Проигрыватель и тонарм AMG Viella 12
Джонатан Вэлин
TAS, сентябрь 2012
Во время прослушивания отлично записанного трека «Gone» с первого альбома Мелоди Гардо «Worrisome Heart» (UJC) на проигрывателе AMG Viella V12 производства Analog Manufaktur Germany Вернера Решлау я внезапно пережил один из тех замечательных моментов, когда наступает необычайный душевный подъем, обостряется восприятие и все кажется в новинку, как будто ты вернулся в самое начало нашего уже довольно давнишнего хобби. На сей раз это произошло даже не потому, что Гардо звучала «реалистично», хотя именно так оно и было (причем не только в этот самый момент). Самое поразительное заключалось в том, что столь высокая степень реализма была достигнута на самой недорогой из моих виниловых систем (если не считать головки). Благодаря колонкам Raidho C1.1 я уже привык к звучанию такого уровня, но лишь от системы с проигрывателем Walker Black Diamond MK III за 90 тысяч долларов, еще более дорогим daVinci AAS Gabriel с тонармом daVinci Master Reference Virtu или почти втрое менее дорогим Acoustic Signature Ascona с тонармом Kuzma 4Point, который я описал в моем предыдущем ревю. Но чтобы так звучал проигрыватель мене, чем за $ 20 000! Такое бывало в прошлом нечасто (на протяжении многих лет я помню всего несколько случаев). И вот – опять…
Нет, бас не был таким же сочным, полновесным и ярким, как на Walker’е или daVinci (хотя, если честно, не исключено, что головка Ortofon в той или иной степени тому виной, поскольку весомость и теплота басов никогда не были в числе ее основных добродетелей). И звуковая сцена не была столь широкой и глубокой, «от стены до стены», да и тональный баланс в целом был слегка прижат сверху. Но почти неуловимое и вместе с тем безошибочно определяемое сочетание четкости фокусировки образов в пространстве с ясностью тембра, текстуры, динамики в мелких деталях, подчеркивающее индивидуальность стиля хорошо записанных исполнителей наподобие Гардо – естественно, без каких-либо Hi-Fi-артефактов типа зернистости, следов окрашивания, резонансов… Все это дает возможность ощутить эффект присутствия именно исполнителя, а не воспроизводящей его выступление аудио системы, как это бывает в случае с аппаратурой Hi-Fi. Вертушка AMG V12 поистине совершила нечто магическое.
Как я писал в своем обзоре намного более дорогого проигрывателя Walker Black Diamond MK III, аудио – это игра на дюймы. Разница между воспроизведением, которому не вполне доверяешь (даже если оно звучит отлично согласно различным Hi-Fi-критериям), и безупречным воспроизведением (по крайней мере, при наличии хороших записей) – длиной в один шаг. Многие системы просто не в состоянии преодолеть это небольшое расстояние, чтобы шагнуть на следующий уровень. При всех прочих равных, для такого «прыжка» часто требуется не что иное, как хороший источник (но по-настоящему хороший). И, судя по тому, что я услышал, Viella 12 как раз и может служить таким по-настоящему хорошим источником.
История появления на свет Viella 12 менее всего может быть сведена к счастливой случайности. В возрасте 14 лет будущий глава AMG Вернер Решлау, на то время помощник повара и посудомойка, пошел учиться на машиниста. Затем он изучал проектирование в области механики и аэронавтики, после чего сначала работал в огромном немецком электронном концерне Siemens, а потом стал пилотом в компании Lufthansa. Довольно необычно, что столь разносторонний жизненный опыт в конечном счете реализовался в разработке тонарма. Тем не менее, Вернер в конце концов решился соединить воедино пристрастия всей своей жизни, а именно конструирование, механику и аудио, открыв свою собственную мастерскую по металлообработке в Мюнхене и оснастив ее прецизионными станками с числовым программным управлением, а также металлорежущими и фрезеровочным оборудованием почти на 1 миллион евро. И начал выпуск деталей высокой точности для известных европейских производителей техники Hi-Fi. Покончив с монополией авиации в 2005 году, он с головой ушел в новое дело, и относительно недавно сконцентрировал все свои таланты (как и станки с ЧПУ) на главном направлении – производстве своей собственной серии проигрывателей и тонармов. AMG V12 – дебют, который, несомненно, получит продолжение в виде последующих разработок.
