ОКАМЕНЕВШИЙ ПРОИГРЫВАТЕЛЬ
Майкл Фремер
Stereophile
Существовал ли когда-нибудь проигрыватель, встраиваемый прямо в полку аппаратной стойки, как Audiostone Pythagoras (без тонарма и с трёхполочной стойкой?) Не могу припомнить таких. Возможно, я упускаю очевидное – из-за того, насколько мастерски в этом устройстве объединены два его элемента: стойка Audiostone Apeiron и проигрыватель, разработанный специально для неё Михой Хубером из швейцарской компании HiFiction, создателем тонарма тангенциального слежения Thales (отдельная рецензия следует).
Аудиофилы давно оказывали предпочтение граниту и лабрадориту как массивному материалу по разумной цене, предназначенному для изготовления полки, на которой устанавливается проигрыватель. В подобных случаях масса – это хорошо. Второй закон Ньютона говорит, что сила равна массе, умноженной на ускорение. Ход мыслей таков: поскольку для того, чтобы сообщить вибрацию массивному объекту типа гранитной плиты, нужна большая энергия, то при установке проигрывателя (или любого другого компонента) на тяжёлую плиту из такого материала снижается вероятность того, что вызывающие окраску звука вибрации пройдут через пол или воздух и «сдвинут» каменную плиту из норвежского лабрадорита - именно из этого камня слеланы полки в данной конструкции.
Это несомненно верно, но чем выше масса объекта, тем ниже его резонансные частоты. Норвежский лабрадорит едва ли можно назвать самоамортизирующимся материалом; следовательно, без внешней амортизации стоит лишь появиться резонансу, и низкочастотный шум обратной связи будет продолжаться весьма долгое время. Если вы собираетесь сделать полку – или, в нашем случае, основание проигрывателя – из норвежского лабрадорита, вам придётся что-то делать с его низкой резонансной частотой. Но вместо того, чтобы изолировать и развязывать полки при помощи, скажем, эластомеров, Audiostone, по их утверждению, изобрели «негармоническую» систему амортизации, основанную на том, что они называют «пифагоровой настройкой». Суть состоит в том, что полке разрешается вибрировать на своей основной резонансной частоте, а другие компоненты стойки настраиваются на негармонические колебания относительно гармоник этой частоты, в результате чего происходит не сложение, а аннигиляция – что-то вроде принципа работы шумоподавляющих наушников.
В брошюре Audiostone много говорится об уникальности системы и её прекрасной работе, однако довольно мало – о том, как всё это достигается; правда, там упоминается, что все дело в выбранных материалах и размерах частей. Но окончательное доказательство – это прослушивание. Я обнаружил, что масса – это хорошо, а большая масса – ещё лучше.
Хорошо подходит
Искусно проведённая фирмой Audiostone интеграция проигрывателя Pythagoras в сравнительно тонкую полку Apeiron столь идеальна, что всё, что можно увидеть – это толстый диск, покрытый нержавеющей сталью, и корпус двигателя, выступающий из отверстия в плите. Сбоку – сквозь пространство между верхней и нижней полкой – не видно вообще ничего.
Миха Хубер из HiFiction разработал прекрасной формы шасси из нержавеющей стали, аккуратно установленное заподлицо с поверхностью верхней полки стойки. Составной сапфировый неразъёмный подшипник (также конструкции Хубера) установлен в центре круглого отверстия, увенчанного слегка наклонённым куполом из нержавеющей стали, поддерживающим диск, из которого торчит нарезной вал.
Главный элемент дискового подшипника – это твёрдый хромированный шпиндель, вращающийся между двумя специально изготовленными спечёнными пористыми втулками, пропитанными маслом. Смазывающее устройство, находящееся между втулками, устраняет необходимость обслуживания системы. На нижней части шпинделя подшипника находится сфера из полированного карбида, вращающаяся в коническом сапфире, свободно удерживаемом в пружинном элементе, чтобы устранить вмешательство посторонних сил. По утверждению фирмы, механическая связь между карбидом и сапфиром уводит возбуждаемые иглой вибрации от системы воспроизведения. Также утверждается, что диск и подшипник движутся абсолютно бесшумно и практически без трения.
