Рэй Кимбер - Kimber Kable
Томаш Красински
21 февраля 2016 г.
Источник: http://www.stereolifemagazine.com/interviews/item/1191-ray-kimber-kimber-kable
На первый взгляд рынок аудиофильной кабельной продукции может показаться пугающе сложным – сотни брендов и моделей, и единственное, что их объединяет, это их назначение. Однако среди новых компаний и тех, чья продукция по той или иной причине вошла сейчас в моду, есть ряд производителей, которые прочно занимают свое место на рынке. AudioQuest, Nordost, Monster Cable, Cardas Audio, Van den Hul, Kimber Kable в основном и создали этот рынок и продолжают формировать и расширять его и сегодня. В большинстве случаев философия каждой компании исходит от ее основателя, и поэтому мы с большой радостью беседуем сегодня с легендой кабельного мира – Рэем Кимбером.
Kimber Kable – уникальный бренд среди прочих уже потому, что эта компания появилась ранеьше других. Рэй Кимбер производит впечатление исключительно приветливого человека с безупречными манерами, оставаясь при этом интересным собеседником. Во время нашей встречи он был весел и откровенен с самого начала. И хотя его мысли все время были чем-то заняты, поскольку телефон в кармане никак не мог успокоиться, это не мешало Рэю сохранять спокойствие и сосредоточенность, а во время интервьюирования он даже прочел мне небольшую лекцию. Рэй обладает даром говорить о сложных вещах очень просто и доходчиво, и поэтому я продолжал и продолжал задавать ему вопросы. Он – один из тех, кого действительно стоит послушать, и не только потому, что его рассказы столь содержательны, но и потому, что он способен видеть большое на расстоянии, не упуская при этом и мелочей, которые он как бы рассматривает через увеличительное стекло.
До того как у нас появилась возможность встретиться, я пытался поискать ваши прежние интервью и, если честно, их нашлось не так много. Для вас это необычное занятие – отвечать на вопросы, касающиеся кабелей?
Нет, но вы правы – в определенный момент времени я слегка отошел от дел, стал меньше ездить и практически полностью посвятил себя моему хобби. Я очень люблю мотоциклы, и даже часто называю их своими детьми. В моем гараже как-то скопилось 28 байков одновременно, но потом их стало 26, через год 23, затем 20... Однажды я сказал себе: большинство мотоциклов стоят без дела уже больше года, что ты делаешь, Рэй? И после этого я по-настоящему вернулся к своей работе, стал больше ездить, общаться с друзьями и домочадцами и, конечно, моими дистрибуторами и партнерами по всему миру. Именно по этой причине сейчас я нахожусь в Европе. А вообще я здесь проездом, на обратном пути из Индии через Корею и Польшу назад в США. Но проблем с перелетами в западном направлении у меня нет, это верный путь с точки зрения неудобств из-за разницы во времени и проч.
Вы основали компанию Kimber Kable в 1979 году, достаточно давно для аудиофильского кабельного бренда. AudioQuest появился в 1980, Tara Labs в 1986, а Cardas Audio – в 1987.
Да, сама концепция высококачественных кабелей для аудио оборудования была тогда новой, но она возникла из практической потребности победить наводки и шумы в системах профессионального аудио. Это было время, когда единственной крупной кабельной компанией на рынке была Monster Cable. Большинство компаний типа нашей образовались спустя несколько лет, и каждая шла к совершенству своим путем; на мой взгляд, большинство этих производителей выпускают очень качественные продукты. Я знаком с Джорджем Кардасом, Биллом Лоу, Ван ден Хулом и многими другими в бизнесе, так что большинство моих конкурентов - одновременно мои друзья. Но мы никогда не слушали кабели наших конкурентов. У нас есть очень хорошие испытательные мощности, и мы сравниваем прототипы новых моделей с теми, что уже производим. Я также активно занимаюсь звукозаписью, массу времени провожу в студиях, так что у меня есть масса возможностей для сравнения кабелей и достаточно четкое понимание того, что значит хороший звук.
Кабели Рэя Кимбера замечательны своей геометрией |
В середине 70-х вы работали в компании по озвучиванию и освещению в Лос-Анджелесе, и пришли к заключению, что осветительные системы генерируют массу шумов, порождающих наводки на акустические кабели. Так появилось ваше первое изобретение. Можете рассказать об этом подробнее?
