Mythology Transform X-Frame
Сраджан Эбен
Август 2020 г.
Перевод на русский. Оригинал: https://6moons.com/audioreview_articles/hifistay4/
Источники: Retina 5К 27" iMac (4-ядерный 4ГГц с турбо- ускорителем, 32Г RAM, ЗТ FusionDrive, OSX Yosemite. iTunes 14.4), PureMusic 3.02, Audirvana 3, Qobuz Hifi, Tidal Hifi, COS Engineering D1, Denafrips Terminator, Soundaware DЗ00Ref, AURALiC Vega
Предусилитель: Vinnie Rossi L2 Signature с WE VТ52/ЗООВ или Elrog 50/300В, Nagra Classic, Wyred4Sound STP-SE Stage 11, Vinnie Rossi LIO (модуль АVТ)
Усилители мощности и интегральные: Pass Labs ХАЗО.8; FirstWatt SIT1 моно, SITЗ, F5, F6, F7; Goldmund/Job 225; Aura Note Premier; Wyred4Sound mlNT; Nord Acoustics NC500 моно; LinnenberG Audio Liszt моно: Bakoon AMP-13R
Акустические системы: Audio Physic Codex; Cube Audio Nenuphar; Albedo Audio Aptica; EnigmAcoustics Mythology 1; Boenicke Audio W5se; Zu Audio Druid V & VI & Submission; German Physiks HRS-120; Eversound Essence; Fram Midi 150 & 120; Acelec Model One
Кабели: Complete loom of Allnic Audio ZLЗ000 and Zu Event; KingRex uArt, Zu & LightHarmonic LightSpeed douЫeheader USB саЫеs; Tombo Тп21n S/PDIF; van den Hul AES/EBU; AudioQuest Diamond glass-fibre Toslink; Black Cat СаЫе redlevel Lupo; Ocellia осе Silver; Lessloss C-MARC Entropic на два сетевых кондиционера
Стойки: Artesania Audio Exoteryc двойная, 3 уроаня с опциональными стеклянными полками, подставки под усилители Exoteryc Krion
Прочие аксессуары: резонаторы Acoustic System, Lessloss Firewall
Помещение: 4 х 6 м с высоким потолком
Стойки. Вспомним средневековье с ужасными пытками. А потом вернемся в настоящее время, очнувшись рядом с продвинутой аудио системой. И вдруг обнаружим, что ее звучание иногда напоминает пытку, хотя и не такую суровую. Но появляется Генеральный Инквизитор, произносит обвинительную речь, и вы подписываете признание своей вины. В чем же заключалась ваша ересь? В своем отсталом неведении вы полагали, что аудио стойки – это ерунда. Вы были уверены, что и обычная домашняя мебель вполне сгодится под ваши аудио компоненты.
Но доводы обвинения заставили вас изменить свое мнение. Вы увидели свет и поверили в спасение: в то, что хорошая аппаратная стойка избавит вас от мук.
Пустим скупую слезу, чтобы наш рассказ звучал более убедительно. Прислушавшись к советам покрытого шрамами бывалого вояки, вы сможете избежать даже мелких царапин.
Можете, конечно, ничего не подписывать и...
В современной версии флагманской стойки X-Frame Lite можно изменять углы между диагональными перекладинами
...пускай ваша аппаратура продолжает халтурить в полсилы своих возможностей, но сможете ли вы с этим жить? Значит, стойка – и никаких возражений. Вы уже слышали, как она влияет на звук. Но теперь самое время пустить уже настоящую, соленую слезу. В отличие от блестящих гламурных поделок специально разработанные стойки, которые действительно работают, стоят нешуточных денег. Будь то Ansuz, Artesania, Critical Mass Systems, Finite Element, Grand Prix Audio, HRS или Silent Running, все по-настоящему хорошее требует солидных капиталовложений. Серьезные изделия проектируются с использованием акселерометров и измерителями амплитуды механических вибраций, затем они доводятся на многочисленных прототипах, в их производстве подбираются технологии точнейшей обработки твердых материалов с минимальными допусками. Конечные изделия, нормированные на определенную нагрузку, сами могут весить очень немало и стоить соответственно – в данном случае мы говорим о цене в 19 000 евро за 120 кг веса.
