Путешествие Гулливера по виниловому микрокосмосу
ACOUSTICAL SYSTEMS | |||
(как настраивать звукосниматели) Довольно часто меня спрашивают, насколько важным является настройка винилового проигрывателя. Действительно ли это такое большое дело и стоит ли стремиться к точности до долей миллиметра? Позвольте сказать несколько слов, чтобы выразить мое мнение по этому поводу и пролить свет на эту тему. Термин Microgroove (микро-канавки виниловых дисков) говорит сам за себя. Микроскопические размеры неровностей рельефа модулированных канавок однозначно свидетельствуют о том, что любой процесс оптимизации винилового источника должен начинаться именно здесь, в точке контакта иглы с канавкой. Кончик иглы головки звукоснимателя должен максимально безошибочно следовать за всеми неровностями. Кажется, несложная задача, но очень редко реализуемая. Но что же мешает точной установке иглы головки в то положение, при котором она будет отлично справляться с этой задачей? Сложность состоит в размерах. Здесь мы оказываемся на пороге микромира и выходим далеко за пределы возможностей человеческого зрения. Малейшие погрешности установки, с трудом заметные невооруженным глазом, оказывают огромное влияние. И поэтому только качественно настроенный виниловый источник способен звучать чисто, выявляя массу самых мелких деталей записи и воссоздавая исходное событие с его не обеднённым эмоциональным содержанием. Искажения, вызванные неточностью следования иглы, смазанная динамика, резкие и тощие высокие частоты, сжатая звуковая сцена совсем не способствуют глубокому раскрытию этого эмоционального содержания. Зато для возникновения неприятных и легко различимых на слух звуковых диссонансов достаточно очень небольших погрешностей установки. То, к чему следует стремиться – это извлечь наилучший результат из имеющегося сочетания тонарма и головки. И первый шаг к этому – максимальная точность в установке и доводке геометрических параметров. То, что будет упущено на этом этапе, уже не сможет быть восстановлено ни в какой другой точке звукового тракта, сколько бы денег ни было на него потрачено. Хочу проиллюстрировать вышесказанное, пропорционально пересчитав величины в масштабах привычной повседневности. Размеры шлифованной поверхности современных игл, которая контактирует со стенкой канавкой, составляют 1-2 мкм на 5-6 мкм. Т.е. мы говорим об 1-2 миллионных долях метра... А 12-дюймовый тонарм имеет эффективную длину приблизительно 300 мм. Теперь давайте посмотрим, что будет в случае крошечной, всего в 0,5 мм, или 1/50 дюйма, ошибки из-за отклонения от расчетной точки нулевой тангенциальной ошибки? Вроде, ничего страшного, вполне в пределах погрешности большинства установочных шаблонов. К тому же, «точки оптимальной настройки» большинства шаблонов сами по себе вдвое больше по диаметру. Теперь давайте трансформируем эти величины из масштабов микромира в масштабы реального мира. Для этого просто умножим все измерения тонарма и звукоснимателя на 1000, чтобы показать пропорции. Умножили все на 1000... Теперь наш тонарм имеет длину 300 м. Головка звукоснимателя теперь выросла до размеров коттеджа на 4-5 семей. А игла стала длиной с микроавтобус Фольксваген. А какими теперь стали размеры шлифованной поверхности иглы, контактирующей со стенкой канавки? Они увеличились всего лишь до 1-2 мм на 5-6 мм. И на эту еле заметную точку опирается 300-метровый тонарм! А ошибка в 0,5 мм соответствует отклонению от нужного направления на 50 см, или ½ метра. 50 см = 500 мм – такое отклонение мы имеем при пятне контакта всего 2 х 6 мм... Получается, что мы не просто ошиблись номером дома на улице, а промахнулись на несколько кварталов. Это значит, что из-за ошибки в 0,1-0,5 мм мы заблудились окончательно... В аналоговом звуковоспроизведении высокое качество дается ценой больших усилий и затрат. Затем-то и тратятся большие деньги на самые лучшие головки, тонармы и проигрыватели, чтобы извлечь всю информацию из канавок винилового диска, вплоть до последней мельчайшей подробности. Но все усилия и траты оказываются напрасными, если этот этап настройки осуществляется недостаточно аккуратно. Посему первый шаг настройки, выполняемый с максимально возможной точностью – в чисто механическом аспекте – не просто желателен, но совершенно необходим для достижения уровня High End Audio. Еще раз повторю: то, что будет потеряно здесь, не подлежит восстановлению и не может быть скомпенсировано нигде и никогда. Именно для того чтобы избежать таких невосполнимых потерь, я разработал SMARTractor и UNI-Protractor – самые точные инструменты для настройки любых тонармов и головок. Благодарю за внимание. Искренне ваш, Д. |