Оптическая головка DS Audio DS003
Херб Райхерт
Ноябрь 2021 г.
Перевод на русский. Оригинал: https://www.stereophile.com/content/gramophone-dreams-54-ds-audio-ds003-optical-cartridge-emia-lundahl-koetsu-sculpture-step-0
В семье, в которой я вырос, ложь была смертным грехом – не менее ужасным, чем убийство или крошки на кухонном столе. Поэтому вы должны мне верить. Более года назад Гарт Лирер из Musical Surroundings прислал мне самую недорогую оптическую головку DS Audio – DS-E1 (около $3000) с сопутствующим корректором. «Ты должен обязательно познакомиться с этим изделием», – сказал он. Потом он периодически писал мне письма с перерывом в несколько месяцев, в которых вежливо интересовался, насколько мне понравилась эта головка. Я же каждый раз я отвечал: «Прости, Гарт, никак руки не дойдут, но после дедлайна обязательно установлю ее на мой проигрыватель».
Один дедлайн сменялся другим, но все шло по-прежнему, пока я не прочел большой обзор DS-E1 Майкла Фремера в Analog Corner №306. Я очень расстроился: опять он меня опередил! Но, взяв себя в руки, я все же решил наконец установить эту японскую головку на проигрыватель, ведь Гарт был прав: мне действительно следовало испытать этот новомодный оптический звукосниматель в моей системе.
Хотя моя религия и не терпит оправданий, все же объясню, по какой причине я так долго тянул с испытанием DS-E1. Дело в том, что до этого мне уже посчастливилось послушать вторую сверху модель оптических головок DS Audio – DS Master 1 – на выставке Munich High End Show. Мне было очень интересно узнать, что это за штучка, и поэтому я изо всех сил вслушивался в звучание хорошей, хотя и незнакомой, системы, стараясь понять, на что способна эта новая «оптическая» головка. Я отметил, что звучание Master 1 отличается кристальной чистотой звука при полном отсутствии шумового фона. По глубине и четкости звука она напомнила мне не только самые лучшие традиционные головки, которые я слышал, но и рекордно бесшумную красавицу – головку с подвижной магнитной заслонкой Grado Labs Aeon3 за $8000, которую мне как-то раз пришлось испытывать.
К сожалению, после прослушивания на выставке у меня появились смутные сомнения: мне показалось, что этому роскошному звукоснимателю все же чего-то не хватает, но я никак не мог понять, чего именно. Именно неоднозначность впечатлений от этой сессии и сдерживало меня от того, чтобы сделать вторую попытку.
И когда я наконец услышал звучание головки DS-E1 начального ценового уровня в своей системе, я наконец понял, чего мне не хватало в звучании Master 1. Я особзал это, прослушав половину одной стороны первой же пластинки. Не хватало «зерна» и еле слышного гула, который я традиционно ассоциировал с головками с подвижными катушками. Отсутствие эффекта «привнесенной» текстуры звука со стороны DS-E1 хотя и еле заметно, но от этого не менее очевидно. А вот результат освобождения от этого эффекта уже совсем не столь незаметен: тихие звуки воспринимаются лучше, а пространственные образы приобретают более явную трехмерность. DS-E1 в значительной степени продемонстрировала ту «глубину и ясность», которые я оценил в Master 1.
Я рассказываю эту историю про DS-E1 исключительно для того, чтобы как можно больше аудиофилов узнали, что основатель DS Audio Тетсуаки (Аки) Аойаги создал на мой взгляд нечто очень важное. За свои неполные $3000 (и это включая корректор) DS-E1 дает возможность приобщиться к тому, что я называю элитой виниловой техники и в чем вижу возможное зарождение будущих достижений аналогового аудио.
Желая узнать об этом как можно больше, я написал Гарту письмо, в котором спросил, нельзя ли мне испытать что-то из более дорогих изделий DS Audio.
Гарт ответил, что он и Тетсуаки решили предоставить мне честь первым испытать новейшую модель звукоснимателя DS Audio – DS003 с новым сопутствующим корректором (комплект за $6960). Я с радостью их поблагодарил.