Корейская компания Hifistay, воюющая в механическими вибрациями со средневековой беспощадностью, входит в самый верхний эшелон производителей аудио стоек. Основатель Hifistay Пьюн Найвон открыл свою компанию в 2002 году. Первый образец стойки Mythology был представлен на выставке RMAF 2009 в Денвере. Компания отнюдь не опоздала к праздничному столу в своей области. Напротив, она оказалась среди первопроходцев данного направления. В апреле 2020 г. в каталоге фирмы появились облегченные версии стойки Mythology Transform: стандартная и миниатюрная (вдвое меньше). Последняя адресовалась системам с классическими компонентами Nagra и Linn, Simon Audio 5-й серии и похожим по размеру изделиям. Если вы в восторге от компактного винилового проигрывателя Grand Prix Audio Monaco 2.0, соперничающего с тяжеленными виниловыми монстрами, похожими на буровые установки, вы воспримете стиль изделий Hifistay еще более индустриальным, и поймете, что стиль этот навеян именно буровыми установками. А к деревянной мебели они никакого отношения точно не имеют.
Согласившись сделать обзор их новых виброзащитных опор под конус* Stella 60 Double Swing и испытав их, я почувствовал, что становлюсь слишком сентиментальным. Но тут меня посетил Главный Инквизитор. Он развеял все сомнения и привел мои мысли в порядок. Тщательно изучив предмет, я даже кое-что написал о нем. Не думайте, что я сделал это только ради искупления своей вины. Я исповедую принцип «живи и дай жить другим». Так что это был чистый энтузиазм. Я хотел поделиться своими мыслями с другими сомневающимися. Можете считать, что мною двигала перспектива получить награду в виде прироста качества звука. И когда Джон Лим из Лондона предложил мне сделать обзор их флагманской стойки, я тут же согласился. Сне было очень интересно, что получится, если в придачу к четырем развязывающим подставкам под каждой тяжелой мониторной колонкой добавятся вибропоглощающие средства для всех компонентов в системе с этими колонками? Насколько лучше при этом зазвучит система?
* – виброзащитные опоры под конус, часто называемые не совсем корректным термином "антирезонансные ножки" (хотя бы потому, что подобные устройства подавляют вибрации не только на резонансных частотах), далее по тексту для краткости будут именоваться "опоры под конус".
Любопытство само по себе может стать страшной пыткой, когда отсутствует возможность его удовлетворить. К счастью, такая возможность у меня была. И я сказал да и приступил к работе.
Новые стойки Hifistay Lite в стандартной и миниатюрной версиях будут сравниваться с Artesania Exoteric двойной ширины в основной системе
Давайте посмотрим на филигранно выточенные мистером Найвоном убийцы энергии вибраций. Вот возникает противная маленькая вибрация и старается любыми путями пролезть в аппаратуру. И как лосось, плывущий на нерест против течения, она наталкивается на сплошные препятствия, сбиваясь с курса.
Первое – опора под конус Anti Gravity на полу. Подвижная верхняя плашка с ответной лункой под конус с шариком на конце сама лежит на трех керамических шариках. Еще три шарика развязывают нижнее опорное кольцо от корпуса опоры под конус, наполненного стальными шариками, образующими плотную матрицу.
И в каждом таком приборе имеются многочисленные барьеры для вибраций, предотвращающие их отражения.
Давайте предположим, что наша вибрация не полностью выдохлась, и у нее хватило сил добраться первой горизонтальной перекладины. Теперь перед ней два пути: вверх или в стороны.
Если она пойдет по горизонтали, она наткнется на одну из четырех опор под конус самого нижнего уровня стойки. Каждая опора под конус имеет свою матрицу из стальных шариков и свой верхний горизонтальный подшипник на трех керамических шариках, который может слегка смещаться, подстраиваясь под компонент с неравномерно распределенным весом. Только прорвавшись через эту опору под конус, наша вибрация сможет пробраться в аппарат (а прежде в толщу полки, на которой он установлен).
Если же она устремится вверх, ей придется столкнуться с трехслойной сборкой с шариками большего размера и развязывающей опорной плашкой на пути к следующей секции с абсорбирующим наполнением. А дальше все повторяется во втором уровне и в следующих, сколько бы вы их ни наставили.
Естественно, то же самое относится и к вибрациям, стремящимся пробраться вниз по направлению к полу. Вход в каждый узел стойки и выход из него становятся мучительными испытаниями для любых вибраций в их попытках к распространению. Ужасные шрамы нашего Главного Инквизитора пульсируют темным пурпуром в подтверждение вышесказанному.
Один очевидный вывод состоит в том, что чем более чувствителен тот или иной аудио компонент к микро-резонансам, тем выше следует его разместить на стойке. А второй – модульная конструкция стойки дает массу преимуществ. В отличие от монолитной, большой и очень тяжелой Artesania, стойка Hifistay собирается из отдельных уровней на шипах с индивидуальными опорами под конус. С переноской этого сооружения по частям справится даже ребенок. И это свойство может сыграть решающую роль в принятии окончательного решения в процессе шопинга по стойкам в данном ценовом диапазоне. Это также означает, что если наша система будет наращиваться или упрощаться, стойка сможет делаться выше или ниже – просто добавьте или уберите лишний уровень. Подставки под компоненты крепятся к подвижным салазкам горизонтальных крестовин, легко подстраиваясь под размеры конкретного аппарата. Если же форма аппарата такова, что свободы передвижения салазок не хватает, просто добавьте полку. И если компания Hifistay придумает способ дальнейшего улучшения конструкции опор под конус или в вашей системе произойдет замена компонентов на другие, сильно отличающиеся по весу, вы сможете поменять эти опоры под конус на другие.
