Aesthetix Io Eclipse
Hi-Fi News & RR, август 2011
Джон Бамфорд (текст)
Пол Миллер (измерения)
На первый взгляд это скорее довольно массивный интегральный усилитель. На самом же деле этот предварительный усилитель / фонокорректор родом из Калифорнии содержит 24 лампы, что само по себе ставит его в особую категорию компонентов High End.
«Я стремился создать лучший предусилитель с фонокорректором для моей любимой головки Koetsu Rosewood Signature», – рассказывает о Io Eclipse основатель Aesthetix Джим Уайт. «И хотел сделать его полностью на лампах».
Io Eclipse – выдающееся изделие, прошедшее длинный период развития с момента появления первоначальной версии (сейчас это MKII). В каждой последующей версии аппарата использовались все более экзотические и дорогостоящие компоненты. В одном из корпусов двухблочной конструкции, которая по габаритам скорее соответствует среднестатистическому усилителю мощности, помещается непосредственно предусилитель, во втором – источник питания. Последний также выполнен полностью на лампах.
Специально для аудиофилов, стремящихся достичь идеального воспроизведения винила, Aesthetix сегодня предлагает три версии аппарата: Basic Io MKII ($8450), Signature ($11700) с апгрейдом внутренних компонентов до более высокого ранга, и Eclipse, в которой стоят не только очень дорогие конденсаторы Stealth в наиболее критичных узлах схемы, но и конструкция корпуса которой существенно переработана. Розничная цена Eclipse составляет $20950, а с раздельными регуляторами громкости по каналам и дополнительным линейным входом (как у экземпляра, описанного ниже) – $23130.
Минуточку… дополнительные $2180 за пару потенциометров? Не совсем так. Раздельные регуляторы громкости те же, что и в также двухблочной модели линейного предусилителя Callisto, каждый из них представляет собой двойной многопозиционный переключатель на 46 положений с серебряными контактами. И каждый аттенюатор содержит по 46 резисторов Roederstein, итого 184 на канал… Джим Уайт утверждает, что любой другой ступенчатый аттенюатор с более простой структурой звучит по-разному в различных положениях, что является следствием большого количества паяных соединений и резисторов, через которые проходит сигнал. В данном же случае для каждого положения аттенюатора организована отдельная пара резисторов, образующая делитель, и таким образом сокращено до минимума количество паек в цепи сигнала. За что приходится платить ценой дополнительных коммутационных элементов и тех же резисторов. Зато, выбрав именно эту версию, мы получим линейный вход в качестве бонуса.
Теперь разберемся в деталях. По логике флагманская предварительная часть тракта Aesthetix должна включать линейный предварительный усилитель Callisto Eclipse ($22950 или $25950 с пультом ДУ) и фонокорректор Io Eclipse ($20950). Однако те, кому нужен вход фоно и помимо него вполне достаточно одного-единственного линейного входа, скажем, для подключения CD-плейера или ЦАП’а с несколькими входами, могут неплохо сэкономить, выбрав версию Io Eclipse с раздельными регуляторами уровня и подключить ее выход непосредственно к усилителю мощности. Впрочем, оставим эту экономию на мелочах…
Но и это еще не все. Мы уже говорили, что Io (как и Callisto) имеют двухблочную конструкцию с выносным блоком питания, который обслуживает оба канала. Но есть возможность, презрев соображения экономии, взойти на еще более недосягаемую вершину «двойного моно по питанию», заказав дополнительный блок за $5850. При этом упомянутая выше флагманская полная предварительная ступень Aesthetix будет состоять уже не из четырех, а из шести блоков. И все это будет стоить $49750 с ручной регулировкой громкости. А если еще и с пультом (только громкость, без выбора входов), когда заработают два шаговых искателя с мощными моторами, передающими момент вращения на аттенюаторы Callisto с помощью ремней и шкивов, то уже $52750. Вам также потребуется еще одна – или, возможно, две – дополнительные аппаратные стойки.
И все это – ради предварительного усиления и RIAA-эквализации. Кстати, опции дистанционного управления для оснащенного регуляторами громкости Io Eclipse не предусмотрено.
Несмотря на то, что мы поставили два блока Io Eclipse один на другой, это было сделано лишь для фотографии и не означает, что именно так и следует их использовать. Блок питания производит довольно много тепловой энергии, основной же блок заметно меньше, поэтому в реальности блок питания следует размещать как можно дальше от основного и уж по крайней мере не на той же самой полке стойки. «Питательная кабельная пуповина» имеет достаточную для этого длину в 1,5 м.
