Supremo
Тим Смит (истчоник - http://www.6moons.com/audioreviews2/northstar/1.html)
Цифровой источники: 2 TB iMac (16 GB RAM), Apple Airport Express; Musical paradise D-1; MHDT Labs Paradisea+; Maverick Audio Tube Magic D1; Marantz SA-8003 и SA-15S2B Limited Edition (SACD); Marantz CD5003 и 5004 (транспорт); Resonessence Labs Mirus
Предварительный усилитель: Audio Research LS17
Усилители (оконечные, интагральные, для головных телефонов): First Watt F5; Line Magnetic 518IA; Wyred4Sound SX-1000 mono blocs; Musical Paradise MP 301mk2 and mk3 Deluxe; Coincident Dynamo SE; Bottlehead Crack DIY amplifier, Musical Paradise MP-303
Акустические системы: Harbeth Compact 7-ES3; Tekton Design M-Lore; Magnepan 1.7; Mordaunt Short Carnival 2; DIY with Fostex FE 103; Pioneer SP-BS41-LR
Головные телефоны: Beyerdynamic DT 770 (32 Ohm) and DT 880 (600 Ohm); HiFiMan HE-400 с кабелями Audio Sensibility Impact SE 7N OCC
Кабели: Audio Sensibility Impact SE; DH-Labs Q-10; Connex/DH Labs BL-Ag; Kimber Kable 4TC, PBJ; Paul Speltz Anti-Cables; Canare; Cardas; QED; Connex/DH Labs; Shunyata Research Venom HC
Сетевые кондиционеры: Shunyata Research Venom PS8 with Venom Defender; Emotiva CMX-2
Аппаратные стойки: Apollo, Target, Tableau
Виброизоляционные средства: Cardas; Teo Audio
Акустические стойки: Skylan
Размеры комнаты: 8 м (длина) х 3.3 м (ширина) х 2.1 м (высота)
Современные достижения в технологиях цифро-аналоговых преобразователей стирают различия между удачно спроектированными моделями ЦАП'ов в ценовом диапазоне $3000-5000 и изделиями с пятизначной ценой, появившимися в районе 2010 года и выпускаемыми по настоящее время. Это как сравнивать между собой тонкие ломтики чеснока, которые Поли увлеченно нарезал в конце фильме «Славные парни». Как можно уловить тут разницу, не пользуясь микроскопом? Не считая немногих исключений, я полагаю, что очень непросто среди ЦП'ов одной ценовой категории найти такой, который окажется заметно лучше остальных притом, что в целом качество достаточно высокое у всех. Многие из нас слышали такие прекрасные ЦАП'ы, как Auralic, April Music Metrum Acoustics, Resonessence Labs, Weiss и многие другие на аудио выставках, в салонах; некоторые даже имели возможность послушать их дома. Все они прошли проверку на предмет «не навредить», в духе клятвы Гиппократа. И каждый из них по-своему хорош. Какой вы предпочтете? В этой ценовой категории может оказаться десять или двадцать моделей мирового класса, очень музыкальных и мало отличающихся друг от друга. И наш Supremo 384/32 DSD стоимостью относится к той же категории, что и эти первоклассные ЦАП'ы, и при этом он самый недорогой из них.
Он также наименее дорогой из тех моделей, которые изготовляются в благополучной стране работниками с высокими зарплатами, всего в нескольких километрах от города Пиза, если конкретно. Supremo обладает необычайно широким набором привлекательных особенностей, включая медные провода OFC, 32-битный порт USB 2.0, два коаксиальных входа, два входа Toslink и один вход XLR AES/EBU. Я не заметил у этой модели недостатков и компромиссов. Выходы – один аналоговый небалансный и один балансный. В Supremo стоит чип ESS Sabre ES9018 в двойном балансном включении. Есть переключение абсолютной фазы и несколько режимов цифрового фильтра, разъемы – топовые WBT Nextgen RCA и Neutrik XLR. Я экспериментировал с разными фильтрами, но, если честно, не заметил особой разницы. Качество сборки очень высокое. В балансном варианте я этот ЦАП не слушал и не использовал AES/EBU. На записях 16/44.1 я уловил небольшую разницу между USB и коаксиальным входом. Поток через Toslink звучал так же, щелчки и выпадения или проблемы с буфером отсутствовали.
