Оптический звукосниматель и корректор DS Audio Master 1
Джонатан Вэлин
Август 2020 г.
Перевод на русский. Оригинал: http://www.theabsolutesound.com/articles/ds-audio-master1-optical-cartridge-and-master1-equalizer/
Master 1 – флагманская модель оптического звукоснимателя компании DS Audio. При своей розничной цене в $22500 ($7500 за головку и за $15000 специализированный корректор в комплекте) она заметно дороже прочих предложений этого японского производителя, как и моделей оптических головок других брендов, имеющихся на рынке. Однако, в отличие от верхних моделей Clearaudio, Lyra, Air Tight, Ortofon или Koetsu, флагман DS Audio не нуждается в фонокорректоре стороннего производителя. Принимая в расчет дороговизну лучших предусилителей с фонокорректорами (взять хотя бы прекрасную модель Soulution 755 за $72000), ценовой ярлык с цифрой $22500 перестает казаться бредом сумасшедшего, и если добавить к этому тот факт, что головка Master 1 не обязательно должна использоваться с одноименным корректором, вместо которого можно выбрать менее дорогой (DS-E1 за $1500, DS-002 за $2750 или DS-W2 за $8500), итоговая стоимость окажется меньше Clearaudio Goldfinger Statement, Air Tight Opus-1, Lyra Etna SL или Koetsu Blue Lace без фонокорректора.
Не знаю, какой именно из этих корректоров производства DS Audio может прийтись вам по вкусу, но один из них вам обязательно придется приобрести, поскольку по причинам, которые я изложу ниже, ни одна из оптических головок не сможет работать с традиционным фонокорректором RIAA. Я был бы рад сообщить, что с более доступным корректором DS-002 вы сможете получить такое же качество звука, как с Master 1, но это было бы неправдой. Поэтому если вы хотите услышать то, о чем я собираюсь рассказать, вам придется дойти до конца. И еще нужно будет немного поработать над системой в целом.
Как работают оптический звукосниматель и корректор DS Audio
До того как перейти к вопросам установки и оценке звучания, объясню, как работают оптический звукосниматель и специализированный корректор. Хотя я уже дважды описывал эту технологию ранее (когда я испытывал DS-W1 и DS-002), эта информация стоит того, чтобы повторить ее еще раз, поскольку процесс генерации напряжения сигнала оптической головкой и обработка сигнала в специализированном корректоре необычны и нетривиальны.
Чтобы внести ясность с самого начала, оптическая головка является полностью аналоговым устройством. Ничего цифрового в ней нет. Подобно головкам ММ и МС, она считывает информацию в канавках, вызывающую механические колебания иглы. Но головки ММ и МС вырабатывают очень слабое напряжение сигнала, передавая эти колебания на магнит или катушки, которые колеблются в магнитном поле в такт колебаниям иглы, в то время как оптические головки DS Audio не передают колебания относительно массивным подвижным элементам на противоположном конце иглодержателя. Вместо этого они генерируют сигналы, отслеживая яркость луча от встроенного светодиода в качестве источника света с помощью фотодиода в качестве приемника, а очень тонкая непрозрачная заслонка (толщиной всего 100 микрон) сразу за иглой выполняет роль подвижного элемента. Двигаясь вверх и вниз, вправо и влево в такт колебаниям иглы, к которой она крепится, эта крошечная заслонка перекрывает свет от источника, который направлен на фотоприемники левого и правого каналов, генерируя переменные напряжения путем модуляции светового потока.
Поскольку звукосниматели ММ и МС генерируют сигнал, взаимодействуя с постоянным магнитным полем, колебания магнита или катушек всегда встречают противодействие из-за магнитного сопротивления. А так как оптическая головка регистрирует только колебания яркости, магнитное сопротивление в ней отсутствует. И поэтому кончик иглы чувствует себя в канавке более вольготно в отсутствии силы противодействия. DS Audio утверждает, что отсутствие противодействия является главным преимуществом оптического звукоснимателя, хотя избавление от значительной массы подвижных катушек или магнитов не менее значимо.
