DaVinci AAS Gabriel MK II / Grand Reference Grandezza
Джонатан Вэлин, The Abso!ute Sound
Почти каждый раз, когда мы делаем очередное Руководство Покупателя Аналоговой Техники, на его «обложке» помещается изображение проигрывателя AAS Gabriel/DaVinci. Причина этого должна быть очевидна для любого зрячего человека: это один из самых красивых hi-fi-компонентов в мире. К счастью, в этом случае красота – не поверхностный фактор, потому что последняя модификация этого конструкторского бриллианта представляет собой одно из лучших сочетаний проигрыватель/тонарм в мире. Я буду рецензировать проигрыватель DaVinci MkII в следующем аналоговом выпуске TAS (рецензия на тонарм MkII также в работе), так что считайте эту статью чем-то вроде анонса.
Между «оригинальным» вариантом проигрывателя и моделью MkII появилось немало отличий, и судя по звуковым результатам, все эти перемены были к лучшему. Помимо прочего, мне сказали, что центр тяжести массивной базы, на которую устанавливается не менее массивный диск, был пересчитан; материалы изготовленных под давлением слоёв, из которых сделана база, также обновились; был применён новый, более точный способ их соединения; шпиндель магнитного подшипника, закреплённого на внутренней нижней части базы, вокруг которого вращается диск, теперь совершенно новый. Точно так же было вновь разработано магнитное кольцо, заделанное в нижнюю часть диска; в самом диске теперь применяются особым образом изготовленные медные цилиндры, помещённые в плотный алюминиевый сплав; всё устройство было оптимизировано для получения лучшего эффекта маховика. Ко всему прочему, в массивных дорогих изготовленных под давлением многослойных «ножках» устройства теперь применяются новые бронзовые вертикальные подшипники.
Те из вас, кто читал мою рецензию «оригинального» проигрывателя Gabriel/DaVinci (перепечатанную в нашем «Руководстве по воспоизведению винила – 2011», стр. 50, и которую можно скачать бесплатно с http://media.avguide.com/vinyl_buyers_guide_2011.pdf) припомнят, что мне показалось, что этот швейцарский комплект «проигрыватель/тонарм» установил новые стандарты прозрачности и низкоуровневого разрешения в воспроизведении винила, расширив динамический диапазон в области пиано-пианиссимо таким же образом, как великолепный проигрыватель Walker Black Diamond расширил динамический диапазон области форте-фортиссимо динамического спектра. Действительно, я сравнил DaVinci с колонками Martin Logan CLX – этими образцами утончённости и деталировки на низких уровнях – а Walker с колонками MBL X-Tremes, этими динамичными динамо-машинами на громких уровнях.
С тех пор оба проигрывателя (и Walker, и DaVinci) существенно усовершенствовались, и, как ни смешно это звучит, расширили свой динамический диапазон в «чужой» территории. Теперь Walker Black Diamond MkII во многом приблизился к утончённости и прекрасному разрешению DaVinci на низких уровнях, а DaVinci на более высоких уровнях приобрёл многое от напора Walker. Другими словами, оба проигрывателя сейчас охватывают гораздо больший диапазон реальной музыки, серьёзно сократив существующие между ними различия (хотя они всё равно присутствуют) и сильно понизив уровни своих «личных характеров» (т.е. характерной окраски).
Как, наверное, понятно из написанного выше, большая новость о Gabriel MkII – это динамика. И это поистине хорошая новость! Как и в случае с недавно отрецензированными мною колоноками и электроникой, шум, который уже был весьма низок в этом проигрывателе с магнитными подшипниками и приводом на пассике, теперь стал различимо ниже. В результате детали (как музыкальные, так и конструктивные) стали ясны, как никогда. (Если говорить о прозрачности по отношению к источникам, это устройство – просто какой-то звуковой пылесос.) Но в тех случаях, когда оригинальная модель не могла сообщить тембрам на высоких уровнях той же энергии, какую ей удавалось передать более мягким местам, DaVinci MkII имеет феноменальные переходные характеристики, что служит признаком более чистого, ясного, быстрого, менее окрашенного, более широкого и верного отклика. Если у вас есть колонки, способные чисто воспроизводить переходные процессы (например, Magico Q5) и столь же прозрачная электроника (например, изделия Technical Brain), вы поразитесь, как невероятно живо DaVinci различает разные пиццикато скрипача Гидона Кремера и схватывает тембры и гармоники громовых сфорцандо пианиста Андрея Гаврилова в записи Второй Сонаты Шнитке (EMI). Если вы (как и я) считали, что динамический диапазон – это по части цифровой техники, то как только вы услышите щипки струн или резкие удары литавр в исполнении DaVinci MkII, вы измените своё мнение. Эта штука не просто более быстрая и чётко сфокусированная, чем обычные аналоговые изделия; она даёт более полный звук. Например, в случае ударных инструментов DaVinci MkII даёт не просто хлопок колотушки по мембране, за которым следует фазовое пятно тоновой окраски – он воспроизводит трамплинную реакцию телячьей кожи и резонирующий тон медной чаши. Притом всё это представляется с такой ясностью, что вы лучше поймёте, как работает инструмент и как на нём играют.
Как я старался выразить в рецензии на Technical Brain, если источник звука, колонка или электронное устройство правильно передаёт временные интервалы – т.е. последовательность тонких и грубых событий, из которых складывается звучание ноты – он также правильно передаёт пространственные характеристики. Вы не только более ясно слышите, что происходит; вы более ясно «видите» образ каждого инструмента и исполнителя. Для слушателей качественных фонограмм, мастер-лент и абсолютного звука это огромное преимущество – открывается не только «окно в оркестр», но и «окна» на исполнителей и партитуру. Музыка легче воспринимается, исполнение легче оценить по достоинству, оркестровка и инструментовка легче «расшифровываются». Когда (как в DaVinci MkII) подобные нейтральность и прозрачность соединяются с неограниченной энергетикой в очень тихих и очень громких местах, получается (при наилучшем источнике звука) качественный скачок в верности воспроизведения и художественном реализме.
Я расскажу ещё о DaVinci MkII – о низком уровне шума, прозрачности по отношению к источнику, великолепном басе, общей реалистичности – в своей предстоящей рецензии. Сейчас достаточно сказать, что в сочетании с превосходным 12-дюймовым тонармом DaVinci Grand Reference Grandezza это один из двух самых лучших проигрывателей, что я слышал (другой – это Walker Black Diamond MkII). Хотя DaVinci стоит весьма дорого ($66,900 за проигрыватель, двигатель и одну стойку тонарма в отделке Aston-Martin Black Onyx и ещё $12,070 за тонарм), если у вас много денег, хороший «глаз» на красоту, хороший слух на естественный звук и большая коллекция пластинок, вы просто обязаны послушать этот шикарный швейцарский шедевр.