Шесть принципов Майкла Крика
Майкл Крик – достаточно известная персона. Всю свою жизнь он посвятил электронике, если не считать увлечения автогонками, которое восполняет потребность его неуемной натуры в экстремальных эмоциях, коих в основной сфере деятельности не так много. В настоящее время знаменитый конструктор полупроводниковой усилительной техники занимает должность исполняющего директора в собственной компании Creek Audio. И продолжает дело всей жизни, создавая не слишком дорогие аудио компоненты, которые звучат как «слишком дорогие». И которые так нужны настоящим любителям музыки, численность которых в тысячи раз превосходит численность тех, кто может себе позволить не обращать внимания на ценник.
Британская компания Creek Audio появилась в 1982 году. Вскоре ее вместе с другой компанией – Epos Acoustics, специализирующейся исключительно на акустических системах, приобрела фирма Mordaunt Short. Майкл Крик в течение нескольких лет трудился бок о бок с основателем Epos Робином Маршалом. Так образовался крепкий творческий симбиоз, который просто не мог не вылиться в ту самую вожделенную сочетаемость конкретных усилителей с конкретными колонками – Маршал, создавая прототипы колонок Epos, оценивал их с усилителями Creek, и наоборот.
В 1993 году Майкл Крик выкупил компанию Creek Audio и одновременно приобрел бренд Epos. После этого колонки Epos стали ассоциироваться с усилителями Creek, что само собой разумеется. И это – не что иное, как последовательная реализация одного из шести принципов Крика – системного подхода в самом зачатке, который начинается не в салоне, а на еще фабрике. Остальные же принципы следующие:
Краткость и доходчивость руководства пользователя
Техническое совершенство
Оригинальные схемные решения
Нацеленность на аудиторию настоящих ценителей музыки
Минимализм в управлении
Повстречавшись с Майклом Криком на недавно прошедшей мюнхенской выставке, мы взяли у него и его коллеги, Дэйвида Берримана, небольшое интервью, в котором попытались получить ответ на ряд вопросов, связанных в том числе с новыми моделями Creek и Epos, которые уже появились или еще только собираются появиться на российском рынке.
Что стоит за выпуском АС Epos серии Elan? Новые конструктивные идеи и решения, лучшие материалы, ставшие доступными, современные технологии производства? Или это просто попытка напомнить миру о себе, для чего многие компании время от времени меняют модельные ряды, создавая видимость прогресса?
Дэйв Берриман: Компания Epos всегда применяла технологии, которые были необходимы для достижения конкретной цели вне зависимости от того, являются ли эти технологии прогрессивными или традиционными. Мы никогда не спешим поскорее освоить новейшие достижения и не делаем культа из всего старого просто ради того, чтобы прослыть модернистами либо, напротив, консерваторами. Для нас важно решение, которое действительно работает. Конечно, в любой новой модели мы стремимся получить ощутимый прирост качества, и это чаще всего связано с затратами на компоненты и материалы лучшего качества, но и в этом мы чужды излишнего фанатизма в отличие от многих других производителей,-максималистов. Попытка выехать на славе известных электронных компонентов солидных брендов, упоминаемых в пресс-релизах, это не наш путь. Как бы дорого они ни стоили, это совершенно не значит, что куча самых лучших деталей, собранных воедино, даст потрясающий результат. Конечно, по мере возможностей мы стараемся выбирать лучшие компоненты, но основной упор делаем на разработки, чтобы сохранить доступную стоимость наших изделий.
Учитывая, что модели Creek Evolution 50A и 50D должны появиться вскоре после начала выпуска акустических систем серии Epos Elan, можем ли мы ожидать идеального сочетания усилителя 50A с этими колонками, которое будет выражаться в безупречном звучании системы?
Дэйв Берриман: Безупречное звучание – может быть, и перебор, но мы уверены в том, что это будет исключительно удачная система, стоимость которой отнюдь не запредельная.
Майкл Крик: Новые колонки имеют более высокую чувствительность по сравнению со старыми моделями Epos, что даст возможность получить ту же громкость при более низком уровне выходного сигнала усилителя Evolution 50A. Увеличится запас по мощности, снизится вероятность клиппирования усилителя при максимальной громкости. Evolution 50A – усилитель уникальный по своим возможностям и, в чем Дэйвид со мной согласен, он хорош настолько, насколько это вообще возможно в его ценовой нише. Уверен, что многим производителям усилительной техники придется краснеть за свои значительно более дорогие изделия, уступающие A50 в качестве звучания.
