АС Joseph Audio Perspective
Акустические системы Joseph Audio Perspective
Джон Аткинсон, Stereophile, июнь 2014
Для участников аудио шоу попытки достойно представить оборудование обычно оказываются безрезультатными. Неразбериха с номерами гостиниц, имеющих непредсказуемые акустические свойства, может превратить звучание даже самых лучших колонок в полный звуковой кошмар. Но, тем не менее, каждый раз на протяжении многих лет посещения выставок демонстрации Joseph Audio удивляли меня тем, насколько хорошо удается заставить звучать колонки не вопреки, а в консенсусе с акустикой гостиничного номера. Конечно, опыт самого Джеффа Джозефа, полученный во время его работы в розничной продаже аудио, играет важную роль. Но и сами колонки также должны обладать достаточно высоким качеством, чтобы этот опыт смог реализоваться. И если они способны запеть в номере отеля, шансы показать довольно высокий результат в домашней системе аудиофила ощутимо повышаются.
Вспомнив Майкла Фремера, который в июне 2012 г. восхищался полочными колонками Pulsar, я счел хорошей идеей испытать напольные Perspective, которые используют такие же твитеры SEAS, но в комплекте не с одним, как Pulsar, а с двумя норвежскими вуферами с магниевыми диффузорами. Сначала я обратился за помощью к Эрику Лихте. Но, послушав эти колонки в его комнате в Портланде, Орегон, после поездки в Сан-Франциско осенью 2012 г. с целью принять участи в мероприятии «The Loudness Wars» в рамках слета сообщества Audio Engineering Society, я понял, что колонки Perspective акустически не вписываются в это помещение.
Сказать, что я был удивлен этому мезальянсу, учитывая мой опыт общения с колонками Joseph Audio на выставках и результаты прослушивания АС Revel Performa F30 в той же самой комнате, это ничего не сказать. Но, подумав, я подумал, что скромный результат прослушивания Perspective в Портланде может содержать намек на то, что в моем собственном помещении они прозвучат лучше. И так я решил сменить место испытаний АС.
Перспектива
Колнки Perspective пердставляют собой изящные башенки высотой около метра. Лицевая, задняя и верхняя панели имеют глянцевое черное покрытие, а боковые стенки отделаны натуральным шпоном, поверх которого лежит отполированный до зеркального блеска лак. Корпуса колонок покоятся на мощной раме с конусными шипами спереди и сзади, обеспечивающими колонкам стабильность и легкий наклон.
Твитер и пара вуферов смонтированы на лицевой панели слегка выпуклого профиля, оптимизирующего горизонтальную диаграмму направленности. Вуферы работают в фазоинверсном акустическом оформлении, порт диаметром 70 мм с расширением до 102 мм выведен на заднюю панель. Отдача вуферов может изменяться с помощью пористых вставок в порты фазоинвертора, уменьшающих их внутренний диаметр до 51 мм. Я спрашивал Джеффа Джозефа, какой вариант ему больше нравится: с вставками или без.
Вот его ответ: «При отсутствии вставок бас усиливается, позволяя озвучить гораздо больший объем помещения, чем вы можете себе представить. А со вставками улучшается артикуляция басов, которые становятся глубже и чище. Бас – как кетчуп, который хорош с какими-то блюдами, но не со всеми. Также и басы должны быть сбалансированными, чистыми и четкими, и именно для этого и служат вставки. Но в случаях, когда при всем этом басов в большом помещении просто не хватает, вы можете извлечь вставки и выправить этот дисбаланс. Однако в большинстве случаев я предпочитаю наличие вставок».
Все излучатели здесь производства SEAS, престижной серии Excel. Джефф работает с SEAS уже 20 лет. Дюймовый твитер Millenium имеет купол из ткани с пропиткой Sonotex, за которым размещены крошечные неодимовые магниты, малые размеры которых предотвращают возникновение обратных волн и отражений. Диффузоры 140 мм вуферов выполнены из сплава, содержащего 93% магния. Сразу бросаются в глаза медные пулевидные фазовые рассекатели в центре конусов, как и медное кольцо в небольшом углублении, в котором установлен твитер.
