Проигрыватель винила Thales TTT Slim II с тонармом Simplicity II
Текст: Арт Дадли
Источник: Stereophile | август 2019 г.
Деньги, этот призрачный залог счастья, иногда все же подтверждают свою эффективность в борьбе за хороший звук. На них можно купить и другие вещи: аудиофилы иногда обменивают их на предметы искусства в качестве статусных символов или даже пускают на более разумные цели.
Но неужели вы верите, что за деньги можно купить душевное спокойствие энтузиасту, который мечется в панике от дребезга звуковых катушек, утечки конденсаторов, дрейфа номиналов резисторов, окисления контактов, старения или некорректного тока покоя ламп, искажений и износа виниловых пластинок из-за неверно настроенных звукоснимателей? К сожалению, большинство этих кошмаров никак не поддается исцелению с помощью всесильных денежных знаков.
Ранние попытки справиться с последней из упомянутых выше неприятностей казались обещающими, но так ничего и не принесли. Особенно в случае с прямыми тонармами, которые в теории работали очень хорошо, но на практике часто выворачивали иглодержатель до такой степени, что нарушались тщательно выставленные настройки, а подвеска несчастной головки подвергалась перегрузкам – иными словами, это был шаг вперед к душевному спокойствию, но два шага назад к новым аудиофильским страхам. Сторонники же тангенциально-поворотных тонармов избрали иной путь, который был реализован в проигрывателе Garrard Zero 100 70-х годов, но этот пример далеко не идеален в связи с далекой от идеальной инженерной реализацией данного проекта и посредственного качества сборки, не говоря уже о пренебрежительном отношении разработчиков конструкции к резонансам и микровибрациям.
Но сегодня тангенциально-поворотные тонармы снова встречаются на выставках и продаются под брендом Thales, это изделия бывшего часового мастера Михи Хубера и его швейцарской компании HiFiction. На данный момент существует не менее трех моделей тонармов – Майкл Фремер уже писал о флагманском тонарме Statement в мае 2019 года – и есть еще две похожие по конструкции младшие модели. В начале этого года Хубер прислал мне проигрыватель винила Thales TTT-Slim II (менее дорогая модель из двух) с тонармом Simplicity II (средней ценовой категории) с просьбой организовать испытания, что я с удовольствием и сделал.
Описание
Название бренда Thales происходит от имени античного философа и математика Фалеса Милетского (624-545 до н.э.), который заметил, что вписанный в полукруг треугольник неизбежно является прямоугольным. Миха Хубер, базируясь на этой теореме, придумал такую конструкцию тонарма, что радиус диска и ось звукоснимателя / тонарма всегда образуют прямой угол в любой точке траектории перемещения иглы по пластинке, что полностью соответствует поведению резца при изготовлении лаковой матрицы.
В 2004 году Хубер запатентовал данную конструкцию и с тех пор значительно ее доработал, в результате чего и появился 9-дюймовый тонарм, состоящий из двух не совсем параллельных алюминиевых трубок с шеллом на одном конце и разделенным противовесом на другом, а также с карданным опорным узлом, который Хубер называет карданным подшипником – в честь Джероламо Кардано, еще одного известного математика.
В тонарме Simplicity II отдельные подшипники, образующие кардан и определяющие положение шелла, это патентованные компанией HiFiction подшипники TTF (Thales Tension-Free, т.е свободные от механических напряжений). Это шариковые подшипники, у которых чашки и оси ориентированы таким образом, что фактически они работают как одноопорный подвес.
Тонарм Simplicity II использует продуманный разделенный противовес: на конце каждой трубки надет груз полукруглого сечения с дополнительным цилиндрическим грузиком, положение которого определяет величину прижимной силы, причем последний крепится только к внутренней трубке тонарма. Для корректировки неравномерности прижимной силы в начале и конце пластинки, которая может иметь место в силу особенностей данной конструкции, к дополнительному грузику пристегнута поворотная шайба со смещенным центром, которая фиксируется в нужном положении при настройке с целью компенсации данного дисбаланса.
Вертикальный угол (VTA) настраивается обычным способом. После того как установочный винт на цанге основания тонарма ослаблен, вращение вертикального винта по часовой стрелке поднимает основание тонарма, а против часовой стрелки опускает. После этого установочный винт снова затягивается. Для настройки азимута ослабляются два винта, фиксирующие кардан на его основании, а затем вращается скрытый регулировочный винт, после чего фиксирующие кардан винты затягиваются. Тонарм Simplicity II не имеет механизма анти-скейтинга, что, очевидно, объясняется тем, что сама геометрия этого тонарма не предполагает чувствительности к латеральным усилиям, свойственной традиционным поворотным тонармам, что следует из довольно большого свеса и офсета шелла, выбранных для минимизации погрешности азимута. Прокомментировать утверждение, что ошибка этого угла составляет не более 0.006°, я предоставляю самому производителю.