Серебристая алюминиевая лицевая панель сверкает бликами, как Jeff Rowland, но сам корпус блекло-серого цвета при определенном освещении скорее отдает индустриальным стилем наподобие старого Wyred4Sound, разве что немного более гладкого. Приятная мордочка, хотя насчет корпуса я не уверен. Если говорить о внешности, некоторые конкуренты нашего ЦАП'а выглядят эротичнее. Возможно, Supremo не такой уж и франт, но и не жертва экономии, и он не пускает пыль в глаза. Supremo – флагманская модель ЦАП'а North Star, которая втрое дороже модели начального уровня Intenso, заявленные характеристики которого, похоже, делают его сверхудачной покупкой. В Supremo стоят самые первоклассные компоненты от начала до конца, включая конденсаторы с органическим полимером в качестве диэлектрика в аналоговой секции, массивные экранированные тороидальные трансформаторы отдельно для цифровой и аналоговой частей, дискретные компоненты и очень точно подобранные пленочные резисторы, заземление звездой, экранированная разводка и множество других добродетелей.
Supremo мгновенно определяется в iTunes, Audirvana и Pure Music без необходимости в драйверах для iMac или MacBook Air. Несколько кликов в диалоговых окнах компьютера – и звук настроен. Стриминг через Apple Airport Express также оказался беспроблемным. Но главной изюминкой лично для меня стало воспроизведение нативного формата DSD 2.8-5.6 Mbit/s и 384 кГц (только по USB). При наличии тысяч дисков CD и SACD я слишком хорошо знаю первое и второе поколения цифровых записей, чтобы ожидать больших изменений, но у меня есть еще некоторое количество файлов высокого разрешения. Воспроизведение с помощью Supremo формата Redbook и даже MP3 оказалось абсолютно восхитительным, и уже одно это полностью оправдало цену аппарата.
Это небольшой, но мощный прибор по всем статьям, за исключением его цены. Насыщенный звук Supremo, кажется, весит больше, чем сам аппарат (6,5 кг). Но ни разу его звук не показался громоздким. Скорее, цветовая гамма его звучания настолько насыщена, что места избыточному пространству или пустоте не остается. Звучание Supremo также бывает тихим и рафинированным, подтверждая заявленный динамический диапазон в 132 дБ и уровень нелинейных искажений 0,0001% при 0 дБ на балансном выходе. Этим можно объяснить его способность шокировать и потрясать легкостью, с которой он передает электрический бас, как и мощные оркестровые всплески, ударные соло и вообще пиротехнику всех видов. Синтезаторный бит Parliament (который также поддерживает некоторые лучшие работы Dr Dre) был передан достоверно, отдавая честь величию позднего Берни Уоррелла, с тонко прорисованной текстурой, чего я раньше, кажется, никогда не слышал.
С самого начала было понятно, что в глубинах Supremo таится недюжинная мощь. На записи Майкла Манринга и Дэйвида Куллена, неточно названной Equilibré, на самом деле особого равновесия в музыке нет. Бас Манринга главенствует, и Supremo постоянно подчеркивал это. Но это не было похоже на чрезмерно выпирающий топорный бас Пола Маккартни на ремастированных треках, появившихся несколько лет назад. На фоне басов Манринга образы сцены четко очерчены, точно локализованы и закреплены в пространстве. Это прием Big Bang, когда каждая нота начинается с едва заметной звуковой крупинки, а потом разрастается с дикой скоростью. Смакуя остроту и отточенность деталей электрического баса через Supremo, мои колонки Harbeth и усилитель First Watt F5, я вспомнил о системе в 50 тысяч долларов с колонками Vivid и моноблоками Luxman, которую я слушал несколько раз. На моем любимом диске трио Кита Джарретта Standards, Vol.2 перкуссия Джека ДеДжонетта буквально искрились. А рояль Джарретта звучал кристально чисто, отбрасывая романтические послезвучия. Видимо, тут следует говорить о более высоком разрешении и высокой чистоте звука. Было меньше теплоты (или меньше тумана и смазанности?), чем я обычно слышал на моих ламповых ЦАП'ах, но зато гораздо больше деталей без какой-либо резкости.