Звукосниматели DS Audio претендуют на статус идеальных преобразователей механической энергии в электрическую. Традиционные головки с подвижными катушками и магнитами считывают мгновенную скорость колебаний иглы, так что уровень напряжения на их выходе зависит от скорости движений иглы. Вместо этого Master 1 реагирует на амплитуду колебаний иглы, и поэтому уровень выходного напряжения зависит от того, насколько далеко отклоняется кончик иглы от точки покоя. Согласно DS Audio, это очень важно, поскольку преобразователи скорости быстрее движутся на высоких частотах, вырабатывая на этих частотах непропорционально более высокое напряжение сигнала (и соответственно более низкое на басах). Хотя цепи RIAA в фонокорректорах инвертируют эту зависимость с подчеркнутыми высокими частотами и ослабленными басами, а оптимальная нагрузка выхода МС-головки обеспечивает дополнительное сглаживание выброса характеристики на высоких частотах, тем не менее известно, что именно головки МС являются относительно более яркими по характеру звучания. Благодаря технологии преобразования амплитуды отклонения в напряжение сигнала электрический выход головки Master 1 не имеет частотной зависимости, по крайней мере, по утверждениям DS Audio. Таким образом, высокие частоты не выделяются и басы не ослабляются, в связи с чем коррекция становится относительно более простой и позволяет значительно расширить частотный диапазон в области низких частот при хорошей линейности, в то время как ММ и МС лишены таких возможностей. (Теоретически оптическая головка может воспроизводить сигнал частотой 1 Гц).
Коррекция и усиление электрических сигналов звукоснимателя осуществляются в корректоре Master EQ1, который также обеспечивает питающее напряжение, необходимое для работы внутренних светодиода и фотоприемника, пропуская ток через земляные провода межблочных кабелей, включенных между тонармом и корректором. Корректор же получает выходные сигналы звукоснимателя (честные 50 мВ) по сигнальным проводам межблочного кабеля.
Корректор Master EQ1 весом 24 кг содержит сплошные толстые медные шины (отсюда и такой вес) для коммутации двенадцати электролитических конденсаторов емкостью 120000 мкФ. Каждый стерео-комплект выходов RCA и XLR (комплект входов – один, RCA) работает от отдельной схемы двойного моно с индивидуальным питанием на платах, которые паяются вручную. Для каждого выхода предусмотрена своя частотная характеристика в области баса: выход 1 подключен к фильтру высоких частот 1-го порядка с частотой среза 30 Гц, выход 2 использует два фильтра 1-го порядка с частотами среза 50 Гц и 30 Гц, а выход 3 , помимо аналогичных фильтров, использует дополнительный фильтр 2-го порядка с частотой среза 25 Гц. (В системе с колонками Børresen 05, имеющими раздельные входы кроссоверов по полосам, я отдал предпочтение выходам 2 и 3).
Судя по звучанию Master 1 (как и предыдущих звукоснимателей DS Audio, которые я испытывал), могу сказать, что эти фильтры не являются простыми рокот-фильтрами, пусть и «продвинутыми». Они еще выполняют коррекцию изначального подъема частотной характеристики в области самых нижних октав. (Хотя DS Audio не комментирует это, можно предположить, что преобразователь, реагирующий на амплитуду колебаний, а не на мгновенную скорость, неизменно подчеркнет колебания с более высокой амплитудой, т.е. именно басовые сигналы – так же, как преобразователь, который реагирует на мгновенную скорость, выделяет высокочастотные сигналы в ММ и МС. Это факт, что корректор Master1 осуществляет обработку басовых сигналов с помощью фильтров различных порядков на всех трех выходах, и при этом нет никакой фильтрации на высоких частотах, что напрямую указывает на подъем характеристики на басах). Корректор Master1 также имеет небольшую, но все же измеряемую и слышимую неравномерность в области верхней середины и верхних частот, к которой мы вернемся позже.
Что нового предлагает Master 1?
DS Audio внесло некоторые изменения в конструкцию DS-002, которые ориентированы в направлении Master 1. Светодиоды и фотосенсоры были перемещены ближе к игле, как и непрозрачная заслонка, являющаяся частью подвижной системы, благодаря чему преобразование амплитуды колебаний в напряжении сигнала производится с большей точностью. Традиционная подвеска, в которой иглодержатель прочно удерживается на месте с помощью упругой проволочки, зафиксированной установочным винтом, осталась на месте, но такие элементы, как трубка иглы и сама игла, были заметно усовершенствованы. Игла заточки Shibata у DS 002 сменилась на Microridge на сапфировом иглодержателе. Корпус головки, прежде алюминиевый, теперь выполняется из легкого и прочного дюралюминия, обладающего антирезонансными свойствами.