На первый взгляд весьма компактный проигрыватель TTT-Slim II – всего 419 х 305 мм – кажется простой и легкой вертушкой со сплошным основанием, в отличие от множества других имеющихся на рынке сегодня моделей. Опорный подшипник диска, мотор и тонарм покоятся на едином основании, но эту конструкцию нельзя назвать ни слишком простой, ни облегченной: основание, как и диск, вытачиваются из сплошного куска алюминия (оба этих элемента имеют слегка шероховатое анодированное покрытие) и вместе весят почти 12 кг (сравните это с 6-килограммовым проигрывателем Rega Planar 3).
Основание имеет ряд выемок, проточек и каналов, и в самой большой выемке размещается погруженный в нее диск; подобно не менее швейцарскому проигрывателю Thorens TD124, мат диска Slim II возвышается над плоскостью, на которой устанавливается тонарм менее, не более, чем на один дюйм. Под диском располагается полимерный «дублер» диска, рядом с которым находится небольшой двигатель постоянного тока, механически развязанный от корпуса с помощью причудливого на вид крепежного устройства. Металлический шкив мотора вплотную придвинут к полимерному диску, чтобы максимально укоротить пассик круглого сечения, передающий вращающий момент на диск. Провода подводятся к мотору по специальному каналу, проточенному в корпусе основания, который ведет к встроенной плате управления и батарейному отсеку: хотя он и включается непосредственно в розетку сети электроснабжения во время зарядки литий-ионных аккумуляторов (которых хватает на 20 часов непрерывной работы), внешний сетевой адаптер при включении проигрывателя оказывается электрически изолированным от схемы управления двигателем. Тем не менее с целью полностью исключить какие-либо сетевые помехи, пусть даже очень слабые, компания HiFiction рекомендует вытаскивать адаптер из розетки, когда он не требуется, и тем самым полностью изолировать Slim II от электрической сети.
Опорный подшипник выполнен в цилиндре из кованного железа, покрытого пористой бронзовой окалиной, которая пропитывается маслом при высокой температуре, что гарантирует необслуживаемую работу проигрывателя в течение «многих десятилетий». Вал подшипника изготовляется из каленой инструментальной стали и полируется вручную липовой колодкой с нанесением на нее алмазной пасты. Диск весом 3,5 кг с утяжеленным ободом для максимизации инерции, который по утверждениям разработчика имеет единственную частоту резонанса, покрыт матом из плотного материала, состав которого неизвестен (на вид и на ощупь он напоминает свинец, но скорее всего им не является).
Наконец, весомый вклад в характер звука Slim II вносит тройка небольших регулируемых по высоте ножек с опорными стальными шариками в оправе из эластичной резины. Производитель утверждает, что подобные «конусы» эффективно изолируют проигрыватель от горизонтальных вибраций.
Установка и настройка
Мой экземпляр проигрывателя TTT-Slim II с тонармом Simplicity II был встроен в мою систему с участием Винна Вонга, квалифицированного специалиста компании Wynn Audio, североамериканского дистрибутора HiFiction. Надо сказать, что проигрыватели и тонармы Thales, не говоря уже об их отличной упаковке, видимо, специально разрабатывались с прицелом на сверхточную и при этом достаточно простую настройку, гарантирующую стабильный результат.
Особенно это явствует из наличия в комплекте к Simplicity II специального инструмента из алюминия и плексигласа для фиксации головки (в инструкции он обозначен как «фиксатор» – прим.1): головка должна крепиться к маленькой алюминиевой пластине подвижного шелла с помощью единственного болтика диаметром 0,9 мм и в случае необходимости по возможности легко и быстро сниматься. А вышеупомянутый фиксатор имеет углубление, в которое плотно входят головка и крепежная пластина, а также направляющие штрихи, обеспечивающие однозначно идеальную ориентацию иглодержателя и иглы. Меня впечатляет та тщательность, с которой HiFiction подошли к созданию этого инструмента. Невольно вспоминаешь фразу из старого рекламного ролика: «Ну почему другие так не могут?» Спустя несколько недель после того, как Винн Вонг настроил мою систему, я разобрал проигрыватель на составные части в основном для того, чтобы понять, как все это работает. И перед тем, как сесть писать этот обзор, я установил тонарм Simplicity II на мой винтажный проигрыватель TD124 (прим. 2). Теперь мне пришлось крутить, настраивать и выравнивать практически все элементы этих двух изделий, и могу сказать следующее: за все мои 34 года, что я пишу обзоры техники, я не встречал изделий более высокого уровня производства, чем проигрыватель и тонарм Thales, и всего парочка из них могла более или менее приблизиться к подобному уровню. Мне было достаточно просто взять тонарм в руки и почувствовать, насколько плавно, без малейших признаков трения, ходят его подшипники, и насколько при этом жесткой и свободной от люфтов ощущается его конструкция, чтобы проникнуться благоговением к высочайшей культуре производства HiFiction. И хотя я не помешан на бесконечных настройках VTA, я не мог не восхититься простотой установки высоты тонарма. Конечно, в целом это производится теми же способами, что и на любых других тонармах, которые побывали в моих руках, но все эти способы кажутся гораздо более грубыми по сравнению с тем, что имеет место с Simplicity II.