Была замечена еще одна удивительная особенность, которая проявилась не сразу: способность к раскрепощению музыки, которая, освободившись от своего физического начала, свободно растворяется в воздухе. Послушайте только, как гитара Роберта Фриппа врывается в ход пьесы и затем постепенно отдаляется в дебютном альбоме King Crimson на треке Epitath. Это чувство легкости движения я связывал с характером звучания ЦАП'ов Weiss, таким заманчиво успокаивающим. С Supremo у меня часто возникало подобное ощущение, несмотря на то, что последний стоит примерно половину цены нового Weiss 202.
Пришлось прослушать еще одну запись прог-рока, а именно Moody Blues, чтобы полностью выявить квинтэссенцию этого ЦАП'а. Джастин Хейуорд – один из великих недооцененных героев в истории рок-н-ролла. В возрасте 22 лет Хейуорд уже мог похвастаться песнями «Nights in White Satin», «The Actor», «Voices in the Sky» и «Tuesday Afternoon». Но он всегда отличался скромностью и видел себя всего лишь вокалистом в роковой группе. Песня «Nights», которую он написал в 19 лет, исполнялась на протяжении четверти века, и после того как я не слушал ее несколько лет, я был готов к свежему восприятию этого произведения. Она прозвучала завораживающе, но Supremo открыл еще гораздо более качественную работу Beatles по приручению акустики зала на Abbey Road. Звучание было такое, как будто я слушал не просто музыку, а мессу. Supremo не добавлял какой-либо алхимии к собственным изыскам этой записи, и в тех местах, где в звуке встречался мусорок, он был явно слышен. К счастью, в основном альбомы Moody Blues показали достаточно высокий результат.
Песня Хейуорда «The Actor» с альбома 1968 года In Search of the Lost Arch стала настоящим открытием благодаря ЦАП'у North Star Design Supremo. По контрасту с «Nights» она звучала восхитительно: сочно, довольно тепло, но при этом достаточно открыто для того, чтобы возникло ощущение воздушности и неограниченной легкости. Я слушал добрый старый формат 16/44.1 Redbook с SACD/CD-проигрывателя Marantz SA15-S2B Limited Edition в качестве транспорта в ночной темноте. И этот транспорт препроводил меня на настоящий пир для ушей, где психоделические деликатесы подавались без ограничения, о чем я заранее не мог и мечтать. North Star звучал тепло, но не слишком, а в меру – Бермуды, но не по цене Бермуд. За те семнадцать месяцев, пока аппарат был у меня, я не разу не отметил излишней яркости по верхам, клинического холодка или немощи по басам. Звук был в основном достаточно плотным, но, когда того требовала музыка, облака на небе рассеивались, и North Star вовсю сиял открытым, детальным и многомерным звуком. Особенно это ощущение пространства было выражено на записи хоровой музыки Монтеверди (Deutsche Harmonia Mundi). Высокие голоса хора и солистов практически не грешили избыточными сибилянтами.
Музыкальные образы были предельно четкими, хорошо очерченными, отдельные голоса редко принимали раздутые масштабы. С моими SACD-проигрывателем Marantz и ЦАП'ом Musical Paradise D-1 вокал Дага Маклеода казался неестественно масштабным и размытым. На Supremo же Маклеод съежился до человеческого роста, в результате чего эффект присутствия не ослаб, а даже усилился. На малых джазовых составах и камерных оркестрах ощущалась четкая локализация инструментов вглубь сцены. Подобно мощному полупроводниковому усилителю, этот ЦАП все отлично контролировал. С басами он делал то же, что и мои моноблоки Wyred4Sound SX-1000, четко размещая их по месту в звуковой сцене. С ламповым усилителем бас был заметно жестче, хотя с моим First Watt F5 этот эффект казался не столь явным, но и тут Supremo ни разу не ослабил своей хватки. Он хорошо сочетался и с прямонакальными триодами, и с полупроводниковым усилением класса А или D.