Когда дело доходит до обуздания широкополосных вибраций в аудио, амбициозные разработчики начинают выискивать новые материалы и их комбинации. Такие, как чемпион среди тяжеловесов углеволокно или сорботан, а также титан, скандий и даже алмаз в стойках Ansuz. Это еще и вольфрам Tungsten Grooves (как следует из самого названия), и титан с деревянными накладками у SRA наряду с патентованным материалом полок – «мягкими сферическими наночастицами в непериодической пустотелой матрице с микроскопическими вакуумными полостями». Тут можно обнаружить и фрикционные демпферы, и демпфирование в напряженных слоях, и балансировку масс, и множественность степеней свободы, и вязкоупругие составы, и настраиваемые резонаторы, и механическое заземление, и многое другое.
Поскольку аудио стойка своими размерами и внешностью вносит значительные изменения в интерьер комнаты прослушивания, на рынке присутствует достаточно широкий выбор. Будучи владельцем проигрывателя Grand Prix Audio и двойной стойки Artesania Exoteric с сопутствующими платформами под усилителями, могу поделиться своим опытом. Платформы эти невозможно отодвинуть от стойки в сторону. Поэтому я бы предпочел альтернативное решение платформ Hifistay, которые можно свободно двигать между колонками. В отличие от испанского монстра, я также имею возможность перенести корейскую стойку по ее отдельным модулям на второй этаж по лестнице, чтобы испытать ее в другой системе, в которой я и тестировал опоры под конус Stella 60.
Калиброванная шкала помогает повторить настройку положения платформ на других уровнях
Теперь настало время сделать шаг назад и вернуться к моменту, когда Главный Инквизитор постучит в дверь. А до этого давайте просто пробежимся по рынку. Налицо близкое сходство концепции и внешнего оформления Mythology с датской титановой стойкой Ansuz. Похожие Х-образные модули и развязывающие элементы с горизонтальными шарикоподшипниками, к которым добавлены похожие развязывающие элементы между узлами перекладин / полок, а также между конусами стойки и полом.
Две титановые стойки Ansuz в системе Aalborg (логово аудиофила на втором этаже)
Стойки ESR Stillpoints, Grand Prix Audio Silverstone и Artesania Exoteric имеют развязывающие элементы в виде стальной проволоки, подвесок или игольчатых подшипников. Множество деревянных модульных и монолитных стоек могут может быть дополнены опорами с шарикоподшипниками (Finite Elemente Cerabase, разные модели Hifistay, Stillpoints) или с одним опорным шариком (GPA, Sympsonium), а также настраиваемыми вискоэластичными подставками (Equarack) или подставками-сэндвичами из различных материалов с напряженным слоем. Сегодня даже производители акустических систем типа Magico начинают выходить за пределы своей области, предлагая стойки и подставки своего собственного изготовления. Новые подставки Wilson Pedestal предлагаются по цене $2225 за три штуки.
Ассортимент платформ и опор под конус Hifistay повысит качество и деревянных стоек, если экстерьер собственных стоек Hifistay покажется вам слишком агрессивным
Циники считают, что спрос определяет предложение. А серьезные люди демонстрируют растущее понимание реального значения контроля резонансов в высококачественных аудио системах. Если вы пока не экспериментировали со специализированными стойками, я не буду упрекать вас в цинизме. Насколько значительный слышимый ущерб могут нанести вибрации звуку системы? Если мы назовем это явление механическим джиттером, чтобы ухватиться за известную аналогию с джиттером цифровым, у нас появится первый проблеск понимания проблемы. А если мы вспомним, что кроссоверы лучших моделей АС либо выносятся за пределы корпусов, либо помещаются в герметичные отсеки, чтобы избежать влияния мощных звуковых колебаний внутри корпуса колонки, вызывающих микрофонный эффект, то наше понимание проблемы станет более уверенным. Далее: залитые сетевые трансформаторы на плавающей подвеске реализуют стремление инженеров изолировать физические колебания от чувствительных электрических цепей. Разработанные в том же ключе аппаратные стойки просто доводят данный подход до логического завершения.
Изучая портфолио мистера Найвона, давайте сосредоточимся на флагманской конструкции X-Frame, позволяющей изменять угол пересечения диагональных перекладин с целью варьировать площадь, которую занимает стойка. Благодаря этому уникальному свойству владелец системы получает возможность играть шириной и глубиной стойки.
