DS Audio DS-E1 и ION-001 – новые претенденты на чемпионство!
Новые претенденты на чемпионство!
Оптический звукосниматель DSAudioDS-E1 / корректор
Ионизатор AndDSAudioION 001
Морис Джеффрис
Мое первое знакомство с замечательной серией оптических звукоснимателей и «фоно-энерджайзерами» (так DS Audio называет специализированные сопутствующие корректоры) состоялось на выставке 2020 Florida Audio Expo Show, проходившей в солнечной Тампе, штат Флорида. Постоянно растущую линейку изделий DS Audio представляет в США компания Musical Surroundings. В своем выставочном павильоне глава компании Гарт Лирер с сотрудниками собрали небольшую систему с отличными недорогими колонками Magnepan .7, полным набором электроники Rogue, кабелями Wire World и броским виниловым проигрывателем AMG Giro с собственным тонармом, на котором была установлена оптическая головка DS Audio DS-E1, сигнал с которой поступал на входящий в комплект «фоно-энерджайзер». Данный комплект DS Audio в этой системе стоил $2750.
Хотя эта система и не могла похвастать глубоким басом (небольшие колонки .7 ограничены по частоте снизу где-то на уровне 50 Гц), звучала она уверенно, с высоким разрешением и эффектом мгновенного вовлечения слушателя в музыкальный контекст. Я отметил предельную открытость, прозрачность, богатство и удивительную естественность тембров. Разрешение в деталях граничило с реальностью.
В моем восторженном отчете о выставке я восхищался музыкальностью этой системы, ее потрясающей прозрачностью и обезоруживающей естественностью звучания. Экзальтированное исполнение Seven Steps to Heaven джазовой певицей Кассандрой Вильсон заполнило небольшое помещение выставочного павильона настоящей аналоговой магией (в данном случае усиленной присутствием оптических и лазерных устройств, о которых будет сказано ниже). На мой слух оптический звукосниматель DS Audio демонстрирует образец прозрачности и тонального баланса с потрясающей динамикой и молниеносными контрастами. Я сразу согласился на предложение Гарта сделать обзор головки DS-E1 начального уровня, как можно скорее испытав ее в моей референсной системе
Техническая информация
Техника DS-Audio прибыла ко мне в двух коробках. В одной находилась оптическая головка DS-E1 с сопутствующим корректором плюс съемный шелл HS-001, который я использовал для установки головки на мой тонарм Jelco TK-950S MKII. Во второй же коробке я нашел прибор ION 001 Vinyl Ionizer для снятия статических зарядов с виниловых пластинок, вызывающих неприятные щелчки. Гарт прислал мне его в качестве бонуса.
Помимо инновационной конструкции, впечатляющая линейка оптических звукоснимателей с сопутствующими корректорами заслуживает отдельного внимания к ее особенностям. Как и более дорогим собратьям данной модели, DS-E1 требуются питание (отсюда и происходит термин «энерджайзер» – только не надо иронизировать по поводу бегающего зайчика из рекламы батареек) и, естественно, коррекция RIAA. DS Audio выпускает свои энейджайзеры для каждой модели оптических головок, но все они являются взаимно заменяемыми (что не означает пригодности данного прибора для работы с традиционными головками ММ или МС). Подобная взаимозаменяемость означает, что, вложив изначально $2750 в покупку комплекта начального уровня DS-E1 с оригинальным корректором, при наличии средств в дальнейшем вы cможете сделать апгрейд вашей системы, купив корректор более высокого уровня (и более дорогой), что должно дать прирост в качестве звучания, хотя лично я пока не пробовал сделать это в своей системе.
Модели головок DS Audio отличаются по материалу корпуса, конструкции иглодержателя и заточке иглы, а также по цвету светящегося сегмента в передней части корпуса головки. Светодиод DS-E1 d полуматовом серебристом корпусе горит зеленым в отличие от голубого у DS-002, красного у DS-W2, пурпурного у DS Master 1 и белого у недавно появившейся верхней модели Grand Master. Что является общим всех для моделей ниже Grand Master, от самой первой до недавно вышедшей (по крайней мере, по моему опыту), это одинаковые геометрия по свесу и масса в 8.1 г, а также идентичные рекомендуемые VTA и прижимная сила (1.7 г).
