Несущийся за штормом
HI-FI WORLD
Июнь 2011
Новый проигрыватель Storm компании AcousticSignature нацелен на почётное место за столом сверхконкурентного рынка проигрывателей ценового сегмента 4000 ф.ст.. Рафаэль Тодес даёт ему свое покровительство…
Более 10-ти лет назад, продав свои Linn SondekLP12 и Ittok, я был привлечён проигрывателем AcousticSignatureChallenger, только что получившим благоприятную оценку на групповых испытаниях журнала Hi-Fi World. Это был более дешёвый собрат модели Storm, обладающий однако многими аналогичными характеристиками. Я несколько лет прожил с этим аппаратом, и он мне очень нравился – этакая «вылазка» в мир highend. В тональном отношении он был весьма нейтрален и представлял собой превосходное отношение «качество/цена». Компания Acoustic Signature производит широкий модельный ряд, в диапазоне от Manfred (1,699 ф.ст.) до только что выпущенной модели Ascona (чудовищная цена – 16,500 ф.ст.); что же касается модели Grand Reference (имеющей громадную массу 200 кг), то если вы интересуетесь её ценой, то уже не можете себе её позволить! 75% выпускаемых компанией изделий предназначены на экспорт за пределы Германии; особенной популярностью они пользуются в Нидерландах и Азии.
Новая версия модели TheStorm имеет внушительный вес (28 кг) и 50-милимметровый алюминиевый диск; в него встроены восемь латунных глушителей (что напоминает проигрыватель FeichertWoodpecker). Они механически изолированы с помощью пары резиновых колец, что исключает контакты «металл-металл» с остальным диском. При постукивании по диску получается очень глухой звук, и это значит, что глушители хорошо справляются со своей задачей. Главный подшипник сделан из закалённой полированной стали; в его основании установлен твёрдый шарик из карбида вольфрама. В корпусе подшипника применяются втулки из спечённой бронзы, не требующие никакой смазки. В другой контактной точке подшипника применяется специально разработанный материал тидорфолон. Он используется в насосах высокого давления в пищевой промышленности, где (из-за опасности отравления) нельзя применять масло. Материал имеет очень высокую твёрдость и не нуждается в смазке.
Двигатель представляет собой внушительное устройство и управляется так называемым S-Alpha-блоком, который питается от электрической сети и воссоздаёт 12-вольтовую синусоидальную волну. Диск приводится в движение с помощью тонкого пассика. Основание проигрывателя представляет собой 45-миллиметровую алюминиевую плиту с площадками для установки трёх разных тонармов (если возникнет такая необходимость). Основание тонарма соединено с шасси при помощи винта Аллена на направляющей рельсе и, следовательно, может перемещаться для установки 12- и 9-дюймовых тонармов.
Три алюминиевые ножки имеют возможность подстройки по высоте; правда, масса устройства делает эту подстройку не очень удобной, т.к. при подъёме или опускании ножки проигрыватель всей своей массой лежит на вашей свободной руке. В комплекте имеется фетровый коврик, который имеет досадное свойство прилипать к снимаемым пластинкам. Изделие в целом выглядит как миниатюрный космический корабль с очень солидной конструкцией (как и подобает highend-изделию из Германии).
Внешне проигрыватель производит впечатление некой сверхпрочности. Он почти полностью сделан из алюминия, и является полной визуальной противоположностью проигрывателя FletcherPoint 5 (в котором сочетаются два разных материала – алюминиевый сплав для диска и дерево для шасси).
Шасси под диском полого спускается вниз, в конце концов доходя до диаметра около 3 футов 3 дюйма. В этом чувствуется какая-то тяжеловесность – трудно сказать, то ли это некая эстетическая заявка, то ли конструктивный замысел. Между более простыми изделиями этого ценового диапазона и изделиями с массивным основанием (т.е. выступающим за пределы непосредственно проигрывателя) явно существует серьёзная звуковая разница. Размер необходим для обеспечения прочной связи между отдельными частями шасси; я бы не назвал это красотой ради красоты – скорее, это преобладание функциональности над формой.