Подобно проигрывателю Acoustic Signature Ascona, V12 использует массивную (хотя и не настолько, как у Ascona) станину, которая вырезается из цельной плиты авиационного алюминия. Станина имеет три резьбовые ножки с медно-стальными конусами. Три болта с шестигранными головками и жидкостный уровень на верхней поверхности станины позволяют без труда добиться точной горизонтальности при установке. (В качестве опции предлагается также деревянная фигурная оправа вокруг станины).
11-килограммовый диск диаметром 318 мм также вырезается из авиационного алюминия с минимальными допусками на станках с ЧПУ. Диск имеет утяжеленный ободок для усиления эффекта маховика. Раскручивается диск с помощью прецизионного резинового пассика от шкива с маховиком, насаженного на вал бесколлекторного электродвигателя постоянного тока 24 В (который установлен на станине, но акустически изолирован с помощью пяти металлических стоек с прокладками из сжатой резины). Фактически пассик приводит в движение алюминиевый опорный диск, на котором покоится основной диск. Опорный диск оснащен 16-миллиметровым осевым подшипником из твердой стали собственного изготовления AMG. Вал опорного диска надежно зафиксирован с помощью двух герметичных радиальных подшипников, которые автоматически смазываются во время вращения (динамическая смазка), а также осевого подшипника со статической смазкой.
Выносной блок питания двигателя подключается к последнему с помощью поставляемого в комплекте шлейфа. Скорость вращения выбирается тремя сенсорными кнопками, вмонтированными в станину – одна на 33,3 об./мин, вторая на 45 и третья на 78 об./мин. (Нажатая кнопка меняет цвет и яркость свечения, индицируя выбранную скорость). Вероятно, Viella 12 может похвастаться самой элегантной процедурой настройки скорости вращения диска из всех виниловых проигрывателей, с которыми я имел дело. Вы просто нажимаете на нужную кнопку и удерживаете ее в нажатом состоянии в течение 5-6 секунд, после чего скорость фиксируется в памяти. Затем вы наживаете одну из оставшихся кнопок, чтобы плавно увеличить (верхняя кнопка) или уменьшить (нижняя кнопка) скорость вращения, ориентируясь на стробоскоп либо программный индикатор. Столь простая и надежная система обеспечивает исключительно высокую точность скорости вращения – 0,1%. Вот бы со всеми вертушками можно было так же просто управляться!
Не менее элегантен и грациозен, чем сам проигрыватель, и двухшарнирный тонарм карданного типа разработки Решлау, хотя с первого взгляда он, возможно, и не так сильно бросается в глаза. Это 12-дюймовый тонарм, прямой и тонкий, как карандаш, с анодированной трубкой из авиационного алюминия, блестящим двухчастным противовесом из нержавеющей стали и черным шеллом. Этот диковинный компонент конструкции – тонарм – рожден поистине гениальной инженерной мыслью и, насколько я знаю, ничего подобного раньше никто не делал.
Как я уже писал выше, Решлау – инженер, проработавший в области аэронавтики несколько десятков лет, пилотируя лайнеры международных рейсов Lufthansa. Но, помимо самолетов, он летал еще и на планерах и вертолетах. Именно эти летательные аппараты подсказали ему конструкцию уникального подшипника для его тонарма. В них используются толстые стальные пружины для точной ориентации осей винтов. Вот Решлау и решил адаптировать это решение, заимствованное из вертолетных технологий, где мы имеем дело с высокими оборотами и мощным крутящим моментом, для тонарма V12 со слабым крутящим моментом и медленным вращением. С помощью двух 0,5 мм стальных пружин он создал «вертолетный» вертикальный подшипник.