Прослушивание проигрывателя TTT-Slim II с тонармом Simplicity II
Уже только потому, что проигрыватель Thales так сильно непохож на мой собственный – он не такой большой, а скорее компактный, не винтажный, а новодел, с мотором не переменного, а постоянного тока и не высокого, а умеренного крутящего момента – я был немало удивлен тому, насколько хорош он оказался по целому ряду аспектов воспроизведения винила, самые важные для меня из которых – это богатство оттенков, энергетика, импульсивность и наполненность звукового пространства. Точнее сказать, я был буквально шокирован в хорошем смысле этого слова.
Комплект Thales, дополненный звукоснимателем EMT TSD15N SPH (версия TSD15 со стандартным креплением), воспроизвел «Without a Song» с альбома Сонни Роллинза The Bridge (RCAJapan Victor RCA-6011) настолько добросовестно, как будто это был вопрос чьей-то жизни и смерти: музыка ни на йоту не потеряла своего драйва по сравнению с тем, что выдавал мой собственный проигрыватель Garrard 301. Особо сильно меня впечатлил контрабас Боба Крэншоу, такой же глубокий и вместе с тем шустрый, как на моем референсном проигрывателе, хотя комплекту Thales немного недоставало ощущения атаки.
Но это еще не все. На треке «Without a Song» перед началом соло контрабаса Роллинс исполняет ряд аккордов, выбивающихся из ритмического строя пьесы каким-то неописуемым образом. Проигрыватель Thales сбацал их точно так же, как мой Garrard (и кое-какие другие проигрыватели). А на несколько меланхоличной «Where Are You» каждое струнное арпеджио гитары Джима Холла вызывало поистине неподдельный восторг. Большое удовольствие я получил и от ощущения почти тактильного контакта с клавишами рояля Херби Хэнкока, особенно на его соло «Three Bags Full» с дебютного альбома Takin' Off (Blue Note Cisco 84109).
После этого я долго слушал прелюдии Дебюсси для фортепианного соло в исполнении Генриетты Форе в переиздании Electric Recording Company (EMIERC 350 C 004, прим. 3). По этому поводу могу с уверенностью сказать, что проигрыватель Thales передал масштабы звучания рояля нисколько не хуже, чем мой Garrard, как и томное настроение музыки вплоть до самой последней ноты. Thales Почти не уступал и по способности воссоздавать реалистичность и осязаемость инструмента, хотя мой Garrard звучал немного более мясисто. Еще одна отличная запись фортепиано – ранние пьесы Эрика Сати в исполнении Райнберта Де Леу (Telefunken 6.42198 AW) – прозвучала на Slim II / Simplicity II не менее эффектно, весомо и масштабно.
Ничто не в состоянии настолько хорошо выявлять детонацию, по какой бы причине она ни происходила, как музыка Сати с ее неторопливым темпом и насыщенными затяжными аккордами, и поскольку мой виниловый пресс Де Леу немного покороблен, я привык к тому что звук слегка плывет. Я несколько раз переставлял эту пластинку с проигрывателя Garrard на Thales и обратно и могу сказать точно, что нестабильность высоты тона в меньшей степени проявлялась во втором случае, скорее всего в связи с большей эффективной длиной тонарма EMT997 (307 мм вместо 229 мм у тонарма Thales). При прочих равных чем длиннее тонарм, тем меньше проявляются нежелательные эффекты коробленых дисков и пластинок со смещенным от центра отверстием.