Сам корректор Master EQ1 также имеет преимущества перед корректором DS-002. В то время как корректор 002 имеет да комплекта выходов, и только RCA (а также два уровня фильтрации басов), Master EQ1, как было отмечено выше, оснащен тремя комплектами выходов, включая RCA и XLR (и три уровня фильтрации баса). И если в блоке питания корректора 002 стоят десять электролитических конденсаторов по 33000 мкФ, то в корректоре Master1, как уже говорилось, присутствуют двенадцать электролитов по 120000 мкФ, массивные медные шины, а также платы ручной сборки с усилительной схемой «двойное моно».
Установка и настройка
По большому счету установка и настройка оптической головки Master1 не отличается от аналогичных действий с любыми высококачественными головками ММ, МС или MI. Сначала вам нужно установить свес с помощью шаблонной сетки с двумя нулевыми точками, затем настроить азимут с помощью прибора Fozgometer либо похожего устройства, затем установить SRA/VTA (угол наклона иглы и вертикальный угол захода иглы) обычными методами (подробнее об этом чуть ниже), и, наконец установить нужную прижимную силу с помощью весов (и настроить анти-скейтинг на свой вкус).
Вроде бы, и все, но не совсем. Объясняется ли необычно высокая чувствительность головки на качество настройки ее уникальным способом генерации тока сигнала (см. выше) или отсутствием механического и магнитного демпфирования (также см. выше), Master 1 так или иначе требует больше усилий при настройке, чем большинство других звукоснимателей, чтобы полностью раскрыть свой потенциал. Ни в коем случае не нужно пренебрегать книжной мудростью при настройке этой головки, он имейте в виду, что некоторые главы в книгах, которые касаются точной настройки SRA, анти-скейтинга, прижимной силы и пр., возможно, следовало бы переписать.
Например, согласно «книжной мудрости», угол SRA порядка 92° (устанавливаемый с помощью цифрового USB-микроскопа и компьютерной программы), может оказаться неоптимальным в плане установки высоты головки Master 1, которая (по крайней мере, ориентируясь на качество звучания высоких и басов в колонках с ленточным ВЧ-излучателем и динамиками Børresen 05, которые я испытываю на данный момент), похоже, предпочитает значение этого угла несколько ближе к 90°, т.е. параллельно поверхности пластинки. (Опять же, с другими колонками теория и практика могут и совпадать, и угол в 92° может оказаться наилучшим вариантом). Сама головка, опять же в моей конкретной системе и с моим источником сигнала (тонарм Acoustic Signature TA-9000, установленный на проигрыватель Acoustic Signature Invictus Jr.), лучше работала с прижимной силой ближе к 1,8 г, чем с рекомендованными DS Audio 1,7 г и с настройкой анти-скейтинга на более низкое значение.
Я мог бы привести массу примеров, которые свидетельствую о том, что те настойки, которые могут оказаться наилучшими в вашей системе и для ваших ушей, будут отличаться от тех, что будут оптимальными для меня. Действительно, хотя слепые тесты и отказ от измерений могут показаться безнадежно устаревшим в наши дни, вы должны доверить своим ушам роль эксперта во время окончательной настройки. Master 1 сам подскажет вам, что ему нужно и что он предпочитает – настолько, насколько только лишь немногие самые лучшие головки, с которыми я имел дело, способны на такое. Просто наберитесь терпения и продолжайте упорствовать, пока не добьетесь полной нейтральности без малейших следов окрашивания (и потрясающе реалистичного звучания), которые свойственны этому звукоснимателю.
Помимо настройки этих установочных параметров, вам может потребоваться проделать определенную работу с тонармом. Поскольку головка не имеет магнитов и катушек, она очень легкая (всего 8 г), так что вам понадобится подходящий противовес, чтобы сбалансировать головку и установить нужную прижимную силу. Это не должно вызвать проблем с большинством тонармов, которые часто поставляются с целым набором противовесов. (Но если все же с этим будут сложности, всегда можно прилепить монетку на шелл – старое и не слишком элегантное, но, тем не менее, эффективное решение). Из-за непривычно малой высоты корпуса головки Master 1, возможно, придется опустить механизм микролифта на тонарме (при установленной на тонарм головке), чтобы предотвратить касание трубки тонарма упора микролифта при опускании иглы на пластинку. (Если окажется, что игла плохо держится в канавке или вообще не опускается до конца, первое, что нужно проверить, это высота микролифта).
