Появиласть третья версия фонокорректора / предусилителя EMT JPA66
Важная новость: в Москву прибыл первый экземпляр многофункционального лампового фонокорректора / предусилителя EMT JPA66 в его третьей версии MKIII.
В оригинале этот аппарат называется достаточно сложно: Varie-Curve Tube Stereo Control Center. Осмысленный перевод на русский звучит примерно так: ламповый стерео-комплекс предварительного усиления с изменяемыми характеристиками фоно-коррекции. Ниже по тексту станет ясно, почему этот прибор получил такое многоэтажное название. Но обо всем по порядку.
Впервые об этом уникальном по широте возможностей аппарате вовсю заговорили мировые специализированные СМИ сразу после того, как он появился на рынке более 10 лет назад. Сложно было бы не заметить устройство, которое «отвечало» не только на все вопросы со стороны любителей винила, но также и на такие, какие никому и в голову не приходило задавать. И это неудивительно, поскольку за ним стоял не только глава компании Жюль Лиман, удостоившийся, кстати, награды Technical Grammy за свой вклад в технологии звукозаписи. К проекту были привлечены и другие инженеры, а также звукорежиссеры, звукооператоры и, что немаловажно, наиболее продвинутые аудиофилы – иными словами, специалисты, находящиеся по обе стороны от «баррикады», разделяющей миры спроса и предложения. Редкий случай!
Уже в первой версии JPA66 был «нашпигован» невероятным количеством чисто студийных функций, включая выбираемые частоты перегиба кривой коррекции (стандарты RIAA, DIN78, BBC, Flat) с соответствующими постоянными времени в области СЧ/ВЧ, а также в НЧ-области (до 200 Гц). Причем выбор этих частот не дискретный, а плавный, т.е. на самом деле это и не выбор, а регулировка, что обеспечивает аппарату абсолютную «всеядность» по отношении к пластинкам любых годов выпуска, включая даже шеллачные, да еще и возможность подстроить звучание любой пластинки под свои звуковые предпочтения. То же самое и по отношению к звукоснимателям: настройка входных параметров отдельно для МС (входной импеданс и усиление) и ММ (входная емкость). Еще добавим фильтр щелчков (для особо царапанных дисков) с настраиваемой частотой среза и рокот-фильтр, отсекающий инфранизкие частоты (для особо кривых).
Помимо входов фоно аппарат снабжен также парой линейных входов и балансными выходами (помимо небалансных), работающих от выходных трансформаторов, и регулятором громкости, так что JPA66 может работать в системе не только «на винил, но и как высококачественный линейный предусилитель. Входы МС также трансформаторные, кстати. Это позволило реализовать предельно короткий звуковой тракт с минимальным числом каскадов усиления.
Невозможно обойти вниманием и компонентную базы: это сверхлинейные триоды ECC99 наряду с хорошо известными ECC83, и электролиты Elna Silmic (одни из лучших на рынке), и пленочные конденсаторы Audin, и многое другое. И блок питания, естественно, выносной.
К 75-летнему юбилею компания EMT Studiotechnik выпустила вторую версию JPA66 – MKII. В новой версии было добавлено переключение абсолютной фазы с лицевой панели (которая теперь стала выполняться «в золоте») и возможность одновременно использовать балансные и небалансные выходы. Улучшениям также подверглись трансформаторы, как входные повышающие для МС, так и выходные, благодаря чему был достигнут прирост в макро- и микродинамике.
Именно в этой версии обе ипостаси аппарата – фонокорректор и линейный предварительный усилитель – были полностью уравновешены (до сих пор он все же рассматривался скорее как фонокорректор с дополнительными линейными входами). Доработка схемы позволила довести качество звучания JPA66 MKII по любому из входов до такого уровня, что смысл в приобретении отдельного преда для линейных источников попросту исчез.
И вот в начале лета с.г. компания анонсировала третью версию аппарата. Теперь была добавлена только одна функция: регулятор оптимизации низких частот с пометкой If-Fidelity. Что это такое?
Во времена, когда винил был единственным массовым носителем и издавался огромными тиражами, производители иногда прибегали к не очень честным приемам в стремлении запихнуть как можно больше информации в пластинку, для чего прибегали к компрессии динамики и частотного диапазона (последнего в области басов). Такие издания середины семидесятых (к числу которых, к сожалению, можно отнести многие выдающиеся релизы, включая классические) кто-то остроумно прозвал «тощими пластинками». Избавить их от синдрома дистрофии и призван JPA66 MKIII. Технология If-Fidelity также уходят корнями в профессиональную сферу: только те, кто знаком со всеми ухищрениями издателей музыки «изнутри» индустрии, знают, как можно технически «искупить» эти грехи прошлого спустя десятилетия.