Да, это было действительно очень интересно. Я работал звукоинженером, когда в США начали появляться первые большие дискотеки. Проблема, и довольно серьезная, состояла в том, что кабели нахватывали массу шумов и наводок от электрических устройств, особенно от систем освещения, и в мои обязанности входило решать эту проблему. На концерте, который проходит на стадионе или в большом зале, это не так сложно, поскольку колонки могут быть расставлены по бокам сцены, вдали от осветительных прожекторов, которые находятся над сценой и позади аудитории. Но на дискотеке все по-другому, и вы без труда можете слышать в колонках наводки от световых приборов. Обычный кабель работает как антенна, поэтому неудивительно, что вы имеете все эти неприятности по полной программе. В то время очень важно было найти решение данной проблемы.
И как вы этого добились?
Ну, сперва я попробовал экранировать кабели, но это было плохое решение, т.к. сигнальные провода взаимодействуют с экраном, когда по ним течет ток. Например, ели вы положите провод на стальную пластину и подадите через него сигнал, вы буквально увидите, как он начнет слегка вибрировать. В этом нет никакой магии, обычная физика. И на приведение провода в движение расходуется электрическая энергия, поступающая от усилителя и преобразующаяся в кинетическую. Отсюда потери полезной энергии сигнала в кабеле. Тогда я попробовал скручивать провода в кабеле, чтобы минимизировать их взаимодействие. И это сработало. Мы избавились от наводок от осветительных приборов, но что я тогда сразу не понял, это то, что и звук изменился. Вот когда все это на самом деле началось. Первые свои акустические кабели я плел вручную, затем отслушивал их, и так появились кабели Kimber.
Как именно изменился звук, когда вы включили в систему те самые первые кабели?
Настоящее откровение обнаружилось по басу, он стал более точным и мощным, середина перестала звучать резко, а высокие частоты освободились от искажений, которые до этого я слышал всегда. Между нотами появилось пространство. И, хотя я неплохо зарабатывал, будучи инженером, я решил продолжить исследования.
Качественная пайка требует большого мастерства и терпения |
Некоторые компании производят кабели, обладающие своим звуковым почерком. Например, Джордж Кардас говорит, что он может получить любой характер звука, какой захочет, но просто предпочитает ориентироваться на теплый, «гуманный» звук. Вам приходилось на каком-то этапе определяться, какой характер звука выбрать в качестве ориентира?
Так как моей специальностью было профессиональное аудио, я не выбирал в качестве ориентира звуковой почерк. Для меня идеалами всегда были нейтральная электроника, нейтральные колонки и нейтральные кабели. Если провести аналогию звукового почерка кабелей с акцентом, я хочу, чтобы у моих кабелей не было акцента вообще – ни канадского, ни австрийского, никакого.
А теперь главный вопрос – как вам это удается?
Да, вопрос хороший. Естественно, чтобы достичь цели, необходимы глубокие исследования и масса экспериментов, а также пристальное внимание к каждому элементу будущего изделия. Поскольку в моем случае мне в первую очередь нужно было сделать плетеный кабель, моя компания начала приобретать соответствующие станки, с помощью которых мы начали выпускать наши кабели. Затем мы стали экспериментировать с разными проводниками, диэлектриками, металлами, но цель всегда оставалась той же – сделать как можно более нейтральный кабель.
Так плетутся кабели Kimber Kable |
Основной конек Kimber Kable – определенно геометрия кабеля, но есть ведь и другие факторы. Какие из них, на ваш взгляд, являются наиболее важными? Изоляция, чистота материала проводников, терминалы?
У вас может быть удачная геометрия, но если вы используете низкокачественный проводник или диэлектрик, результат окажется посредственным. Конечно, степень очистки меди или серебра важна, но сверхчистые металлы существуют только в виде продуктов лабораторных экспериментов. Большую проблему на японском рынке вызвало начало выпуска одной компанией кабеля с использованием меди 4N, потом появились 6N, 7N, 8N... Это означает, что теоретически у вас чистая медь 99,999999%, и на 100 000 000 частей меди приходится 1 часть чего-то другого. Мне кажется, такого просто не может быть. Если это так, позвольте спросить, а что это за частичка, какой именно примеси? Я много раз задавал этот вопрос, и никто не смог мне на него ответить. Но есть и еще один аспект: а кто может проверить то, что утверждает производитель? Купив такой кабель и поверив в то, что он настолько чист, вы все равно не сможете убедиться, так ли это на самом деле. Если, конечно, у вас нет современной лаборатории в подвале. К тому же, кабель из чистой меди 8N почти наверняка окажется очень дорогим, так что вы в любом случае не станете отрезать от него половину, чтобы отнести ее в лабораторию и установить степень чистоты металла. А раз у вас нет возможности сделать экспертизу, производители могут утверждать все, что им угодно.