Чтобы в полной мере оценить степень нейтральности, на которую способна система Master 1, я также рекомендую обратить внимание не несколько полезных аксессуаров. В первую очередь это DS Audio ION-001 – автономный ионизатор (типа Zero-Stat с сетевым питанием), который непрерывно направляет на пластинку поток анионов и катионов для снятия статического заряда с массы винила. Хотя ION-001 в первую очередь улучшает считывающую способность иглы, нейтрализуя статическое электричество, он также (что еще более важно) каким-то образом нейтрализует тембр (в смысле приближения тонального баланса к состоянию неокрашенных верхних частот и). Я не знаю, почему это происходит, знаю только, что это так. (Импортер DS Audio Гарт Лирер предположил, что это слышимая «нейтрализация» может объясняться тем, что ION-001 действует еще и как размагничивающее устройство для винила типа Furutech DeMAG или кондиционер Stein Music DE-3 LP, с той разницей, что ION-001 работает непрерывно в реальном времени.)
Еще один совет для достижения лучшего результата: мат Stein Music Pi Carbon Signature за $649, который доводит процесс «нейтрализации», инициированный системой Master 1 в сочетании с ION-001, до логического завершения. Этот мат, тонкий, как бумага (фактически это лист японской бумаги ручного производства с вкраплениями углеволокна), возможно, не выглядит как чудесное средство для звука, но на самом деле он действительно сглаживает остаточную резкость и формирует ощущение цельности звучания вместо комплекса разрозненных звуков. Музыка звучит более «непрерывно» (менее нервозно и дискретно, одним словом, менее искусственно), когда под пластинкой лежит мат Stein Pi Carbon.
Как это звучит?
В моем обзоре DS-002 я начал с того, что сравнил японскую оптическую головку с головкой London, выполненной по технологии «positive scanning», но не потому, что эти звукосниматели звучат похоже, а потому, что они оба характеризуются значительно сниженным специфическим эффектом, который Decca/London называет «туманностью иглодержателя» – это потеря прозрачности, энергичности и динамики из-за резонанса иглодержателя, демпфирующего воздействия резиновой крепежной колодки и действующей массы магнитной системы на дальнем конце этих виртуальных «качелей».
Не уверен, что это достаточно точная аналогия. Если вы привыкли слушать винил с головками МС, ММ или MI, будьте готовы сменить парадигму. Звукосниматель Master 1 абсолютно бесшумен – ни фона, ни шипения, ни зернистости даже в зачатке (при условии правильного заземления). В этом (и только этом) отношении это напоминает цифровое аудио или, если быть более точным, катушечный магнитофон (за исключением шипения). Иными словами, благодаря Master 1 возникает намного меньше ассоциаций с тем, что вы слушаете прибор, преобразующий одну форму энергии в другую – в данном случае обыденное ощущение «воспроизведения записи» сильно ослаблено. Восприятие записанной программы, воспроизведенной без шумов, становится более непосредственным.
Далее то, что вы отметите в звучании Master 1 вслед за ошеломляющим отсутствием фона, шума и зерна, это тональный баланс, который при условии следования моим рекомендациям по настройке и наличию дополнительных аксессуаров не менее ошеломляюще нейтрален, чем мертвая тишина в паузах. Не то, чтобы Master 1 так звучит сам по себе (не принимая в расчет небольшое преимущество по эффекту присутствия и великолепие низкого баса, нижний предел которого отфильтровывается в Master 1). Когда вы послушаете вокал, как, например, на великолепно записанном (и удачно названном) сборнике Acoustic Sounds The Wonderful Sounds of Female Vocals [APP 122], наряду с глубиной сцены и нейтральностью тембров вы наверняка отметите и тот непревзойденный реализм, с которым это звукосниматель воспроизводит человеческий голос.
