Фонокорректор EMT 128
Майкл Фремер | апрель 2022 г.
В 2018 году EMT Tontechnik влилась в швейцарскую компанию Михи Хубера HiFiction AG, выпускающую тонармы и проигрыватели винила Thales. Последняя взяла на себя производство звукоснимателей EMT со всеми сопутствующими обязательствами, включая развитие бизнеса, ремонт и международную дистрибуцию. За компанией EMT Studiotechnik, базирующейся на своем прежнем месте (Мальберг, Германия), осталась лишь дистрибуция линейки студийных головок EMT на рынке Евросоюза.
Знание предыстории всегда важно для понимания текущего момента, отраженного в настоящем обзоре. Поэтому сосредоточьтесь. Компания EMT, основанная в Берлине Вильгельмом Францем в 1940 году, начинала как производитель измерительного оборудования для радиовещательных студий. В 1956 году брат Вильгельма Вальтер основал компанию Gerätewerk Lahr, которая начала производить изделия EMT.
Перенесемся на декаду вперед. Незадолго до этого EMT разработала свой знаменитый листовой ревербератор. Студийные проигрыватели EMT 927 и 930 работают по всему миру с тонармами Ortofon, на смену которым вскоре приходит легендарный тонарм EMT 997 «banana», но это другая история. Диски этих профессиональных проигрывателей с роликовым приводом были достаточно крупными для воспроизведения 16-дюймовых пластинок, которые использовались в радиовещательных студиях. Проигрыватель марки 930, изначально в моно-версии, имел встроенный ламповый фонокорректор «139».
В 1959 году компания EMT по очевидным соображениям зашла на рынок звукоснимателей, и через год был разработан стерео-звукосниматель с подвижными катушками. В 1966 году Gerätewerk Lahr освоил производство Thorens (эта информация не относится к нашей теме, но представляет собой определенный интерес). Вильгельм Франц скончался в 1971 году, но компания, руководство которой взяла на себя его супруга, выжила.
С тех пор и вплоть до 1989 года, когда бренд EMT купила группа компаний Belgian Barco, проектирование, разработки и производство звукоснимателей оставались на своей традиционной локации в Мальберге, Германия. Затем в 2003 году Barco продала EMT Studiotechnik Вальтеру Дерреру. В 2005 году отдел разработок компании, а также отделы продаж и маркетинга, возглавил Жюль Лимон. Через год EMT запустила в производство хайэнд-серию головок «Jubilee Series» и представила великолепный предусилитель-фонокорректор JPA 66.
В 2007 году Деррер погиб в авиакатастрофе, и Лимон встал к штурвалу EMT Studiotechnik. Через год он основал компанию EMT International GmbH, которая стала владельцем торговой марки EMT и занялась производством и продажами продукции, включая JPA 66.
Лимон познакомился с Михой Хубером в 2009 году, и они вместе запланировали совместные разработки проектов по высокотехнологичным механическим изделиям. В 2014 году после того, как коллектив EMT вышел на пенсию (некоторые работники имели 45-летний стаж), производство звукоснимателей со всем оборудованием и оснащением постепенно переехало в Уинтертур, Швейцария, на фабрику HiFiction AG, и штат был пополнен молодыми кадрами после необходимой подготовки.
Через четыре года, в июле 2018 года, HiFiction AG окончательно освоила производство головок EMT, включая разработки, ремонт и экспорт.
В 2019 году производственные мощности HiFiction переехали в более просторное помещение бывшей мельницы, построенной в 1833 году, в поселке Турбенталь неподалеку от Уинтертура и аэропорта Цюриха. Переезд был вызван необходимостью оптимального размещения производственных цехов EMT и возросшим спросом на изделия Thales. Экскурсию по новой фабрике я снял на видео весной 2019 года.
Заметим, что в течение всего этого периода вся линейка головок EMT непрерывно обновлялась и совершенствовалась.
