Немецкий гость
Вот и закончилась очередная выставка Permium Hi-Fi. Отыграли положенные четыре дня флагманские колонки Brodmann JB-205 в VIP-зале «Аквариума», а этажом пониже – Montana Liberty и Odeon Fidelio. Из усилительной техники были задействованы Jadis, New Audio Frontiers и darTZeel. Источники – Jadis и Blacknote (цифровые), а также Acoustic Signature (винил). Причем топовый проигрыватель AS Ascona весом в 70 кг, он же призер в номинации «Лучший проигрыватель винила», трудился в верхнем тракте (VIP), а недавний «бюджетник» Barzetti – соответственно в нижнем. Недавний – потому, что буквально пару месяцев назад компания запустила в производство еще более доступную модель !Ecco.
Так получилось, что для компании Gong-AV эта выставка стала своего родом бенефисом бренда Acoustic Signature. И не только в связи с присуждением приза проигрывателю Ascona. Выставку посетил представитель компании Гюнтер Фронхофер, в частных беседах с которым удалось узнать много нового и интересного о старом добром виниле в современном прочтении, которое исповедует компания Acoustic Signature и благодаря которому она сегодня стоит в ряду наиболее перспективных виниловых компаний, изрядно потеснив легендарные, десятилетиями не сходившие с почетных пьедесталов имена.
Надеемся, что приведенные ниже фрагменты бесед с Гюнтером будет интересно почитать тем, кто по-настоящему любит винил и интересуется технологиями, позволяющими раскрыть его потенциал настолько полно, насколько это не было возможно 10, 20 или 40 лет назад, когда винил был единственным доступным массовым носителем аудио.
– Чем в двух словах ваша компания отличается от других производителей виниловых вертушек?
Г.Ф.: Наша политика – делать то, чего больше никто не делает. Конечно, мы используем и десятилетиями проверенные наработки, без этого не обойтись, но в каждой нашей модели, от самой бюджетной до флагманской, обязательно имеется некая «изюминка», и не одна, и не второстепенного значения, а принципиальная, оказывающая решающее влияние на качество воспроизведения винила. И любая идея обязательно должна быть реализована максимально качественно, с минимальными допусками, иначе ее ценность попросту теряется. Благо, современное оборудование точной механики, лазерные установки и компьютерное моделирование, а также новые материалы с незаурядными физическими свойствами, которых раньше и в помине не было, позволяют достичь этого.
– Ваш загадочный тидорфолон, очевидно, один из этих новых материалов?
Г.Ф.: Да, это настоящий прорыв. Мы нашли его по случайности, он применяется в гидравлических агрегатах высокого давления для герметизации, когда прокачиваемая по трубам агрессивная жидкость ни в коем случае не должна вступать в контакт с маслом или другими средами. Коммерческое название «тидорфолон» придумали мы сами после двух бутылок первоклассного вина, марку которого я не запомнил (и тем более не помню официального названия этого материала). Материал очень стоек к механическому воздействию, в связи с чем мы делаем из него опорные подшипники. Он прекрасно выдерживает большой вес диска, не деформируясь со временем. К тому же его поверхность практически не дает трения. В этом он схож с тефлоном, но последний слишком мягок для такого применения. Что мы видим чаще всего в виниловых проигрывателях? Вал, на котором сидит тяжеленный диск, опирается на шарик или шариковый подшипник с лубрикантом. Но при таком давлении масло или иной лубрикант просто вытесняется, и в точке контакта присутствует практически «сухое» трение, а, следовательно, шум, который передается на диск. Добавлю, что наш опорный подшипник не требует никакого обслуживания в течение всего периода эксплуатации проигрывателя.
– Но ведь существуют и другие виды подвески, даже бесконтактные, например магнитная, когда ни шума, ни трения тем более быть не может?
Г.Ф.: Магнитная подвеска лично мне не очень нравится из-за того, что как только диск начинает крутиться, снижается его устойчивость и может появляться крен и биения. К тому же она небезопасна: магниты очень мощные, могут притянуть часы и при этом поранить руку. Тем не менее, я не против сочетания магнитной подвески и точечной опоры: первая позволит частично разгрузить вторую в моделях с очень тяжелыми дисками. Возможно, когда-нибудь мы обратимся к этой идее, поэкспериментируем, и, если лабораторные испытания выявят ощутимые преимущества, реализуем ее.
– Хотя вы говорите о «сухой» подвеске, все же, когда извлекаешь вал, на нем имеются следы масла.
Г.Ф.: Это масло втулки вала, которая выполнена из губчатого металла и с масляной пропиткой. Ее также хватает на всю жизнь проигрывателя.