MM, MI, MC, PO
Звукосниматели с подвижными магнитами, подвижными индукционными заслонками и подвижными катушками относятся к преобразователям, реагирующим на мгновенную скорость колебаний иглы в канавке, их выходное напряжение сигнала прямо пропорционально величине отклонения иглы от точки покоя в единицу времени. Это системы измерения скорости движения. В отличие от них фото-электронные звукосниматели DS Audio вырабатывают на выходе напряжение, пропорциональное амплитуде отклонения иглодержателя. Иными словами, они реагируют не на скорость движений, а на их величину. Это напоминает мне отличия между динамическими и конденсаторными микрофонами, о которых любят рассказывать инженеры профессиональной звукозаписи.
Подобно головкам звукоснимателей с катушками и магнитами, динамические микрофоны также реагируют на скорость. Инженеры ценят их за плотность звука, динамику, перегрузочную способность и четкое отделение громких звуков в близком поле от окружающего шумового фона. Значительная масса их подвижной системы ограничивает их в плане передачи тихих звуков и качества переходной характеристики, хотя это их свойство нельзя считать однозначно ущербным.
В отличие от динамических, конденсаторные микрофоны представляют собой нежные устройства, чувствительные к давлению воздуха, в которых используются чувствительные мембраны, с легкостью приводимые в движение благодаря очень малой массе. Эти устройства ценятся за способность точной передачи тихих звуков и деталей заднего плана звуковой сцены. Хотя это тоже не всегда является преимуществом.
Инженер мастеринга Алан Сильверман (Arf Mastering) объяснил мне это так: «С практической точки зрения инженера (т.е. моей) чем больше масса подвижной системы, генерирующей напряжение сигнала, тем меньше мелких деталей, но теплее и подчас приятнее для слуха звук. Конденсаторные микрофоны обладают легкой мембраной, но она не может совершать значительных движений, поэтому они очень детальны. Однако иногда, если не сказать довольно часто, более тяжелая и медленная катушка динамического микрофона может давать более приятное для слуха, теплое и богатое звучание».
Я только лишь улыбнулся, выслушав Алана, удивившись, насколько его рассуждения о разных типах микрофонов походят для описания различий между звукоснимателями с катушками и магнитами и фото-оптическими головками.
Звукосниматель DS003
Подобно всем моделям звукоснимателей DS Audio DS003 работает так: луч от миниатюрного светодиода падает на крошечную сверхтонкую заслонку, установленную в центре иглодержателя. Во время движения иглы в канавке пластинки колебания иглодержателя и заслонки модулируют световой поток, воспринимаемый фотосенсором, который генерирует электрический ток, пропорциональный световому потоку.
Согласно заявлению президента DS Audio Тетсуаки Аойаги, фото-оптическая головка DS003 – это абсолютно новая разработка. «Эта оптическая головка третьего поколения обладает тщательно улучшенной оптической системой с раздельными светодиодами и фотосенсорами левого и правого каналов, расположение которых тщательно оптимизировано. В результате снижен уровень межканального проникновения сигнала. На высоких частотах этот показатель улучшен на целых 10 дБ по сравнению с предыдущими моделями DS Audio, а уровень выхода повышен на 75%, с 40 до 70 мВ».
«И, параллельно с повышением выходного напряжения сигнала, отличный показатель отношения сигнал-шум, характерный для оптических головок DS Audio, также получил дальнейший значительный прирост в сравнении с более ранними моделями».
Также он добавил, что «отдельные для каждого канала светодиоды и фотосенсоры позволили уменьшить массу подвижной системы на 50%». Головки второго поколения использовали общую алюминиевую оптическую заслонку квадратной формы весом 1,56 мг. Модели же третьего поколения, включая DS003, имеют более миниатюрную V-образную заслонку, выполненную из бериллия чистотой 99,9%. Такая заслонка весит всего 0,74 мг. По сведениям DS Audio, «это меньше, чем 1/10 массы подвижной системы типичной головки с подвижными катушками и сердечником». Вот вам и аналогия с различиями между динамическими и конденсаторными микрофонами.
Головка DS003 весом 7,7 г в пухлом алюминиевом корпусе с голубым «фонариком» спереди оснащена алюминиевым иглодержателем и иглой «линейного контакта». Рекомендованная прижимная сила составляет 2,1 г. По материалам от Гарта Лирера динамическая податливость ее подвижной системы равна 7 × 106 см/дин на частоте 125 Гц.