EMT 128
История этого аппарата началась еще в 1985 году, когда возникла идея замены встраиваемого фонокорректора в составе вышеупомянутых студийных проигрывателей EMT. Мистер Хубер рассказал мне, что ему удалось убедить главного разработчика этого проекта, который сейчас уже на пенсии, довести до ума электрическую часть, а команда самого Хубера занялась корпусными вопросами и проблемами борьбы с механическими вибрациями.
Внешне и по функциональности 128-я модель стоимостью $12540 – полная противоположность универсальному аппарату профессионального типа JPA 66. Но если бы мне пришлось выбирать один из них чисто по внешности, я бы выбрал оба! Изящный, низкопрофильный корпус 128-го вытачивается из цельного алюминиевого блока по «прогрессивной антивибрационной технологии эффективного теплоотвода». Весит он 12 кг.
На лицевой панели расположены четыре переключателя: Off/On, Mono/Stereo, DIN 78/RIAA EQ (см. прим. 1) и Mute/Sound. На задней панели имеются пара небалансных (RCA) и пара балансных (XLR) выходных разъемов и гнездо земляного контакта под «банан», а также сетевой разъем и сетевой выключатель в левой части. Не считая шильдика, который также находится на задней панели, это все, что можно увидеть снаружи.
Внутри корпуса располагается печатная плата, набитая высококачественными электронными компонентами, включая пару входных повышающих трансформаторов Lundahl и пару выходных трансформаторов, также Lundahl; между ними находятся два крупных фольговых конденсатора Mundorf MCap ZN с оловянными обкладками серии «Audiophiler». Между входными трансформаторами видны сверхминиатюрные лампы Raytheon 5784WB – двойные пентоды с гибкими выводами, по три на канал. По сведениям от EMT эти лампы были разработаны «для применения в американских ракетах».
Вопрос доступности ламп никого волновать не должен. Поиск в Интернете показал, что лампы NOS (new old stock) 5784WB имеются в изобилии и недороги; я нашел их всего по $1.50 за штуку. В сети встречаются сведения об отличной повторяемости этих ламп и их малым шумам. Естественно, компания HiFiction тщательно проверяет каждую лампу перед пайкой их тонких выводов к миниатюрной печатной плате, которая вставляется в разъем на материнской плате. Замена ламп, если таковая потребуется, поэтому не является сложной процедурой, не требует долгого времени и пайки.
В инструкции сказано, что фонокорректор EMT 128 «специально разработан под МС-головки EMT», но также пригоден для работы с головками, обладающими подходящими импедансом (от 12 до 30 Ом) и уровнем выхода (от 0.3 до 1 мВ). Наличие пары внутренних перемычек позволяет без труда выбрать усиление либо в 64 дБ (для головок с выходом от 0.6 до 1 мВ), либо 70 дБ (выход от 0.3 до 0.5 мВ).
Попутно EMT предоставила в качестве образца недавно вышедшую головку JSD Novel Titan для обзора. Она обладает импедансом в 16 Ом и имеет довольно высокий выход: 1 мВ @ 5 см/с. Более подробно об этой головке рассказано в майском разделе Analog Corner за 2022 год.
Чтобы несколько расширить кругозор, я испытал 128-й еще и с другой головкой. Из-за его требований к скромному уровню выхода и сравнительно высокому импедансу (для MC-головок) найти подходящую в моей коллекции оказалось не слишком просто. Но я все же нашел целых две таких. Одной из них была X-quisite ST (16 Ом; 0.3 мВ), также производства HiFiction, а другая – Miyajima Labs Madake Snakewood ограниченного тиража (16 Ом, выход всего 0.23 мВ), которую, как и X-quisite, я не мог не купить после того, как послушал. В данном случае я решил использовать Madake, так как X-quisite лучше всего звучит со своим специализированным повышающим трансформатором.
Небесно-эфирное звучание
Первой была испытана JSD Novel Titan. После привычной комбинации головки Ortofon Verismo с фонокорректором CH Precision P1/X1 переход на незнакомую пару потребовал некоторого времени на адаптацию, однако довольно скоро я услышал тот же легко узнаваемый, теплый звук лампового предусилителя Hovland HP-100 с встроенным МС-фонокорректором, который я тестировал еще в 2000 году и затем приобрел. Кто сказал, что слуховая память недолговечна?