В пределах своего рабочего диапазона подвижные системы вуферов работают исключительно в поршневом режиме. Выбор магниевого сплава для диффузоров вуферов SEAS очевиден: это гораздо меньшая плотность по сравнению с алюминием, и при одной и той же массе такой диффузор использует на 60% больше материала. В результате возрастает жесткость и, что, возможно, еще важнее с учетом подверженности металлических диффузоров к высокочастотным резонансам с высокой добротностью, улучшается демпфирование. Но магний нельзя сгибать и штамповать, здесь возможно только литье с последующей обработкой, что повышает стоимость изделий. Магниевые конуса окружены сравнительно массивными резиновыми подвесами округлого профиля, обеспечивающими излучателям широкий динамический диапазон.
Колонки Joseph Audio раннего периода использовали кроссоверы по технологии фильтров с бесконечной крутизной спада, запатентованные Ричардом Модаффери, в которых несложная (по количеству деталей) схема позволяет получить крутизну более 100 дБ/окт. Однако в моделях Pulsar и Perspective стоят фильтры, которые Джефф Джозеф называет асимметричными с бесконечной крутизной спада, работающие с частотой среза 2 кГц и обеспечивающие крутизну спада для вуферов около 42 дБ/окт. Для твитеров, достаточно мощных для адекватной передачи сигналов нижней части их рабочего диапазона частот, спад характеристики не такой резкий. Очень узкая область перекрытия характеристик по полосам призвана обеспечить гладкую и равномерную диаграмму направленности как в горизонтальной, так и в вертикальной плоскостях. В каждой колонке параметры фильтров тщательно подгоняются для получения заданных характеристик.
Для подключения акустических кабелей служат «однорукие» клеммы Cardas на нижней части задней панели под портом фазоинвертора.
Звучание
Как только я получил колонки Perspective от Эрика в январе 2013 г., я установил их у себя, чтобы провести предварительное прослушивание. Они встали на место Vandersteen Treo, которые я подробно описал в мартовском обзоре 2013 г. Через несколько дней Джефф заехал ко мне, чтобы оценить мою систему. Прослушав всего несколько треков, он отметил, что не все здесь в порядке: твитер одной из колонок звучал ощутимо глуше. Возможно, что-то произошло в процессе транспортировки колонок с Лонг Айленда в Портланд и затем назад в Бруклин. Джозеф решил, что лучше всего будет забрать их у меня и устранить неисправность, а мне пообещал прислать другую пару после тщательной проверки.
Я был занят испытаниями других колонок весь остаток 2013 года, так что смог вернуться к этой теме только в январе 2014, когда продолжилось мое знакомство с парой Perspective, в качестве твитеров которой Джефф был полностью уверен. Сперва мы установили их на то же место, где стояли их предшественники, но затем Джозеф занялся более тщательной их расстановкой. В результате она получилась слегка асимметричной: вуферы левой колонки оказались на расстоянии 70 см от стенного шкафа с виниловыми пластинками, а правая колонка была установлена на 95 см от книжных полок противоположной стены. Обе фронтальные панели находились на расстоянии 190 см от задней стены, а колонки были немного развернуты внутрь и слегка наклонены назад путем регулировки передних конусов на основании. Расстояние до места слушателя составляло чуть более 4 метров, при этом твитеры смотрели прямо на меня и находились на уровне ушей.
Я начал прослушивание с усилителями MBL Corona C15, которые я освещал в июне. Эти моноблоки гармонично сочетались с колонками Vivid Audio Giya 3, которые предшествовали новым Joseph Audio в моей комнате, тональный баланс с которыми при очень чистом и выразительном звучании поначалу показался мне излишне легковесным. Это особенно ощущалось в области верхнего баса притом, что нижний бас выпячивался. Подозреваю, что колонки Perspective доводились с более деликатными усилителями, чем С15. Пенные вставки были на местах, но и удаление их ничего не дало – избыточный низкий бас забивал музыку. Помогла только замена моноблоков MBL на более мягкие по звуку Pass Labs XA60.5, которые я освещал в январе. Хотя верхний бас немного потерял в отчетливости, общий тональный баланс улучшился за счет более выпуклой середины.