В целом с моими колонками Harbeth Compact 7 ES-3 система звучала больше всего по-домашнему, именно в стиле Harbeth: тепло, округло, плотно, но при этом с хорошей скоростью и глубоким басом в придачу. Как будто она догадывалась о моих намерениях добавить в нее сабвуфер! С таким ЦАП'ом, как этот, особой нужды в нем не было, учитывая небольшие размеры моей комнаты прослушивания. Удивительно, но и с магнепланарами Magnepan 1.7 North Star также звучал полнотело и массивно, и в гораздо большей степени, чем я мог ожидать от этих тонких панелей стоимостью в $4000. 1.7 известны своей непревзойденной локализацией в данной ценовой нише, но редко удостаиваются похвалы за тональную верность. Спустя несколько недель после появления у меня Supremo я слушал музыку в большой гостиной наверху в одиночестве. Это был хороший момент уделить повышенное внимание панелям Мэгги, которые только-только разыгрались после 30 месяцев после их приобретения. Мэгги приручить нелегко, они норовят честно вываливать звуковой мусор на слушателя. Это требовательные и необычные колонки и, возможно, не самый лучший вариант для тестирования другой техники. Неважно. Я включил Supremo в тракт с предусилителем ARC LS-17, моноблоками Wyred4Sound SX-1000 и транспортом Marantz. Колонки трудно было узнать. Наконец они вошли в голос. И в этом им помог ЦАП из Северной Италии за 3450 Евро.
Я думал, что достаточно хорошо знаю, насколько скорострельны мои Мэгги, и не подозревал, что еще ждет меня впереди. Когда вы сидите в джазовом клубе близко от сцены, вы скорее всего будет отбивать такт, если не сводите глаз с ударника. Когда я печатал на компьютере в столовой по соседству с моей гостиной, я не был готов к тем динамическим всплескам, которым способен воспроизводить Supremo, будь то удар барабана или труба Роя Харгрува. Речь о треке «Laura» с компакт-диска Харгрува Parker's Mood. На этой записи представлен несравненный Крисчен МакБрайд, блестящий комедиант, который владеет еще и контрабасом. И, хотя я сидел на расстоянии семи метров от колонок, я буквально подпрыгнул от неожиданности. На секунду я испугался за пищалки – как они могут выдавать высокие с такой скоростью? Если живая музыка способна заставлять нас встрепенуться своими неожиданными динамическими контрастами, то North Star Supremo в этом смысле очень близок к этому. Затем я подумал: может, деревянный пол и голые стены в комнате наверху служат причиной такой живости? Несомненно, и это сыграло свою роль, но когда я отключил Supremo и оставил только SACD/CD-проигрыватель Marantz SA-8003, стало ясно, что основной вклад вносил именно Supremo.Теперь у меня были панели с сухим и плотным басом, которые при этом воспроизводили высокие частоты с невероятной легкостью. Я надеялся, что замена усилителей или добавление сабвуфера позволит восполнить нехватку басов, но я и не подозревал, что панельные колонки могут настолько живо откликаться на смену цифрового источника. Не думал я также и о том, что они способны звучать настолько же тонально верно, насколько мои Harbeth, и настолько же полнотело и богато. Но все это было налицо: оттенки тембров винтажной гитары Тони Райса, восхитительные обертоны виолончели Ростроповича, фактура контрабаса Рэя Брауна в центре сцены на его замечательной записи Walk On: The Final Ray Broun Trio Recordings.
В этот момент до меня дошло, что мои Мэгги «недоедают». Я уже знал, что им по душе мои 1100-Ваттные моноблоки ICEPower Wyred4Sound, но, очевидно, им требовался еще и настолько же мощный источник. Винил на моих Мэгги всегда звучал гораздо лучше, чем любой цифровой источник, который я пробовал, включая проигрыватель SACD в виде весьма уважаемого Marantz SA-15S2B Ken Ishivata Special Edition, аппарата, реализующего, наверное, 95% лучших технологий Marantz, хотя уже и пятилетней давности. А за пять лет может измениться очень многое. Без по-настоящему референсного источника Мэгги не покажут всего, на что они способны. Даже обычный компакт-диск звучал полнее и мощнее через Supremo, чем источник SACD. Слушая Supremo, я часто спрашивал себя, не напрасно ли я потратил тысячи долларов на диски SACD за последние десять лет.
