DS Audio D1: сентиментальный звукосниматель!
Чем дольше вы мечетесь в своих аналоговых исканиях (или радуетесь достижениям в этой области), тем труднее отыскать что-то, что еще может реально поразить ваш слух. И не из-за пресыщенности, а по причине похожести на все остальное. После того, как вы послушаете достаточное количество звукоснимателей разной стоимости из ММ- МС-лагеря, у вас легко выстраивается матрица «нравится – хочется – доступно – компромисс». Но звукосниматель DS Audio E1 по-настоящему особенное изделие, не вписывающееся в подобные схемы. И не за сумасшедшие деньги, а всего за $3 100, включая специализированный «эквалайзер», необходимый для усиления сигнала от оптической головки, которая работает не так, как традиционные ММ и МС, а использует свой принцип преобразования записанного в виниловых канавках сигнала в электрический сигнал.
Дойдя до трека Мейделин Пейру Bare Bones, я был поражен чистотой звучания. С трудом верилось, что комплект DS Audio начальной ценовой категории способен на такое с учетом того, что эта фирма предлагает еще три гораздо более дорогих модели. Даже сложно себе представить, насколько еще можно продвинуться в качестве звука с этими моделями. DS E1 сочетает одухотворенность аналоговой магнитной ленты с высоким разрешением цифрового источника.
То, как звучит этот звукосниматель, заставляет слушателя глубоко погрузиться в музыку, как в плетеное кресло-качалку. Его звучание очень приятно и свободно от артефактов. Оно не вызовет у вас желания запустить ракетный ускоритель и выключить гравитационное поле под вашим креслом. Но рано или поздно все же придется встать и поменять пластинку. Почему никого нет рядом именно тогда, когда он нужен?
Чего нет, того не потерять
Конечно, вы не можете получить все на свете за какие-то $3 100, но DS E1 подарит вам очень много музыки, если вы не обладаете неограниченными финансовыми возможностями. Запись Эйми Мэнн Lost In Space откроет вам целый мир тихих звуков, причудливо блуждающих в пространстве, которых вы не могли услышать до сих пор настолько явно даже при наличии головки Koetsu Jade Platinum за $ 10К и фонокорректора Pass XS. Как писал мой приятель Кен Кесслер в обзоре этого же звукоснимателя, «Вы больше не будете пытаться вырвать у меня из рук мою Koetsu». Да, я согласен, эта головка отличается особенной презентацией музыки.
DS Audio E1 слегка не хватает макродинамических контрастов и атаки, а по сравнению с лучшими комплектами топовых головок и фонокорректоров она немного проигрывает в ширине сцены. Там, где Koetsu рисует звуковую панораму, уходящую далеко за пределы колонок и практически стен, звуковая панорама DS Audio E1 лишь слегка нарушает границы, определяемые положением колонок, но этого вполне достаточно. И это компенсируется ощущением ритма и непрерывности развития музыкальной мысли.
Картина звуков, изображаемая DS Audio, более четкая во времени. Если вы принадлежите к числу любителей классической музыки, вы поймете, что я имею в виду: как будто звучит большой оркестр в большом зале, звуки доносятся с определенных направлений, но это не та «точечная локализация», которая имеет место при прослушивании Steely Dan Aja (или другой филигранно выполненной роковой записи). Звучание DS Audio DSE1 в чем-то приближается к моно с его известными преимуществами. Это когда звуковой образ на оригинальном одноканальном Quad 57 вырастает до гигантских размеров, скажем, 3 х 6 м. Что-то вроде этого.
DS Audio E1 очень органична и естественна, это поистине анти-аудиофильская головка. Она заставляет вас отбросить догмы аудиофильского клише и начать слушать музыку. Во многом подобно паре Magnepan – бюджетных колонок, которые требуют самых бескомпромиссных партнеров по системе, чтобы полностью реализовать то, на что они способны, DS Audio E1 одновременно великолепна и алогична. По-настоящему она сияет в системах с высоким разрешением.
Отличия
ММ- и МС-головки работают в общем по одному и тому же принципу. Иглодержатель колеблется в канавке пластинки, а на его конце закреплены крошечные магниты в поле фиксированных катушек либо миниатюрные катушки в поле стационарных магнитов. В любом случае это чисто электромагнитная система, ограниченная особенностями ее конструкции.
DS исключили катушки с магнитами в своем абсолютно ином подходе к воспроизведению звука, записанного в канавках диска. Вместо того, чтобы работать на катушки или магниты, иглодержатель контачит с крошечной пластиной, модулирующей луч от светодиода на фотоприемник. Можете познакомиться с полным описанием процесса (с отличной анимацией) здесь: http://www.gong-av.ru/pressa/asv.html. Именно поэтому DS Audio комплектует головки собственным преобразователем. И если вы решите улучшить свою систему, вам не придется менять и головку, и преобразователь по отдельности, просто выберите один из трех более дорогих готовых комплектов. Мудрое решение.
Toshiba изобрела оптические звукосниматели еще 40 лет назад, но технологии тех лет не позволяли максимально реализовать идею. Опыт, полученный компанией DS Audio в процессе создания оптических компьютерных мышей, помог им сделать фантастический звукосниматель.