Однако высокие по-прежнему меня не устраивали. Я обратился к записи ALAC 24/96 «Beck’s Morning Phase» (Capitol) с портала HDTracks, которую приобрел после знакомства с описанием данного альбома в блоге Стивена Меджиаса. При всей неоднозначности этой записи, состоящей из отдельных исходников в MP3 или в чем-то подобном, и из отдельных, если не всех, треков с ограничением по частоте в 22,05 кГц (что не случайно, поскольку это частота Найквиста, принятая для формата CD), Morning Phase довольно долго звучала на колонках Joseph, пока я работал над этим обзором. Мне нравится музыкальное видение Бека – это роковый альбом с глубоким смыслом. Но каждый раз, когда я его проигрывал, мне хотелось убавить громкость: тональный баланс по верху у колонок Joseph Audio слишком обнажал врожденные дефекты записи.
Но на великолепно звучащей пуристкой записи Второй симфонии Рахманинова в исполнении Айвэна Фишера с будапештским фестивальным оркестром (DSD64, Channel Classics 21604) колонки Joseph Perspective показали, на что они способны: свободная, богатая и полновесная звуковая палитра, четкая локализация образов в пространстве. А рояль Falcone писниста Хайпириона Найта на альбоме «Gershwin by Knight», записанном Дэвидом Вильсоном в декабре 1992 года, изначально вышедшем на виниле (Wilson Audio W-9213) и планируемым к выпуску на HiRez в 2015, звучал необычайно осязаемо и сочно.
Я записывал Хайпириона, исполнявшего многое из подобного репертуара еще в 1997 году (Rhapsody, CD, Stereophile STPH010-2) тогда на рояле Steinway D, и было очень интересно сравнить запись Дэвида Вильсона с моей собственной. У меня получилась немного более отдаленная картина рояля в акустической обстановке церкви Альбукерк, где я делал запись, предпочтя это место довольно безликому в плане акустики концертному залу Солт Лейк Сити, в котором работал Вильсон. Но высокое разрешение колонок Perspective выявило лучшее качество присланных мне предварительных трансферов Вильсона с аналоговой магнитной ленты как в DSD64, так и в 24/176.4. Моя запись 1997 года была выполнена при тактовой частоте формата CD 44.1 кГц с помощью 20- и 24-битных преобразователей, и хотя звучание меня вполне устраивало в целом, верхний регистр рояля казался немного перегруженным по сравнению с записями Дэвида Вильсона на тех же колонках.
Чистота звучания середины и отсутствие окрашивания наряду со строго регламентированной диаграммой направленности очень положительно сказывается на звучании вокала. Я уже писал, насколько сильно мне понравился альбом Хью «Хауса» Лори «Didn’t It Rain» (рип с CD Warne Bros. 53893 в формате ALAC). А от знойного вокала Габи Морено на записи Джо МакКоя «The Weed Smoker's Dream», который я послушал на этих колонках с усилением Pass Labs, у меня по коже пошли мурашки, хотя большому барабану явно не хватало собранности. То же самое можно сказать и о басовой партии в «Morning» Бека, которая звучала несколько гипертрофировано, хотя многоплановую реверберацию этой записи колонки Perspective передали отлично.
Низкочастотные вибрирующие 1/3-октавные тоны с моего Editor's Choice CD (Stereophile STPH016-2) воспроизводились полноценно вплоть до частоты 25 Гц сверху, хотя 32-герцовый тон был существенно усилен из-за стоячей волны помещения. А 20-герцовый вибрирующий тон на нормальном уровне громкости оказался неслышен. Был выявлен некоторый акцент в важной в плане чувствительности слуха октаве ниже 4,2 кГц, который подтвердился и на розовом шуме с того же тестового диска, хотя в остальном колонки воспроизводили данный сигнал достаточно ровно в пределах достаточно большой области по высоте, пока я не вставал со стула. Центр звуковой сцены на розовом шуме был хорошо локализован и четок.
В целом, хотя тональный баланс оказался немного «перегретым» в чувствительной для слуха области, колонки Joseph Perspective звучали не окрашено, музыкально и на удивление динамично. Работая над текстом, я слушал компакт-диск, который Сэм Теллиг рекомендовал в своей колонке в этом месяце: запись виолончелиста Антонио Менезиса и пианистки Марии Жуан Пиреш «The Wigmore Hall Recital» (CD, Deutsche Grammophon 4790965). Сэм считает это одним из лучших исполнений сонаты Шуберта для арпеджионе. Должен согласиться, и к тому же эта выдающаяся запись показала все сильные стороны колонок Joseph Audio: звучание было чистым и детальным, теплым, с выраженной весомостью в нижнем регистре инструментов и стабильной локализацией образов в пространстве звуковой сцены между и за колонками.