Чем дольше я слушал 128-й с головкой Novel, тем больше удовольствия я получал от почти магически захватывающего звучания, как в свое время было с Hovland. Нижние октавы звучали глубоко и с легко читаемыми контрастами низкочастотной текстуры – например, на щипках струн контрабаса, но все же я бы не назвал 128-й лучшим фонокорректором для рок-н-ролла. Ему слегка не хватало брутального «удара в печень» на самых энергичных басовых атаках. Это был типичный, по моему опыту, ламповый бас, свойственный ламповым фонокорректорам.
Но во всем остальном звучание 128-го было совершенно нетипичным. 128-й создавал тот магический эфир, который под силу только самым лучшим ламповым фонокорректорам, и при этом он выявлял и оживлял мелкие детали в верхних частотах на многих хорошо знакомых записях, которые ранее оставались незамеченными. Да, это эфир, но без раздутой или тембрально окрашенной нижней середины, без выпячивания средних частот, но с чарующей прозрачностью и деликатностью. Такое звучание я услышал на целом ряде только что приобретенных пластинок, и, уверен, даже те из них, которые я пока не успел послушать, смогут продемонстрировать сильные стороны 128-го не менее ярко.
Одно из моих последних приобретений – диск Apollo e Dafne Генделя в исполнении филармонического оркестра барокко (Harmonia Mundi USA HMC 5157), который мне рекомендовал Питер МакГраф из Wilson Audio Specialties, звукоинженер этой компании, когда мы с ним встретились на гонках Формулы 1 в Абу-Даби в 2021 году (см. примечание 2). Пока машины проносились мимо нас в квалификационном заезде, я вышел в Интернет на своем телефоне и заказал эту пластинку на Discogs за довольно скромные деньги. Есть что-то особенное в том, чтобы, находясь на другом полушарии, купить пластинку, которая будет ждать твоего возвращения домой. Не уверен, что могу точнее описать это ощущение, но то, что оно имеет место, это факт!
Это запись с минимумом микрофонов в старой церкви святой Хилари в Тайбуроне, Калифорния. На ней запечатлена точная и объемная картина пространства небольшого помещения, отделанного красным деревом, с дверями из красного дерева и еловыми потолками. С первой же теплой, гулкой ноты выявляются акустические свойства помещения, в котором играет этот малый состав (сопрано, бас, флейта, гобои, фагот, струнные, бассо континуо), стены которого сделаны не из камня.
Эта запись звучит особо корректно через полупроводниковый CH Precision P1/X1, но на 128-м локализация в пространстве становится более четкой, реверберация теплее, ощущение трехмерности усиливается, а звуковые образы становятся более убедительными. Под этим впечатлением я решился достать с полки диск Nat King Cole at the Sands (Capitol SMAS 2434), запись, которую я всегда очень ценил, несмотря на ее недостатки, а именно нечеткость локализации, смазанный тембр, резкость вокала и духовых и общий металлический характер звука. Запись была сделана в 1961 году, но издана только после смерти певца. Никаких особых надежд на эту пластинку я не питал.
Но весь этот концерт с выходами на бис я прослушал целиком с ощущением атмосферы ночного клуба, заполненного знаменитыми друзьями Нэта, которые не смогли попасть на его шоу до этого, поскольку были заняты тем же, что и сам Нэт, в других ночных клубах Лас Вегаса. Со 128-м кавер Нэта песни «I Wish You Love», щедро сдобренный сочными струнными в одной части с теплыми деревянными духовыми с приглушенной медью и контрабасом во второй, прозвучал гораздо лучше, чем когда-либо ранее.
Когда я вернулся к CH Precision, этот трек также звучал намного полноценнее, чем обычно, так как в последний раз до этого я слушал эту пластинку несколько лет назад, а сегодня моя система (и особенно электрическая сеть) стала гораздо лучше, чем тогда. И все же с CH Precision эфир в звуке стал менее деликатным, а ощущение пространства помещения также ослабло. Образ Нэта оставался четко локализованным между колонками, но стал более плоским, а сибилянты голоса приобрели резкость. Артикуляция фортепианных аккордов несколько улучшилась, но медные и деревянные духовые несколько утратили блеск, как и струнные. Зал как бы сплющился и прилип к колонкам.
