Усилители Aries Cerat Essentia
Айзек Матей
Май 2023 г.
Постараюсь по возможности удержаться в этом повествовании от превосходных степеней, хотя иногда бывает нелегко не впасть в крайность и восторженность, когда дело доходит до замечательных творений Даноса Ставроса под брендом Aries Cerat.
Я знаю Ставроса Даноса очень давно. С его первыми попытками создания «нетрадиционных» высококлассных конструкций я познакомился, кажется, более десятка лет назад.
С тех пор и он сам, и его бренд прошли большой путь, значительно более долгий, чем большинство его конкурентов могло ожидать.
Вызывает уважение тот факт, что Данос не побоялся выбрать тернистый путь, отказавшись от предложенной ему после университета высокооплачиваемой работы в аэрокосмической области. Тогда, на перепутье, его перспективы казались довольно туманными, но по происшествии 10 лет ему все же удалось стать одним из самых смелых и прогрессивно мыслящих разработчиков техники аудио. В каждом его новом изделии, которое я имел честь и удовольствие испытывать, я отмечал явный прогресс и поступательную эволюцию. И не только с точки зрения качества звука звучания, но и по тому, насколько смелые и новаторские идеи лежали в их основе.
Когда Данос рассказывал мне о новой серии изделий Ianus, пытаясь заразить меня своим энтузиазмом, я не стазу смог разделить его экзальтацию. Но, как будет понятно далее, только до того момента, пока усилители Aries Cerat Ianous Essentia Triodefet не доехали до моего дома.
Концепция
Усилитель Ianus Essentia не только однотактный, но и однокаскадный! Важно то, что в нем отсутствуют драйвер и входной каскад! Это предельно «спартанская» схема, которая по мнению Ставроса является прорывной в усилительных технологиях и которая была с большим трудом обкатана в экспериментальной лаборатории Aries Cerat.
Это стало возможным исключительно благодаря тому, что наконец появился активный элемент, обладающий необходимыми для этой цели характеристиками: исключительно высокой линейностью, большими коэффициентами усиления по напряжению и току, а также очень высоким входным сопротивлением. Усилитель Essentia включает всего лишь один каскад усиления TriodeFet stage с непосредственным входом, который работает как простой однотактный усилитель, и использует флагманскую технологию Aries Cerat Geminea.
Ламповые триоды или полупроводники?
Сквозная характеристика TriodeFet, весьма похожая на триодные кривые, намекает на то, что звучать усилитель Ianus Essentia должен примерно так же, как лучший в мире однотактный ламповый усилитель с его великолепной серединой и искристыми высокими частотами, естественными тембрами и масштабной звуковой сценой, которые мы ждем от лучших ламповых конструкций.
При этом Ianus Essentia может отдавать в нагрузку гораздо больше тока и не нуждается в сервисном обслуживании, обладая ресурсом в 10 000 часов. Его однокаскадная природа обещает максимальную прозрачность для звукового сигнала. Выходная мощность составляет 40 Вт (на 8 Ом) в чистом классе A.
Хотя этого может оказаться недостаточным для «прокачки» больших современных акустических систем, весьма жадных до тока, усилители Essentia все же вполне могут хорошо сочетаться с многими моделями колонок, как мониторными, так и напольными.
Как это работает
Усилитель Essentia – это настоящий аудио-хамелеон. Представьте себе множество различных усилителей «в одном флаконе» с возможностью выбора каждого из них с целью оптимального сочетания с другими компонентами системы. Да, я знаю несколько моделей усилителей, стремившихся воплотить подобные идеи, но их пока что слишком мало, а уж чего-то даже отдаленно похожего на Essentia, до сих пор точно никогда не существовало.
Это стало возможным благодаря «виртуальному» элементу, который я пока так до конца и не понял. Я, конечно, в теме и не раз копался «под капотом» разных электронных устройств с паяльником в руках, но полностью оценить концепцию Даноса даже мне не так просто.
Essentia допускает работу с разными типами ламп. Данос комплектует свои усилители лампами Valvo 280, а также Siemens 282F и 280F. Причем можно сочетать в одной комбинации до девяти разных ламп однотипной структуры.
Итак, схема усилителя может работать с лампами одного типа, как и с двумя разными лампами. Естественно, при этом требуется настройка тока покоя, но это совсем не сложная процедура, и вы легко ее освоите. На двойном дисплее лицевой панели постоянно отображается ток покоя ламп как в абсолютном значении, так и в процентах от максимально допустимого значения.