При постукивании по полке, на которой закреплён аппарат, получается более тяжёлый звук, чем в случае, например, TechnicsSL1200 (да и многих других отрецензированных мной проигрывателей). Так что мне кажется, что данному изделию будет огромная польза от звукопоглощающей платформы.
Для этой рецензии дистрибьютор (AirAudioLtd.) предоставил мне тонарм SMEIV с кабелем; кроме того, на обоих проигрывателях я применял головку CadenzaBronze. Другими проигрывателями были TimestepTechnics 1210 MkII с тонармом SMEV и ковриком SoundDeadSteel и FletcherAudioOmegaPoint 5 с тонармом ConductorAir-Bearing и головкой CadenzaBronze.
КАЧЕСТВО ЗВУЧАНИЯ
При прослушивании записи песни Фрэнка Синатры “ThatOldBlackMagic” (1961) проигрыватель AcousticSignatureStorm по-настоящему повышает эффект присутствия Фрэнка Синатры в помещении. Он передаёт нюансы его голоса с очень впечатляющими ровностью и натуральностью. Это очень хорошо записанная песня, богато оркестрованная, и проигрыватель прекрасно справляется с разделением текстур духовых и перкуссии (особенно ксилофона, который можно слышать во всём его великолепном журчании). Создаётся чувство, что музыкантам приятно играть столь радостную музыку.
Запись «Мессии» Генделя 1970 года с точки зрения исполнительской практики несколько старомодна по сегодняшним стандартам, но слушается на этом проигрывателе весьма интересно. В большом хоре “TheGloryOfTheLord” аппарат создаёт такое детальное и округлое воспроизведение исполнение хора, с которым многие другие устройства не справятся и вполовину. Секция сопрано при неадекватном воспроизведении иногда может визжать так, что ушам становится больно – и как раз тут этот проигрыватель работает великолепно. Также создаётся хорошее чувство мощи хорового звука.
Звучание музыки Мендельсона к «Сну в летнюю ночь» отличается широчайшим динамическим диапазоном – в частности, там едва слышимые феи танцуют под полнокровные оркестровые фортиссимо. На этой записи фирмы Philips (дирижёр – опять сэр Колин Дэвис) Storm «берёт быка за рога» в смысле динамики, однако не теряет контроля над исполнением. В тихих местах (особенно в стаккатных струнных пассажах) скрипки звучат точно и с приятным искрящимся, но богатым тембром (чему хорошо помогает головка OrtofonCadenzaBronze – она как бы проливает солнечный свет на общую текстуру).
Обратившись к своей любимой области камерной музыки (а конкретно – к ми-бемольному квинтету Моцарта в исполнении Амадеус-квартета с Сесилом Ароновицем на втором альте), я заметил, что по сравнению с моим проигрывателем FletcherAudioOmegaPoint 5 в начале нот не такая сильная атака – Storm, похоже, сглаживает артикуляционный удар; нельзя сказать, что это очень неприятно, но звук гомогенизируется и даже «пастеризуется». Я также заметил, что по сравнению с FletcherAudio виолончель Мартина Лаветта звучит не так полно. Звук поддерживается снизу мастерским воспроизведением баса – полным, но не раздутым. Насколько я помню более дешёвую модель (AcousticSignatureChallenger), здесь произошло существенное улучшение – на той модели бас никогда не контролировался столь полно.
При прослушивании великолепной 29-й симфонии Моцарта (дирижёр сэр Невилл Маринер) меня сразу же поразил ровный, жизнерадостный звук проигрывателя. Это не последнее слово в аудиореализме, но звуковая картина в общем очень хороша (хоть и не совсем голографична); звук струнных эластичен и энергичен – я бы сказал, податлив.
«Вариации на тему Фрэнка Бриджа» Бенджамина Бриттена (в особенности “AriaItaliana”), где скрипки жужжат на верхних струнах, а виолончели и басы бренчат, как банджо, являются прекрасным испытанием для проигрывателя. Я поражён щедростью скрипок; это массивный звук, сочащийся глубиной и энергией. Это место на менее серьёзных аппаратах может звучать как несколько отдельных скрипок, но тут присутствует вся тяжесть полной струнной секции. Можно даже почувствовать колебания воздуха, производимые маниакальной работой виолончелей. Подозреваю, что в управлении этим процессом великолепно себя показывает SMEIV – в этом отношении он исключителен.