Идентичность технологий дает возможность менять одну модель головки на другую без лишних хлопот. В соответствии со стилем DS Audio, реализующим глубокую унификацию, модель DS-E1 в стремлении к лучшему звучанию и широкой совместимости с различными тонармами получила такие же корпус, материал иглодержателя и систему подвески, как у DS Master1 и DS-002, и лишь заточка иглы у нее эллиптическая. В отличие от нее, DS-002 имеет алюминиевый иглодержатель и иглу заточки Shibata.
Оптические звукосниматели не являются чем-то новым. Подобно тензометрической технологии звукоснимателей, возрожденной компанией Soundsmith несколько лет назад, технология оптических головок стояла на втором месте по качеству в конце семидесятых, будучи представлена изделиями Sharp, Toshiba, Trio, Kenwood и других производителей. Появившись на рассвете цифровой эры CD, оптические головки «считывали» информацию канавок пластинки с помощью иглы и распознавали музыкальный сигнал, улавливая отражения (по изменениям яркости) с использованием светодиодов и фотосенсоров. В отличие от этого, конструкции с подвижными магнитами и подвижными катушками также «считывали» канавки иглой, но сигнал формировался в зависимости от скорости движения магнита или катушки в магнитном поле. Напрямую цитируя страничку интернет-сайта DS Audio, «поскольку головки ММ и МС генерируют сигнал в проводнике, который пересекают силовые линии магнитного поля, магнитное сопротивление представляет собой переменную величину, определяемую колебаниями магнитов или катушек».
Оптические же звукосниматели работают совершенно не так. Когда игла головки «считывает» или экстрагирует информацию стенок канавки винилового диска, энергия колебаний от иглы передается через иглодержатель на оптическую заслонку, представляющую собой крошечный фрагмент непрозрачного материала толщиной всего 100 микрон с ничтожно малой массой. Когда эта заслонка совершает колебания, полученные от иглы и системы иглодержателя с подвеской, она блокирует луч света, исходящий от неподвижного светодиода, помещенного между фотосенсорами левого и правого каналов. Фотосенсоры регистрируют колебания светового потока от светодиода, преобразуя их в аналоговый электрический сигнал.
Модулированный оттенками от темного к светлому и наоборот световой луч несет в себе информацию музыкального сигнала и «считывается» фотосенсорами левого и правого каналов. С фотосенсоров же снимается модулированное сигналом напряжение. Затем оно подается на внешний блок «энерджайзера» и усиливается (немного, поскольку фотосенсоры обладают достаточно высоким выходом), а потом аккуратно корректируется согласно стандарту RIAA. Такой способ формирования аудио сигнала позволяет значительно уменьшить уровень шумов и получить более высокое качество звука в целом.
Оптическая система воспроизведения звука обладает еще и дополнительным преимуществом: поскольку она реагирует только на изменения яркости света (DS Audio называет этот процесс «игрой с тенями»), магнитное сопротивление, характерное для колеблющихся в магнитном поле проводников, полностью отсутствует. А так как в колебательной системе отсутствует магнитное сопротивление (имеются в виду игла и иглодержатель), кончик иглы свободно колеблется в канавке виниловой пластинки, эксгумируя (по крайней мере, теоретически) больше информации с ваших любимых дисков. К тому же сверхлегкая заслонка, являющаяся частью подвижной системы с иглой и иглодержателем, на которую никоим образом не действует магнитное поле, должна точнее передавать резкие перепады сигнала и информацию низкого уровня, не загрязненную шумами.
К сожалению, данная прогрессивная технология в свое время была вытеснена широким распространением цифровых технологий, адаптировавших ее под свои цели, а в качестве источника света в конкретных моделях использовались обычные лампочки. Попросту говоря, эти «мини-духовки» выделяли слишком много тепла, которое перегревало резиновый демпфер подвижной системы, приводя его в негодность через некоторое время. В свою очередь, это приводило к изменению податливости механической системы и заметному снижению качества звучания. С тех пор и до недавнего времени конструкция оптических преобразователей оставалась в состоянии незавершенной инновации в поиске не менее инновационных сопутствующих технологий, которые могли бы обеспечить механическую надежность. Появление современных светодиодов с ярким свечением и малым выделением тепла решило проблему и в сочетании с новейшими высокоскоростными прецизионными фотосенсорами проложило путь к возрождению оптических звукоснимателей, по которому пошла компания DS Audio, заняв лидирующую позицию.
От тьмы к свету
После установки DS-E1 на мой тонарм Jelco и по завершении всех настроек (свес, VTF, VTA, азимут и анти-скейтинг) я прослушал несколько дисков. Первые впечатления оказались очень позитивными. Контрасты, артикуляция, динамическая экспрессия меня обезоружили. Еще не разыгранная головка DS-E1 навеяла ощущение полного спокойствия и гармонии наряду со свежестью и ясностью.