Опыты
Полностью настроенная с помощью программы Analog Magik головка DS Audio DS E1, установленная на проигрывателе Technics SL-1200G, звучала очень хорошо. Проигрыватель SL-1200G сам по себе грешит слегка урезанными масштабами сцены, так что этот недостаток, надеюсь, вас не очень разочарует. Систему завершали усилитель Pass INT-60 и колонки Harbeth Compact 7, и хотя все компоненты этой системы неплохо спелись друг с другом, ее звучание никого особенно не потрясало. Схожее впечатление возникло от DS Audio E1 на проигрывателе VPI Prime. VPI Classic звучал более музыкально, чем Technics, но все же не настолько вовлекающе, насколько хотелось бы, хотя в основном характер звучания головки хорошо прочитывался.
А вот в системе, где DS Audio DS E1 была установлена с тщательной настройкой на 12-дюймовом тонарме Audio Creative на проигрывателе Artisan Fidelity Garrard 301, головка раскрыла все свои прелести. Из всех систем, собранных из имевшейся в моем распоряжении аналоговой аппаратуры, данная комбинация оказалась самой замечательной. Весомость звучания, обеспечиваемая проигрывателем с массивным маховиком (хотя и тщательно подогнанным под спецификации Кристофера Торнтона), завораживает. Это был один из тех моментов «черт возьми, как это здорово», которые случаются не так часто. Один из редких случаев, когда экипаж космического корабля получает полноценный обед вместо повседневных пищевых суррогатов. Что-то наподобие этого.
Стоить отметить, что DS советуют устанавливать прижимную силу 1,7 г, с чем я не очень согласен. Однако так или иначе вам придется поискать весы, которые подойдут к короткому иглодержателю DS Audio DS E1. Наш стандартный прибор Clearaudio Weight Watcher плохо работает с DS Audio DS E1, зато весы Ortofon с гораздо более длинной площадкой для иглы отлично подошел.
Чем больше разных пластинок проигрывались на DS Audio, тем больше удовольствия я получал. Высокие частоты звучали очень детально, но при этом на удивление мягко, с той деликатностью, которая легко может заставить слушателя поверить в то, что играет катушечный магнитофон. Басы были мощными и точными. Хотя и не такими мощными, хлесткими и глубокими, как с лучшими аудио компонентами мирового класса (а мы говорим о пятизначных ценниках всего лишь за головку), это уровень, гораздо более высокий, чем можно ожидать от головки за полторы тысячи долларов. Не забывайте, что за $3 100 вы получаете еще и специализированный корректор.
Единственно, в чем DS-E1 немного проиграла, да и то лишь чуточку, это несколько записей из моей коллекции, исключительно сложных и вместе с тем компрессированных. В попытках выяснить, в чем дело, с помощью нескольких тестовых пластинок, я пришел к выводу, что дело просто в низком качестве самих записей. На тестах DS E1 же ведет себя безупречно. Гарт Лирер из Musical Surroundings подтвердил это: «Фактически модулятор сигнала на основе отклонения заслонки от положения покоя вместо обычных модуляторов сигнала ММ/МС, представляющих собой электромагнитные преобразователи скорости, оптический звукосниматель DS способен воспроизвести даже прямоугольные импульсы. Головки DS Audio могут вскрыть многие огрехи записи, присутствующие на пластинках, в то время как ММ/МС-головки их просто маскируют».
Вам будет не хватать того, что вы больше нигде не найдете
Хотя у головки Ds Audio DS E1 имеются незначительные ограничения, то, в чем она сильна, заставит вас с нетерпением ждать свободной минутки, чтобы послушать что-то еще. Этот звукосниматель вызывает такую стойкую зависимость, которая очень редко возникает вне зависимости от цены техники. И ваш цифровой плейер, когда в системе появится этот звукосниматель, будет просто пылиться на полке.
Возвращаясь еще раз к сравнению с Quad, DS Audio E1 не просто очень необычна, она обладает голосом, который вы не услышите больше нигде. Если такая перспектива вас устроит, что-то иное просто перестанет для вас существовать.
Это довольно значительный прорыв в аналоговом звуковоспроизведении, думаю, вам следует обзавестись этой головкой, которая станет важной вехой вашего путешествия в мире музыки. Конечно, вы можете продолжать пользоваться тем, что у вас есть, но даже при этом впечатления, полученные от оптического звукоснимателя DS, изменит уровень ваших запросов. Если вы любитель музыки, обладающий несколькими проигрывателями и тонармами, вы обязаны иметь DS E1 в вашей коллекции. А те из вас, у кого стоимость источника оценивается шестизначной цифрой, должны обязательно послушать топовый комплект головки и корректора DS Audio.
Оптический звукосниматель легко соперничает с другими головками за $5K-$10K с разочаровывающим для последних результатом, каждый раз напоминая о том, с каким чудом техники мне посчастливилось познакомиться.
Новый рубеж
Головка DS Audio DS E1 с эллиптической иглой и сопутствующим корректором безусловно может быть названа образцом качества в ценовом диапазоне $3K. Но я считаю, что то же самое можно сказать и по поводу втрое большей цены. Если эта модель не получит нашу специальную награду, я не знаю, какое другое изделие может быть достойно этой награды. Давненько я не получал такого удовольствия от нового звукоснимателя.
Состав системы:
Проигрыватель: Artisan Fidelity Garrard 300 w/ тонарм Audio Creative Groovemaster II
Предусилитель: Pass XS Pre
Усилитель: Nagra Classic
Акустические системы: Focal Stella Utopia EM
Кабели: Cardas Clear Beyond and Tellurium Q Black Diamond
Сетевое питание: PS Audio P20
Источник: Tone Audio / Cartridge Dude