Новый претендент (Acoustic Signature Ascona)
Джонатан Вэлин
TAS, сентябрь 2012
Возможно, большинство из вас, как и я сам, до недавнего времени никогда не слышали о немецком производителе виниловых проигрывателей Acoustic Signature (далее по тексту – AS). Как и об их блестящем главном инженере и руководителе Гюнтере Фронхофере, а также о красивейшей вертушке Ascona весом более 70 кг, верхней в модельном ряду компании. А вот в Европе, включая Великобританию, этот бренд широко известен. Вертушки AS пользуются высокой популярностью благодаря остроумным разработкам, которые положены в их основу, высочайшей точности исполнения (все же настоящая немецкая продукция), высокой надежности и, конечно, отличному звучанию.
Но до того как начать разговор о звуке, необходимо осветить определенные технологические подробности, и в первую очередь фирменную конструкцию диска SilencerPlatter3. Фронхофер, инженер-электроник по специальности, поставил себе весьма амбициозную цель: искоренение влияния вибраций любого рода, включая таковые внутреннего происхождения и внешние, передающиеся через воздушную среду. Подобная судьба была уготована и для шумов подшипников, для чего была увеличена масса диска (что благотворно сказалось и на стабильности вращения) и устранены резонансы на всех частотах.
Чтобы достичь этой цели, Фронхофер использовал цельнометаллический диск толщиной 50 мм и диаметром 350 мм. Диск вытачивается на собственном оборудовании AS – очень дорогих прецизионных станках с числовым программным управлением – из мягкого алюминиевого сплава, выбранного с целью оптимизации антирезонансных свойств диска. Эффект еще более усиливается благодаря листу из специального демпфирующего материала, наклеенному на нижнюю сторону диска. Кроме этого, в диск имплантированы многочисленные бронзовые успокоители, которые впрессовываются в проделанные под них отверстия через вибропоглощающие прокладки толщиной менее 0,01 мм. Диск проигрывателя Ascona содержит 30 таких успокоителей по периферической окружности и еще 24 большего размера – по всей его площади. Расположение успокоителей таково, что они попарно симметричны относительно центра диска, а посему используются еще и для точной балансировки наряду с кардинальным решением резонансной проблемы.
Что же касается шумов подшипников, Фронхофер изобрел подшипник с близкими к идеальным характеристиками, отличающийся очень малыми шумами, чрезвычайно низким трением и повышенной долговечностью. Корпус подшипника изготовляется из специальной легированной стали высокой прочности, а шарики – из сверхтвердого карбида вольфрама. Вставки из бронзовой окалины и точная подгонка, наряду с вышеупомянутыми элементами конструкции, гарантируют практически неограниченную долговечность. К тому же отпадает необходимость заботиться о лубриканте, поскольку подшипник в процессе работы как бы «смазывает сам себя». Сверхнизкое трение и стойкость достигнуты благодаря применению суперсовременного состава под коммерческим названием Tidorfolon (композит из тефлона и феррита с включениями ванадия и титана).
Блок привода диска размещен в отдельном алюминиевом отсеке в задней части массивной алюминиевой станины. Все это, как и сам диск, вытачивается на станках с ЧПУ с микронными допусками. Расположенные в вершинах равностороннего треугольника три мотора с помощью трех пассиков раскручивают шкив с маховиком, в котором также имеются успокоители. Управляет моторами цифровая схема с контроллером, называемая AlphaDIG. В составе этой схемы имеется кварцевый генератор синусоидального напряжения с ФАПЧ, вырабатывающий идеальную по форме синусоиду амплитудой 24В. Схема полностью независима от колебаний сетевого напряжения (хотя по этому поводу у меня будут замечания позже).
Площадки под тонарм, коих можно устанавливать до двух на один проигрыватель и монтировать на них тонармы от 9 до 12 дюймов, вытачиваются из алюминия и по своей конструкции являются самыми жесткими из всех, которые когда-либо производились компанией AS.
Проигрыватель Ascona с тщательно демпфированной массой не имеет подвески. Три ножки с регулируемой высотой позволяют точно выровнять диск в горизонтальной плоскости. К диску предусмотрен гнет (либо прижим) и специальный мат, перфорации в котором оставляют успокоители на виду.
Один вид собранной вертушки Ascona с тонармом Kuzma 4Point приводит в трепет даже таких бывалых аудио-гуру, не пропускающих ни одного винилового проигрывателя, как мой друг Андре Дженнингс, испустивший восторженный вопль при первом знакомстве с проигрывателем Ascona. Никакого намека на «гаражное производство» или «кухонное творчество», перед нами совершенный инструмент для научных исследований, созданный талантливым инженером и блестяще воплощенный в жизнь.