Кто-нибудь слышал альбом Джона Хартфорда Catalogue 1981 года (Flying Fish 259)? Я не знал о его существовании до тех пор, пока автор с AnalogPlanet Джозеф Вашек не написал о нем. Содержание диска полностью соответствует его названию: здесь собраны песни, которые Хартфорд до этого записал на других альбомах, в основном на RCA, в исполнении соло, записанные напрямую на двухдорожечный катушечный магнитофон Scully на 76-й скорости с нескольких высококачественных микрофонов, как указано на обложке диска. По совпадению эффект эха здесь был достигнут с помощью листовых ревербераторов EMT. Звучание очень вовлекающее, с выраженным эффектом присутствия. Хартфорд играет на банджо (естественно), на добро (шестиструнная резонаторная гитара), на скрипке, гитарах через целый ряд приставок для создания разных эффектов, и все эти инструменты показаны на обложке на фоне автобуса, на котором он совершал данный тур.
Этот диск прекрасно звучал с обоими предусилителями, но 128-й давал больше трехмерного пространства, лучше передавал текстуру инструментов и акустику помещения. Поскольку баса на записи нет, потери в сравнении с CH Precision оказались незначительными, а выигрыш – очень большим. Хотя нельзя сказать, что диск звучал хуже – хоть и динамично – через CH Precision, поскольку звучал он действительно очень хорошо.
Другая пластинка, которую я до это не слышал несколько лет и которая особо привлекла мое внимание, это Bobby Vee Meets the Crickets (Sunset SLS 50357). (Боб Дилан под псевдонимом Elston Gunnn играл на пианино, сопровождая 15-летнего тинэйджерского идола Ви, но это другая история). Ви с друзьями участвовал в шоу в Мурхэде, Миннесота, до которого не долетел Бадди Холли, погибший в авиакатастрофе.
Выполненная в основном Эдди Бракеттом (который также работал над Dream with Dean наряду с многими другими великими записями) и изданная впервые в 1962 году, эта запись запечатлела Ви в роли Бадди и в сопровождении Crickets, исполняющего несколько вещей Бадди, а также Чака Берри, Роя Орбисона и пр. Это отличная запись настоящего, буйного рок-н-ролла.
Диск хорошо звучит через оба фонокорректора, особенно по верхним частотам: 128-й озвучил ударную установку Джерри Эллисона с таким треском и звоном, который можно только себе представить, особенно на треке «Well ... All Right», на котором он добавил еще больше жара, и акценты перкуссии звучат как удары молотом по наковальне. На CH это звучит более «по-роковому» благодаря плотному, мясистому басу, который на 128-м слышится несколько скромнее.
Надо ли говорить, какой именно фонокорректор создал больше магии на записи «Sonatas for Two Violins» (Columbia SAX 2531/ERC008) Леонида Когана с Елизаветой Гилельс? Многие ругаются на дороговизну ERC, но оригинальный пресс был продан несколько лет назад почти за $7000! CH Precision очень неплохо воспроизвел эту запись, но именно 128-му удалось передать неповторимо мягкое, шелковистое и пластичное звучание струнных. Как и в случае с альбомом Джона Хартфорда, баса здесь нет, так что и говорить о нем нет смысла.
Переиздание Classic Records симфонии №1 Шостаковича The Age of Gold/Ballet Suite/Symphony No.1 (RCA LSC-2322) в исполнении Лондонского симфонического оркестра под руководством Жана Мартинона в Kingsway Hall продемонстрировало великолепную (но без перенасыщения) прорисовку тембров, начиная с кларнета и включая всю оркестровую мощь, которые были переданы 128-м во всей полноте динамических контрастов, свободу и точность скоростных атак и перепадов, что обычно бывает свойственно лучшим полупроводниковым фонокорректорам. Данная запись хорошо показала также глубину нижней части звукового спектра в начале балетной сюиты, хотя басы на 128-м были не настолько громоподобными, как на CH Precision.