Посмотрим на размеры стойки. «На этом чертеже мистер Пьюн показал новые полки толщиной 40 мм, которые еще не до конца выверены. С этими полками получаются просветы между уровнями в 250 мм при высоте вертикальных колонн 250 мм, как показано на чертеже. Наша стойка Mythology Transform абсолютно работоспособна и без каких-либо полок, но мы предлагаем их в качестве опции в двух версиях: уже доступные стандартные полки и более продвинутые, которые пока на стадии разработки. Мы можем предоставить вам четыре новые полки из пробной партии*, просто чтобы продемонстрировать, как будет выглядеть стойка с этими полками». Прямо перед отправкой мистер Пьюн решил включить небольшой апгрейд, который до этого планировался на потом. Ему просто не терпелось поделиться идеей этого апгрейда с нами и нашими читателями как можно скорее».
* – Полки новой конструкции, описанные выше, прибудут в Москву в начале сентрября 2020 г.
Когда в полном соответствии с предыдущей перепиской образцы должны были отправить, я прочел: «Извиняюсь, но у нас очередная задержка». Приводя реальные сложности с пересылкой груза подобных размеров и веса, я убедил мистера Лима, что эта задержка даже пойдет на пользу, поскольку появится повод написать дополнительный раздел обзора на основе следующего образца стойки. Терпение тех, кто умеет ждать, всегда бывает вознаграждено.
«Стойка Mythology Transform X-Frame (TX) с 4 уровнями готова к отправке. Как и было обещано, мистер Пьюн сделал ей апгрейд. Он касается усовершенствования ваших образцов Perfect Point (все вертикальные колонны длиной 250 мм плюс комплект из 4 колонн длиной 200 мм на всякий случай). Опоры Perfect Point+ имеют ту же структуру одинарного шарнира с тремя керамическими шариками в основании. В отличие от верхнего ролика Perfect Point с одним большим керамическим шариком, новый корпус Perfect Point+ из нержавеющей стали включает три горизонтальных керамических шарикоподшипника для более эффективного механического контакта с компонентом (или полкой). Мы также высылаем вам 4 отличных опциональных полки. Назвав их Perfect Board, мы пока продолжаем работы над окончательным прототипом, предназначенным для «полевых» экспериментов в течение следующих шести месяцев. То, что мы включили в груз, позволит вам уже сейчас получить представление о том, как будет выглядеть окончательный вариант изделия. Полки Perfect Board состоят из трех слоев МДФ, склеенных друг с другом под большим давлением, и имеют внутренний слой из специального поглощающего материала.»
Для четырехуровневой стойки можно заказывать полки удвоенной толщины, а также разбивать одну высокую 4-уровневую полку на две 2-уровневые с дополнительным комплектом развязывающих от пола платформ, либо на одну 3-уровневую с отдельной платформой для усилителя.
Гибкость – преимущество модульных решений.
Посмотрим, как можно использовать шарнирную конструкцию стойки для размещения компонентов различной ширины и глубины и как продуманная упаковка отдельных деталей стойки помогат при ее сборке. Hifistay рекомендует собирать стойку вдвоем. В сопутствующих к грузу документах значились три ящика, каждый размером 93 х 80 х 43 см, а общий вес груза составлял 136,5 кг!
В связи с высокой стоимостью (даже отпускной), заявленной для страховки, НДС и таможенный сбор вылились в кругленькую четырехзначную сумму. В отличие от FedEx, DHL и других курьерских служб, компания Interlink пока не успела модернизироваться до платежного онлайн-терминала. Они потребовали сделать старомодный банковский перевод в дублинский Dankse Bank.
Если бы компания Hifistay продавала свои изделия напрямую с фабрики, покупатели платили бы НДС по получении. И им бы это встало в лишние 7,7% в Швейцарии и до 27% в Венгрии. Но они так не работают. В Европе на данный момент у них есть дистрибуция во Франции, Греции и России. Страны Бенилюкса остаются за кадром. Начиная с сентября 2020 г. Джон Лим в Лондоне заведует рынками Европы и Великобритании, не имеющими пока официальных дистрибуторов. Обсуждаются варианты партнерства в Германии, Италии и Испании.
Это освобождает покупателей от значительных скрытых затрат из-за отсутствия импорта столь массивных изделий, которые должны пересекать границы государств. Также это дает возможность посмотреть, потрогать и оценить изделия до размещения заказа.
«Наши трехмерные проекции Mythology TX устарели. Мы работаем над новой визуализацией. Краткое описание улучшений, реализованных в Perfect Point+, уже приводилось выше. Наши новые напольные опоры под конус Anti Gravity теперь имеют трехшарнирную структуру на базе Ballerino 88.