Это может прозвучать немного диковато (или, по крайней мере, необычно), но, судя по конечному результату (звучанию), его пружинный подшипник работает великолепно, не только ограничивая вертикальные движения, но и позволяя точно устанавливать азимут, исключая при этом шум подшипников, поскольку подшипников в традиционном понимании здесь просто нет.
Горизонтальный подшипник V12 включает идеально подогнанные вал из твердой инструментальной стали с минимальными допусками размеров и игольчатый подшипник. Опять же, отталкиваясь от звуковых качеств, а если конкретно, то от потрясающе высокого разрешения и естественной локализации (что, по моему опыту, свидетельствует о безупречной точности следования иглы в канавке), этот тонарм творит чудеса.
Но тонарм Решлау – это не только мощный «звуковой пылесос», вытягивающий из пластинки все до самых мельчайших подробностей, это еще и агрегат с возможностью точной и крайне несложной настройки. Акустически развязанный механизм фиксации, встроенный в корпус подшипника, позволяет настраивать VTA во время воспроизведения, а таким же образом встроенные магниты дают возможность регулировать компенсацию скатывающей силы (с возможностью отключения антискейтинга).
Хотя до этого я слышал великолепное звучание AMG V12 на нескольких выставках в системах, номинированных на призы «Лучший звук на выставке» или даже получивших его, я, если откровенно, не ожидал, что эта вертушка сможет тягаться с моими намного более дорогими референсными проигрывателями. И, действительно, в некоторых конкретных аспектах она с ними и не тягается, но то, насколько она уступает по этим признакам, зависит еще и от используемой головки. Я уже упоминал упругий, но несколько поджарый, не такой сочный и красочный низкий бас V12, ее же слегка (точнее, совсем чуть-чуть) менее масштабную звуковую сцену, более прохладный, с прижатым верхом, тональный баланс. При этом, как я также говорил, головка Ortofon A90 сыграла весьма значительную роль по всем трем вышеупомянутым признакам, как и по тем, в которых ярче всего проявляются несомненные достоинства V12. (Например, с более полнотелой, богатой по звуку и менее «аналитичной» головкой Goldfinger Statement вертушка AMG также звучала существенно более полнотело и сочно по низким басам и демонстрировала более теплый тональный баланс и исключительную прозрачность, хотя и, замечу, не в такой степени, как Walker, daVinci или Acoustic Signature с той же головкой).
Так или иначе, те небольшие уступки со стороны AMG более дорогим вертушкам с лихвой компенсировались ее главным достоинством. Давайте же осветим его получше. Говоря о высокой точности воспроизведения (имея в виду те пластинки, которые изначально имеют соответствующий потенциал), вертушка V12 – настоящая сенсация.
Чтобы вы не подумали, что V12 имеет узк ую жанровую направленность, отмечу, что реалистиченость ее презентации далеко не ограничена пределами женского вокала. Да, контральто Гизеллы Мэй на шикарной записи «Семи смертельных грехов» Брехта / Вайля звучало потрясающе живо. Но столь же живо звучали еще четыре мужских голоса «членов семьи» Мэй (парию ее матери исполнял бас!). Как и кларнет, и добро (шестиструнная гитара с встроенными металлическими резонаторами), и цимбалы на упомянутом выше диске Гардо, и переливающиеся серебром фортепианные пассажи Рэна Блейка, и мрачноватые гитарные риффы Дэйвида Фабри на пикантном релизе в стиле «Третьего течения» литовской студии звукозаписи NoBusiness «Vilnius Noir», и благозвучные струнные и духовые Лондонского симфонического оркестра на знаменитой записи RCA «Venice» (хотя ни одна из стерео систем, которые я слышал, не может в полной мере воспроизвести масштабы звуковой сцены симфонического оркестра) – во всем этом безошибочно проявлялось феноменальное разрешение проигрывателя V12 в самых мелких деталях, а также его способность к передаче натуральных тембров, динамических контрастов, трехмерной локализации, благодаря которой инструменты и голоса, в какой бы части сцены они ни находились, мгновенно материализуются перед глазами, стоит только им издать звук. И наполняют звуковое пространство звуковыми подробностями, которые дают нам представление, например, о том, как вокалист переводит дыхание, как он использует составляющие своего голосовой аппарата (грудную, горловую, носовую) для того, чтобы вдохнуть в музыку и слова экспрессию и убедительность. И еще – где именно он, как и другие исполнители с их инструментами, находятся в данный момент по отношению к микрофонам.