Смена партнеров
Думаю, вы уже смогли получить впечатление о характере звучания 128-го с головкой EMT Novel. Что же можно сказать про сочетание 128-го с Madake Snakewood, оснащенной иглой заточки Shibata? В моем обзоре Snakewood (который по совпадению появился на сайте Stereophile в тот же день, когда я писал эту часть настоящего обзора), я квалифицировал звучание Snakewood так: «ровный частотный спектр, натуральность контрастов и отсутствие излишней резкости в деталях». Именно так головка Snakewood прозвучала и со 128-м.
В симфонии №1 Шостаковича есть фрагмент с ксилофоном, вуд-блоком, струнными и деревянными духовыми. Этот фрагмент, напоминающий автомобильную пробку, прозвучал исключительно свободно, детально, контрастно, стремительно и без малейшей резкости деталей.
На второй стороне пластинки Когана-Гилельс на ERC записана соната №1 До-мажор бельгийского композитора Эжена Изаи для двух скрипок. С головкой Snakewood искристое звучание двух скрипок, записанных с близкими микрофонами, было предельно натуральным без каких-либо признаков жесткости или резкости. Особенно выразительным оно было в нижнем регистре, полностью передавая вклад деки инструмента. Звук был быстрым и ясным. Не думаю, что мне могла бы понравиться оцифрованная версия этой записи.
Сочетание Snakewood с EMT 128 подтвердило свою абсолютную уместность также для воспроизведения джаза. Звучание диска Грэнта Грина Idle Moments (Blue Note Music Matters MMBST-84154) продемонстрировало практически бескомпромиссную прорисовку всего богатства текстур и тембров каждого инструмента. Каждый щипок струны звучит как целое событие. Щетки Эла Хейрвуда не шипят, клокочут, а фортепиано Дюка Пирсона как будто излучает древесный аромат. Саксофон Джо Хендерсона богат обертонами и звучит очень насыщенно, а вступление вибрафона Бобби Хатчерсона в середине настолько ярко и гулко, что, кажется, всего этого великолепия слишком много для одной пары ушей.
Мне показалось, что колонки заменили на другие. Характер звучания оказался совершенно иным, хотя не менее достойным и привлекательным, чем с головкой Ortofon Verismo и фонокорректором CH Precision P1/X1. Звучание стало более объемным и наполненным. Именно такие различия делают воспроизведение музыки и их оценки с разных точек зрения столь интересным и содержательным занятием. Оба эти варианта мне кажутся в равной мере значительными.
Заключение
EMT 128 является образцом элегантности конструкции и уровня реализации как внутри, так и снаружи. Его характер звука также сама элегантность. Он добросовестно выполняет свою роль, не привлекая к себе излишнего внимания, обеспечивая фон для звукового полотна, настолько глубокий и темный, что ему могли бы позавидовать многие полупроводниковые аппараты. (Хотя я готов к тому, что это утверждение будет дезавуировано результатами измерений). 128-й сочетает абсолютно нейтральный тональный баланс с неограниченной свободой высоких частот, четкостью динамических перепадов и высоким разрешением в деталях без их излишнего подчеркивания. Лампы придают звуку приятный налет комфортности и гармонии, особенно в середине звукового спектра – теплоту без вялости и вуали.
Многие ламповые фонокорректоры буквально кричат о своей ламповой принадлежности. Но только не этот. Как, кстати, и мой собственный Ypsilon VPS100, который я не приводил в настоящем обзоре во избежание перегрузки слишком большим количеством подробностей.
Недостатки? Мощь низкочастотных атак несколько ослаблена, хотя это проявляется только на электрическом роке. Воспроизведение контрабаса 128-м в джазовой и классической музыке звучит достоверно и благозвучно по всем критериям.