Заключение
Во время визита Джозефа я спросил его, какова была его цель при проектировании колонок Perspective по сравнению с более доступными Pulsar. «Модель Pulsar разрабатывалась с прицелом на эмуляцию звучания колонок гораздо больших размеров»,– был его ответ. «А по поводу колонок Perspective – достаточно лишь взглянуть на них, чтобы представить, насколько полноценным будет их звучание».
Perspective, несомненно, полнодиапазонные АС с низким и полновесным басом, особенно с учетом их относительно скромных габаритов. К тому же, это одни из самых привлекательных на вид колонок, что побывали в моем доме.
Но конкуренция в категории высококачественных напольных АС очень сильна. АС Perspective, например, должны соперничать с Revel F208, которые испытывал Эрик Лихте, а также с Monitor Audio Platinum PL200, о которых писал Роберт Дойч в апреле 2010 г., да и модель PSB Synchrony One, которую я положительно характеризовал в апреле 2008 г., тоже достойный противник. Но все эти три модели конкурентоспособны благодаря тому факту, что производятся они за пределами США, в то время как Perspective – это местное производство, если хотите. Как, впрочем, и Vandersteen Treo. И, хотя особенности тонального баланса колонок Joseph Audio Perspective требует тщательной подборки компонентов системы, в чем важную роль играет опыт хорошего дилера, я могу с уверенностью дать им хорошие рекомендации. Это по-настоящему высококлассные АС в элегантных корпусах скромных габаритов, которые к тому же весьма привлекательны на вид.
Технические данные
Описание: двухполосные напольные фазоинверсные АС.
Излучатели: ВЧ – 25 мм Sonatex, НЧ/СЧ – 2 x 140 мм с магниевыми диффузорами.
Частота раздела: 2 кГц.
Кроссовер: ассиметричные фильтры с бесконечной крутизной спада.
Частотный диапазон: 35 Гц – 20 кГц ±2 дБ.
Импеданс: 8 Ом, минимум 6 Ом.
Сопутствующие аксессуары: платформа и конусные шипы.
Габариты (В х Ш х Г): 915 х 216 х 330 мм. Вес брутто: 37,6 кг + 9 кг (платформа).
Отделка: черные лицевая и задняя панель, покрытый глянцевым лаком натуральный шпон (клен, вишня, розовое дерево, сапеле).
Цена: 15 600 USD
Производитель: Joseph Audio, Меллвилл, Нью-Йорк, США.
Состав системы
Аналоговый источник: Linn Sondek / Linn Ekos (тонарм) / Linn Arkiv B (головка)
Цифровые источники: Ayre Acoustics C-5xeMP (универсальный плейер); Apple 2.7GHzi7 Macmini/OS10.7, iTunes 10, Pure Music 1.89, Audirvana Plus 1.5.10; NAD M50 (медиа-плейер с накопителями NAD M52 и NetGear RAID); Logitech Transporter (медиа-сервер); NAD M51, Auralic Vega, Musical Fidelity V90-DAC (Ц/А-конвертеры); Arcam rBlink (Bluetooth ЦАП); dCS Vivaldi ( SACD/CDплейер; Ц/А –конвертер); Ayre Acoustics QA-9 USB (Ц/А-конвертер).
Предварительные усилители: Channel D Seta L (предусилитель-фонокорректор); Pass Labs XP-30 (предусилитель линейный).
Усилители мощности: MBL Corona C15 & Reference 9007, Pass Labs XA60.5 (моноблоки).
Кабелицфровые: Kubala-Sosna Elation! AES/EBU, AudioQuest Coffee, Belkin Gold USB, Transparent USB (с dCS Vivaldi). FireWire: AudioQuest FireWire 400 (прототип).
Кабелимежблочные (баланс): Kubala-Sosna Elation!, Transparent, AudioQuest Wild Blue.