Прежние конусы с шариком на конце теперь имеют четыре керамических шарика по вертикали.
Промежуточные опорные площадки под конусы вертикальных колонн теперь имеют внутреннюю структуру из трех слоев со стальными шариками. Эти апгрейды реализованы во всех экземплярах стоек Mythology TX, выпущенных с начала 2020 г. Мы просто пока не делали официальных уведомлений о них, но на этом снимке новой Mythology TX Little все нововведения хорошо видны.»
Не так часто производители улучшают свою продукцию без того, чтобы наделать вокруг этого много шума. И вот теперь этот кот извлечен из мешка. Начался сезон серьезной охоты на противные маленькие вибрации, имеющие намерение проползти в компоненты системы, изолированные средствами флагманской стойки Hifistay.
Естественно, циники скажут, что все это ни что иное, как необоснованный перебор. Это их работа. Мои уши сделают вывод, есть ли польза от этих мудреных ухищрений. Это уже их работа. А вам, возможно, останется только платить в твердой валюте? Ввязавшись в эту историю, мы уже поняли, что игры с виброизоляцией на столь высоком уровне стоят недешево, каким бы именем ни сверкал шильдик. Команда мистера Найвона использует серьезное производственное оборудование и не жалеет времени и сил на создание сложных конструкций с шикарной внешней отделкой. В отличие от практически пустотелых изделий, украшенных толстыми лицевыми панелями, эти стойки не заставляют вас задуматься, а не в пустоту ли ушли потраченные вами деньги. Это оборудование выполнено в стиле Хеви Метал. А его назначение, в отличие от музыки, не в том, чтобы создавать много шума. Напротив, как можно более глубокое механическое безмолвие – единственная цель.
Джон предоставил мне инструкции по окончательной сборке стойки.
«В случае использования полок Perfect Boards установите угол между перекладинами X-Frame в исходную позицию, чтобы они были на линии с последней меткой. Открутите верхние плашки Perfect Point+ и замените их на такие же от старых Perfect Point. Они высылаются прикрепленными к нижней поверхности полок. Поместите большой керамический шарик в каждую напротив металлических накладок на нижней поверхности полок.»
«Для оптимального выравнивания полок на Perfect Point+ используйте акриловые шайбы из комплекта. Они установят вставки салазок на нужном расстоянии. Затем затяните болты в нижней части конструкции.»
Мне показалось, что я снова играю в лего. Нужно было распаковать множество деталей стойки на ковре, который лежал под основной системой, ничего не поцарапав, затем собрать все уровни и поднять их на второй этаж. Там я должен был собрать трехуровневую композицию для малой системы. А полная четырехуровневая стойка должна была вырасти позже за колонками на первом этаже для сравнения ее с двойной стойкой Artesania Exoteric у боковой стены. Наверху же предстояло сравнение стойки с деревянной обувной полкой, которую не-аудиофилы без лишних сомнений не побрезговали бы использовать под свою аппаратуру.
Груз пришел в трех ящиках, каждый был тщательно обернут непромокаемой пленкой и надежно укреплен на паллете парой стяжек. Если уровень отеля мгновенно становится ясен после визита в туалет, то об уровне производителя аудио аппаратуры свидетельствует качество упаковки. Hifistay заслуживает категории «А». Каждая деталь была завернута в толстую пузырчатку и полимерную пленку поверх нее. Распаковав ящики, я выложил на пол все детали, один вид безупречной отделки которых радовал глаз.
Первым делом нужно было собрать крестовину X-Frame. Опорные шарики должны были попасть в соответствующие лунки на нижней поверхности полок. Я начал со сборки одного уровня, перевернув его вверх ногами, затем затянул все болты шестигранным ключом из комплекта. Вскоре моя трехуровневая стойка была полностью готова. Теперь настало время разобрать ее снова и пристегнуть справа к моей малой системе наверху.
Благодаря модульной конструкции это не стоило мне больших усилий.
Здесь мы видим нижний уровень с установленными опорами под конус Perfect Point+ (справа сверху), один из них со снятой верхней плашкой (внизу слева), после замены их на горизонтальные подшипники (внизу справа). После установки четырех подшипников нужно было установить первую полку, под толстым слоем лака которой был виден узор орехового массива, табличкой к слушателю. Другие отделки полок – черный ясень, бубинга, клен, сплошное одноцветное покрытие.
Если бы это была платформа под усилитель, на этом бы все и закончилось, если не считать торцевых заглушек вертикальных опор.
Продолжив сборку, я наконец пришел к завершению процесса. Глубоко сидящие в лунках опор под конус, сами конусы позволяют с легкостью двигать полностью собранную стойку по полу. На твердом полу это особенно ценное свойство при замене кабелей. Выдвигаете стойку вперед, разворачиваете ее, чтобы получить доступ к кабелям, а после их замены задвигаете стойку на место.