EMT 128 не обладает полной универсальностью для любых систем. Он хорош в сочетании с МС-головками с относительно высоким внутренним сопротивлением и скромным уровнем выхода. В современных МС-головах с низким выходом последний обычно определяется меньшим числом витков катушек, что, естественно, снижает внутреннее сопротивление. EMT 128 задуман и создан для работы с головками EMT, с которыми он и раскрывает свои лучшие качества. И, хотя он отлично сработал и с головкой Miyajima Labs Madake Snakewood, обладающей выходным уровнем 0.26 мВ, но эта она была одной из всего лишь двух из моей коллекции, которые отвечали требованиям.
Если вы интересуетесь фонокорректором EMT 128 – и я могу это понять – существует целая линейка прекрасных звукоснимателей EMT, которые вам подойдут, и очень немного головок других брендов, с которыми этот аппарат сможет хорошо работать. Об одной головке EMT я уже писал, это JSD Novel Titan, ее я также испытывал в сочетании с фонокорректором EMT 128. – Майкл Фремер
Прим. 1: После непродолжительной дискуссии мы с Михой Хубером пришли к согласию, что кривая коррекции DIN 78 – используемая EMT, включая проигрыватель 930 со встроенным фонокорректором – идентична кривой TELDEC с постоянными времени T1 = 3180 мкс, T2 = 318 мкс и T3 = 50 мкс. Кривая DIN 78 являлась «немецким стандартом для шеллачных пластинок, появившихся в 1955 году», как сказал мне Хубер. По частотной характеристике цепи предыскажений и коррекции должны были обеспечивать спад (и затем подъем) басов примерно на 16.5 дБ на частоте 50 Гц и подъем (и затем спад) высоких частот на 10.9 дБ на частоте 10 кГц. Кривые RIAA и TELDEC должны точно совпадать на частоте 50 Гц, но кривая TELDEC отличается подъемом высоких на дополнительные 3 дБ на частоте 10 кГц.
Прим. 2: В Абу-Даби я попал благодаря щедрости одного из читателей – никто из производителей не оплачивал этой поездки – так что, надеюсь, никому не придет в голову заподозрить меня в коррупционных связях.
Спецификации
Описание: Однокорпусной балансный ламповый фонокорректор.
Входы: одна пара (RCA). Выходы: одна пара балансных XLR.
Усиление: 64 / 70 дБ.
Нагрузка: фиксированная, приведенная через входной трансформатор, оптимальная для головок с внутренним сопротивлением 12 - 30 Ом.
Характеристика коррекции: RIAA/DIN 78.
Чувствительность для MC: 1 мВ (номинальная).
Уровень выходного сигнала: 1.55 В.
Отношение сигнал-шум: > 80 дБ.
Искажения + шумы: -40 дБ @ 1 кГц при номинальном уровне.
Энергопотребление: 25 Вт.
Размеры: 480mm × 315 × 60 мм. Вес 12 кг.
Серийный номер: 128U-102. Разработан и произведен в Швейцарии.
Производитель: HiFiction AG/EMT Tontechnik, emt-tontechnik.ch.
Сопутствующее оборудование
Аналоговые источники: проигрыватели винила OMA K3 и Acoustic Signature Montana NEO, Schröder K3, тонарм Acoustic Signature TA-7000; звукосниматели EMT JSD Novel Titan, Miyajima Labs Madake Snakewood.
Цифровые источники: проигрыватель SACD / ЦАП dCS Vivaldi e; ЦАП / АЦП Lynx Hilo A/D-D/A; Mac mini с приложениями Roon, Audirvana Digital Audio; Pure Vinyl и Vinyl Studio.
Предварительное усиление: darTZeel NHB-18S, Ypsilon MC-10L, MC-16L, повышающие трансформаторы MC-20L и X-quisite SUT X-20; фонокорректоры Ypsilon VPS-100, CH Precision P1 с блоком питания X1.
Усилители мощности: моноблоки darTZeel NHB 468, Music Reference RM-200 Mk.2.
Акустические системы: Wilson Audio Specialties Chronosonic XVX.
