Великолепный ММ-звукосниматель Acoustical Systems Fideles с взрывным темпераментом
Текст: Лян Цзиньхуэй
Источник: Audiotechnique | июль 2022 г.
Fideles Sublime – один из последних звукоснимателей, выпущенных немецкой компанией Acoustical Systems, а также новейший представитель семейства звукоснимателей с подвижными магнитами. Согласно официальному веб-сайту Acoustical Systems автор конструкции звукоснимателя Дитрих Бракмайер утверждает, что Fideles SuЫime на сегодня является лучшим в данной категории звукоснимателей на рынке и по качеству звучания может успешно конкурировать с MC-головками стоимостью от $5000 до $8000.
С тех пор, как я познакомился с этим брендом в 2014 году, через меня прошло множество изделий Acoustical Systems, включая весьма недорогой и очень динамичный MC-звукосниматель Archon, первоклассный Palladian, который я использую до сих пор, тонарм Axiom, который работал в моей системе течение целых 6 лет, и второй тонарм Aquilar, установленный на том же проигрывателе. Помимо того, что я неплохо разбираюсь в изделиях Acoustical Systems, я также много лет дружу с основателем компании и разработчиком Дитрихом Бракмайером, фанатично преданным аналоговому звуку. Опытные виниловые энтузиасты должны знать его SMARTractor, пользующийся авторитетом лучшего инструмента для настройки виниловых систем, который высоко ценится обладателями виниловых проигрывателей. Кроме того, основываясь на своем обширном опыте воспроизведения виниловых пластинок, Бракемайер предложил геометрию UNl-DIN вместо традиционных шаблонов Baerwald и Loevgren, благодаря чему точность считывания виниловых канавок с помощью поворотных тонармов заметно возрастает. Надо сказать, что Бракмайер одержим винилом с подросткового возраста и обладает огромным опытом работы с проигрывателями различных марок, тонармами и звукоснимателями и прекрасно разбирается в методах записи и печати виниловых пластинок разных периодов, демонстрируя редкую глубину и осведомленность. Общаясь с ним, испытываешь огромное удовольствие от живой речи знатока с широчайшим кругозором.
Теперь, когда я использую флагманский MC-звукосниматель Palladian уже 8 лет, вы можете спросить меня: с какой стати я решил испытать головку Fideles SuЫime начальной ценовой категории?
Ответ прост: Palladian – безусловно лучший звукосниматель Acousеical Systems, но мне хотелось проверить, действительно ли Fidetes Sublime может впечатлить меня на его фоне при значительно меньшей стоимости, действительно ли его характеристики соответствуют заявленному производителем и верно ли то, что по качеству звука он и в самом деле может конкурировать с дорогими MC-головками стоимостью от 5000 до 8000 долларов?
Название Fideles происходит от латинского «верный, ловкий, бойкий», что вполне уместно для описания конструкции данного изделия, т.к. сам Fideles представляет собой головку с подвижными магнитами, масса подвижной системы которой ниже, чем у головок подвижными катушками (MC). Уменьшая массу и соответственно инерцию подвижной системы, вы таким образом увеличиваете податливость системы и улучшаете точность считывания канавки.
Модель Fideles теперь представлена в трех версиях, включая Standard, Purist и Sublime (о которой идет речь а данном обзоре). Эта версия специально разработана для энтузиастов винила, которым особо важна точность и музыкальность.
Начнем с трех наиболее важных элементов головки, включая кончик иглы, иглодержатель и магнит. В версии Sublime используется игла заточки Shibata EVO ( как у флагманской модели Palladian) и полый иглодержатель из бора, благодаря которому высокие и средние частоты воспроизводятся с особой точностью. Бракмайер впервые применил бор в качестве материала для своих иглодержателей (в других используется алюминий). Бор имеет множество преимуществ: от тверже алюминия и по сравнению с последним обеспечивает более линейную частотную характеристику. К тому же, он легче, чем алюминий, и в связи с малой массой иглодержателя и соответственно низкой инерцией подвижной системы улучшается способность отслеживать канавку. Кроме этого, в SuЫime используются магниты из редкоземельных элементов, которые генерировать самое мощное магнитное поле среди постоянных магнитов.