Как я многократно замечал, чем, возможно, уже успел вас утомить: секрет реалистичного звучания музыки не только в достоверном воспроизведении ее отдельных атрибутов, но и в объединении их в общую композицию, наполненную синэстетическими составляющими, благодаря которым вы начинаете почти видеть то, что слышите. Условия подобной цельности восприятия – натуральность, отсутствие заметно неестественных окрашивания, интенсивности, высоты тона, чувства ритма – всего того, что не позволяет вам забыть, что вы слушаете стерео-систему. Хотя, как я уже писал, Master 1 не совсем свободен от таких искусственных артефактов, но в основной части частотного диапазона он более естественен по оттенкам звучания, чем любой другой звукосниматель, который мне когда-либо приходилось слушать, что в сочетании с его механической бесшумностью создает впечатление его отсутствия в качестве посредника между музыкой и слушателем, чего не скажешь о любых других звукоснимателях. Когда слушаешь Master 1, кажется, что звучат колонки Martin Logan CLS, но с более полнотелым басом, более мощной энергетикой и более звонкими высокими частотами. Master 1 обладает такой же потрясающе нетронутой натуральностью, такой же абсолютной прозрачностью, такой же способностью создавать ощущение отсутствия излучателей и эффекта виртуального исчезновения физических источников звука, что, в свою очередь, усиливает эффект полностью «растворенной в воздухе» системы.
Благодаря своей прозрачности Master 1 воспроизводит детали со сверхъестественной точностью и музыкальностью. На записи Festival Quartet, на которой звучат квартет Брамса №3 в До-миноре [RCA LSC-6068], например, возникает ощущение, как будто вы не только слышите инструменты, но и смотрите на развернутый перед вами нотный лист; когда в начале третьей части анданте звучит чудесная мелодия в дуэте виолы и фортепиано через терцию, вы безошибочно определяете этот интервал между нотами (то же и в другом примере на трио второй части – скерцо). Иными словами, представление высоты тона и атаки с помощью Master 1 исключительно достоверно, и потягаться с ним по этому признаку (но не превзойти), согласно моему личному опыту, могут только некоторые модели головок Ortofon типа A90 и 95.
Однако, как я уже упоминал, при всем том, что по большей части натуральность и нейтральность Masyer 1 превосходит привычные стандарты, тем не менее полностью безупречным в передаче тембров его не назовешь. Так, оттенки тембров не настолько восхитительно красивы и конкретны, как у моей референсной головки Clearaudio Goldfinger Statement или Air Tight Opus-1. Чего не хватает Master 1 для того, чтобы считать его безупречным, думаю, это легкий, но слышимый подъем в области верхней середины и высоких частот, о чем я уже упоминал, который подчеркивает начальную стадию атаки динамического и гармонического пакета инструмента (из-за чего образ инструмента немного выдвигается вперед на звуковой сцене) и слегка отвлекает внимание от длящихся тонов, снижая ощущение естественной теплоты и телесности. В результате где-то в верхних октавах рояля Steinway Дайаны Кралл на «A Case of You» (с диска Live in Paris) звучание получается чуть более электрическим, нежели акустическим (хотя средние и нижние октавы рояля Steinway безупречно реалистичны по тембру, как и все остальное). Опять же, чистые, как звучание колокола, духовые, струнные, глиссандо арфы в записи сюиты №1 Бизе L'Arlésienne [RCA LSC-2327] в исполнении Джина Мореля тоже несколько обеднены по тембрам, как будто эти инструменты играют скорее в пустом помещении (что, естественно, так и было во время записи), нежели в зале со слушателями. Я не хочу излишне подчеркивать эту особенность, чтобы не создать ложного впечатления о том, что Master 1 страдает излишней яркостью. Это не так; как я уже отмечал, в целом это самый нейтральный, неокрашенный звукосниматель из всех, что я слышал. Даже в верхней середине и на высоких частотах, где излишняя яркость слегка обедняет тембр, он умудряется избежать резкости или подчеркнутости. При условии тщательной настройки легкий акцент Master 1 на эффекте присутствия и избыточная яркость могут быть сглажены (хотя и не до конца). В любом случае, эта головка совершенно не аналитична и не слишком агрессивна, скорее она линейнее, быстрее, явственнее (что в целом совсем не плохо, поскольку это повышает ощущение ясности и эффект присутствия), чем лучшие МС-головки.