Кабели: межблочные: TARA Labs Zero Gold, Zero Evolution, Zero и Air Evolution, AudioQuest Dragon, Analysis Plus Silver Apex, Stealth Sakra & Indra. Акустические системы: AudioQuest Dragon, TARA Labs Omega EvolutionSP. Сеетвые: AudioQuest Dragon, Dynamic Design Neutron GS.
Аксессуары: коммутаторы земли AudioQuest Niagara 7000, CAD GC1 и GC3; силовые шкафы и розетки AudioQuest NRG Edison; RSX Industries Power8, акустические абсорберы ASC Tube Traps; акустические панели RPG BAD, Skyline, Abffusor, Stillpoints Aperture II, различные изделия Synergistic Research UEF, платформа Symposium Ultra; стойка под проигрыватель HRS XVR, аппаратные стойки Signature SXR и Stillpoints ESS, подставки под усилители Thixar и Stillpoints; подставки под кабели Audiodharma Cable Cooker; демагнетизатор пластинок Furutech; выпрямитель пластинок Orb DF-01iA, агрегаты для чистки винила Furutech deStat; Loricraft PRC4 Deluxe, Audiodesksysteme Gläss Vinyl Cleaner Pro и Kirmuss Audio KA-RC-1. – Майкл Фремер
Измерения
Я испытывал фонокорректор EMT 128 (серийный номер U-102) с помощью измерительного комплекса Audio Precision SYS2722, дублируя некоторые измерения на комплексе более высокого класса Audio Precision APx500. Результаты на обоих комплексах совпали.
Выходной импеданс, заявленный менее 500 Ом, оказался достаточно низким: 320 Ом на частоте 20 Гц, 312 Ом на 1 кГц и 246 Ом на 20 кГц. 128-й инвертирует абсолютную полярность: либо распайка выходных разъемов XLR выполнена с «горячим» 3-м контактом, либо в схеме присутствует нечетное число усилительных каскадов с анодным выходом (в каждом канале используется по три сверхминиатюрные лампы). Усиление на частоте 1 кГц составляет 62.5 дБ при установке внутренних перемычек на положение «-6», при котором, как я понимаю, Майкл Фремер прослушивал аппарат. При установке перемычек в положении «0» усиление на 1 кГц составило 68.9 дБ. Хотя эти значения немного ниже заявленных 64 дБ и 70 дБ, они объясняются наличием выходного аттенюатора у SYS2722 с выходным импедансом 20 Ом, а входной импеданс у EMT на 1 кГц составил 191 Ом. Входной импеданс на 20 Гц оказался несколько ниже, а именно 169 Ом, а на верхней границе частотного спектра импеданс оказался значительно ниже, 29 Ом.
Результат RIAA-коррекции у EMT 128 показал абсолютно ровную результирующую характеристику от 30 Гц до 10 кГц, хотя уровень правого канала (Рис.1, красная кривая) оказался на 0.3 дБ выше, чем уровень левого (синяя кривая) на средних и высоких частотах. Характеристика имеет спады в 1 дБ на частотах 10 Гц и 20 кГц с небольшим подъемом на 25 кГц, возможно, из-за выходного трансформатора, деформирующего плавный спад на высоких частотах. При выборе режима коррекции «DIN 78» (Рис.1, зеленая и серая кривые) появляется подъем на 3 дБ на частоте 10 кГц по сравнению с RIAA, но спада в 3 дБ на частоте 50 Гц, как следовало ожидать, не наблюдалось (см. примечание 1).
График 1. EMT 128, АЧХ RIAA-коррекции на нагрузке 100 кОм (левый канал синим, правый красным) и коррекции DIN 78 (левый канал зеленым, правый серым) (1 дБ/верт. деление)
Разделение каналов очень хорошее, а именно 80 дБ в обеих направлениях на частоте 1 кГц и ниже, но оно падает до 40 дБ на верхней границе звукового диапазона. Спектральный анализ низкочастотного шумового пьедестала (График 2) показывает низкий уровень случайны шумов, хотя остаточные продукты пульсаций питания в правом канале (красная кривая) несколько выше, чем в левом (синяя). Невзвешенное отношение сигнал-шум в пределах звукового диапазона при входном сигнале 1 кГц, 500 мкВ, хорошее – 61.3 дБ в левом канале и 63.4 дБ в правом. При ограничении частотной полосы до 22 Гц – 22 кГц отношение повысилось до 65.5 дБ в левом канале и до 64.0 дБ в правом, а при активизации фильтра взвешивания типа А оба значения возросли до 76.3 дБ. Эти значения были получены при усилении «-6». Установка усиления в положение «0» значения уменьшаются на ожидаемые 6 дБ.