Так все же насколько важна чистота проводников на самом деле?
Конечно, она важна, но заходить дальше, чем мы заходим в этом вопросе, нет смысла. В любом проводнике всегда присутствуют те или иные примеси, но важнее просто представлять себе, какими свойствами эти примеси обладают, чем пытаться избавиться от них. Так, в серебре не должно содержаться серы, а в меди - железа или его соединений. Существует множество факторов, которые гораздо важнее, чем количество «девяток» на упаковке кабеля.
На разных стадиях процесса иногда наблюдаются необычные явления |
Некоторые считают, что с точки зрения физики идеальный кабель должен состоять из большого количества очень тонких проводников, и это главное. Вы согласны?
Нет, это не решает всех проблем. Чтобы понять это, вы должны представить себе, как можно толстый кабель уменьшить в диаметре. Вы должны будете протягивать провода через ряд станков, после чего кабель станет тоньше и длиннее. Во время каждой такой протяжки ее скорость увеличивается по мере того, как провода становятся тоньше. Сжатие и растяжение проводов приводит к их нагреву, поэтому станки должны смазываться и охлаждаться. С толстыми кабелями это не проблема, но если жилы имеют толщину волоса, как вы думаете, что с ними произойдет в конце концов? Ведь провода подвергаются мощному механическому воздействию. Смазка должна куда-то растекаться, и она распространяется по поверхности кабеля. Вы имеете дело с трением, нагревом, натяжением проводов... К тому же формовочные муфты на выходе станков алмазные, и при большем диаметре проводов мы можете придать им любую форму, с помощью которой получите на выходе идеальную геометрию кабеля. А если провода очень тонкие? Даже проделать в алмазе отверстие достаточно малого диаметра – задача уже весьма непростая. Именно поэтому тонкие кабели обычно не отличаются выдающимся качеством. Процесс сборки кабеля в целом может менять внутреннюю структуру проводников, их свойства и даже может приводить к загрязнению меди. На мой взгляд, критический размер – 32 AWG. Если вы хотите сделать кабель тоньше, вам придется разработать какую-то весьма продвинутую технологию. Конечно, в некоторых областях требуются именно очень тонкие кабели, например для внутренней проводки тонармов, но в большинстве случаев слишком тонкие жилы кабеля отрицательно сказываются на звучании.
Сборка акустического кабеля с лопатками |
Все эти моменты подводят нас к деликатному вопросу цен. Как известно, аудиофильные кабели дороги, и в некоторых случаях разница в цене между какими-то дешевыми кабелями и флагманскими моделями, даже производимыми одной и той же компанией, бывает колоссальной. Но ведь технологии при этом остаются теми же, так за что же мы столько платим?
Это свободный рынок, и каждая компания имеет право назначать любые цены по собственному усмотрению, но для того чтобы объяснить вам суть нашего подхода, я могу привести в качестве примера кабель, который мы до сих пор выпускаем. Это оптический кабель, и когда мы решили начать его производство, мы долго выбирали будущего поставщика оптоволоконной продукции. Мы нашли одну компанию в Японии, которая делает очень чистое оптоволокно для лапароскопии. Мы закупили сотни метров этого оптоволокна, а также станки для его резки. Когда же наш кабель был готов и мы приступили к первым испытаниям его на слух, результат оказался весьма печальным. Тогда мы связались с компанией-поставщиком, чтобы убедиться в том, что они продали нам не самый худший тип оптоволокна, но нет – это было лучшее, что они могли предложить. После определенных исследований мы поняли, что проблема заключалась в неверном способе соединения оптоволокна с внешним защитным покрытием. Мы попробовали сделать это по-иному, и получили еще гораздо худший результат из-за усиленного нагрева, сопровождавшего процесс. Тогда мы разработали технологию нанесения изоляции при более низкой температуре. Потом всплыл еще целый ряд проблем, включая пластиковый разъем. В нашем первом прототипе он изготовлялся из полированного пластика, и оказалось, что при наличии полировки часть световой энергии отражается, что, естественно, приводит к частичной потере информации. Тогда мы решили использовать матовый черный разъем. Затем наш оптический кабель испытывался одним из лидирующих американских журналов, и эксперты нашли, что он гораздо лучше других. Единственно, что им не понравилось, это те самые не очень симпатичные разъемы, поскольку у аналогичных моделей других производителей они блестели, а у нас – нет. Вот такая история! И, поскольку мы выпускаем очень много таких кабелей, у нас есть возможность удерживать их цену на разумном уровне. В нашем случае цена кабелей зависит только от стоимости материалов, затрат т руда и технологии, используемой в производстве.