На большинстве воспроизводимых через Supremo записей вне зависимости от их разрешения, включая рипы MP3, дремавшие на моем винчестере одиннадцать лет, середина звучала очень весомо. Теперь я получал от моих Мэгги практически те же преимущества, которые свойственны корпусной акустике, но без ее недостатков. Я наслаждался тем заразительным, набирающим скорость ритмом на первой минуте трека Moody Blues «Ride my See-Saw». Это было ощущение свободы, которое появляется, когда ты вдруг понимаешь, что присутствуешь практически на живом концерте у себя дома.У меня есть дюжина записей в пяти форматах: CD и MP3-копии, DSD-файлы, SACD и высококачественные виниловые издания. Возможно, не самые веселые, но очень полезные в подобной ситуации! Я выбрал пять ремастеров Analogue Productions с музыкой Билла Эванса, Луи Армстронга, Гранта Грина, Джона Колтрейна и Майлса Дэвиса. Разница между ними оказалась небольшой, но очень стабильной. Некоторые диски SACD звучали чище, более открыто и всегда выдавали больше информации о пространстве, чем винил. Винил казался немного зажатым тонально. Но иногда винил оказывался наиболее масштабным, если не самым воздушным по звуковой сцене. Файлы DSD звучали теплее, мягче и живее других. Но был ли какой-то из этих форматов по итогам лучше других? Если отбросить MP3, вряд ли. Все четыре формата высокого разрешения звучали превосходно. А больше всего меня удивило, насколько стандартный CD по коаксиальному кабелю приблизился к остальным форматам с Supremo. Эта связка оказалась намного лучше, чем все другие доступные мне комбинации цифровых проигрывателей с ЦАП'ами – теплее, ритмичнее, подробнее, с более плотным басом и более масштабной звуковой сценой. В будущем, если я решусь расширить фонотеку, я, как многие, скорее всего буду вкладываться в DSD. Но на сегодня я не вижу смысла дублировать свою музыкальную библиотеку файлами DSD. И, как ни странно, в основном потому, что этот DSD-совместимый ЦАП, даже имеющий аббревиатуру «DSD» в названии модели, показал, насколько невелик разрыв между CD и форматами более высокого разрешения. Может, это заслуга аналоговой части Supremo?
Я пришел к заключению, что основная разница между некоторыми очень хорошими ЦАП'ами в ценовой нише от $500 до $2000 и выдающихся за $3000-$5000 и дороже состоит в том, насколько у них отсутствует зажатость и насколько они способны передать величие и темперамент на сложной музыке. Очень хорошие ЦАП'ы типа Accuphase DC-37 за $11000, который я арендовал на несколько месяцев, звучат полнотело и мощно, как винил, даже на малой громкости. Хороший ЦАП может наполнить комнату всеми цветами качественного звука без ламп в усилителях. Возможно, это отличительное свойство чипов ESS Sabre, применяемых в Supremo. Где бы ни стояли ESS, а они есть и в Audiolab M-DAC, т в Resonessence Labs Mirus, и в этом ЦАП'е North Star (трех самых последних ЦАП'ах, использующих ESS, которые принадлежат мне или которые я испытывал), всегда налицо полновесность, высокое разрешение и слегка теплый оттенок в звуке. Конечно, Resonessence Labs Mirus более универсален благодаря его способности воспроизводить музыку с SD-карт и наличию многочисленных режимов фильтрации. Но за такую универсальность вам придется заплатить лишних почти $2000. При моем бюджете это того не стоит. North Star без сомнения выигрывает на этой дистанции, но ваша дистанция может быть иной. Звучание у Resonessence более релаксирующее, и кому-то это может больше понравиться.Звук был мощный, чистый, естественный, сочный, но при этом быстрый: со всеми моими колонками это был звуковой почерк North Star Supremo. Если вы хотите ощутить бесподобную живость педали Фендера или грациозный галоп игры Джастина Хенина, берите Resonessence Labs Mirus, который зальет комнату темным потоком мелодичной музыки, который, однако, временами звучит излишне причесанно. Если вам по душе более яркий, эфирный звук, который я ассоциирую с вином Лафит, то это не Supremo. В таком случае, возможно, вам больше подойдет Esoteric. Supremo – не тот ЦАП, который даст вам свободу танцевать на потолке ваших чувств. Это как мощное выдержанное тосканское вино Bolgheri с оттенками лампового привкуса, но с инстинктами гепарда. North Star – как Rafael или Serena: сильный и скоростной до взрывного. Какую бы музыку вы ни слушали, это ощущение всегда присутствует в самой сердцевине звука.