Виброизолирующие шипы и опоры под конус Hifistay под стойками мониторов Acelec Model One
А вот как это выглядит сбоку...
...и наконец... после рюмочки за успех предприятия. При всем обилии фрезерованного металла, как мне кажется, выглядит симпатично и не испортит атмосферы романтического свидания...
Настал момент включить музыку. Но сперва напомним, что человеческий слух исключительно адаптивен. Поэтому почувствовать, что привнес в звучание системы ее новый компонент, можно в первые полчаса. В этот период предыдущие впечатления еще сохраняются в памяти, а новые на их фоне легко выделяются. А потом наш психоакустический аппарат самокалибруется по-новому. Поэтому сначала я прослушал несколько знакомых фрагментов музыки с системой, установленной на деревянной обувной полке, а потому уже и на стойке.
Фокус с громкостью. Мы все обычно слушаем музыку на определенной громкости и прекрасно помним ее обычный уровень, отображаемый цифрами дисплея, насечкой поворотной ручки громкости, точкой на линейной шкале индикатора или линейкой горящих светодиодов на усилителе Bakoon AMP-13R. На новой стойке система повела себя так, что звук стал громче, и ключевое слово здесь – «повела». Естественно, физическая громкость не изменилась, регулятор оставался в фиксированном положении. Но изменилось восприятие детальности. Чтоб вернуться к прежней воспринимаемой громкости, пришлось бы заметно прикрутить ручку регулятора. Я бы сравнил этот эффект с поднятием занавеса перед сценой. Или понижением субъективного порога чувствительности слуха – в условиях конкретной комнаты и с учетом индивидуальных особенностей слуха – за которым музыка начинает звучать во всей красе. То, что ниже порога, постепенно скрадывается. А то, что выше, звучит субъективно громче. По всем же другим критериям ничего не меняется. Со стойкой Mythology X-Frame занавес как бы поднимается гораздо быстрее. Это чувство возникло сразу после включения аппаратуры. Иными словами, всю полноту подробностей звучания теперь стало возможным воспринимать на существенно меньшей громкости.
Серебристые шильдики на металлической основе, по одному ан каждый уровень
Осмыслив и суммировав впечатления, могу охарактеризовать разницу как более значительную, чем несколько дней назад при сравнении ЦАП'а Denafris Terminator с Terminator-Plus и потом с ним же, но синхронизированным по мастер-клоку с двумя разными транспортами Soundsare SD. Итоги экспериментов со всем этим железом оказались не такими масштабными, как со стандартным вариантом ЦАП'а Terminator без синхронизации, но на стойке X-Frame.
Золоченный шильдик на деревянной полке
И когда все это до меня дошло, у меня появилось странное, но настойчивое ощущение того, что тишина между нотами стала «громче». Формально тишина означает отсутствие звука, когда громкость находится в нулевом положении. Поэтому давайте воспользуемся цифрами, чтобы нарисовать картину. Раньше громкость моей системы могла быть представлена целыми числами. Самый тихий звук, который я еще мог слышать, скажем, соответствовал значению 1. Если принять полную шкалу громкости за 100, в моем распоряжении были 99 уровней громкости. А после того, как на место примитивного куска дерева в виде обувной полки встала корейская флагманская стойка – с двумя компонентами, бесцеремонно валяющимися на полу – отсчет громкости получил дробные значения. Теперь самый тихий звук можно было оценить как 0,1. И вместо 99 значений громкости получилось в десять раз больше. Такая аналогия хорошо подходит для попытки описать обострившееся восприятие деликатных подробностей музыки и феномен полного «раскрытия» звука при меньшей, чем ранее, громкости. Еще один плюс – лучшая разборчивость баса и полное отсутствие зернистости в женских голосах при слишком близком микрофоне, когда они переходят на верхний регистр, даже при повышенной громкости и соответствующим звуковом давлении. То же можно сказать и о часто прорывающихся металлических призвуках в звучании струнных оркестра при слишком близком положении микрофонов. Также усилилось ощущение пространства между источниками звука, как и контрастность. Несомненно, мне удалось сделать что-то очень важное в «механической» части моей системы.
Конечно, я должен был понять все это раньше. Просто последний раз я сравнивал звучание системы со стойкой и без уж очень давно. А мою большую систему я и подавно пока ни разу не испытывал без стойки. Я просто забыл, насколько глубокий эффект может дать борьба с микро-резонансами. Моя система на втором этаже предназначалась просто для релаксации в свободное время. Но со временем она приобрела более важное значение. Вскоре она стала фигурировать в обзорах либо в качестве альтернативной системы, либо в роли основной, когда требовалось сравнение с чем-то схожим по габаритам и цене. Теперь Hifistay предоставила мне очень недешевое, но эффективное средство, дающее возможность быстро оценить пока что неиспользованный потенциал аппаратуры. К сожалению, мой скромный мозг не имеет кнопки «Сброс/Перезагрузка». Как я теперь смогу забыть деликатесы, сервированные на этом hifi-столике?