Я с радостью могу отметить, что представление сцены у Master 1 существенно лучше, чем у DS-002, который имел склонность сваливать в кучу в пространстве между колонками звуковые образы даже на самых панорамных записях. С хорошо записанным винилом новый звукосниматель DS Audio расставляет инструменты и голоса за пределами колонок и вглубь сцены, как это имеет место с шестью вокалистами в сопровождении Рая Кудера на треке «The Very Thing That Makes You Rich» (с диска Bop Till You Drop [Warner 3358]), находящимися далеко за солистом. (Между прочим, вокалисты сопровождения на этой записи настолько четко выделены, что вы можете без труда идентифицировать каждого из них). И хотя эта запись звучит не настолько воздушно, свободно и глубоко, как с головкой Goldfinger Statement, все же Master 1 подошел намного ближе к этому идеалу, чем DS-002.
Master 1 с иглой заточки Microridge превосходит DS-002 также по устойчивости иглы в канавке. Хотя и DS-002 нельзя назвать ущербным по этому признаку (срывы на пассажах с предельной модуляцией канавки у меня происходили крайне редко), Master 1 демонстрирует значительный прогресс. Однако следует помнить, что игла DS-002 должна содержаться в абсолютной чистоте, иначе вы столкнетесь с ухудшением устойчивости иглы в канавке и частыми срывами иглы.
Возможно, алмазная игла Master 1 заточки Microridge (которая может глубже, чем Shibata у DS-002, проникать в канавку, контактируя с менее изношенной поверхностью стенок) вносит свою лепту и в качество воспроизведения басов с взрывным темпераментом. На качественных виниловых треках – например, на «Danse Macabre» с великолепного издания Decca/RCA Witches' Brew ([RCA LSC-2225], запись которого, несомненно, была сделана в зале Kingsway Hall – вы сможете не только услышать нижние октавы более ясно, чем раньше, но и, несомненно, вы услышите сам зал, который вносит свою весомую лепту в звучание оркестра на громких пассажах tutti. (Вы даже сможете услышать это чертово метро, которое гремит прямо под зданием Kingsway, как будто рельсы проложены под вашим полом.)
Еще один специфический аспект разрешающей способности Master 1 проявляется на том же самом Witches' Brew – это беспощадно точное отображение акустического пространства, в котором читаются и расстановка микрофонов, и приемы микширования. Это факт, что записи в Kingsway Hall делались не на относительно неглубокой сцене данной аудитории, а в оркестровой яме, где музыканты сидят перед сценой и спиной к сцене. С Master 1, могу поклясться, в первый и последний раз я смог ощутить (ориентируясь на эхо и отражения) ограниченность сцены Kingsway по глубине и пространство между отдельными инструментами. Такие мелочи, поверьте, для таких пытливых ищеек, как я, очень важны.
Точно так же на переиздании ORG «Fast Livin' Blues» Джона Хендрикса [ORG 121]– с типичным для фирмы Columbia хаосом сложного микширования, игрой с уровнями и искусственной реверберацией – я могу не только мгновенно опознать сопрано-саксофон Пони Пойндекстера, но и определить, на каком моменте звукоинженеры резко понизили уровень микрофона, в который дует саксофон, от чего возникает впечатление, что Пони Пойндекстер вдруг повернулся к ансамблю спиной и нацелил свой инструмент на заднюю стену.
Хотя у вас может создаться впечатление, что Master 1 – настоящий монстр в разрешении низкоуровневых сигналов, это не так – точнее, не совсем так. Да, он выхватывает все, что закодировано в виниловых канавках почти так же, как бесподобный Clearaudio Goldfinger Statement, но он никогда не страдает выстреливающими сибилянтами или излишней резкостью атак, как и огрублением тембра, что характерно для многих головок МС. Благодаря его механической бесшумности и тональной нейтральности, все воспроизводится достаточно ровно – в мягком, чистом, очень легком для восприятия и исключительно экспрессивном стиле.
Заключение
Звукосниматель и корректор Master 1 являются бесспорно выдающимися изделиями, устанавливающими новые стандарты качества воспроизведения винила по целому ряду показателей (механическая бесшумность, натуральность средней части звукового диапазона, реалистичность середины и баса). Хотя у нас и нет строгих ориентиров для сравнения разных звукоснимателей, этот звукосниматель способен успешно конкурировать с самыми лучшими головками МС и ММ. Наверное, лучшие достижения у компании DS Audio еще впереди, и еще есть, над чем следует поработать: над улучшением устойчивости иглы в канавке, над объемностью верхней середины и высоких частот, над пространством сцены; не помешает также сделать общее звучание чуточку теплее. Но не забывайте, что оптические головки с встроенными светодиодами появились сравнительно недавно. Инженеры DS Audio серьезно настроены на развитие этой технологии, что подтверждается значительным прогрессом в звуке при переходе от DS-W1 Night Rider к DS-002 и затем к Master1. Могу сказать одно: если бы я сейчас изучал рынок на предмет приобретения винилового звукоснимателя, имея для этого достаточную сумму денег, система Master 1 была бы в самом начале списка моделей, которые я должен был бы послушать в первую очередь. Послушайте ее и вы, и вы познакомитесь не просто с новым звукоснимателем, но и с целой новой парадигмой воспроизведения винила.