Любители поиграть с лампами разного уровня качества должны также иметь в виду, что Aesthetix категорически отвергает подобные опыты. В инструкции сказано следующее: «Изделия Aesthetix разработаны таким образом, чтобы свести к нулю разницу в звучании ламп разных брендов… Эта разница минимальна и в большинстве случаев не стоит усилий и затрат на поиски и замену ламп. Лучшие лампы уже выбраны для Io во время длительных прослушиваний на стадии разработки. Поэтому не рекомендуется устанавливать в аппарат лампы других брендов и тем более типов».
На момент времени, когда возникла идея написать этот тест, в стране был в наличии только один экземпляр Io Eclipse, и его «гастроли» по стране были жестко расписаны: британский дистрибьютор горел вполне естественным желанием, чтобы как можно больше дилеров и экспертов поскорее с ним познакомились. К счастью, мне выпала привилегия испытать аппарат в своей системе. Но насколько досадным была неотвратимая разлука с ним всего через несколько коротких недель с момента прибытия!
После того как Io Eclipse был включен в тракт, довольно быстро стало ясно, что он обладает магической силой переносить слушателя в другую реальность – не на Луну или Юпитер или куда-нибудь еще за пределами нашего мира, а в студию или концертный зал, где запись была сделана изначально. Любимые аналоговые записи (такие, как «Симфонические танцы» Рахманинова в исполнении симфонического оркестра Далласа 1967 года под управлением Дональда Йоханоса на супервиниле JVC, переиздание Athena с мастерингом Дага Сакса 1988 года или Comin’ From A Good Place Харри Джеймса, Sheffield Lab) звучали потрясающе реалистично и живо.
Звук Далласского симфонического оркестра блистал богатством текстур и оттенков, а также четкостью локализации музыкантов на сцене. В моменты, когда рояль тонул в лирических вступлениях струнных, его звучание все же оставалось отчетливо различимым. Эта великолепная запись запечатлела все богатство палитры струнных инструментов, духовых и даже – что необычно – альт-саксофона наряду с яркой перкуссией, которая поражала остротой и четкостью звуковой атаки. Ударные, звучавшие поразительно сочно и четко, что часто бывает свойственно записям Athena, благодаря Io Eclipce ни на секунду не делались рыхлыми или ломкими. Взрывная динамика большого барабана и литавр при всем ее темпераменте не казалась бесконтрольной и в плане локализации четко укладывалась в перспективу сцены.
Аудиофильский альбом Харри Джеймса The Foot Stomper звучал настолько же живо и энергично, а большой оркестр голографически простирался за плоскостью колонок. Живость и трепещущие резонансы медных духовых, острая атака контрастных пассажей, звук деревянных палочек, бьющих по барабанной коже и цимбалам… Io Eclipce удалось оживить все это великолепие.
Разные источники
Открытый характер Io Eclipse позволил выявить немалые различия звучания трех разных источников, которые я подключал к аппарату. Песня Мадди Уотерса My Home Is In The Delta с диска Folk Singer, которую я слушал с пластинки на проигрывателе Rock Reference с MC-головкой Ortofon Cadenza Blue, звучала более тепло и округло, с лучше контролируемым басом и общим темным оттенком по сравнению с самой же собой на проигрывателе Clearaudio Innovation с гораздо более дорогой головкой Da Vinci V2. Этот звук казался свежее и жестче, хотя и чуточку более плоским в басовом регистре. Громоздкая вертушка Systemdeck 3D Reference с тонармом SME Series V и головкой Transfiguration Orpheus MC показала недюжинную энергетику и мощь в нижнем регистре, но менее выраженную отчетливость по сравнению с комбинацией Rock / Ortofon в детальности баса, как и по сравнению с Clearaudio, но и более воздушный верх. Конечно, какой из этих трех вариантов лучше, это дело вкуса (и кошелька, конечно), но для нас в данном случае важно то, что Aesthetix точно отразил различия звучания этих трех комбинаций. Наверное, было бы интересно продолжить эксперименты, перекидывая головки с одной вертушки на другую, и я бы занялся этим, если бы не нехватка времени. Я был слишком увлечен тем, что проигрывал пластинку за пластинкой из своей коллекции, наслаждаясь каждой минутой этого действа.
«Whole Lotta Love» и «Livin’ Lovin’» с Led Zeppelin III звучали настолько горячо и темпераментно, насколько я вообще когда-либо их слышал. А эфирный лиризм трека «Marlene On The Wall» и жесткость «Straight Lines» c дебютного альбома Сьюзен Вега показались одновременно и более пространственными, и детальными, чем я мог себе это представить.
Прозрачность Io Eclipse оказалась достаточной для того, чтобы сделать этот аппарат настоящим инструментом для исследований, и я начал заново открывать для себя пластинку за пластинкой, включая те, которые не слушал с начала 21 столетия. Еще забавнее тот факт, что время от времени я откапывал в своей коллекции записи, о которых давно забыл например Girl At Her Volcano Рикки Ли Джонс. Обычно сложный для воспроизведения трек My Funny Valentine зазвучал легко и с блеском.