Приют для романтических свиданий после ликвидации компромиссов по звучанию обрел полноценную «приватность»
Мне стало немного жаль себя. Но чтобы вернуться к суровой реальности, достаточно просто послушать последние новости. Важно выработать структурированную точку зрения на это оборудование. И бывают гораздо худшие дурные привычки, чем пристрастие к хорошему звуку. Анонимный «аудиоголзм»? Вполне. Передаю привет другим жертвам. Теперь посмотрим, как выглядит сборка двойной ширины. Правый стык выполнен на более коротких вертикальных колоннах в нижней части с четырьмя опорами под конус Stella 60, взятыми из-под колонок. Колонки теперь стоят на опорах Gyrotension без верхней секции. Чтобы совместить две равные половины стойки, потребовались дополнительные элементы: 4 платформы Anti Gravity и 4 удлиненных напольных конуса, чтобы исключить колонны для первого уровня правой половины стойки, а также 4 сплошные заглушки для замены самоцентрирующихся опор под конус левой половины сверху.
Еще один интерьер для вероятных романтических встреч…
Перерыв на время рекогносцировки. На выставке Munich High End производитель этих продвинутых стоек выступил с предложением другим участникам предоставить на следующую выставку бесплатные образцы, организовать их доставку, установку, разборку и эвакуацию со стенда. Вам не остается ничего, кроме как дать согласие. Если у вас нет других планов, почему бы и нет? Именно так и поступили 11 других участников выставки. В отчетах и блогах о выставке данный бренд присутствует повсеместно. Их менеджер по маркетингу также снимает профессиональные видеоролики. Так он документирует интерьеры «своих» павильонов с короткими роликами с участием руководящего состава фирмы. А среди изделий компании присутствуют даже заказные, специально для Kalista и TechDAS. Сайт компании и результаты ее медиа-активности заслуживают одобрения. Везде, где только можно, предпринимаются попытки прислониться к славе известных имен. И такая политика практикуется уже не один год. Публикуются обзоры оборудования компании, которое затем нередко получает прописку в лучших аудио системах. Стоечный бренд становится общеизвестным, создается впечатление, что буквально каждому необходимы такие стойки. При упорной работе в данном направлении это может стать реальностью. Это как упорный партизанский маркетинг Каетано Кастеллано и его команды из Artesania в стремлении поглубже проникнуть в сознание масс. И если Hifistay и их новый лондонский представитель Джон Лим не начнут делать инвестиции и активно работать в этом направлении и если международные выставки не начнут открываться снова, не знаю, удастся ли компании догнать испанцев по маркетингу. Потенциальные преимущества по звуку, более шикарное оформление и лучшая функциональность не имеют значения. Если кто-то еще думает, что достаточно сделать что-то хорошее, и тут же выстроится очередь, то это сказки. Но, к счастью, это не моя проблема.
Hifistay на выставке в Сеуле, 2019 год
Это то, что я думал про себя, пока готовил систему со стойкой на первом этаже. Я боялся, что эти полчаса, за которые я разбирал одну стойку и собирал другую, сгладят контрасты сравнения. Если, конечно, разница не окажется такой же разительной, как в системе наверху – интересно, насколько существенная часть потенциала системы осталась нераскрытой со стойкой Artesania? Я и не предполагал, в каких проникновенных выражениях мне предстоит это описывать. Вот закончу сборку – и вдруг обнаружится, что чуда не произошло! Но все выяснится очень скоро ...
...что было...
...и что стало. Чтобы сварганить систему из четырех этажей, я водрузил транспорт Soundware SD Card на верхнюю полку, линейный предусилитель Vinnie Rissi L2 Signature под ним, еще ниже Denafris Terminator-Plus и оба моноблока LinnenberG Liszt на нижней полке. Мой постоянный сервер iMac оказался на скамейке запасных.
Если взглянуть на правую стену, это смотрится скорее как строительная площадка, чем комната прослушивания. Что же касается стойки Mythology у задней стены, большинство, возможно, предпочло бы двухуровневый вариант двойной ширины вместо более высокого стандартного.