Как уже было сказано, вы начали очень давно, когда на рынке было не так много конкурентов. Теперь же сотни компаний предлагают аудиофильную кабельную продукцию, и чем руководствуются клиенты, отдавая предпочтение вашим кабелям?
На этот счет я могу рассказать одну историю о наших розничных продавцах в США. Однажды один из них позвонил мне и сказал, что хочет избавиться от целого ряда брендов и изделий, потому что у него их слишком много. Чтобы оставить в своем магазине самое лучшее, он поручил своим продавцам устроить прослушивание и выбрать те бренды, которые им больше всего понравятся. Это был большой магазин, так что около 40 человек из его персонала занялись прослушиванием всех кабелей, имевшихся в наличии. И что же? Он позвонил мне и говорит: Рэй, ты не на первом мести, но почти все мои работники поставили тебя на второе. А мнения по поводу первого места сильно разделились, третье, четвертое и пятое места также не были определены единогласно, но нашим кабелям было присвоено второе место практически всеми испытателями. И это меня очень порадовало, так как нашей целью с самого начала была стабильность результатов работы, и данный эксперимент показал, что наши кабели несомненно представляют собой определенную ценность. Наша компания всегда стремилась к тому, чтобы клиенты и дилеры были довольны. И мы очень много работаем, чтобы всегда держаться этого курса.
Этот кабель можно узнать сразу |
Некоторые не верят, что кабели могут вообще на что-то влиять. Другие, напротив, считают, что кабели и разные примочки типа поглотителей вибраций являются важнейшими компонентами системы. Так насколько все же высока их важность?
Я бы сравнил аудио кабели с шинами автомобиля. Они не самый важный элемент всей системы, но должны быть всегда в порядке. Если у вас есть автомобиль, на котором вы возите детей в школу и ездите за продуктами, вам просто нужен комплект приличной резины, который не подведет вас на дороге под проливным дождем, но если у вас шикарный спорт-кар, шины будут играть совершенно иную роль. Большинство из тех, кто по-настоящему любит музыку и обладает хорошей или очень хорошей аудио системой, действительно нуждается в самых лучших кабелях, благодаря которым их впечатления от музыки станут значительно ярче. Я уверен, что такие люди были бы рады послушать своих любимых исполнителей вживую, но это чаще всего невозможно, поскольку одни уже покинули этот мир, а другие живут на расстоянии в тысячи миль. Поэтому большинство из нас довольствуется домашними системами, звучание которых они всегда стремятся сделать как можно лучше. Кабели трудно испортить, и поэтому они оправдывают свою цену. Люди покупают их, а когда дело доходит до усовершенствования системы, обычно удается их продать, чтобы приобрести другие. С нашими кабелями это несложно еще и потому, что мы не слишком часто меняем модели.
Ваш каталог выглядит достаточно внушительно. А что у вас в планах на ближайшее будущее?
Всегда можно найти массу направлений для дальнейших разработок и улучшений. Необходимость – стимул к изобретательству, и сейчас, кажется, на рынке формируется очень большой спрос на специализированные кабели для головных телефонов. Между прочим, пару таких кабелей я привез с собой. Это необычные кабели, мы их делаем для Sony. Они даже предлагаются под брендом Sony и будут продаваться компанией Sony, в их упаковке и все такое. Эти кабели специально разрабатывались для наушников класса High End типа MDR-Z7. По ним хорошо видно, какую геометрию мы используем, и насколько привлекательно выглядят разъемы. Это очень качественные кабели, заметно улучшающие звучание наушников. К тому же благодаря плетеной конструкции кабелей отсутствует необходимость в металлическом разветвителе. Каждый из кабелей, которые мы делаем для Sony, использует 8-проводную плетеную конструкцию, отличающуюся полной невосприимчивостью к наводкам и шумам, а также минимальными потерями. Как оказалось, спрос на такие кабели фактически превзошел все ожидания. Компания Sony уже продала их во много раз больше, чем планировалось, так что мы уверены, что выбрали верное направление с этими новыми изделиями. Сейчас мы производим целую серию кабелей для наушников под названием Axios. Они разработаны для таких головных телефонов, как Sennheizer, HiFiMan, Audese и т.д. Этот рынок растет как сумасшедший, и нам в целом удается удовлетворить клиентский спрос на должном уровне.