Одним свободным субботним утром, когда мне хотелось досадить соседу, который сажает цветы на моем газоне и чья собака больше моей и громче лает, я откопал очень громкую песню Нила Янга, а потом врубил на полную концертную версию «Ohio» с альбома Journey Through the Past (2 LPs, Reprise 2XS 6480) в исполнении Crosby, Stills, Nash & Young с Калвином Сэмьюэльсом на басу и Джонни Барбата на ударных. with Calvin Samuels on bass and Johnny Barbata on drums. На этом треке, в который вливается последняя нота «Find the Cost of Freedom» Стивена Стиллса, Стиллс и Янг играют на больших гитарах Gretsch в строе дроп-ре, звучание которых я обожаю – их тревожные, сочные и протяжные ноты волшебно сочетаются с чувственным вокалом. Thales раскрыл все эти прелести точно так, как я привык это слышать, наряду с фантастически зажигательными и гулкими барабанами ударника Джонни Барбата. Я получил большое удовольствие, и никто полицию так и не вызвал.
Одна из двух моих самых любимых версий 8-й симфонии Брукнера – в исполнении Берлинского филармонического оркестра под руководством Ойгена Йохума, запись 1964 года (2 LPs, Deutsche Grammophon 138 91819); мой ранний пресс этого издания на проигрывателе Thales звучит захватывающе. Вагнеровские тубы в первой части особенно убедительны, как и деликатность арфы на скерцо и адажио, если говорить о противоположной части динамического спектра. Лучше же всего комплекту Thales удавалась передача струнных с не самыми пышными текстурами на записях Deutsche Grammophon, но то же самое наблюдалось и на моем проигрывателе Garrard.
В качестве моей претензии к проигрывателю Thales отмечу, что он все же уступал моему образцовому аппарату по способности маскировать поверхностный шум винила. (Что за беда с пластинками Deutsche Grammophon практически любых периодов, это только мне так не везет или они вообще слишком нежные по сравнению с другими?)
Прослушивание проигрывателя Thorens TD 124 с тонармом Simplicity II
Хотя кому-то это может показаться не очень существенным, первое, что удивило меня в звучании тонарма Thales на моем винтажном проигрывателе Thorens, это то, что сохранились основные сильные стороны моей системы: нотные последовательности органично выстраивались в музыкальные фразы, одинаково убедительные в своей плавности или импульсивности, а ритмические и тональные аспекты звучания совершенно не показались мне даже в малейшей степени неуклюжими или расплывчатыми – и это дорогого стоит, особенно с учетом того, что я достаточно избалован такими славными моделями тонармов, как Schick, GrooveMaster II, Sorane ZA-12 и SA-1.2 и, конечно, EMT 997. Масштабы сцены Венского филармонического оркестра, исполняющего Симфонию №4 Сибелиуса под руководством Лорина Маазеля (Decca SXL 6236), как обычно, завораживали. А на увертюре к «Сну в летнюю ночь» в исполнении Лондонского Симфонического оркестра, дирижер Питер Мааг (DeccaSpeakers Corner SXL 2060), гармония симбиоза звуков флейт, гобоев, кларнетов, фаготов и рожков была предельно естественной без малейшего инородного привкуса. Умеренный свинг Фрэнка Синатры на «Oh, You Crazy Moon» с альбома Moonlight Sinatra (Reprise FS-1018) четко базировался на пульсирующем ритме, задаваемом ритм-гитарой и ударной установкой, удерживая общий темп, на фоне которого вольности Синатры с его периодическими отходами от ритма не разрушали целостность восприятия.
В числе прочих прослушанных мною пластинок была особенно любимая на протяжении многих лет: Among the other records I tried was a long-time favorite: Tony Rice Unit Manzanita (Rounder 0092, 1979 г.). Помимо своего новаторства, гитарист Тони Райс Apart славится в среде музыкантов благодаря его удивительному чувству ритма, причудливо сочетающего плавность и жесткий энергичный пульс. Комплект Thorens / Thales идеально передал это ощущение как в игре самого Райса, так и в его взаимодействии с другим музыкантами в реальном времени на «Blue Railroad Train» и других треках. Не менее восхитительно этот эффект проявился и на тягучих нотах партии контрабаса Тодда Филипса на треке «Midnight on the Stormy Deep» и высветил стилистические различия игры мандолинистов Дэйвида Грисмана и Сэма Буша.
Заключение
С учетом моего привычного представления о том, что качественное и вовлекающее воспроизведение винила – это однозначно территория проигрывателей с тяжелыми дисками и длинными транскрипционными тонармами, требующими многочасовых мучений с настройкой тонарма и звукоснимателя, комбинация проигрывателя TTT-Slim II и тонарма Simplicity II явилась для меня очень приятным сюрпризом. Хотя я и не получил от него громоподобного напора, который я по-прежнему ассоциирую со старыми звукоснимателями с подвеской низкой податливости, как стерео, так и моно, он звучал очень музыкально и эмоционально, не позволяя мне отвлечься и извлекая из моих любимых пластинок практически все, за что я их так ценю.