«Сердце и мозги» 50D – это процессор XMOS, который осуществляет цифровую обработку и фильтрацию, а также регулировку уровня. В связи с этим два вопроса:
а) Применяется ли в этом аппарате DSP-апсэмплинг с использованием оригинальных алгоритмов интерполяции, передискретизация на более высокие значения тактовой частоты и повышение разрешения? В каком виде цифровой сигнал подается на цифро-аналоговые преобразователи (16/44,1, 24/96, …)?
Майкл Крик: Да, апсэмплинг и апскейлинг имеют место, когда это необходимо, и реализуются с помощью программируемой логической интегральной схемы (ПЛИС, или FPGA – Field Programmable Gate Array). Сигнал после комплексной цифровой обработки в формате 24/192 подается на цифро-аналоговые преобразователи ESS Sabre, включенные по двойной дифференциальной схеме. То есть в каждом канале присутствуют по два таких преобразователя, на которые подаются противофазные сигналы.
б) Регулируется ли громкость на цифровом уровне, т.е. путем пересчетов сэмплов в соответствии с требуемым выходным уровнем или это осуществляется на аналоговой стадии с помощью резистивной матрицы и ключей, управляемых цифровыми кодами?
Майкл Крик: Регулируется громкость полностью цифровым способом, сэмплы пересчитываются при значительно большей, чем 24 бит, длине слов, чтобы минимизировать погрешность вычислений, затем лишние биты отбрасываются. Принято считать, что подобный способ ведет к частичной потере разрешения на малых уровнях громкости, но у Evolution 50D есть один фокус, благодаря которому ничего подобного не наблюдается.
Расскажите подробнее о внутреннем тест-сигнале bit perfect у Evolution 50D и процессе повышения разрешения, который, согласно вашему пресс-релизу, осуществляется аналоговым способом.
Майкл Крик: Тестирование bit perfect в первую очередь предназначено для того чтобы дать пользователю представление о качестве исходного сигнала. Если он изначально содержит неисправимые ошибки, кардинально улучшить его невозможно, и об этом нужно знать.
Для повышения глубины разрешения применяется фиксированный аналоговый T-фильтр, который, когда это необходимо, понижает уровень сигнала на 24 дБ. Одновременно на цифровой стадии обработки уровень сигнала увеличивается на те же 24 дБ.
Сегодня многие производители цифровой аудио техники начали применять скоростные порты USB, поддерживающие поток 24/192. Почему 50D не оснащается таким интерфейсом (USB 3.0)?
Майкл Крик: Как только версия USB 3.0 станет стандартной, мы сразу начнем ее использовать. Пока же и USB 2.0 достаточно хорош. К тому же на данный момент существует очень немного доступных записей формата 24/192, не говоря уже о контенте более высоких форматов – их просто нет. А в основном доступны треки 24/96 и ниже.
Традиционно компания Epos всегда отдавала предпочтение фильтрам низкого порядка в кроссоверах колонок. Понятно, что такие фильтры обладают наиболее линейной фазовой характеристикой. Однако они предъявляют довольно жесткие требования к качеству излучателей, которые должны практически так же хорошо вести себя за пределами своего оптимального частотного диапазона, как и внутри его, ведь резко обрезать ненужные частоты фильтры низких порядков не могут. В то же время многие производители выдающихся акустических систем применяют фильтры более высоких порядков (чаще всего 4-го). Как вы можете прокомментировать этот факт?
Дэйв Берриман: Одним из главных принципов нашего подхода к акустическим системам была разработка настолько качественных излучателей, насколько это вообще технически возможно. Наши излучатели всегда отличались очень ровной частотной характеристикой и низким уровнем искажений, и единственным ограничивающим фактором была цена. И вуферы, и твитеры, которые мы применяем, отлично работают далеко за пределами своей полосы, а также имеют плавный спад на границах диапазона, без резких пиков и провалов. Именно поэтому мы и используем фильтры низкого порядка без каких-либо проблем. Сочетание электрических фильтров и характеристик самих излучателей дает 2-3-й порядок. Естественно, мы модифицируем схемы фильтров по звучанию в процессе тестирования. Однако опыт показывает, что если осевое излучение АС достаточно ровное, а внеосевое достаточно однородно, то и звучание в целом у колонок получается очень хорошим.