Кабелиакустические: Kubala-Sosna Elation!
Аксессуары: стойка Target TT-5; акустические поглотители Ayre Acoustics Myrtle Blocks; ASC Tube Traps, акустические панели RPG Abffusor; подставки под кабели Shunyata Research Dark Field; сетевые кондиционеры Audio Power Industries 116 Mk.II & PE-1, APC S-15 AC (для компьютеров и внешних накопителей). Сетевое напряжение от двух выделенных линий 20А.
Результаты измерений
Для измерения отдачи колонок Joseph Audio Perspective использовался комплекс DRA Labs MLSSA с калиброванным микрофоном DPA 4006 в дальнем поле и с микрофоном Earthworks QTC-40 в ближнем. Все измерения проводились при наличии вставок в портах фазоинверторов, поскольку в моем помещении так колонки звучали лучше.
По моим оценкам чувствительность колонок составляет 84дБ/2,83В/м, т.е. она относительно невысока. Однако, что следует из графика зависимости электрической фазы от частоты (рис. 1), колонки Joseph представляют собой весьма несложную нагрузку для усилителя. Наряду с небольшими отклонениями фазы импеданс почти на всех частотах приближается к значению 8 Ом с минимумом в 6,27 Ом на частоте 135 Гц.
Рис. 1 Joseph Perspective, электрический импеданс (сплошная кривая) и фаза (пунктир) (2 Ом/верт. деление) |
Кривая импеданса не имеет разрывов, указывающих на наличие резонансных пиков. Исследовав вибрацию панелей корпусов с помощью акселерометра, я не обнаружил серьезных проблем. Удалось выявить всего два слабых пика в районе 450 Гц на боковых стенках вблизи нижнего вуфера (рис. 2), но площадь поверхности, на которой они проявлялись, оказалась достаточно малой. Остальная часть поверхности боковых стенок, а также верхней и задней панелей, достаточно инертна.
Рис. 2 Joseph Perspective, кумулятивный спектр затухания по показаниям акселерометра, закрепленного в центре боковой панели на уровне нижнего вуфера (вх. сигнал 7,55 В, измерение в полосе 2 кГц) |
Минимум кривой импеданса на частоте 27 Гц (рис. 1, сплошная кривая) позволяет предположить, что именно на эту частоту настроен порт фазоинвертора, и, естественно, отдача от обоих вуферов в ближнем поле имеет провал на этой частоте (рис. 3, синяя кривая). Это объясняется воздействием на диффузоры вуферов давления обратной волны на частоте резонанса порта. Отдача на выходе порта (красная кривая) покрывает несколько более широкую полосу частот, чем обычно, но при этом имеет чистый спад сверху без выраженных резонансов. Синяя кривая на этом же графике отражает совокупную отдачу вуферов, но исследование их по отдельности показало, что полоса нижнего вуфера обрезается раньше, чем верхнего, и спад на частое 1 кГц составляет 14 дБ.
Рис. 3 Joseph Perspective, отдача НПО оси твитера на расстоянии 127 см, отдача вуферов в ближнем поле (синяя кривая) и порта (красная кривая) соответственно на 350 Гц и 220 Гц |
Характеристика верхнего вуфера пересекается с кривой твитера на несколько более высокой частоте, чем заявленные 2 кГц, а ее резкий спад имеет два резонансных пика на частотах 6,2 и 9 кГц, которые эффективно подавляются в кроссовере.
Рис. 4 иллюстрирует отдачу Perspective в дальнем поле, усредненную в 30° горизонтальном секторе с центром на оси твитера, наложенную на кривую комплексной отдачи вуфера и порта в ближнем поле на частоте 300 Гц. Подъем по верхнему басу в основном вызван погрешностью технологии измерений в ближнем поле; спад нижнего баса на 6 дБ ниже частоты настройки порта соответствует ожидаемому. В противоположной части спектра отдача твитера немного возрастает на двух верхних октавах.