Как я уже писал в моем обзоре замечательного проигрывателя Oracle Delphi, виниловые вертушки обычно звучат так же, как и выглядят. Более легкие на вид, как и сам Delphi, демонстрируют более светлый тональный баланс (т.е. с легким акцентом на верхнюю середину и высокие частоты), более живую атаку и энергичное чувство ритма. Более же массивные, как, например TW Acustic Raven AC-3, звучат несколько темнее (т.е. выделяют нижнюю середину и бас), более основательно и богаче в тембрах и послезвучиях. А вот Ascona не вписывается в подобную схему. Она звучит ни светло и ни темно. И именно понятие «нейтральности» вполне подходит в данном случае и означает практически полное отсутствие какой-либо окраски. Таким образом, она совмещает в себе добродетели легких и тяжелых вертушек почти в равных пропорциях, демонстрируя экстраординарную прозрачность и, при условии высокого качества проигрываемой пластинки, небывалую степень реализма.
В течение нескольких последних месяцев я довольно детально изучил характерные особенности проигрывателя Ascona, по крайней мере, в комбинации с 11,5’’ тонармом Kuzma 4Point и головкой Ortofon MC A90 (которая составляет с данным тонармом идеальную пару). Я также проводил сравнения Ascona с моим референсным проигрывателем винила Walker Black Diamond MK III (спасибо Гарту Лиреру из компании Musical Surroundings, приславшему мне вторую головку Clearaudio Goldfinger Statement). И хотя я не могу утверждать, что Ascona / Kuzma / Statement вытеснила Walker / Statement из моего пантеона великих проигрывателей винила, она полностью доказала свою безоговорочную принадлежность к узкому кругу элитарных виниловых вертушек, наряду с Walker и другим моим референсным проигрывателем – DaVinci AAS Gabriel MK II с тонармом Master Reference Virtu.
вас компоненте, можно услышать массу всего нового (просто ввиду различий в тембральном балансе, динамике, передаче длительности послезвучий, разрешению по высоте тона), Ascona показала абсолютно новый класс воспроизведения деталей очень низкого уровня, которые раньше выделить не удавалось. Назовем их условно «пространственными подсказками», хотя на самом деле они имеют отношение скорее к взаимодействию особенностей излучения звуковых волн музыкальными инструментами и расположению микрофонов, которое формирует наше восприятие звуковых образов инструментов (размеры, форму, расположение на звуковой сцене).
Например, потрясающая по звучанию (и сумбурная по музыке) запись произведений венгерского композитора и исполнителя Аттилы Бозаи (Hungaroton) «Импровизации для цитры» я слушал многократно, а также внимательно читал сопроводительный текст на обложке пластинки. На обороте конверта – фотография Бозаи, сидящего за столом с его венгерской «арфа-цитрой». Пока я не послушал этот диск на проигрывателе Ascona, я и не подозревал, что эта фотография может дать представление о том, как именно играют на этом инструменте и как его звук запечатлевается во время записи. Подобно гавайской гитаре, цитра не лежит в руках, а покоится горизонтально на коленях у музыканта, щиплющего струны пальцами или медиатором. В «Импровизациях» цитра настроена на двенадцатитоновый лад, изобретенный Бозаи, и он не просто щиплет их, а еще и производит различные манипуляции от пиццикато до глиссандо, и все время перемещается по струнам практически до колков. Но и это не все: щипки перемежаются ударами по струнам и деревянной деке инструмента костяшками и ногтями. Все вместе это порождает массированную звуковую атаку на уши.
Другие проигрыватели и тонармы так и не рассказали мне во всех подробностях, как (с какой скоростью и силой) Бозаи елозит пальцами и медиаторами по струнам, а также царапает и колотит деку инструмента, выжимая из него требуемые для его «Импровизаций» звуковые эффекты. А Ascona поведала мне об этом со всей своей искренностью. И чего мне вообще не рассказали другие проигрыватели и тонармы с головками, это как именно сидит Бозаи во время исполнения своих «Импровизаций» и что инструмент лежит горизонтально то у него на коленях, то на столе. В их интерпретациях казалось, что он обнимает цитру наподобие арфы. Иными словами, инструмент воспринимался вертикально стоящим. А в интерпретации «Ascona - Kuzma - Ortofon» цитра заняла свое законную горизонтальную позицию на коленях музыканта, в окружении микрофонов, ориентированных параллельно и перпендикулярно инструменту (хотя в ее звучании наличествовали и «вертикальные» компоненты, очевидно, вследствие особенностей излучения звуковых волн инструментом).