Сорокафунтовый диск из норвежского лабрадорита и нержавеющей стали – и балансировочная система, компенсирующая неравномерное распределение массы – включают в себя центральное круглое отверстие, совмещённое с центральным куполом. Поскольку большая часть массы диска сосредоточена на внешнем крае, Хубер утверждает, что система своими свойствами больше соответствует 48-фунтовому диску. Латунное кольцо на внешнем крае диска играет роль тормоза вихревых токов, создавая постоянное сопротивление приводу двигателя – свойство, которое, как давно утверждается другими изготовителями проигрывателей (в частности, Алленом Перкинсом из Spiral Groove), исключительно важно для конечной стабильности скорости диска.
Диск приводится в движение трёхфазным синхронным двигателем через О-образное кольцо, вставляемое в паз поверх ободка из нержавеющей стали. Сам двигатель построен на базе уникальной электронной системы, в которой нет чистых синусоидальных волн. По словам Хубера, каждый двигатель имеет уникальные электрические и механические допуски, которые не может скомпенсировать простое электропитание синусоидальным напряжением. В проигрывателе Pythagoras двигатель прежде всего рассматривается как электрогенератор; получающаяся в результате неидеальная форма синусоидальной волны записывается в флэш-память с высоким разрешением. Эта волна затем воспроизводится из памяти и поступает в двигатель через трёхканальный аналоговый усилитель, чтобы скорректировать недостатки его работы.
Привод двигателя имеет встроенную систему калибровки. Задержите палец на сенсорном индикаторе скорости (33.33 или 45 об/мин) более двух секунд, и система войдёт в режим калибровки. Оптический датчик под диском считывает скорость диска, сравнивает её с показаниями термокомпенсированного кварцевого стабилизатора и подстраивает частоту синусоидальных волн для получения идеально точной скорости. Затем контроллер подсчитывает абсолютный минимум силы тока, необходимый для вращения диска, соответственно устанавливает её значение и возвращает проигрыватель в рабочий режим. Весь процесс калибровки занимает около 30 секунд.
Установка и эксплуатация
Миха Хубер прилетел из Швейцарии, чтобы произвести окончательную сборку Pythagoras и установить на него свой тонарм Thales AV. Для данной рецензии была предоставлена трёхполочная стойка Apeiron. Поскольку чем ниже центр тяжести, тем выше стабильность, высоты верхней полки в 23 дюйма оказалось слишком мало; если вы собираетесь приобрести Pythagoras, добавьте по крайней мере одну дополнительную полку. Конечно, вы можете в разумных пределах увеличивать высоту и дальше; к тому же, Pythagoras можно установить и в стойку двойной ширины. Установка оказалась сравнительно простой, хотя процесс установки головки в Thales потребовал некоторого времени.
Эксплуатация Pythagoras также довольно проста – правда, сенсорные регуляторы скорости реагировали только на мокрый палец. (Наверное, у меня маленькое сопротивление тела.) Как говорится в инструкции, чувствительность сенсорных регуляторов можно настраивать, но не объясняется, как это делать. Но это не так уж важно.
Прижимное устройство для пластинки (изготовленное из нержавеющей стали) может представлять опасность: оно гладкое, тяжёлое и имеет коническую форму, а значит, легко может выскользнуть из пальцев и упасть на пластинку, разумеется, повредив её; соблюдайте при обращении с ним чрезвычайную осторожность. Внутри у него есть пружина, так что величина напряжения имеет несколько уровней установки.
Полый купол из полированной нержавеющей стали вокруг вала – хорошее приспособление, устраняющее необходимость в шайбе для лёгкого подъёма центра пластинки. Закрутите прижимное устройство, и купол обеспечит напряжение, нужное для посадки пластинки на поверхность диска.