Увы, не осталось незамеченным и некоторое обеднение тембров, что я отнес на новизну головки, податливость подвижной системы которой должна со временем установиться. После 100 часов работы все более или менее пришло в норму. Как и колонки Magneplanar или сетевой кондиционер Audience – изделия, к которым я испытываю величайшее уважение – DS-E1 требуется время на прогрев. И после того, как она разыграется, ваше терпение будет щедро вознаграждено.
Разыгранная DS-E1 зазвучала скорее как звукосниматель референсного калибра, чем как недорогое, хотя и добротное, изделие. Ощущение гармонии и баланса, о котором я уже говорил ранее, усилилось, скорость переходных процессов и динамика также возросли. Улучшилась и передача тембров, и в еще большей степени, сделав звучание хорошо сбалансированных записей более масштабным и осязаемым.
На мой слух в моей референсной системе (виниловый проигрыватель Kronos Sparta 0.5 с тонармом Jelco TK-950S MKII, предусилитель Mola Mola Makua, моноблоки Kaluga, транспорт AUALiC G1 Wireless Streaming Transport, колонки Von Schweikert Audio Unifield 2 Mk. III, сетевой кондиционер Audience AdeptResponse aR12-T4, сетевые кабели frontRow powerChord и целый пучок кабелей Kubala-Sosna Sensation) я выделил три аспекта, по которым DS-E1 выигрывала больше всего: это полное отсутствие шумов, отличная передача контрастов и невероятно высокое разрешение в мелких деталях.
В обзоре сетевого кондиционера Audience AdeptResponse aR12-T4 и сетевого кабеля frontRow powerChord, опубликованном в Positive Feedback, я отмечал, что это компоненты эффективно снижают (а то и вообще устраняют) посторонние шумы, искажения, фазовые аномалии и похожие неприятности, способствуя лучшей передаче тембральных оттенков, инструментальных и вокальных текстур и «воздуха» и делая восприятие музыкальной ткани более легким, как будто оно проецируется на инертном черном фоне полной тишины.
Это тот случай, когда встречаются высокий потенциал оптического звукоснимателя и результаты дотошного научного подхода к материаловедению с повышенным вниманием DS Audio к каждой мелочи в процессе производства, формируя общий синергетический эффект. Исключительно малая масса системы игла / иглодержатель / оптическая заслонка, свободной от воздействия магнитного сопротивления и вследствие этого предельно чувствительной к любым метаморфозам низкоуровневых сигналов, полностью освобождает звук от шумов и дребезга иглодержателя. По завершении нескольких месяцев углубленного прослушивания я окончательно убедился, что корректор («энерджайзер») не дает фона и не имеет тенденции к подчеркиванию поверхностных шумов виниловых пластинок.
На последней (и великолепной по качеству) записи Невилла Маринера на Argo [Marriner: Quiet City, Barber Adagio, etc., Argo ZRG 845], на которой звучат произведения Барбера, Копланда, Ива, Ковелла и других композиторов, сюита Копланда Quiet City благодаря высокому разрешению и натуралистичности подачи приобретает впечатляющие масштабы, четкое эшелонирование планов в глубину и покоряет богатством тембров. Благодаря полной «бесшумности» компонентов DS Audio (от которых работал один из самых бесшумных предусилителей, какие только попадались на моем пути – Mola Mola Makua), моя компактная референсная система позволила на удивление полно ощутить атмосферу того места, где производилась запись, а именно акустику храма St. John's Smith Square в Лондоне.
Было бы упущением с моей стороны не отметить и тот значительный вклад, который внес замечательный ионизатор DS Audio ION 001 Vinyl Ionizer в борьбу с шумами. Практически в той же степени, в которой DS-E1 героически борется с искажениями, вызываемыми дребезгом иглодержателя, ионизатор убивает статические шумовые артефакты, загоняя их в область пренебрежительно малого уровня. Нужно только расположить прибор достаточно высоко, чтобы зеленый луч, истребляющий статику, падал на поверхность пластинки. Для того чтобы обеспечить нужную высоту установки ионизатора рядом с проигрывателем винила Kronos 0.5, мне пришлось подложить под ионизатор несколько компакт-дисков. Возможно, DS Audio впоследствии предложит более высокую версию прибора для владельцев проигрывателей такой высоты, как у моей вертушки.