Как и в случае с колонками Raidho C1.1, секрет обаяния Viella 12 не только в том, что вертушка дает нам больше информации, но и в том, что, в определенном смысле, одновременно меньше. Опять же подобно великолепным Raidho C1.1, Viella 12 в пределах всего звукового диапазона демонстрирует феноменальную прозрачность с полным отсутствием фрагментарности. Она позволяет не только представить себе образы исполнителей и инструментов, но и «видеть сквозь» эти образы, охватывая мысленным взором образы на заднем плане сцены, заслоняемые передними, а также все, что происходит вокруг каждого из них. Нет ни окраски, ни «москитной сеточки», нарушающей прозрачность и встревающей между вами и звуковой сценой. Очень многие аудио компоненты создают такой барьер между слушателем и музыкой, вклинивая свое электро-механическое факсимиле в воспроизведение изначально прозрачных записей, как будто они боятся, как бы вы о них не позабыли. V12 же не считает полное самоустранение потерей достоинства. Ее предназначение как раз и состоит в том, чтобы убрать все лишнее между слушателем и источником музыки – записью.
Основываясь на моем опыте, только самые лучшие проигрыватели и тонармы способны на то, что может AMG V12 (по крайней мере, с головками Ortofon A90 и Goldfinger Statement на этом уникальном тонарме). И давайте посмотрим на вещи реально: если вы не сказочно богаты для того, чтобы позволить себе приобретение Walker или daVinci и даже недостаточно хорошо «упакованы», чтобы покуситься на Ascona, очевидно, это чудо инженерной мысли и продукт сверхточных технологий металлообработки заслуживает для вас самых искренних рекомендаций (как и аплодисментов). Как и колонки Raidho C1.1 ($ 17 000), и головка Ortofon A90, к сожалению, уже снятая с производства ($ 4 000), проигрыватель Analog Manufaktur Germany Viella 12 – это аудио компонент высшего класса, который, хотя и не дешев, но вполне доступен для тех из нас, кто сделан из мяса и костей, а не сплошь из денежных купюр.
Возможно, V12 и не сможет дать вам столько же аудиофильского счастья, сколько Walker, daVinci или Acoustic Signature, но то чувство полного доверия к звучанию V12 и тот эффект присутствия живых исполнителей в реальном звуковом пространстве во время воспроизведения качественных записей – этого более чем достаточно для того, чтобы не жалеть о потраченных деньгах.
Замечания по установке
Установка и настройка AMG V12 предельно проста. Все, что вам потребуется для точной настройки скорости вращения и азимута, это компьютер-ноутбук с превосходной программой Dr. Feikert’s Adjust+.
Все составные части проигрывателя подходят друг к другу с типично немецкой филигранной точностью, которая бал заложена в самой разработке и полностью выдержана при изготовлении. Площадка тонарма монтируется на станину с помощью болтов с шестигранными головками. Открытая поверхность станины достаточно велика для того, чтобы точно выверить взаимное расположение вала диска и основания тонарма с помощью транспортира. Тонарм входит в отверстие площадки, в котором имеется фиксатор байонетного типа, так же мягко и точно, как рука в хорошо подобранную перчатку. Все настройки – навес, VTA, VTF, азимута антискейтинг – выполняются просто и легко с помощью набора шестигранных ключей в комплекте (процедуры настроек описаны в инструкции предельно доступно).