Линейный вход
Сосредоточившись на оценке звучания бессчетных виниловых дисков, я чуть было не забыл описать свои впечатления от использования дополнительного линейного входа, которым оснащена данная версия Io Eclipse. И здесь меня ждали не меньшие открытия. Первый трек «Blackest Eyes» с диска DVD-A Porcupine Tree прозвучал космически. В то время как очень часто этот трек вырождается в стену звука, в данном случае высочайшее разрешение в тонких деталях и плотный, хорошо различимый по высоте тона бас вытянули его полностью, выдвинув вперед размашистый звук гитар и слой за слоем раскрывая мириады звуковых трюков и студийных эффектов, которые обычно теряются в миксе.
Подобная прозрачность тракта дарит слушателю настоящие музыкальные озарения. На диске SACD Барба Джангра Just Like A Woman (Linn Records) смелая аранжировка «Lilac Wine» с тикающими часами и каскадами фортепианных аккордов прозвучала острее, чем я когда-либо слышал, в той завлекающей в музыку манере, которая свойственна Io Eclipse. А смазанные ноты басовой партии Дэнни Томпсона казались плачем…
Вердикт Hi-Fi News
Io Eclips – настоящий тяжеловес в своем классе, это один из лучших фонокорректоров на рынке, отличающийся детальностью и воздушностью звучания без признаков холодной аналитичности. В версии с опциональными регуляторами громкости и дополнительным линейным входом аппарат становится выдающимся (и минималистским) предусилителем. Он обладает необычайно четкой артикуляцией и отсутствием розоватого оттенка «ламповой» окраски звука, который можно ожидать в полностью ламповом изделии.
Все началось с хобби…
Изначально проект Io Джим Уайт задумал еще в начале 90-х, когда он работал в компании Theta Digital. В то время ламповая техника была для него увлечением, и он решил сделать ламповый фонокорректор для своей домашней аудио системы. Впоследствии же это вылилось в основание собственной компании.
«В связи с моей работой на Theta Digital многие считали меня «цифровым» разработчиком, но я всегда любил винил и с одинаковым интересом работал как с цифровой, так и с аналоговой схемотехникой. Для своих личных целей я задумал фонокорректор для MC-головок, на 100% ламповый от начала до конца и без повышающих трансформаторов. Когда же прототип послушали мои друзья, они сказали, что я должен начать производство, что я и сделал. Сперва мне приходилось, сохраняя основную работу, заниматься своим собственным делом вечерами и по выходным, а в 1999 году я ушел из компании Theta и создал свою компанию Aesthetix, предлагавшую на тот момент всего две модели: линейный предусилитель Callisto и фонокорректор Io».
«Многие записывали меня в сумасшедшие, узнав, что я пытаюсь продавать двухблочный фонокорректор с 24 лампами, когда сам винил уходит в прошлое. Сегодня я с трудом сдерживаю улыбку, подсчитывая количество моделей фонокорректоров на современном рынке, растущее вместе с продажами самого винила».
Компания Aetrthetix также производит более доступную по цене серию ламповой техники Saturn. Совсем недавно появились и цифровые компоненты с ламповыми аналоговыми ступенями: проигрыватель CD Romulus и ЦАП Pandora.
За все время существования компании Aetrthetix ни одна из ее моделей не была снята с производства, появляются лишь новые улучшенные версии.
Путь к звездам
Сколько стоит бескомпромиссный фонокорректор? Такие изделия, как Leema Acoustics Agenda, Audia Flight Phono или Manley Steelhead могут быть отнесены к бюджетной эзотерике с их ценами порядка $10000. Если же вы хотите подняться поближе к звездам, есть и другие модели. Например, Audio Research Reference Phono 2 с гибридной схемой на лампах и полевых транзисторах и с возможностью активировать с пульта ДУ кривые RIAA ранних изданий Columbia и Decca. Abbington Music Research предлагает тоже самое плюс встроенный аналого-цифровой преобразователь для тех, кто хочет создать архив оцифрованных виниловых записей на жестком диске компьютера. Еще? West Audio, Conrad-Johnson, Zanden Audio Systems, Lamm Industries, Boulder Amplifiers, и это лишь несколько примеров, пришедших на память. Некоторые из них собраны на полупроводниках, другие же реализуют гибридные схемы, многие имеют повышающие трансформаторы для MC. В отличие от них, Aesthetix Io – полностью ламповый.