Звук. Чтобы оценить разницу, не потребовались никакие ухищрения типа перископа с запотевшими стеклами. Я был поражен, насколько четкими оказались отличия. Описать в двух словах? Ольборг – это залив угрей, а не свиней. Варшавский коллега Дэвид Гржиб и я в разное время бывали в этом датском городе во время экскурсий на фирмы Aavik, Ansuz и Borresen. Как было отмечено на нашем портале и на HifiKnights.com, от этих экскурсий мы получили одинаковые впечатления. Все, что датчане ранее применяли в своих колонках и электронике – чистое питание, хорошие кабели, борьба с вибрациями – преследует цель получить больше деталей и динамики путем все более эффективного подавления шумов. В моем обзоре по Ansuz я писал, насколько явно наша система поменяла эстетику звучания всего лишь после замены наших сетевых разветвителей Vibex/Allnic на их собственные. И такой же по масштабам переворот произошел сейчас с корейской стойкой.
Хотя утверждение, что звучание стало более быстрым, может показаться странным – и эта стойка, а Artesania прекрасно вписывались в систему, как будто уходя корнями в пол. Но звучание действительно стало казаться более уверенным и импульсивным. Динамические контрасты стали более явными, перкуссионные атаки – более взрывными. В щипках струн лютни и танбура более явно проявился специфический рык. Говоря другими словами, все это вылилось в более четкие образы. А четкость восприятия образов усиливает ощущение действия. Совсем по-иному бывает, когда образы просто пассивно висят в воздухе. У виолы улучшилась микродинамика, намного четче стал ритмический рисунок. Акценты, вырывающиеся из монотонного потока музыкальных фраз, стали читаться более масштабно, ударные получили больше свободы. Более тщательно поработанные динамические флуктуации – это основное отличие «захватчика» территории, ранее всецело принадлежавшей резидентной стойке.
Призрак автора в приличном виде
Второе отличие состоит в более глубоком проникновении в микромир звука. Мелкие детали присутствовали и раньше, но не в настолько очищенном от окружающих шумов и призвуков виде. Когда мы начинаем проникать настолько глубоко в пространство музыкальных фраз, у нас возникает эффект, схожий с визуализацией образов. Иными словами это можно назвать более высоким разрешением.
Резюмируя в двух словах, именно в этом и состоит преимущество стойки X-Frame по сравнению с другими моими стойками.
Отойдя от оценки звучания, X также затмила другие мои стойки благодаря своей модульности по легкой сборке, несмотря на сложную конструкцию, а также по качеству отделки.
Я абсолютно уверен, что совокупность всех этих особенностей во многом определяет конечный результат. Особенно с учетом денег, занимаемого пространства и удобства в эксплуатации. Чтобы доставить стойку на место ее дислокации, для чего иногда приходится подниматься по ступенькам, нужно, чтобы ее можно было разобрать на отдельные легко переносимые части.
Одного взгляда на эту призрачную мечту ее будущего счастливого обладателя, на ее безупречно настроенные опорные платформы с плавающими подставками под конусы и самоцентрирующимися шарикоподшипниками, достаточно, чтобы понять, что эта конструкция гораздо эффективнее, чем простые алюминиевые "пятачки" с неопреновыми демпферами.
Употребив популярный термин, с которым мы до сих пор постоянно носимся, Mythology Transform X-Frame – это изделие нового поколения.
Каждый элемент развязки конкретного компонента может индивидуально выравниваться по горизонтали с достаточной степенью свободы в случае неровного основания под стойкой. То же самое относится и к напольным опорам под конус, перпендикулярность которых по отношении к вертикальным колоннам стойки должна быть обеспечена. Короче говоря, это зрелый проект, в который вложено много оригинальных идей, реализованных на основе богатого опыта.
Учитывая широкую популярность аудио стоек, которые у меня были до этого, я нисколько не сомневаюсь, что любой, кто серьезно относится к данному аспекту нашего «искусства для ненормальных» – построению высококачественно домашней аудио системы – теперь просто обязан включить изделия Hifistay из Южной Кореи в список претендентов на покупку, причем в первой же его строке.
На афише одного нового кинофильма написано: "В этих пустынных холмах скрыто намного больше золота, чем ты мог бы мечтать, Горацио. Начинай копать прямо здесь!"
Откровенно говоря, выполнение этого задания было для меня в одинаковой степени и волнующим, и обескураживающим.
Первое – из-за того удовольствия, которое я испытывал от улучшения звучания притом, что в сигнальном тракте не было произведено никаких изменений.
А второе по причине массы сюрпризов, вызвавших такую нагрузку на психику, которую я никогда не забуду. Но такова уж доля аудиофила.
В конце концов, для меня остается тайной только то, почему столь перспективный бренд так долго не могла добраться до своей европейской аудитории. Мистер Пьюн и его компания в бизнесе уже почти 18 лет, как и наше издание. Почему же никто не писал о них раньше?
Неважно. Главное, что теперь они здесь. И если в названии компании Hifistay содержится некий смысл, будем понимать его так: они здесь, чтобы остаться.