Это верно, что можно достичь лучшего внеосевого отклика с помощью фильтров высокого порядка, например 4-го., а также избавиться от инверсии фазы в трехполосных АС, но субъективно границы между полосами становятся более заметными. Более широкие перехлесты полос, имеющие место в случае фильтров низкого порядка, лучше маскируют переходы от полосы к полосе. Кроме этого, схемы фильтров высоких порядков сложнее и содержат больше деталей, а каждый лишний компонент схемы съедает определенную часть деликатных деталей и нюансов, делая звучание менее содержательным для слуха. Таким образом, при условии качественных излучателей необходимости в фильтрах высоких порядков нет. И мы пошли именно этим путем, всегда соблюдая условие: динамики должны быть хорошими. Тем не мне понятен мотив тех, кто использует фильтры 4-го порядка. У них просто нет другого пути, поскольку выбранные ими по той или иной причине динамические головки вносят окраску в звук за пределами рабочего диапазона, иногда появляются слышимые искажения или даже резонансный «звон». Так или иначе, любое решение имеет как положительные, так и отрицательные последствия. На наш взгляд, тот путь, который мы выбрали, дает больше пользы, чем вреда.
Однако не исключено, что мы изменим тактику, если перейдем на цифровые фильтры кроссоверов, у которых соотношение «pro» и «contra» совершенно иное. Это совершенно иная игра с другими правилами.
Как, по-вашему, будет развиваться аудио высокого разрешения в ближайшем будущем?
Сегодня мы видим, как повсюду закрываются магазины компакт-дисков и DVD. Означает ли это конец любых «вращающихся» носителей информации или компакт-диск все же выживет и, возможно, даже возникнет некий CD-ренессанс, как это произошло с винилом?
Дэйв Берриман: Существует четкий тренд развития, очевидный всем. Очень многие предсказывали скорый крах винилу, поэтому я бы не осмелился однозначно утверждать, что и конец CD и SACD близок. Тем не менее, их выпуск сегодня явно идет на спад, что не может не отразиться и на объемах производства проигрывателей CD и SACD. Наверное, в скором времени останется лишь несколько наиболее упорных компаний, занимающихся их производством.
Но есть и большая разница между закатом винила и крахом CD/SACD. Компакт-диск не смог продемонстрировать обещанных кардинальных улучшений по сравнению с винилом, он застрял в устаревшем стандарте и ограничен в разрешении. Сегодня аудиофилы имеют доступ к музыкальным файлам гораздо более высокого разрешения, которые они могут скачивать на хард-диски своих компьютеров или даже на совершенно неподвижные носители, а также воспроизводить эти файлы с потенциально более высоким качеством по сравнению с CD. Более того: компакт-диск, переписанный на компьютер с точность бит в бит, может звучать даже лучше, чем в реальном времени, будучи воспроизведен на дорогом CD-проигрывателе при условии, что компьютер настроен как надо! Конечно, часто компьютерное аудио звучит и хуже, но не потому, что сам по себе данный способ ущербен, а из-за некачественного носителя, посредственной цифровой обработки или плохих цифро-аналоговых преобразователей.
Высокий качественный потенциал компьютерного аудио оказывает очень сильное давление на вращающийся цифровой диск как массовый носитель информации. Другое дело – SACD, поскольку просто переписать его на винчестер нельзя, тут нужно проявить смекалку и затратить большие усилия. Гораздо легче воспроизводить эти диски традиционным способом, «вращая» их в транспортном механизме проигрывателя. Но рынок таких проигрывателей вскоре станет очень небольшим.
Планируете ли вы производство импульсных (или, как их обычно называют, цифровых) усилителей мощности? Имеют ли они, на ваш взгляд, реальную перспективу превзойти аналоговые усилители по качеству звучания?
Дэйв Берриман: Да, мы планируем начать производство усилителей класса D с цифровым входом в конце текущего года. Они будут делаться на основе приборов Zefex DDFA с цифро-аналоговой обратной связью, и это единственная технология усиления в классе D, отвечающая потребностям Hi-Fi. Фирма NAD уже применяет ее в двух своих моделях. Качество звука – с выходным каскадом разработки Creek и импульсным блоком питания – обещает быть лучше, чем у любых известных на сегодня усилителей. Новые усилители будут выпускаться как в стерео варианте, так и в многоканальном (до 8 каналов). Также они, возможно, будут оснащаться DSP-процессорами на борту, реализующими активные кроссоверы для АС. Активные колонки Epos на основе этой же самой технологии также появятся в будущем.
Большое спасибо за содержательную беседу!