– Вставки-заглушки (Silencers) – какова их роль? Это тоже «изюминка»?
Г.Ф.: Конечно, и, возможно, даже главная. Лабораторные измерения двух одинаковых дисков, один из которых был оснащен вставками, показали, что уровень шума и механических вибраций благодаря этим вставкам падает на… 80 дБ! Сами вставки изготовляются из бронзы и впрессовываются в алюминиевую толщу диска через амортизационные мягкие кольца-прокладки. Их вес, размер и расположение тщательно рассчитываются с помощью специальных компьютерных программ в процессе моделирования. Они дают еще и побочный положительный эффект в связи с тем, что увеличивают вес диска в периферийной его части и благодаря этому способствуют более стабильному вращению диска, который ведет себя как идеально сбалансированный маховик.
– Высокая стабильность угловой скорости – это известное преимущество проигрывателей Acoustic Signature.
Г.Ф.: Электронный блок управления двигателем AlphaS обеспечивает очень высокую стабильность. Но в наших верхних моделях мы пошли еще дальше, применив цифровую схему слежения с DSP (в частности, в модели Ascona).
– А как вы относитесь к апргейдам?
Г.Ф.: Положительно, когда это дает эффект. В некоторых моделях AS, например, предусмотрена возможность установки второго или даже третьего двигателя. Второй мотор дает очень весомое преимущество, если его расположить на одной линии с валами первого мотора и диска. При этом ликвидируется неравномерность односторонней нагрузки на вал и втулку (один пассик всегда прижимает вал к одной и той же стороне, а два фактически работают как растяжки). Честности ради скажу, что третий мотор практически никакого прогресса уже не дает, но все же некоторые аудиолфилы не верят этому и ставят его. Кстати, в модели Ascona три мотора присутствуют изначально. Флагман обязан обладать некоторой избыточностью, а не ориентироваться лишь на техническую достаточность, как, собственно, и весь High End.
– Помимо проигрывателя !Ecco вы недавно запустили в производство новую версию вашего замечательного фонокорректора Tango. В чем различия базовой версии, MK II и MK III?
Г.Ф.: Базовая версия была собрана на традиционных деталях лучшего качества и с очень малыми допусками. MK II имела абсолютно такую же схему, но собиралась из SMD-компонентов поверхностного монтажа, что дало возможность существенно уменьшить размеры платы и укоротить сигнальные пути. А MK III отличается полностью переработанной схемой расширенными возможностями оптимального сочетания с любыми головками по входному сопротивлению и входной емкости, а также по общему коэффициенту усиления, что немаловажно с учетом значительного разброса отдачи MC-головок.
– Немного странно, что столь технологически продвинутая компания, как Acoustic Signature, комплектует свои изделия «чужими» тонармами – Rega, SME, Kuzma. Планируете ли вы разработку собственных тонармов?
Г.Ф.: Да, планируем. И довольно скоро (надеюсь, к ноябрю текущего года) должны появиться прототипы, если все, включая их лабораторные испытания, пройдет удачно. Но мы не хотим делать просто хорошие тонармы, наши будут кардинально отличаться от любых других. Они будут иметь сложную внутреннюю структуру перетяжек, препятствующих распространению вибраций от головки по трубке. Традиционными методами такой тонарм изготовить невозможно, поэтому мы обратились к суперсовременной технологии «выращивания» трубки со сложным внутренним рельефом, чего не никогда не делала ни одна другая виниловая фирма (эта технология стратегическая и используется в области сверхточной механики). Вкратце состоит она в следующем: смоделированная структура трубки выращивается слой за слоем из металлической пудры (алюминий + медь + сталь). Каждый слой формируется из порошка, а затем пудра спекается лучом лазера, превращаясь в монолит, и так много раз, пока не вырастет вся трубка нужной формы со сложным внутренним рельефом.
– И все же одной важной (по крайней мере для российского рынка) изюминки вашим проигрывателям не хватает. Дело в том, что среди коллекционеров винила много тех, кто обладает огромным количеством не только обычных пластинок и «сорокопяток», но и архаичными (даже шелачными) дисками на 78 об./мин.
Г.Ф.: Если эта опция затребована в России, проблем с ней не будет. Кстати, в блоке управления моторами AlphaDig для проигрывателя Ascona такая установка уже прошита, просто не выведена на пользовательский уровень. Ничего не стоит это сделать. Можно и другие модели AS заставить работать на этой скорости. Может быть, диск будет разгоняться довольно долго или даже придется придать ему начальное ускорение вручную, но затем система слежения войдет в режим. Так что как только будут заказы на 78, обращайтесь!
– Спасибо за откровенную беседу и приезжайте к нам еще!