Признаюсь, этот обзор может создать такое впечатление, что тонарм Thales – настоящая звезда шоу: подобно тому, как упомянутые выше тонармы Sorane превратили мой старый добрый Thorens TD 124 в суперпроигрыватель, который может потягаться с моим Garrard 301 по достоверности воссоздания физического тела музыки, тонарм Thales Simplicity II развил его способности передавать эмоциональное наполнение музыкальных фраз во всей чистоте и с почти гипнотическими импульсивностью и подвижностью: при этом звучание осталось по-прежнему увлекательным, хотя в чем-то немного другим. И не могу не сказать, что по качеству исполнения Thales Simplicity II – это лучший тонарм из всех, что я когда-либо пользовал.
Хотя изделия Thales совсем не дешевы, они воплощают уровень мастерства их производителя, чрезвычайно редкий для техники вне зависимости от ценовой категории, как и инженерный подход, одновременно консервативный и новаторский. Где еще вы встречали разработчика, который, в отличие от своих конкурентов, мог бы сделать проигрыватель столь высокого уровня, но при этом не такой гротескный на вид и не такой неоправданно огромный?
Аудиофилы, которые предпочитают звукосниматели со стандартным креплением старомодным головкам – иными словами, подавляющее большинство ценителей винила – обязательно должны обратить пристальное внимание на проигрыватель и особенно тонарм Thales, если это не входит в противоречие с их бюджетом.
Спецификации
Описание TTT-Slim II: проигрыватель винила с пассиковым приводом, сплошным основанием, двигателем постоянного тока и батарейным питанием. Скорости вращения: 33.3 и 45 об./мин. Детонация на скорости 33.3 об./мин.: ±0.06% (IEC 386). Уровень рокота: -60 дБ (невзвешенный).
Размеры: 423 х 305 х 100 мм (ШxГxВ). Вес: 12 кг.
Покрытие: анодирование, серый антрацит. Серийный номер испытанного экземпляра: 266.
Розничная цена: $6750.
Описание Simplicity II: поворотный тонарм линейного слежения. Расстояние от шпинделя до вертикальной оси опорного подшипника: 230mm. Эффективная длина: 229 мм. Эффективная масса: 19 г. Вес совместимого звукоснимателя: 7-23 г. Прижимная сила: статическая. Анти-скейтинг: отсутствует. Угловая погрешность слежение канавки: <0.006°.
Покрытие: анодирование, серое, бронзовое или черное.
Серийные номера испытанных экземпляров: 466 и 485.
Розничная цена: $9450.
Сопутствующее оборудование
Аналоговые источники: проигрыватели Garrard 301 и Thorens TD 124; тонармы EMT 997, Sorane ZA-12; звукосниматели Ortofon SPU Century, EMT TSD 15 и TSD 15 N SPH.
Цифровые источники: ноутбук Apple MacBook Air с установленным приложением Roon v.1.5, проигрыватель CD Hegel Music Systems Mohican, цифро-аналоговый преобразователь Mytek Liberty.
Предварительное усиление: повышающие трансформаторы для MC Auditorium 23 Hommage T1 и T2, Audio-Creative Mediator 40 и EMIA Phono, предусилитель Shindo Laboratory Monbrison.
Усилители мощности: Shindo Laboratory Haut-Brion и Montille CV 391.
Акустические системы: Altec Flamenco, DeVore Fidelity Orangutan O/93.
Кабели: Цифровые: AudioQuest Carbon (USB). Межблочные: Audio Note AN-Vx, Luna Red, Shindo Laboratory. Акустические: Auditorium 23, Luna Red. Сетевые: комплектные.
Аксессуары: аппаратная стойка Box Furniture Company D3S, ультразвуковой агрегат для мойки виниловых пластинок Audiodesksysteme Gläss Vinyl Cleaner Pro. – Арт Дадли
Прим. 1: Фиксатор Thales похож на шаблон из прозрачного пластика в комплекте проигрывателя Thorens TD 145, купленного мной в 1975 году, с той разницей, что Thales намного совершеннее. Шаблон в комплекте Thorens надевался на шелл с целью вертикальной подгонки головки, причем иногда в довольно широких пределах, для компенсации разочаровывающего отсутствия возможности регулировки тонарма по высоте.
Прим. 2: Это был второй экземпляр, который компания HiFiction любезно прислала мне домой.
Прим. 3: На самом деле Ducretet Thomson, но под другим лейблом для переиздания из-за международных ограничений в сфере авторских прав.