Технические данные
Оптическая головка Master 1
Генерация сигнала: фотоэлектрическое преобразование
Разделение каналов: >25 дБ (1 кГц)
Уровень выхода: >50 мВ
Иглодержатель: сапфир
Материал корпуса: дюралюминий
Прижимная сила: 1.6 -1.8 г (рекомендованная 1.7 г)
Игла: алмаз, заточка Microridge
Вес: 8.1 г
Корректор Master EQ1
Выходной уровень: 500 мВ (1 кГц)
Выходной импеданс: RCA – 120 Ом; XLR – 600 Ом
Входной импеданс: >10 км
Вход: 1x RCA
Выходы: 3x RCA, 3x XLR
Размеры: 43.6 x 16.1 x 39.5 см
Вес: 24.0 kg
Производитель:
DIGITAL STREAM CORPORATION
4-50-40 Kamitsuruma-Honcho
Minamiku, Sagamihara, Kanagawa
252-0318 Japan
+81-427-47-0900
ds-audio-w.biz
Состав референсной системы
Акустические системы: MBL 101 X-treme, Bǿrresen 05, Magico M3, Voxativ 9.87, Avantgarde Zero 1, MartinLogan CLX, Magnepan 1.7 and 30.7
Сабвуферы: JL Audio Gotham (пара), Magico QSub 15 (пара)
Линейные предусилители: MBL 6010 D, Soulution 725, Constellation Audio Altair II, Siltech SAGA System C1, Air Tight ATE-2001 Reference
Предусилители-фонокорректоры: Soulution 755, Clearaudio Absolute Phono, Walker Proscenium V, Constellation Audio Perseus
Усилители мощности: MBL 9008 A, Soulution 711, Constellation Audio Hercules II Stereo, Air Tight 3211, Air Tight ATM-2001, Zanden Audio Systems Model 9600, Siltech SAGA System V1/P1, Odyssey Audio Stratos, Voxativ Integrated 805
Аналоговые источники: Clearaudio Master Innovation, Acoustic Signature Invictus Jr./T-9000, Walker Audio Proscenium Black Diamond Mk V, TW Acustic Black Knight/TW Raven 10.5, AMG Viella 12
Катушечный магнитофон: United Home Audio Ultimate 4 OPS
Головки звукоснимателей: Clearaudio Goldfinger Statement, Air Tight Opus 1, Ortofon MC Anna, Ortofon MC A90
Цифровые источники: MSB Reference DAC, Berkeley Alpha DAC 2,
Кабели акустические и межблочные: Crystal Cable Ultimate Dream, Synergistic Research Galileo UEF, Ansuz Acoustics Diamond
Сетевые шнуры: Crystal Cable Ultimate Dream, Synergistic Research Galileo UEF, Ansuz Acoustics Diamond
Сетеыве кондиционеры: AudioQuest Niagara 5000 (2), Synergistic Research Galileo UEF, Technical Brain.
Стойки и подставки: Critical Mass Systems MAXXUM и QXK.
Акустическое оформление: гармонизаторы Stein Music H2, акустические панели и ловушки Synergistic Research UEF Acoustic Panels/Atmosphere XL4/UEF, Synergistic Research ART, Shakti Hallographs (6), Zanden Acoustic, A/V Room Services Metu, ASC Tube Traps.
Аксессуары: платформы под компоненты Symposium Isis и Ultra, платформы под усилители и другие компоненты Symposium Rollerblocks и Fat Padz, Walker Prologue Reference, диски Walker Valid Points и Resonance Control, профессиональный очиститель пластинок Clearaudio Double Matrix, предохранители Synergistic Research RED Quantum, HiFi-Tuning.