Мокрыми или сухими пальцами коснитесь регулятора скорости; он загорается зелёным, потом моргает, пока диск не достигнет нужной скорости – это происходит довольно быстро для столь тяжёлого диска. В конце стороны пластинки коснитесь зелёного огонька или просто остановите диск рукой – двигатель остановится в любом случае.
Pythagoras работал очень тихо. При проигрывании пустой канавки я мог довольно сильно хлопать по полке, и слышал в колонках лишь самый незначительный импульс. При воспроизведении пластинки я мог хлопать и по диску, и даже близко к игле – и слышал примерно то же самое. Это впечатляет, но, как я уже отметил раньше, эти импульсы – не то, что «слышит» проигрыватель в реальных условиях; его невосприимчивость к ним не следует считать признаком высокого качества или – в особенности – уровня восприимчивости к обратной связи.
Менее впечатляющим было видимое движение диска при вращении. Я уверен, что обработка норвежского лабрадорита до аудиофильных допусков – нелёгкое дело, и тем не менее мне был виден лёгкий горизонтальный эксцентриситет. И хотя поверхность диска выглядела идеально плоской, он двигался в вертикальной плоскости сильнее, чем можно было бы ожидать от О-кольца в его стальном пазу. Ремень выходит за пределы прорези в корпусе двигателя; если считать прорезь за эталонную отметку, я легко мог видеть величину вертикального перемещения ремня. Я могу понять неидеальную обработку норвежского лабрадорита, но не нержавеющей стали. Кроме того, при вращении диска переменный видимый зазор между латунным кольцом Фарадея, подавляющим вихревые токи и закреплённым на нижней части диска и верхней частью шасси также был больше, чем бы мне хотелось – особенно в столь дорогом проигрывателе.
При всём при этом высокая масса диска Pythagoras и оригинальная конструкция приводной системы вполне могли бы обеспечить точное вращение диска. По крайней мере, звучание было именно таким.
Великолепный звук
Со времени появления в моей системе в конце 2005 г. Continuum Audio Labs’ Caliburn-Cobra-Castellon, система Pythagoras-Thales AV-Apeiron стала первой комбинацией «проигрыватель/тонарм/стойка», способной серьёзно потягаться с вышеназванной системой. Как и с Continuum, было невозможно отнести конкретные звуковые параметры к тому или иному компоненту – кроме того, что я отметил в моей рецензии на тонарм Thales. С одной и той же головкой и одним и тем же предусилителем-фонокорректором сборка Pythagoras звучала не идентично Continuum – но, безусловно, их звучание было из одной области.
Прошлым вечером я ставил некоторые «наугад взятые с полки» обычные пластинки – в том числе недооценённый альбом Steely Dan “Countdown To Ecstasy” (ABC ABCX-779) и один из величайших альбомов 90-х – “XO” покойного Эллиотта Смита (Bongload BL35); многие из них я не слушал уже очень давно. В тонарме Thales стояла головка Lyra Titan i, а в Cobra – Ortofon A90. Хотя эти головки звучат по-разному, у обеих превосходное измеренное разделение каналов; кроме того, недавно я сделал записи конкретной подборки вещей на обоих проигрывателях, применяя только Titan i.
Тонарм тангенциального слежения Thales дал более широкий и лучше сфокусированный звуковой пейзаж по всей поверхности пластинки; воспроизведение перкуссионных переходных процессов и вокальных шипящих было исключительно точным и чистым. Различия между двумя комбинациями «тонарм/головка» оказались не очень глубокими, однако были определённо и постоянно заметны. Thales AV справился с этим без отрицательных качеств, которые я ассоциирую с большинством тангенциальных тонармов (в том числе яркость, вызванная нескомпенсированным канавкой колебанием кольцевого зазора воздушного подшипника при падении давления воздуха до уровня окружающей среды; не совсем полный и широкий бас; недостатки общего фокуса и общей «прочности» звука).