DS003 + энерджайзер E1
Любая из оптических головок DS Audio может сочетаться с любым корректором этой же компании, которые принято называть «энерджайзерами», начиная от самого скромного до верхней модели Grand Master. После того как я получил головку DS-003, я гонял ее в течение нескольких недель с корректором E1, так как «родной» корректор 003 мне прислали с опозданием. Этот «гибридный» комплект звучал заметно лучше по фоновым шумам и по локализации деталей в пространстве, чем головка DS-E1 со своим корректором (который собран на интегральных операционных усилителях).
Когда же наконец я получил более массивный, роскошно упакованный корректор 003 на дискретных транзисторах, я понял, что в сравнении с ним корректор E1 звучит суховато и менее красочно. Причем разница оказалась весьма существенной. С боле дорогим корректором звук стал еще прозрачнее и богаче оттенками. Можно сказать, что с появлением корректора 003 моя система шагнула далеко вперед по качеству звука.
DS003 + энерджайзер 003
Звучание DS Audio DS003 принципиально отличается от звучания головок с крошечными катушечками, колеблющимися магнитном поле, и на осмысление этих различий у меня ушла целая ночь. Следующей же ночью я просто слушал музыку, забыв об аналитическом подходе эксперта. Я просто откинулся в кресле и наслаждался великолепным вокалом Махелии Джексон. Слушая альбом Mahalia Jackson’s Greatest Hits (Columbia LP CL 2004), я всегда поражаюсь гибкости исполнения и богатству оттенков вокала, особенно в те моменты, когда голос Джексон как будто воспаряет вверх, приобретая невероятную выразительность и духовность. Несравненный вокал Джексон – это отличный инструмент для тестов аудио аппаратуры: когда он звучит так, как должен звучать, я начинаю испытывать настоящий религиозный трепет, навеваемый музыкой госпел. DS003 погрузила меня в волшебство вокала Джексон глубже, чем любые другие головки из моей коллекции, если не считать намного более дорогой МС-головки Koetsu Rosewood Signature Platinum с повышающим трансформатором и фонокорректором Tavish Design Adagio.
Есть такая потрясающая запись: Roscoe Holcomb/The High Lonesome Sound (Folkways LP FA2368). Я считаю, что Роско Холкомб – это сама душа народной музыки Кентукки. Собиратель фольклора Джон Коэн метко определил стиль и смысл творчества Холкомба как «отчаянный крик одиночества». Когда я впервые услышал это выражение, я подумал: это же обо мне, о том, чем я занимаюсь! В данном контексте определение «отчаянный» относится к эмоциональной экспрессии Роско, поющего и играющего на банджо. Если вы никогда не слышали Роско, представьте себе самого мрачного проповедника на той же сцене, на которой выступали Билл Монро и браться Стэнли.
Диск High Lonesome Sound записан просто и чисто – ни компрессии, ни микширования, ни редактирования, поэтому голос Роско и аккомпанемент на банджо звучат с обескураживающей искренностью, и поэтому я часто использую эту запись для оценки способность системы адекватно передавать аутентичность записи, способность экстрагировать из виниловой канавки не только форму, но и эмоциональное содержание музыкального произведения. DS003 докапывается до самых глубин виниловой канавки и извлекает из нее звук во всей его наивной прямоте и непосредственности, но вместе с тем и со всей его живостью и грацией. Банджо Роско звучит с потрясающим реализмом и эффектом присутствия.
Оперируя определением «живости», я не имею в виду что-то привнесенное извне, делающее звучание более живым. Совсем наоборот. Когда я пишу, что мои колонки звучат живо, это значит, что я ощущаю меньше препятствий на пути воспринимаемого мной эмоционального содержания музыки. Я при этом имею в виду меньше обработки, меньше динамической компрессии, меньше электрического налета. Живой звук прост, чист и непосредственен. И DS003 превосходит любые другие звукосниматели в передаче живости и ясности полутонов сложной звуковой палитры.
Подытоживая, скажу, что фото-оптическая головка DS Audio DS003 с сопутствующим корректором обладает полным набором достоинств, присущих наиболее элитарным звукоснимателям: это и шелковистость тихих звуков, и тугие басы с мелодически богатой текстурой, и живая, четкая, как снимок фотоаппарата Лейка, середина, о которых цифровые источники могут только мечтать. Искренне рекомендую.