Корпус SuЫime изготовлен из титанового сплава Timet 1100, самого твердого, жесткого и стабильного (из него же изготовляются корпуса моделей Palladian и Archon).
Выходной уровень звукоснимателя SuЫime достигает 3,5 мВ. Его можно напрямую подключать к ММ-фонокорректору. А мой Kondo GE-1Oi по совпадению как раз и является ММ-фонокорректором.
Установка Fideles и настройка заняли менее 20 минут. Иглодержатель этой головки хорошо виден при настройке, поэтому очень легко совместить кончик иглы с опорной точкой на шаблоне. Я решил установить прижимную силу 1,76 г, что немного меньше, чем рекомендованная производителем. Но на мой взгляд при этом улучшаются детальность и музыкальность.
В долларах США мой эталонный картридж Palladian стоит 11 620, Fideles Sublime – 2310, т.е. между ними разница в 5 раз. Исходя из этого можно предположить, что Palladian буквально убьет Fideles Subime в прямом сравнении, но после прослушивания у меня сложилось иное впечатление. На самом деле Fideles Sublime абсолютно непохож на Palladian по тембру. Средние и низкие частоты Fideles Subime хорошо текстурированы. Контуры звуковых образов очень четкие, но при этом не грубые. Слушатель испытывает ощущение масштабности, особенно в звучании большого барабана, басового регистра фортепиано и контрабаса, которые содержат мощные басовые частоты. И хотя в высокочастотной области Fideles Sublime уступает флагману Palladian по ощущению «воздуха» и скрипка воспроизводится им не настолько блестяще, как головкой Palladian, вокал, та же скрипка, рояль, флейта и труба звучат очень приятно и музыкально. Я неслучайно перечислил эти инструменты: прослушивая множество виниловых пластинок, я в первую очередь обращал внимание именно ни них.
Давайте сначала поговорим о звучании фортепиано на дисках Vilson Audio Feveг (1N-8315) и RCA (CR15-1415), записанными Кеннетом Уилкинсоном. Обе записи очень высокого качества, на демонстрационном уровне. Больше всего меня впечатлило то, что каждая нота фортепиано звучит очень реалистично, с заметным стальным призвуком, а звук молоточка, ударяющего по струне, исключительно четкий. Это напомнило мне оптический звукосниматель DS Audio, который я испытывал ранее. По ощущениям очень похоже, но преимущество Fideles состоит в том, что его не нужно комбинировать со специализированным корректором, как в случае с DS Audio. С Fideles пользователь получает гораздо больше свободы в выборе фонокорректора.
Во время прослушивания вышеупомянутого альбома Wilson Audio я также заметил, что Fideles Sublime обладает легким, освежающим звуковым почерком. Он особенно хорошо передает призвуки тетивы смычка, трущейся о скрипичные струны. Хорошо слышны деликатные нюансы вокала. Для слушателей, предпочитающих несколько приукрашенный звук скрипки, Fidetes может показаться «простоватым». На самом же деле одним нравится некоторое подкрашивание звука, другие же предпочитают более легкий и простой «макияж».
При повторном прослушивании песни «All Му Tomorrows» в исполнении Кэрол Кидд у меня снова возникло ощущение по-настоящему высокой верности воспроизведения. И хотя другая ее песня «When I Dream» мне также хорошо знакома, на сей раз она вызвала у меня новые эмоции. Fideles Sublime воспроизвел ее легко и воздушно (хотя Palladian передавал микродинамику еще лучше). Я отчетливо услышал нотки инь и янь в голосе Кидд, хотя детализация в целом была на среднем уровне, но это объясняется тем, что голос Кидд на записи локализовался в глубине сцены на определенном удалении от слушателя.