Активный элемент TriodeFet – это весьма своеобразная однотактная топология. Его схема отличается от схемы традиционного однотактного усилителя, и поэтому Данос его называет виртуальным. Просто его гармонический спектр похож на таковой у однотактного триодного усилителя.
Девять типов ламп дают 81 разных комбинаций!
Чуть углубившись в теорию, скажу, что индивидуальные кривые проходной характеристики каждого типа ламп формируют спектр гармоник выходного сигнала.
Но это еще не все. Есть еще одна необычная особенность, которую можно найти в других усилителях, но не в таком виде, как здесь. Essentia предполагает четыре различных настройки глубины обратной связи: 0 дБ, 6 дБ, 12 дБ и 16 дБ.
И это открывает массу новых возможностей по воздействию на четные гармоники сигнала и многое другое. Подробности Данос не спешит раскрывать во всей полноте, поскольку это его фирменный секрет, могу лишь определенно сказать, что он не ограничился одной лишь тривиальной регулировкой обратной связи, которая встречается не так уж и редко.
И еще: для каждой конкретной комбинации ламп предусмотрено две настройки тока покоя (T1 и T2).
T1 определяет текущее значение тока, а T2 – текущее значение тока в процентах от тока покоя. Рекомендуемые производителем параметры обеспечивают оптимальную рабочую точку для данной комбинации ламп. Это исходная точка в начале поисков идеального звука. Даже небольшая корректировка этих настроек приводит к существенному изменению характера звучания усилителя Essentia.
Поражает количество звуковых паттернов, которые можно получить от усилителя Aries Cerat Essentia, и мой уровень дофамина и адреналина продолжает зашкаливать, пока я экспериментирую с этим усилителем и делюсь с вами своими впечатлениями.
Подобная гибкость усилителя Essentia позволяет как бы формировать разные «виртуальные схемы», выбирая из них лучшую на свой вкус, и именно это впечатляет меня больше всего.
Не то чтобы я пытался теоретизировать о разных оттенках звукового почерка и субъективных впечатлениях. Имея под рукой такое разнообразие доступных для экспериментирования виртуальных комбинаций, я смог убедиться, что все они легко идентифицируются на слух и однозначно влияют на звуковой почерк.
Они не просто звучат по-разному или имеют незначительные отличия, они действительно звучат как совершенно разные усилители.
Примечание: Поскольку сам автор признается, что до конца понять природу «виртуального» элемента ему не удалось, пришлось обратиться за комментарии к самому Ставросу Даносу. Итак, схема усилителя действительно однотактная, но в ней может работать как одна лампа, так и две, одинаковые или разные. Присутствует также элемент на мощных полевых транзисторах с изолированном затвором (Mosfet), который обеспечивает выходной ток и, соответственно, мощность. Если исключить его из схемы, усилитель продолжит работать, но с гораздо меньшей выходной мощностью. Лампы же нужны здесь в основном для создания характерного гармонического спектра сигнала, определяемого анодными характеристиками лампы или пары ламп. Если лампы одинаковые, характеристики просто накладываются друг на друга, не меняя спектра сигнала, если же они разные, возникает новый спектр, отсюда и 81 комбинация характера звучания, о которой пишет автор. Это и есть виртуальный элемент, которого на самом деле не существует и который формируется двумя реальными элементами.
Музыка
Первый этап прослушивания бессонной ночью был организован по тщательно продуманному плану. Вот некоторые из альбомов и треков «обязательной программы», которые позволили в полной мере оценить достоинства усилителя Aries Cerat Essentia.
«Jean Pierre» Маркуса Миллера с альбома «Free» – это настоящий музыкальный триумф с огромным количеством звуковых нюансов, которые могут практически полностью маскироваться в системах с посредственными усилителями, не обладающими необходимой энергетикой.
Я слушал Миллера на джазовом фестивале в Монтре несколько лет назад и до сих нахожусь под впечатлением его энергетики и магнетизма. Миллер вкладывает всю душу в музыкальное послание своей аудитории.
И это именно то, что я ощутил, слушая усилители Essentia. Они разрабатывались именно так, чтобы передавать музыкальное содержание без изменений, сохранив в нем энергию звука, не отклоняясь от «курса» и не подмешивания к звуку никакой отсебятины, дабы не отвлекать вовлеченного в музыку слушателя сомнительными артефактами.
