Фозгометр приходит на помощь
Майкл Фремер
В воспроизведении винила слово «азимут» означает боковой угол, видимый, если взглянуть спереди на иголку, сидящую в канавке. Часто считается, что азимут «правилен», если конец кронштейна, на котором находится иголка, перпендикулярен поверхности пластинки, или если держатель головки параллелен ей. К сожалению, оба этих визуальных критерия предполагают, что игла идеально прикреплена к кронштейну, что сам кронштейн расположен соосно катушкам, и что вся моторная сборка правильно установлена в корпусе головки (за исключением головок Lyra и некоторых других компаний, в которых корпус составляет с мотором единое целое).
Важность азимута невозможно переоценить. Точность системы Westrex 45/45, разработанной в 50-е годы для воспроизведения двух стереоканалов из одной канавки, зависит от точной центровки иголки и катушки. Для того, чтобы минимизировать межканальные помехи в обоих направлениях и тем самым увеличить коэффициент разделения стереоканалов, вертикальная ось иголки должна находиться под углом ровно 45 градусов к обоим стенкам канавки. Когда вы минимизируете помехи и делаете их равными в обоих направлениях (от правого к левому каналу и наоборот), вы тем самым обеспечиваете максимальную ширину звуковой панорамы и точную образность – улучшаются все аспекты звуковой картины. К тому же, учитывая современные радикальные профили иголок, ваши пластинки будут дольше служить.
Правильный азимутный угол также играет ключевую роль в обеспечении точного фазового соотношения каналов – а этот фактор, по мнению многих, ещё более важен, чем максимизация разделения каналов. Выживание нашего биологического рода (Homo sapiens sapiens) зависело от способности определять местонахождение источников звука в трёхмерном пространстве – а на низких и средних частотах этого можно достичь, только если мозг способен мгновенно анализировать мельчайшие различия во времени прибытия звука между звуковыми картинами, поступающими от обоих ушей. На частотах ниже 1 кГц мозг при определении направления звука использует фазово-временную информацию. На частотах выше 2 кГц направление в пространстве определяется на основе амплитудных различий.
Межканальные фазовые расхождения, не воспринимаемые нашим сознанием, всё же регистрируются мозгом. Устранение этих расхождений, снижая подсознательное ощущение усталости, создаёт у слушателя приятное чувство.
Тонармы на карданной подвеске не позволяют подстраивать азимут. Однако, те из вас, кто пользуется такими тонармами, всецело зависят от точности изготовления, требуемой производителями головок. Покупая более дорогую головку, вы должны получить (не говоря уже о высококачественных материалах и грамотной конструкции) более точную сборку и, следовательно, более точную центровку иголки, кронштейна и катушки. Если вы переплачиваете за головку лишние несколько тысяч долларов, вы вправе получить продукт, способный обеспечить правильный или почти правильный азимут при установке в фиксированный тонарм на карданной подвеске.
Те же, чьи тонармы дают возможность подстройки азимута головки, не должны упускать возможность установить этот параметр более точно, чем позволяет зрение. На моём DVD 2006 года Винил 21 века: Практическое руководство по установке проигрывателей от Майкла Фремера я демонстрирую полезный (правда, трудный и долгий) способ подстройки азимута, для которого требуются хороший цифровой вольтметр, тестовая пластинка и затычки для ушей. Можно также использовать осциллограф или один из современных и сравнительно недорогих цифровых осциллографов на основе компьютера. Правда, несколько лет назад компьютерная программа Adjust+ доктора Кристиана Файкерта произвела революцию в настройке азимута, также оказавшись великолепным диагностическим инструментом для оценки качества конструкции головки. Однако, хотя Adjust+ достаточно хороша для того, чтобы порекомендовать её всем, она сравнительно дорога ($249, $340 канадских) и требует покупки внешнего АЦП с USB-интерфейсом.
Давний приверженец аналогового звука Джим Фосгейт, один из пионеров матричной обработки объёмного звука – т.е. кодировки, дающей объёмный звук от двух каналов – недавно представил Измеритель Диапазона Азимута под названием «Фозгометр» ($250). Для измерения разделения каналов и межканальных помех в нём используется детектор отношения отсчётов, разработанный для логических цепей слежения в процессорах объёмного звука. Фосгейт говорит, что его показания практически не зависят от общего уровня сигнала и сохраняют точность при измерении самых разнообразных тестовых сигналов.