График 2. EMT 128, усиление «-6», спектр синусоиды 1 кГц, полоса 0 – 1 кГц, уровень входного сигнала 500 мкВ (линейная частотная шкала)
Даже при более низкой установке усиления перегрузочная способность EMT 128 оказалась скромной: 9 дБ на 20 Гц, 8.3 дБ на 1 кГц и 3.5 дБ на 20 кГц по отношении к номинальному уровню для MC – 1 кГц / 500 мкВ. Эти значения уменьшились при переходе на более высокую установку усиления.
Я отметил, что Майкл Фремер частично проводил прослушивание с головкой Miyajima Madake Snakewood (номинальный выход 250 мкВ на частоте 1 кГц), что не вызвало проблем с перегрузочной способностью EMT. Головка Ortofon Verismo (номинальный выход 200 мкВ) также хорошо сочетается с аппаратом по этой части. Но головка EMT's Novel Titan, которая по словам Майкла Фремера имеет мощный выход 1 мВ @ 5 см/с, еле-еле вписывается в ограничения 128-го по перегрузочной способности.
На сигнале 1 кГц / 500 мкВ заметный уровень показала только вторая гармоника при сравнительно высоком ее значении в -50 дБ (0.3%, график 3). При входном уровне сигнала 250 мВ уровень второй гармоники падает на 5 дБ, но он же растет до -43 дБ (0.7%) на сигнале 1 мВ, третья же гармоника становится заметной при ее уровне -80 дБ (0.01%). При отсутствии высших гармоник и продуктов интермодуляции вторя гармоника практически незаметна на слух даже вместе с чистыми тонами, поскольку она находится в консонансе с фундаментальной гармоникой (см. прим. 2). Однако я предполагаю, что именно такой спектр гармоник определяет характер звука фонокорректора EMT, сочный и даже пышный. Измерения искажений производились на нагрузке 100 кОм. Снижение нагрузки до 600 Ом приводит к росту уровня второй гармоники на 10 дБ. EMT 128 будет лучше согласоваться с линейным предусилителем, обладающим входным импедансом в 10 кОм и выше.
График 3. EMT 128, усиление «-6», спектр синусоиды 1 кГц, полоса 0 – 10 кГц на нагрузке 100 кОм, уровень входного сигнала 500 мкВ (линейная частотная шкала)
Интермодуляция высокочастотных гармоник от двухтонального сигнала 19 кГц и 20 кГц при пиковом уровне входного сигнала, эквивалентного 250 мкВ / 1 кГц, оказалась очень низкой (график 4). Хотя составляющая второго порядка на 1 кГц показывает уровень -54 дБ (0.2%), это достаточно низкий уровень, который не грозит заметными на слух артефактами.
График 4. EMT 128, усиление «-6», интермодуляционный спектр ВЧ, полоса 0 – 30 кГц, 19 + 20 кГц на нагрузке 100 кОм при пиковом входном сигнале 2.5 мВ (линейная частотная шкала)
Испытания в лаборатории показали, что фонокорректор EMT 128 будет работать лучше при установке усиления на более низкое значение с МС-головками низкого выхода типа Ortofon Verismo. Единственно, что меня смущает, это небольшой запас по перегрузочной способности в сочетании с собственной головкой EMT Novel Titan. – Джон Аткинсон
Прим. 1: Это подтверждает мнение Михи Хубера из EMT о том, что стандарты DIN 78 и IEC N78 идентичны.
Прим. 2: Я подготовил специальные треки для Stereophile's Test CD 2 для определения заметности на слух второй, третьей и седьмой гармоник, чтобы слушатель мог распознать возможные искажения.