В знаменитом первом фортепьянном концерте Чайковского (в превосходном исполнении Владимира Ашкенази на классической записи фирмы Decca) всё начинается с призыва медных, на который солист отвечает мощными аккордами по всей клавиатуре. Ашкенази исполняет этот уже заштампованный момент тихо, скромно, но очень музыкально, опережая музыкальной линией бездумную бравурность, которая иногда проникает в эту пьесу. Меня поражает, что у проигрывателя есть что-то общее с таким подходом. Он не старается поразить вас своим совершенством или продемонстрировать свою способность подчёркивать детали – он просто даёт точную, хорошо расположенную экспозицию музыкальной линии, оттеняя её некоторыми поистине прекрасными звуками и текстурами. Похоже на то, как если бы вы пришли в гости и познакомились там с человеком, который (как выяснилось впоследствии) добился чего-то выдающегося, а вы и не подозревали об этом, когда говорили с ним!
Полную противоположность этому обнаруживает эталонный проигрыватель TimestepTechnicsSL1200 – тут я полностью чувствую внешний блеск пьесы; аппарат обращает моё внимание на каждый акцент партитуры, на подъём и спад каждого крупного плана той или иной фразы. По сравнению со Storm это совершенно другой подход – Storm сглаживает атаки в начале нот, создавая крайне мягкий звук (и это, конечно, на любителя). Если представить себе условную линию, представляющую «переходную скорость» проигрывателя, скорость реакции ноты, то Technics был бы на одном конце этой линии, Storm – на другом, а FletcherAudio занял бы промежуточное положение (но гораздо ближе к Storm).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Storm – очень «способный» аппарат, который вполне оправдывает свою цену в жёсткой конкуренции; его звучание приятно и временами просто очаровательно, его темперамент ровен и рационален, но, может быть, название “Storm” не совсем правильно. В нём очень мало штормовых качеств, и может быть, его скорее нужно было бы назвать «Солнечный свет»! Это крайне выгодная покупка, и лично я был бы рад «жить с ним», благодаря его врождённым музыкальным способностям и сочному звуку. Однако он требует тщательно продуманного расположения и соответствующей платформы для установки.
ЭТАЛОННАЯСИСТЕМА
Проигрыватель Fletcher Audio 0.5/Cartridge Man Conductor
Проигрыватель Technics SL1210Mk2/SME Series V
Головка Ortofon Cadenza Bronze
Предусилитель Audio Research SP9 mk2
Фонокаскад Icon Audio PS3 signature
Усилителимощности VAC Auricle Musicblocs
Колонки B&W 802D
ВЕРДИКТ: В бой вступает ещё один hi-end-проигрыватель с ровным, твёрдым, открытым и лиричным звуком, который гарантированно принесёт вам удовольствие.
ЦЕНА: 4 500 Euro.
ИЗМЕРЕННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Поставляемый с проигрывателем тонарм SMEIV имеет первую экстремальную точку на частоте 360 Гц (первый пик слева на картинке вибрационного анализа), а общий относительный режим третьего рода находится на 1080 Гц (самый высший пик справа). Это говорит о жёсткости и хорошей амортизации тонарма (чего и следует ожидать от конической трубки). Однако четыре пика в «пачке» - это удивительно много по сравнению с SMEV, хотя эти тонармы и похожи в физическом смысле. IV в этой области более ярок, чем RegaRB301 (хотя лучше амортизирован в среднем и высоком диапазоне частот), что, вероятно, связано с неокрашенной природой СЧ-диапазона SME. В структуре очень мало высокочастотных возбуждений.
Ошибка скорости проигрывателя AcousticSignature составила пренебрежимо малое значение +0,2% - следовательно, проигрыватель очень точен. Невзвешенные значения скоростной стабильности (плавание звука и дребезг) составили 0,094% (невзв.) и 0,043% (взв. IEC) – это чрезвычайно низкие показатели, что говорит о очень высокой скоростной стабильности.