Мне Фозгометр показался хорошо сделанным, точным и простым в использовании прибором. Расположенный в алюминиевом корпусе, он работает от щелочной батарейки на 9 В, имеет выключатель питания, входные RCA-разъёмы для левого и правого каналов, аналоговый индикатор сигнала и три светодиода, помеченные «левый», «правый», «центр». Просто подключите к нему провода от вашего тонарма и поставьте моно-фрагмент (только при поперечной модуляции) с тестовой пластинки. (Фосгейт рекомендует пластинку TheUltimateAnalogueTestLP, Analogue Productions AAPT 1 фирмы Acoustic Sounds за $39.99; её я и использовал.) Индикатор будет на нуле, если выходные электрические сигналы каналов идентичны по уровню (как и должно быть), и центральный светодиод будет гореть зелёным.
После этого поставьте тестовый фрагмент с тоном в 1 кГц, модулированный только в левом канале, и отметьте показания индикатора. Повторите операцию на тестовом фрагменте только для правого канала. Если показания для правого канала выше, чем для левого, слегка поверните корпус головки (или вращайте трубку тонарма) по часовой стрелке (если смотреть спереди) и повторите эксперимент. Если показания левого канала выше, вращайте трубку тонарма против часовой стрелки. Повторяйте эти операции до тех пор, пока показания не совпадут или не станут как можно более близкими.
Когда вы правильно настроите азимут, вы почувствуете это, услышав улучшение в стереофонической передаче образов. Производя мельчайшие подстройки сильно отражающиеся на результатах измерений вы поймёте, насколько безнадёжно настраивать азимут на глаз.
Если вы устанавливаете новую головку, обязательно установите Вертикальный Угол Слежения (VTA) и Угол «Загребания» Иголки (SRA) доустановки азимута – по многим разным причинам эти углы могут влиять на азимут. Также обязательно повторите процесс, после того, как новая головка проработала первые 40 часов
Даже если вы не можете настраивать азимут вашего тонарму, Фозгометр полезно иметь, особенно если у вас дорогая головка. В случае, если корпус головки на вашем тонарме идеально параллелен поверхности пластинки, и при этом выходные уровни каналов не совпадают более чем на 10%, я вернул бы головку изготовителю и потребовал замены. Фозгометр получает от меня самую высокую рекомендацию!
ГОЛОВКА TRANSFIGURATION ORPHEUS L
Низковольтная (0,3 мВ) модель Orpheus L ($5755) обещает ещё большую разрешающую способность чем уже хорошая в этом отношении более высоковольтная (0,48 мВ) модель Orpheus, которую я рецензировал в декабре 2006 г. – конечно, в том случае, если у вас тихий предусилитель фонокаскада с достаточно высоким коэффициентом усиления.
Конструкция Orpheus необычна тем, что в ней используется единственный кольцевой магнит из неодима внутри которого установлена система катушек. Этим обеспечивается идеальное положение катушки в поле магнитного потока, что сильно увеличивает электромагнитную производительность и уменьшает фазовые искажения В генераторе модели L применяется новый сверхвысококачественный SS-u-металлический сердечник способный по заявлению фирмы, поднять чувствительность на 30 дБ, что, в свою очереди улучшает отношение сигнал/шум. На этом сердечнике намотаны катушки из 7М-меди (коэффициент чистоты – 99,99996%). Лёгкая иголка Ogura PA (3x30 мкм) прикреплена к кронштейну из бора на подвеске средней согласованности, она исключительно хорошо отслеживала дорожку на рекомендуемой прижимной силе 1,8 г. Внутренее сопротивление составляет сверхнизкую величину 1 Ом; рекомендуемая нагрузка может составлять З Ом и выше, по вашему желанию. Генераторная система и алюминиевый корпус с защитой от резонанса весят вместе 9 гм. Всё в этой головке говорит о высоком качестве, которое вы и можете ожидать за шесть тысяч.
Модель Orpheus L требует точной установки. На нагрузке 100 Ом она звучала несколько ограниченно; на 1500 Ом её звук был воздушен открыт, стоек и всё же гладок (в самом приятном смысле слова). На нагрузке47 кОм она звучала слишком открыто, но, конечно эти установки могут зависеть от предусилителя фонокаскада.
