто не в теме, просто усмехнется. Поначалу я именно так и сделал. Но стоит присмотреться поближе к этим колонкам, и можно будет увидеть безупречное качество сборки, не говоря уже об умопомрачительном зрелище – кроссоверах под прозрачными панелями на задних стенках. Тут сомнения начинают отступать. А уж когда дело доходит до прослушиваний музыки, причем любых жанров, недоверие и вовсе исчезает. Ведь никто не оценивает картину по сумме денег, истраченных на холст, кисти и краски, это было бы верхом цинизма. Так же и с колонками: важно, чтобы они не просто играли музыку, а оживляли вложенные в нее эмоции. Деликатные и при этом искристо-детальные, когда это необходимо, окружающие себя безграничной звуковой сценой, но никогда не теряющиеся в ее глубинах, живые, энергичные, масштабные колонки M2!5 очень сложно переиграть, какие бы новые технологии ни выдвигались против них. Оснащенные большими парными вуферами, один вид которых возбуждает, и обладающие тональной достоверностью от верха до низа, колонки M2!5 реализуют многое из того, что только обещают многочисленные акустические системы, не будучи в состоянии выполнить. Несмотря на то, что они собраны из традиционных компонентов, это настоящий шедевр, обладающий уникальными качествами. Может быть, Питер когда-то сделает что-то еще лучше, но лично я ничего не стал бы в них менять.
Технические данные
Комплект динамиков: НЧ – 2 х 15'', СЧ/ВЧ – 1 коаксиальный компрессионный динамик, нагруженный на рупор
Кроссовер: 5 порядка с поляризацией конденсаторов 27 в (3 кроны по 9 В), частота раздела 900 Гц
Конденсаторы кроссовера: высоковольтные (400 В), металлизированный полипропилен
Чувствительность: 95 дБ / 2,83 В / 1 м
Частотный диапазон: 25 Гц – 20 кГц ± 2 дБ
Размеры: 135 (В) х 46 (Ш) х 59 (Г) см
Вес: 127 кг
Отделка: под заказ
Розничная цена: $ 36 000