Вспоминается мучение с натягиванием пассика на диск проигрывателя Oracle Delphi, когда, опуская сборку из диска, опорного диска и оси на подшипник и одновременно набрасывая пассик на шкив-маховик мотора, я испытал определенные затруднения. В данном случае ничего подобного не было благодаря прсутствовавшем в комплекте AMG специальному инструменту в виде деревянной вилки с двумя зубцами (другой конец этой вилки надевается на вал поверх диска). Зубцы сохраняют натяжение пассика в нужном положении, и после того как вы как следует вставите вал диска в опорный подшипник, все, что останется сделать, это сдернуть пальцем пассик с зубцов вилки, после чего он точно ляжет в прорезь шкива-маховика. Как и все остальное в проигрывателе V12, это решение тщательно продумано и блестяще реализовано с инженерной точки зрения.
V12 поставляется с отличным подпружиненным прижимом, который накручивается на двухчастный резьбовой вал проигрывателя с виброразвязкой. Также на выбор предлагается три варианта 1,5-метровых кабелей DIN-RCA: очень хороший, еще лучше и самый лучший (за разные деньги, естественно). Я использовал самый лучший и вам рекомендую его же. Мат на диске интегрированный, дополнительного мата, судя по качеству звука, не требуется.
Вернер Решлау и его фабрика
![]() |
![]() |
Заготовка станины V12 на фрезеровочном станке с ЧПУ | Готовая станина V12 |
![]() |
![]() |
Станок с компьютерным управлением | Сверлильный станок для изготовления подшипников |
Фабрика Analog Manufaktur Germany Вернера Решлау занимает трехэтажный ангар в маленьком поселке на берегу Дуная примерно в часе езды на севере от Мюнхена. Как я уже упоминал в обзоре, Решлау более 10 лет выпускал отдельные узлы и детали с минимальными допусками для всемирно известных производителей виниловых проигрывателей. И лишь пару лет назад он решился на попытку реализации своих инновационных идей, сконструировав проигрыватель и тонарм. AMG Viella 12 – это его дебют.
Подобно многим блестящим немецким и швейцарским конструкторам аналогового оборудования, с которыми мне приходилось общаться, Решлау – очень интересный и высокообразованный человек с удивительной биографией (о ней также рассказано в обзоре). Он был вовлечен в металообрабатывающую отрасль еще будучи тинэйджером, а тот факт, что впоследствии он стал инженером и летчиком, рождает ассоциации с другой незаурядной личностью по имени Эрнст Бенц (основатель фирмы по изготовлению головок звукоснимателя Benz Micro). Он также был и остается пилотом. Человек с развитой фантазией и исключительно разнообразными навыками, Решлау уже успел изобрести один из самых удивительных по конструкции и качественных подшипников для тонарма. Меня нисколько не удивит, если в ближайшем будущем он выступит с не менее интересными инновациями. И вообще это тот редкий случай, когда инновационное мышление и средства для бескомпромиссной реализации смелых идей сошлись вместе.
Когда Роберт Харли, Джим Ханнон и я посещали баварскую фабрику Рещлау, нам выпала удача увидеть процесс изготовления V12 собственными глазами. Сначала мы наблюдали за работой фрезеровочного станка с ЧПУ, который превращает алюминиевый блок в станину V12, для чего ему требуется 1 час 15 минут. Находится этот станок на первом этаже фабрики. Тут же, напротив него, установлен компьютеризированный станок стоимостью в 384 000 немецких марок, на котором вытачиваются диск, тонарм, оправка подшипников, противовес и пр. с помощью различных сменных насадок. Вообще, все, что касается V12 (за исключением пассика), изготовляется именно здесь и по самым высоким стандартам.
Компьютеризированный металлорежущий станок используется для нарезки алюминиевых болванок находятся на превом этаже. А на втором боле мелкие детали проигрывателя и тонарма (включая «вертолетный» пружинный подшипник для тонарма) проходят контроль качества с применением точного микроскопа. Собираются и проигрыватель, и тонарм на третьем этаже.