При идеальной настройке азимута и фиксированном «угле загребания> (SRA) головка в моё тонарме Graham Engineering Phantom II оказалась не совсем параллельна поверхности пластинки, но звуковая панорама была широко открыта, глубока и особенно воздушна Способность Orpheus L воспроизводить мелкие детали оказалась исключительно как и передача скоротечной атаки – головка совершенно не добавила искусственной резкости Если вы читали мою рецензию колонок Vandersteen 7 в мартовском номере, там я пишу, что в мире головок Orpheus L – это эквивалент Vandersteen 7.
Звучные окончания разлетались из источника по отдельности паря в трёхмерном пространстве. С этим могут справиться лишь очень немногие из самых лучших головок и Orpheus L это удалось лучше, чем большинству. Фоновые звуки были наглядно «чёрными, а иголка Ogura PA шла по канавкам предсказуемо тихо, «приглушая» даже обычно шумные пластинки.
Общая атака Orpheus L была впечатляюще быстрой и возбуждающей без ощущения излишней «красоты» или преувеличения Вокальные свистящие звуки были сверхчисты но не чрезмерно приглажены В звуке чувствовалась некая общая плавность, которая хотя и была приятна какое-то время впоследствии заставила меня захотеть услышать побольше остроты и резкости В живом звучании всплески тарелок иногда имеют противные жёсткие атаки – Orpheus L, на мой вкус, слегка их идеализировала... но пусть мои предпочтения вас не отпугивают.
На Потребительское Шоу Электроники 2010 года я взял с собой записанные на CD-R вещи с превосходных переизданных на 45 оборотов пластинок NightBeat Сэма Кука (LP, RCA/Analogue Productions) и саундтрека TheHotSpot (LP, Antilles/Analogue Productions), которые я записал с головок Orpheus L и Ortofon MC A90 ($4200) – о последней из них я писал в ноябре прошлого года. Не называя конкретные головки, я попросил слушателей высказать свои предпочтения Большинство предпочло Orpheus L. На вопрос о причинах такого выбора, практически все отметили плавность звучания и явно более низкий коэффициент искажений. Один из слушателей сказал что играет на opraнe Hammond В-3, и передача этого инструмента головкой Orpheus была более точна. Ваше впечатление о том, как Orpheus L передаёт переходные процессы- более плавна чем надо или просто естественно – будет зависеть от вашего вкуса и вашей системы. В любом случае, плавный звук этой головки дал мне возможностью удовольствием послушать те пластинки из моей коллекции которые раньше я слушать не мог – при этом не умаляя моего удовольствия от лучших экземпляров.
Тональный баланс Orpheus L был приятно нейтрален без явных тёплых «кусков» внизу и холодных «пиков» вверху. Точное и честное воспроизведение тональных балансов знакомых записей говорило о том, что головка может звучать как холодна так и тепло – в зависимости от записи – и не накладывать свой особый характерна всё, что приходится воспроизводить В этом отношении я ставлю её близко к вершине всей той кучи головок которые я когда-либо слышал, рядом с Lyra Titan (эта, наверное будет получше в верхней области), Ortofon A90 (эта, наверное имеет в общем более тонально сдержанный характер) и несколькими другими.
Я не могу представить. чтобы любая из этих трёх головок не удовлетворила всех слушателей (может быть, за исключением самых чокнутых любителей романтической теплоты). Если вы никогда не слышали ни одну из этих чемпионок воспроизведения при прослушивании вы сразу почувствуете их звуковую утончённость и поймёте, почему они стоят так чертовски дорого. Ни одна из них не даст той теплоты, что ищут любители романтики, но им, конечно и так известно где её искать!
Orpheus L даёт гипердетализацию без чрезмерного акцентирования её тональный баланс нейтрален настолько насколько можно, и она открывает скрытое, не навязываясь Если вам нужна ещё большая разрешающая способность, особенно при воспроизведении мелких деталей я не уверен что это возможно Если вам нужна большее гармоническое богатство, пышность или тёмный отполированный блеск, поищите чего-нибудь другого. Вы, конечно найдёте но тут, как мне кажется, вы пожертвуете точностью ради красоты – точно так же, как, по моему мнению, Orpheus L жертвует естественными уродствами и грубостью музыки ради своей собственной плавной красоты (но это, наверное мои личные предпочтения). А в общей Transfiguration Orpheus L – это одна из лучших, самых музыкально честных и технически совершенных головок которые можно купить сегодня.