Может быть, эта частичка информации и не так важна для восприятия собственно музыки, но я был поражен самим фактом того, что микрофоны оказались в состоянии перенести на запись столь незначительную мелочь, касающуюся локализации источника звука в пространстве. И диск Бозаи вряд ли единственная запись, с которой Ascona может проделать подобный фокус. (Замечу, что речь идет о локализации не самого инструмента, а микрофонов).
Все это говорит о том, что проигрыватель Ascona настолько бесшумный и настолько свободен от резонансов, а также стабилен по скорости вращения диска, что позволяет тонарму и головке корректно воспроизвести низкоуровневые детали, которые просто-напросто оказываются похоронены в шумах других проигрывателей.
И вы ощущаете всю прелесть разрешения в самых деликатных деталях и точность точечной локализации почти на каждой хорошо записанной пластинке, будь то великолепная запись «Семи смертных грехов» Брехта / Вайля на Nova / Eterna (дождитесь удивительно живого контральто Гизелы Мэй или забавного квартета в сцене в парикмахерской) или недавно переизданный на Vanguard диск Джона Фэйхи, или Шолти с Лондонским симфоническим оркестром, исполняющий концерт Бартока (Decca).
И от вертушки Ascona вы не только получите высокое разрешение в мельчайших деталях фонограммы, но и выдающуюся крупномасштабную динамику. Поставив того же Джона Фэйхи, высекающего из гитары с металлическими струнами искрящиеся энергией аккорды, вы услышите нечто очень и очень близкое к живому исполнению гитаристов-виртуозов.
На данный момент я не могу точно оценить вклад тонарма Kuzma 4Point в общее дело, но наверняка он весьма значителен. (Андре с помощью прекрасного программного обеспечения Adjust+ д-ра Файкерта намерил 4 лишних децибела разделения по каналам по сравнению с той же головкой на других тонармах и даже по сравнению с паспортными данными головки Ortofon).
Однако ситуация с измерениями стала иной, как только я сменил Ortofon на Clearaudio Goldfinger Statement. В комбинации с тонармом Walker Black Diamond, который идеально сочетается с головкой Goldfinger, Андре получил самые низкие измеренные значения нелинейных искажений и лучшее разделение по каналам за всю его практику (а измеряет он практически все, что попадается ему под руку).
Думаю, стоит отметить и то, что комплект «Ascona - Kuzma - Ortofon» не является самым теплым и нежным на свете по звучанию. На самом деле его нейтральность находится почти на грани аналитичности. Но головка Ortofon MC A90 всегда отличалась беспощадной честностью с любыми тонармами и проигрывателями. И «Ascona - Kuzma» просто позволили ей в полной мере проявить невероятную детальность и высочайшее разрешение (слегка «клинического» характера). Напротив, Goldfinger Statement звучит существенно теплее и полнее в комбинации с «Ascona - Kuzma», как и с Walker, и с почти таким же разрешением, как у головки Ortofon. Какую именно головку вы предпочтете, зависит от приоритетных для вас звуковых атрибутов. Те, кто больше всего ценят разрешение и прозрачность, сделают выбор в пользу Ortofon, а те, кто любят, чтобы музыка звучала так, как им нравится – Clearaudio.
Единственное замечание к вертушке Ascona с моей стороны связано с цифровым блоком управления моторами AlphaDIG, который (по крайней мере с электроникой Constellation) генерировал очень тихий высокочастотный шум, который можно было различить только в паузах и только приблизив голову вплотную к динамикам (по какой-то причине он совершенно исчезал в системе с электроникой Audio Research). Так или иначе, с этим следовало разобраться, и, пока я писал этот обзор, Фронхофер именно как раз и занимался данным вопросом.
И еще: установка скорости вращения диска в блоке AlphaDIG – несколько более муторная задача, чем, скажем, с блоком управления мотором вертушки AMG V12. В принципе, здесь все довольно просто, но только после того, как набьешь руку (к тому же, для того чтобы добраться до регулировочных винтов, приходится снимать кожух блока управления).
В итоге можно констатировать, что комплект «Ascona - Kusma» находится в числе самых выдающихся по разрешению источников, которые мне когда-либо доводилось слушать. Он выуживает из фонограммы намного больше деталей (включая те самые «пространственные подсказки»), чем большинство других проигрывателей и тонармов. Невероятно высокое разрешение в сочетании со столь же выдающейся нейтральностью тонального баланса Ascona делает этот проигрыватель одним из наиболее прозрачных источников на современном аудио рынке. Тот факт, что эта безупречно реализованная великолепная инженерная разработка стоит на несколько десятков тысяч долларов меньше элитных вертушек конкурирующих марок, придает ей еще большую привлекательность и позволяет дать проигрывателю Ascona самые лучшие рекомендации.