Сведения из лаборатории
Схема этого громадный фонокорректора включает три каскада усиления, по паре триодов 12AX7 в каждом. После третьего каскада следует полностью пассивная цепь коррекции. Усиление, включая потери в пассивных фильтрах, составляет +67,8 дБ. Четвертый каскад со ступенчатым регулятором уровня добавляет еще 8,8 дБ, доводя полное усиление до +76,6 дБ (балансные вход / выход). Выходной каскад также имеет дополнительный линейный вход и является оптимальным для современных линейных источников, обладая низкими нелинейными искажениями порядка 0,004% с равномерным спектром в полосе 20 Гц – 20 кГц при выходном напряжении 1 В. С учетом искажений первых трех каскадов общий коэффициент гармоник составляет 0,06 – 0,1%. По обоим входам отношение сигнал./шум составляет 82 дБ (линейный вход) и 57 дБ (MC).
Максимальный уровень выходного сигнала может доходить до 38 В при выходном сопротивлении 65 Ом, которое доходит до 370 Ом по мере понижения частоты до 25 Гц.
Вход фоно, обладая чувствительностью 0,15 мВ, явно рассчитан на MC-головки с низким и средним выходом. Динамический диапазон входного напряжения (при полном коэффициенте гармоник 1%) составляет целых 12 мВ, но я бы не рекомендовал использовать MC-головки с высоким выходом. Что важно, динамический диапазон и усиление ступени фонокорректора не зависят о положения ручки громкости, поскольку регулятор выходного уровня интегрирован в четвертый каскад, являющийся буферным.
Частотный же диапазон слегка зависит от положения ручки громкости. При максимальном выходном уровне, вход Aux: -1,8 дБ / 20 Гц и -13,6 дБ / 100 кГц. При положении ручки на 12 часов, вход Phono: -0,15 дБ / 20 Гц и -4,9 дБ / 100 кГц.
Частотная характеристика, 1 Гц – 100 кГц. Вход Aux (черная кривая) MC (красный пунктир). Уровень громкости (а не уровень входа) влияет на ширину полосы в области высоких частот.
Зависимость коэф. искажений от частоты в полосе 5 Гц – 40 кГц при 1 В / 47 кОм. Входы Aux (черным) и MC (красным).
Технические характеристики
Входной импеданс (MC) 10 Ом – 10 кОм (опция 47 кОм)
Входная чувствительность (0 дБ, Aux/MC) 360 мВ / 0,147 В (баланс)
Максимальный уровень выхода (Кг = 1%) 35 В (выходной импеданс 65 – 370 Ом)
Отношение сигнал/шум (Aux/MC) 82,2 дБ / 57,1 дБ
Частотный диапазон (+0,0 дБ; -0,13 дБ) 20 Гц – 20 кГц
Нелинейные искажения (20 Гц – 20 кГц, Aux/MC) 0,0039 – 0,0045% / 0,056 – 0,11%
Потребление от сети 310 Вт
Размеры (Ш х В х Г) 441 х 141 х 450 мм (каждый блок)
Комментарий Gong-AV
Выражая благодарность автору за детальное и добросовестное описание достоинств Io Eclipse, считаем необходимым добавить важный технический штрих, который остался за рамками публикации. Помимо раздельных аттенюаторов громкости левого и правого каналов, а также сопутствующего им дополнительного линейного входа, в конструкции аппарата данной версии присутствуют по два двойных триода на канал, выполняющих роль входных линейных усилителей.
Что же касается заявлений разработчика об отсутствии существенного влияния на звук конкретных марок ламп, Джим Уайт после длительных экспериментов с различными лампами, включая современные и NOS различных брендов, все же вынужден был признать, что старые лампы звучат ощутимо лучше.
Тем не менее Джим не рекомендует просто менять лампы. При этом может получиться так, что лампа лучшего качества зазвучит хуже, чем посредственная, поскольку не будет обеспечен наиболее благоприятный режим ее работы. Заметим, что электрические параметры ламп разных брендов и даже экземпляров могут значительно отличаться.
Более того, известны случаи, когда в результате «лобовой» замены ламп, столь смело практикуемой аудиофилами, не обладающими ни измерительной аппаратурой, ни соответствующими навыками в области электроники и полагающими, что крестовой отвертки и пары ламп с золотыми ногами вполне достаточно для экспериментов, аппараты Aesthetix приходилось отправлять в ремонт. Схемы Джим Уайта с ламповыми стабилизаторами для каждого каскада усиления достаточно сложны и чувствительны к выходу за пределы рабочих режимов, хотя в рамках этих пределах они работают очень надежно.
Поэтому с целью апгрейда Io Eclipse (а также других моделей Aesthetix) владельцу аппарата следует обратиться к дистрибьютору, предоставив ему как сам аппарат, так и лампы, для которых будут подобраны оптимальные режимы в условиях лаборатории силами квалифицированных специалистов.