Проигрыватель MONTEGIRO LUSSO
Montegiro Lusso однозначно имеет самый шикарный внешний вид из всех подобных устройств за последнее время (если, конечно вас вообще интересуют такие аудио-драгоценности). Эта немецкая компания долгое время делала составные части для других производителей проигрывателей а несколько лет назад решила сама выйти на рынок законченных изделий Стоимость Lusso – $38,000 с одним конусом для тонарма SМЕ 309 ( который не входит в комплект) или $39,400 с одним конусом для тонарма DaVinci Nobile (входит в стоимость). Комплект Lusso Komplete с двумя конусами для тонармов SМЕ и DaVinci стоит $52,490.
Я люблю массивные проигрыватели и массы в Lusso хватает. Главный усечённый конус, на котором установлен диск, состоит из чередующихся слоёв алюминия и акрила и весит 57 фунтов. Конусы для тонармов(или «башни») весят каждая по 8 фунтов. Добавьте сюда конус мотора и получите 121 фунт. Конусы установлены на нарезных штырях из нержавеющей стали, оснащённых миниатюрными керамическими шариками. Диск вращается синхронным мотором при помощи плоского ремня. Мотор приводится в движение двойным двухфазным внешним генератором синусоидальной частоты, помещённым в акриловый корпус и оснащённым селектором скоростей (33 и 45) и углублениями для настройки.
Цельный алюминиевый диск с акриловыми вставками весит 11 фунтов и расположен на зеркальной сапфировой подушке давления оснащённой керамическим шариком; вращается он на оси из нержавеющей стали с бронзовой втулкой. Внешний корпус состоит из нержавеющей стали. Эта впечатляющая сборка вращается плавно и бесшумно.
Образец для рецензии был снабжён двумя ковриками для диска – тонким акриловым и пенопластовым. Я думаю, что последний играет роль пружины, так что я его не использовал. В комплекте были также две «башни» – одна для тонарма SME, другая – для DaVinci ( для рецензии нам предоставили SME 309 и DaVinci Nobile). Проигрыватель и «башни» были установлены на основании Harmonic Resolution Systems M3-1925, стоявшем на стойке той же компании, модель SХR.
Уникальный внешний вид Lusso привлёк к нему большое внимание во всём мире- но серьёзный ли это проигрыватель или просто дизайн для определённого«стиля жизни»? Несмотря на кричащий внешний вид, Lusso показался мне вполне квалифицированным устройством с весьма хорошим звуком: очень тихим, в тональном отношении склоняющимся в холодную нейтральную сторону, имеющим стабильную скорость Меня не очень впечатлила общая тяжесть системы. Подшипниковый узел, хотя явно имеющий хорошие допуски и очень высокое качества не так уж велик в диаметра а диск сравнительно лёгок и (учитывая стоимость Lusso) демпфирован лишь на минимальном уровне За примерно вдвое меньшую цену вы можете купить более существенную и лучше демпфированную приводную систему TW Akustik Raven. Как говорит мой опыт, в проигрывателях с приводными ремнями при прочих равных массивный диск лучше лёгкого, и подшипник большого диаметра лучше маленького.
Тонкое акриловое подобие коврика для диска – это не то, что я хотел бы получить, собравшись потратить $38,000 на проигрыватель, я экспериментировал с многими другими ковриками- одним из толстого графита от Boston Audio Design, одним свинцово-пробковым от Merrill/Scillia, и одним из амортизированной меди с внешним кольцевым зажимом- от Т.Т. Weights. Они дали огромные звуковые преимуществу несмотря на то, что короткий центральный вал Lusso практически исчезал под некоторыми толстыми ковриками За $38,000 я бы хотел, чтобы к сопряжению пластинка-диск проявлялось больше внимания.
Если отбросить недоброжелательство, Lusso – это прекрасно звучащий проигрывателе дающий чёрные «декорации» глубокий, плотный, гармоничный бас; выдающуюся чистоту в средних частотах и чистые широкие верхи. В общей это очень неплохая звуковая машина, энергично передающая ритм и временные соотношения без вялых «выступов».
Не могу сказать что Montegiro Lusso – это очень выгодное предложение (много ваших денег уйдёт на конструкционную «роскошь»), но если вы ищете хорошее функционирование вместе с модным привлекающим внимание внешним видом, то неужели вы видели на аудиофильном рынке что-нибудь, что может сравниться с этим?