Отсутствие противодействия колебаниям иглы, вызываемого магнитным сопротивлением, в сочетании с малой суммарной массой иглы, иглодержателя и оптической заслонки, как и следовало ожидать, обеспечивает великолепную передачу контрастов. Так, полная виниловая коллекция записей Билла Эванса на Riverside [Bill Evans: Riverside Recordings], не менее замечательная, чем революционное издание Sunday at the Village Vanguard, доставила мне радость сверх всяких ожиданий. Джазовые трио Эванса с лидирующим фортепиано, и особенно составы с ударником Полом Моушеном и басистом Скоттом ЛаФаро, поистине изменили историю развития джаза. Этот коллектив сделал упор на контрапункт, выделяя блестящие пассажи ЛаФаро в верхнем регистре контрабаса, как бы противопоставляя их романтически-интроспективным импровизациям пианиста.
В этой новаторской музыкальной Вселенной каждый музыкант – пианист, басист и ударник – как будто беседуют друг с другом и со слушателем на языке ритмов и гармонических текстур. Этот симбиоз ритма и гармонии звуков лег в основу неповторимого стиля трио Эванса.
Способность DS Audio доносить до слушателя самые деликатные нюансы, не потеряв ни одной нити музыкальной ткани и не разрушая ее целостности, несмотря на глубокое препарирование, буквально поражает. На пьесе ЛаФаро Gloria's Steps, написанной им в честь любимой танцовщицы (чьи следы он мгновенно узнавал, стоило ей только подняться домой по лестнице), DS-E1 подобно ищейке докапывалась до последнего, еле уловимого нюанса в похожей на капли дождя барабанной дроби Моушена, застенчивой лирике рояля Эванса и игривых щипках струн контрабаса ЛаФаро.
DS-E1 ничего не оставляет за бортом, по крайней мере, на мой слух.
Выразительность в микродинамике идет рука об руку с потрясающе точной подачей как крупных, так и мелких деталей. Посредственные записи звучат посредственно, но зато на хороших сразу понимаешь, за что мы так любим качественный винил. На уже упомянутой пьесе Gloria's Steps слышна не только почти телепатическая синергетика ритмов Эванса, Моушена и ЛаФаро; можно почувствовать, как от Моушена к Эвансу, оплетая ЛаФаро, тянутся невидимые нити; можно видеть, как пальцы ЛаФаро щиплют струны и скользят по грифу контрабаса; кажется, что ты паришь в пространстве импрессионизма гармоний, наполненном всплесками стаккато шестнадцатых, которыми Эванс рисует мелодию, скользя пальцами по клавиатуре, как будто лаская ее. И в качестве вишенки на торте сделаю важное дополнение: с DS-E1 вокруг каждого музыканта ощущается воздух, а сцена приобретает потрясающую глубину и масштабы с четкой локализацией образов в пространстве.
Итоги
Если вам нравится романтический, цветастый звуковой почерк Koetsu Rosewood, то более объективный стиль подачи DS-E1 может и не вписаться в ваши предпочтения. С другой стороны, если вы цените натуральность в звуке, деликатность текстуры, реалистичность динамики, то DS-E1 почти наверняка тронет вас за живое. Ее способность передавать контрасты, почти беспрецедентная бесшумность и скрупулезная разборчивость в мелких деталях меня буквально покорили. Я написал Гарту Лиреру в моем последнем письме, что оставляю DS-E1 у себя в качестве нового референсного звукоснимателя. Эта головка представляет собой особую ценность в мире пятизначных ценников, которые уже никого не шокируют, да и звучит она бесподобно.
Несомненно, это новый кандидат на «Изделие года». Даю ее лучшие рекомендации с моей стороны.
Тональный баланс |
|
Низкий бас (10 Гц – 60 Гц) |
|
Мидбас (80 Гц – 200 Гц) |
|
Середина (200 Гц - 3,000 Гц) |
|
Высокие частоты (3,000 Гц и выше) |
|
Атака |
|
Спад |
|
Разрешение |
|
Ширина сцены по фронту |
|
Ширина сцены по тылу |
|
Глубина сцены за колонками |
|
Масштабы сцены в помещении |
|
Детальность |
|
Качество выполнения |
|
Собственные шумы |
|
Отношение качество / цена |
Спецификация
Тип: аналоговое изделие для аудио
Оптический звукосниматель DS-E1 Opticalс внешним блоком корректора $2750
Ионизатор DSAudioION 001 VinylIonizer $1800