Тонарм Kuzma 4Point
Подобно тангенциальному тонарму Kuzma Airline с воздушной подвеской, с которым 4Point имеет сильное сходство по звучанию, поворотный Kuzma 4Point является истинным образцом тонарма высокого разрешения. Прекрасная конструкция, качественное исполнение, простота установки и настройки (VTA, VTF, азимута, анти-скейтинга). Тонарм использует уникальный четырехточечный подшипник (отсюда и его название). Два игольчатых подшипника установлены в капсулах опоры (разновидность двойного шарнира) с целью ограничения вертикального перемещения, и два дополнительных игольчатых подшипника (один находится в углублении боковой стенки опорного стержня, на котором тонарм балансируется, а другой – в углублении на самой верхушке стержня) – для ограничения горизонтальных смещений. Как вертикальное, так и горизонтальное движения подшипников могут демпфироваться с изменяемой степенью. Оба комплекта подшипников характеризуются очень низким трением и малой подверженностью резонансам. Сам тонарм c трубкой длиной 11,5 дюйма, оснащенный съемным шеллом, имеет эффективную массу 14 г.
Как я уже говорил, в определенной степени исключительная способность проигрывателя Ascona передавать «пространственные подсказки», которых до сей поры я не слышал, частично определяется качеством этого замечательного тонарма. Однако, не испытав тонарм с другим проигрывателем, как и проигрыватель Ascona с другим тонармом, невозможно точно оценить вклад со стороны тонарма. С уверенностью можно лишь утверждать, что сочетание Ascona / Kuzma 4P образует сверх-прозрачный аналоговый источник. Когда я сменил головку Ortofon MC A90 на Clearaudio Goldfinger Statement, чтобы организовать сравнение Ascona с Walker Diamond MK III, в общем и целом звучание изменилось кардинально: появилась окраска во всем звуковом диапазоне и значительно прибавилось весомости и уверенности в нижних октавах, хотя презентация показалась чуточку менее полнотелой и трехмерной по сравнению с проигрывателем Walker.
Если честно, похожий результат получился у меня при сравнении вертушки Walker Proscenium с проигрывателем Kuzma Stabi XL с тангенциальным тонармом Air Line еще много лет назад. Пара «проигрыватель - тонарм Kuzma» являлась чемпионом по контрастности динамических переходов, энергичности атаки и разрешению в мелких деталях, а Walker превосходил соперников по красочности тона, текстуре, телесности, передаче затухания послезвучий. Разница была примерно такой же, как между транзисторами и лампами. Однако, опять же подобно транзисторам, Walker и Kuzma (судя по модели 4Point) с годами становились лучше и, наконец, вступили в такую фазу развития, когда тонарм Walker Black Diamond перестал быть «второй скрипкой» по отношению к Kuzma в части разрешения в мелких деталях и динамических контрастов, а Kuzma подтянулся по тембрам, текстуре и красочности. Оба эти тонарма стали намного более равноценными по всем статьям, чем были в прошлом, хотя, как уже говорилось, Kuzma со своим несколько более ровным тональным балансом мог звучать чуть более детально. Впрочем, его подчеркнутая детальность, возможно, объясняется легким акцентом на верхнюю середину и высокие частоты (в которых и заложена значительная часть энергии динамических контрастов).
Резюме такое: Kuzma 4P – выдающийся «исполнитель», почти идеальный, и заслуживает самых теплых рекомендаций, особенно для тех, кто отдает предпочтение точности воспроизведения на фоне прочих показателей.
Состав тракта
Акустические системы: Magico q5, Raidho C1.1, Martin-Logan CLX, Magnepan 1.7, Magnepan 3.7, Magnepan 20.7
Линейные предусилители: Constellation Virgo, Audio Research Reference 5SE
Фонокорректор: Audio Research Reference Phono 2SE
Усилители мощности: Constellation Centaur, Audio Research Rreference 250, Lamm Ml2.2
Источники: Walker Audio Proscenium / Black Diamond MK III, DaVinci AAs Gabriel MK II / DaVinci Master’s Reference Virtu, Acoustic Signature Ascona / Kuzma 4P
Головки звукоснимателей: Clearaudio Goldfinger Statement, Ortofon MC A90, Benz LP S-MR
Кабели: Synergistic Research Galileo
Сетевые кабели: Synergistic Research Tesla, Shunyata King Cobra