Слегка ошеломленный способностью Supremo делать звучание музыки более наполненным, менее плоским и менее цифровым, я обратился к записям Вэна Моррисона и Nazareth. Обозначилась астральная тематика, но меня в основном интересовало, насколько хорошо ЦАП может справиться с посредственно записанными или скопированными компакт-дисками. На большинстве систем запись Nazareth звучала настолько жестко, что слушать было невозможно. Я бы соврал, если бы сказал, что был удивлен, насколько легко North Star удалось экстрагировать магию музыки из ярких и жестких записей рока 70-х, включая трек «This Flight Tonight». Скрипучий голос Дэна МакКаферти объясняет, почему большинство людей в возрасте моих родителей отворачиваются от хард-рока, но, клянусь, Supremo даже усилил магию голоса Джони Митчел и ухитрился облагородить МакКаферти, мычащего так, как только он и может мычать. Ни один из моих проигрывателей Marantz (SA 15-S2B Limited Edition, SA8003, CD5004) не в состоянии был вытащить эту магию. «Домашний» звуковой стиль Marantz часто называют теплым и открытым, немного отстраненным. North Star оставил аппараты Marantz далеко позади, их середина в сравнении с ним казалась ощутимо проваленной, недостаточно теплой и плотной, неспособной полностью выявить второй план, иногда резкой и всегда менее быстрой, на шаг отстающей от ритма.
В целом со всеми моими компонентами Marantz присутствовало ощущения пустоватости или нехватки чего-то в средних частотах. Разница была такая же, как между звуком в акустически тщательно обработанным и оптимально демпфированным помещении с толстыми накладками из вишневого массива на стенах и резкими выкриками расстроенного заброшенного на десятилетия во влажной атмосфере церкви пианино. Мой SACD-проигрыватель Marantz SACD 15S2B Special Edition – отличный аппарат, но в сравнении с Supremo он звучит плосковато – как крошечный транзисторный усилитель по сравнению с массивными референсными моноблоками, которым доступны совершенно иные уровни плотности и яркости звука. Полное, теплое звучание с удивительно глубокими басами и скоростной динамикой – так можно описать звуковой почерк Supremo. Для многих этот ЦАП может стать окончательным выбором, положив конец поискам и реализовав все устремления, обеспечив достаточную теплоту, способную удовлетворить тайные виниловые пристрастия, и вместе с тем достаточное разрешение, утоляющее жажду высокой детальности. С Supremo для меня даже 44.1/16 было достаточно. Не думаю, что кому-то потребуется большая коллекция файлов высокого разрешения, чтобы оправдать покупку этого аппарата. Без сомнений, каждый из порядка 50 треков DSD, которые я слушал, звучал прекрасно, но и рипы Redbook тоже звучали достаточно красиво.
В процессе моих длительных прослушиваний я сделал вывод, что формат 44.1/16 Supremo воспроизводит лучше, чем мой знаменитый Marantz SA 15S2B Limited Edition – диски SACD: более наполнено, воздушно, тепло и с большим разрешением. Как и многие другие, я слышал сотни отличных проигрывателей SACD и CD на аудио выставках и в салонах, но, поскольку не боле дюжины ЦАП'ов и полдюжины CD-плейеров стоимостью выше $1000 побывали у меня дома, мои представления об образцовом уровне слишком узки, а субъективизм слишком выражен для того, чтобы сделать окончательное и безоговорочное заключение. Я просто считаю, что этот ЦАП за свои деньги очень близок к лучшим моделям гораздо более высокой ценовой категории.