![]() |
![]() |
Микроскоп для контроля качества | Гидродинамический подшипник диска |
Стоит отметить, что в целом изделия высокоточного производства обычно обходятся намного дороже, чем те суммы, в которые Решлау оценивает свой проигрыватель. Если судить по тем полуфабрикатам, которые выпускаются здесь по заказам других производителей, их полный комплект на один проигрыватель высшего класса стоит от 25 до 40 тысяч долларов. Стоит также отметить, что далеко не все производители обладают прецизионным оборудованием для изготовления точных деталей (в связи с необходимостью громадных инвестиций в покупку станков с ЧПУ и наема квалифицированного и высокооплачиваемого персонала для управления ими). Поэтому комплектующие для своих дорогих проигрывателей они заказывают на стороне, а затем производят ребрендинг и сборку готовой продукции на своем предприятии. Правда, разрабатываются эти детали, как правило, все же силами собственного инженерного персонала.
Для того чтобы проиллюстрировать, насколько далеко вперед смотрит Решлау, я сфотографировал прототип экспериментального самосмазывающегося гидродинамического подшипника для проигрывателя. Диск в данном случае опирается на микроскопически тонкий слой масла (подобно конструкции проигрывателя Walker, только в нем вместо масла – тончайшая воздушная прослойка). Этот остроумный прибор, лишний раз подтверждающий инновационный склад ума Решлау, возможно, получит практическое применение в следующей (и наверняка более дорогой) модели проигрывателя AMG.
Состав тракта
Акустические системы: Raidho C1.1, Martin-Logan CLX, Magnepan 1.7, Magnepan 3.7, Magnepan 20.7, Estelton X Diamond
Линейные предусилители: Constellation Virgo, Audio Research Reference 5SE
Фонокорректор: Audio Research Reference Phono 2SE
Усилители мощности: Constellation Centaur, Audio Research Rreference 250, Lamm Ml2.2
Источники: Walker Audio Proscenium / Black Diamond MK III, DaVinci AAs Gabriel MK II / DaVinci Master’s Reference Virtu, Acoustic Signature Ascona / Kuzma 4P
Головки звукоснимателей: Clearaudio Goldfinger Statement, Ortofon MC A90, Benz LP S-MR
Кабели: Synergistic Research Galileo
Сетевые кабели: Synergistic Research Tesla, Shunyata King Cobra
Комментарий Гарта Лирера (Musical Surroundings)
Хочется поблагодарить Джонатана Вэлина и журнал The AbsoIute Sound за обзор проигрывателя AMG Viella 12. Когда я встретился с Вернером Решлау на его фабрике в июне 2011 года, мне сразу стало понятно, что передо мной необычный человек. Я предложил ему сделать «программный продукт для нас всех», и он поддался на провокацию, начав оптимизацию своих разработок и адаптацию их к имеющимся производственным мощностям со снижением себестоимости изготовления.
Поверх диска AMG имеется мат из поливинилхлорида, составляющий с диском единое целое. Опорный диск AMG фактически представляет собой алюминиевый маховик, интегрированный в подшипник диска. Сам диск опирается на этот узел, образованный опорным диском, подшипником и валом с виброразвязкой, который входит в отверстие диска. Физический контакт между валом и подшипником диска отсутствует, благодаря чему достигается механическая изоляция пластинки и иглы звукоснимателя от нежелательных вибраций.
Вернер изготовляет свой электродвигатель постоянного тока также полностью у себя на фабрике. Большой шкив совмещен с массивным маховиком, а подшипник вала мотора представляет собой уменьшенную копию подшипника диска. Трубка тонарма вытачивается из цельного алюминиевого бруска и калибруется с помощью делений шкалы, выгравированных как на станине, так и на самой трубке тонарма. Благодаря этому ничего не стоит точно выставить расстояние от вала диска до основания тонарма. Также появляется возможность быстрой и несложной замены тонармов. Это – несомненная заслуга AMG и лично Вернера.