Если вы спросите, что меня больше всего впечатляет в звучании Fideles Sublime, то прежде, чем ответить на этот вопрос, позвольте мне рассказать вам о нескольких пластинках, которые я прослушал, прежде чем сделал свои выводы. Первая – это знаменитый диск DG, на котором Венский филармонический оркестр исполняет Шестую симфонию Малера под руководством Леонарда Бернстайна. На этой записи отлично передается динамика большого оркестра, а также открытость и многоплановость звуковой сцены; второй – Decca SXL2107-8, это Лебединое озеро, дирижер Ансермайер, Швейцарский романский оркестр, запись 1958 года. На этой пластинке прекрасно записаны трехмерное звуковое пространство, красивые и воздушные струнные, величественные медные духовые инструменты и мощная динамика. Кроме этого, записи ламповой эпохи имеют особый аналоговый привкус, который невозможно описать словами. Это моя любимая запись Лебединого озера.
Воспроизведение этих двух пластинок с помощью Fideles Subime дало мне ощущение полной свободы звучания музыки, исключительно непосредственного и натурального. Даже на самых кульминационных моментах звучание оркестра не теряло четкости и организованности, несмотря на легкую вуаль. В целом Fideles SuЫime звучал очень сбалансировано. Возможно, особенность титанового металлического корпуса в том, что он меньше окрашивает звук благодаря его способности лучше отводить механические колебания по сравнению с другими металлами, не позволяя возникать резонансам на низких частотах. Поэтому звучание таких инструментов, как контрабас, виолончель, барабаны не страдает гипертрофированностью и отличается мощью и богатой текстурой.
Больше всего Fideles Subime впечатлил меня тем, что он великолепно передает настроение, особенно при воспроизведении классической музыки, и позволяет полностью погрузиться в музыку. Это доказывает, что хороший звукосниматель не обязательно должен быть сделан из «священного» дерева или драгоценных камней, чтобы достойно воспроизводить музыку.
Поскольку мой эталонный звукосниматель — это флагманский Acoustical Systems Palladian, позволю себе сравнить с ним Fideles Subime. Хотя разница в ценах между ними немалая (в пять раз), все же это изделия одного и того же бренда. Естественно, в целом Palladian звучит лучше, чем Fideles Sublime, пo глубине и масштабам звуковой сцены, как и по локализации. Но при этом нет никаких сомнений, что, как бы ни показалось это неожиданным, по непосредственности и микродинамике головка Fideles Subime выигрывает у Palladian. Возможно, это объясняется определенными преимуществами конструкции звукоснимателей MM перед MC в целом. Кроме того, звукосниматель с подвижными магнитами не нуждается в дополнительном усилении сигнала в связи с более высоким уровнем выхода. Чем меньше препятствий на пути сигнала, тем меньше призраков в звучании!
Автор модели Бракмайер как-то сказал мне, что Fideles SuЫime – самая продвинутая версия Fideles и новый этап в развитии технологии звукоснимателей с подвижными магнитами. Можно без преувеличения утверждать, что по звуковым свойствам Fideles Sublime вполне сравним с MC-звукоснимателями ценой в несколько раз выше. Несмотря на то, что Fideles Sublime немного дороже, чем два других варианта Fideles (Standaгd и Purist), он представляет собой исключительно хорошее соотношение цены и качества уже потому, что в нем воплощены элементы конструкции и материалы, применяемые в гораздо более дорогих моделях.
Технические характеристики:
Тип: звукосниматель с подвижными магнитами
Выход: 3,5 мВ (1кГц, 5см/сек)
Материал иглодержателя: бор
Заточка иглы: Shibata EVO
Магнит: сплав с редкоземельными элементами
Разделение каналов: >27 дБ (1 кГц)
Баланс каналов: 0,8 дБ
Податливость: 17 мН
Рекомендуемая прижимная сила: 18-20 мН/ 1,8-2,0 г
Рекомендуемое сопротивление нагрузки: 47-100 кОм
Рекомендуемая емкость нагрузки: <200 пФ