Рис. 4 Joseph Perspective, анэхоическая характеристика по оси твитера на расстоянии 127 см, усредненная в горизонтальном секторе 30° и скорректированная с учетом погрешностей микрофона, с комплексной отдачей в близком поле ниже 300 Гц |
До определенной степени это должно компенсироваться сужением диаграммы направленности колонок в данной части полосы (рис. 5), тогда как очевидный энергетический подъем между 3 и 5 кГц на этом графике объясняется небольшим спадом (рис. 4) вне оси. Однако обращающие на себя внимание ровные линии на рис. 5 всегда соответствуют стабильной и точной локализации звуковой сцены. В вертикальной плоскости (рис. 6) кроссовер с фильтрами высокого порядка обеспечивает тональный баланс, не испытывающий значительных изменений в достаточно широком (±10°) секторе.
Рис.5 Joseph Perspective, внеосевые отклики на 50°, нормализованные к осевому отклику твитера, от дальних к ближним: отклонения при углах 90-5° от оси, основной отклик, отклонения при углах 5-90° |
Рис. 6 Joseph Perspective, вертикальные отклики на 50°, нормализованные к осевому отклику твитера, от дальних к ближним: отклонения при углах 15-5° от оси, основной отклик, отклонения при углах 5-10° ниже оси |
Итак, квази-анэхоические измерения достаточно хороши. Но что показали колонки Joseph Perspective в реальной комнате прослушивания? Как обычно, я мерил пространственно усредненную отдачу в месте слушателя. (Я усреднял 20 сглаженных 1/6-октавных спектров, снятых отдельно с левой и правой колонок с помощью программы SMUG FuzzMeasure 3.0 при частоте тактирования 96 кГц в прямоугольном поле шириной 915 и высотой 457 мм с центром на уровне моих ушей). Результат показан на рис. 7 (красная кривая); тут же для сравнения приведены характеристики АС Vivid Giya G3 (синяя) и Rogers BBC LS3/5A (зеленая). Все три пары колонок измерялись одним и тем же способом, и их характеристики нормализованы по уровню на частоте 1 кГц.
Рис. 7 Joseph Perspective, 1/6-октавные характеристики с пространственным усреднением в комнате прослушивания Джона Аткинсона; аналогичные кривые для Viva Giya3 (синяя кривая), Rogers LS3/5A (зеленая кривая) |
Как и ожидалось, колонки Joseph и Vivid имеют значительно более высокую отдачу по энергии басов в помещении, хотя даже с частично введенными в порты вставками колонки Perspective возбуждали самый низкочастотный диагональный мод комнаты примерно на частоте 30 Гц почти так же сильно, как и более крупные Vivid. Joseph и Rogers выдают больше энергии в верхней октаве, чем более мягкие по верхам Vivid, хотя отдача по средним частотам у G3 и Perspectiveпримерно одинакова. Но при этом следует заметить, что отдача Perspective в чувствительной для слуха области частот на 2-3 дБ выше, чем у двух других моделей колонок, у которых она практически одинакова в районе между 2 и 10 кГц. Думаю, именно в этом кроется причина того, что колонки Perspective не так хорошо звучали в комнате Эрика Лихте, которая меньше моей, как и того, что колонки Joseph не очень снисходительны к качеству записи и довольно капризны в плане подбора усилителя. Именно в этой частотной области ухо наиболее чувствительно, и даже легкий акцент на этих частотах может сильно повлиять на субъективное восприятие звука.
В функции времени реакция Perspective на ступенчатый импульс на оси твитера (рис. 8) свидетельствует о том, что все три излучателя включены синфазно. Очень небольшая прерывистость на затухании резкого спада твитера мягко сглаживается началом отклика вуфера, исходя из чего можно предположить, что оптимальная ось на самом деле находится ниже оси твитера. Таким образом становится понятным, почему Джефф Джозеф решил приподнять переднюю сторону колонок относительно задней. Кумулятивный спектр затухания (рис. 9) идеально чист, а первый резонанс деформации диффузоров, отмеченный курсором, в достаточной степени подавлен.
Рис. 8 Joseph Perspective, отклик на ступенчатый импульс по оси твитера на 50° (окно 5 мс, полоса 30 кГц) |
Рис. 9 Joseph Perspective, кумулятивный спектр затухания по оси твитера на 50° (время установления 0,15 мс) |
Измерения подтвердили хорошо продуманную конструкцию Perspective, как и то, что для достижения максимально высокого качества звучания эти колонки потребуют тщательного подбора компонентов системы.