Несмотря на моё ощущение присутствия несколько большего горизонтального трения, чем бывает в обычном поворотном тонарме со сверхточным подшипником, тонарм Thales безупречно отслеживал всё, что я ему давал. В его общем поведении я не вижу никаких недостатков.
В звуковом отношении комбинация Pythagoras-Thales вела себя несколько менее «едино», чем Continuum. Широта нижнего диапазона и общая твёрдость баса Pythagoras вполне соответствовала требованиям и ожиданиям для устройства такой стоимости: всё звучало напористо, широко и чрезвычайно солидно. Фактически нижний диапазон был более ярко выражен, чем у Caliburn, но эта тяжесть казалась несколько «толстой»; ей не хватало более быстрой и тонально точной прорисовки Caliburn. Нижние октавы Pythagoras как бы стремились «отойти» от общего звучания, заявляя себя «басом», а не интегрируясь во всех отношениях с музыкой. Было ли это результатом лёгкой «обратной связи» в норвежском лабрадорите? Не знаю, но это звучание определённо прекрасно сочеталось с Lyra Titan i и уравновешивало её приподнятый верхний диапазон – даже при нагрузке головки в 100 Ом.
Тем не менее некоторые мои коллеги предпочли бас Pythagoras басу Caliburn, а кое-кому показалось, что несколько менее богатый средний диапазон первого из устройств звучал более открыто и прозрачно. После большого количества прослушиваний я заключил, что частотный баланс Continuum более беспристрастен и более безупречно един во всём аудиодиапазоне. Мне показалось, что его более богатая средняя полоса более точно передаёт блеск скрипок и альтов, а мужские и женские голоса звучат более связно.
«Фон» Pythagoras был впечатляюще «чёрным», а его скорость была железно стабильна, несмотря на вышеназванные проблемы с диском. Общая передача инструментальных атак была не менее точна и чиста, чем на любой слышанной мной системе. Однако если говорить об ощутимости образов – т.е. ощущении, что в моей комнате создан убедительный трёхмерный образ певца или инструмента – то Caliburn никем не превзойдён. Наверное, в какой-то мере это из-за его безупречного звучания во всём аудиодиапазоне, его сверхъестественных характеристиках затухания и ещё более «чёрном фоне».
Одной из пластинок, которые я записал на свой BPT-модифицированный рекордер Alesis Masterlink с обоих проигрывателей с головкой Ortofon A90, был оригинальный экземпляр 1960 года первого и второго струнных квартетов Брамса в исполнении Amadeus Quartet (Deutsche Grammophon 138 114). Хотя оба проигрывателя превосходно справились с воспроизведением уровней струнных тонов и физического ощущения музыки (чего мне до сих пор не удалось услышать ни на одном CD-проигрывателе), одна из комбинаций звучала настолько близко к живому исполнению, насколько может подойти пластинка; другая же звучала просто как очень хорошая запись. Проигрыватель Continuum показал себя лучше.
Заключительные замечания
Вместе с тонармом HiFiction Thales AV сборка Audiostone Pythagoras-Apeiron стоит примерно столько же, сколько стоила комбинация Continuum Audio Labs’ Caliburn-Cobra-Castellon, когда она впервые появилась на рынке. Сейчас сборка Continuum подорожала на сумму, на которую можно купить очень хорошую машину. Претерпит ли за следующие пять лет Pythagoras-Thales-Apeiron такое же подорожание?
Звучание Pythagoras настолько качественно, что такой выбор, да еще с бонусом в виде хорошего автомобиля, представляет собой очень соблазнительный ваирант! С другой стороны – как постоянно напоминают мне некоторые – любой, кто в состоянии потратить таие деньги на один проигрыватель, наверное, может столь же легко потратить и вдвое больше на другой – или втрое на оба. И, как говорят, по крайней мере один человек так и сделал.