Мы все знаем это распространенное маркетинговое клише: «Техника исчезает, и слушатель остается наедине с музыкой». И усилители Esentia настолько явно выделяются из толпы тонкими нюансировками и достоверностью звучания, что лучше про них просто не скажешь. Они способны воздействовать на какие-то самые деликатные «эмоциональные сенсоры» и свободно обходят наши «детекторы усталости».
Усилитель Essentia воспроизводит «Jean Pierre» с галантностью и изяществом и без намека на звуковую анемию или искусственность, чего нельзя сказать о многих гораздо более дорогих усилителях, как транзисторных, так и ламповых. Одно это делает усилители Aries Cerat Ianus поистине уникальными.
Многие усилители способны передавать пульсацию и драматичность главной темы и вступления из музыкального сопровождения к кинофильму «Великий мастер» композиторов Сигэру Умебаяши и Натаниэля Мехали, но далеко не всем удается звучать на этих треках так же хорошо по всем показателям, как усилителям Essentia, которые во всех подробностях раскрывают авторский замысел и глубинный настрой этой музыки.
Известной проблемой для любого усилителя является воспроизведение музыки как таковой, без жесткой привязки характера звука к «железу» и концепции конкретного разработчика. Звучание трека «Bluesville» с альбома Каунта Бейси «88 Basie Street» доказало, что усилители Essentia формируют фундаментальную звуковую основу для музыки, которая не является простой суммой внутренних электронных процессов, а представляет собой нечто большее, чего не скажешь о многих других усилителях вне зависимости от их цены.
Трек «Volver, volver» в исполнении Конча Буйки с альбома Нины де Фуэго по-настоящему задевает за живое своей неземной эмоциональностью. Это один из тех треков, на которых усилители работают по принципу «пан или пропал», либо подчеркивая, либо нивелируя величественность и магию вокала. Естественно, первое возможно только при условии, что в системе все настроено правильно и усилители пребывают в полном симбиозе с другими компонентами системы.
Усилители Aries Cerat Essentia не имели проблем с воспроизведением уникальной смеси фламенко, джаза и коплы с альбома Нины де Фуэго. Чувство умиротворения от теплого «мурчания» чередовалось с ажиотажем, который соповождался со вставшими дыбом волосами и мурашками по коже.
Даже намного более дорогие усилители часто оказываются не в состоянии полноценно вдохнуть жизнь в музыкальное представление и воссоздать его огненную магию и чары в полной мере. Звучание усилителей Aries Cerat Triodefet является полной противоположностью размякшему, скучному и утомительному звуку. Они демонстрируют головокружительный, опьяняющий, по-хорошему экзальтированный звук, который трудно забыть, услышав однажды.
Теперь об альбоме Дэвид Амрама «The David Amram Jazz Quintet - Howard Weiss - Rochester Philharmonic Orchestra, Triple Concerto». Трек «Allegro con brio» особенно ярко показал возможности усилителя Aries Cerat Essentia в плане передачи динамических контрастов с сохранением натуральных тембров и оттенков звука.
Усилитель Aries Cerat Essentia изначально ориентирован на то, чтобы проникнуть в самую глубину музыкального контента, и «Allegro con brio» может служить прекрасным примером того, насколько скрупулезно усилитель Ianus Triodefet создает звуковое полотно со всеми его хитросплетениями, которые четко фиксируются нашим восприятием.
Заключение
Я не знаю, какие идеи Даноса изначально вкладывал в Ianus Essentia, как и в старшие модели этого семейства Ianus QuintEssence и Gemini, но нет сомнений, что Essentia – это чрезвычайно «гибкий» усилитель, в котором эволюционные начала удачно сочетаются с революционными.
Мне известен ряд попыток реализации подобных идей другими производителями, но ничего подобного усилителю Essentia по простоте технических решений, музыкальности и достоверности звучания мне неизвестно.
Мы постоянно говорим о простоте схемотехники и пуризме в высококачественном аудио. Предельная простота тракта преподносится как достижение любого разработчика-пуриста, но довести ее до такой степени, как в усилителе Essentia, ранее не удавалось даже самой компании Aries Cerat.
При реализации «активного виртуального элемента» достигается чрезвычайно высокая линейность в сочетании с высоким уровнем сигнала, большим выходным током и очень высоким входным импедансом. Это обеспечивает чистоту звучания самых разных аудио систем, в составе которых присутствует данный усилитель.
Само название модели «Эссенция» подразумевает понятие сущности. Усилитель Essentia имеет в своем составе всего один однотактный каскад усиления TriodeFet с непосредственным входом. И именно в этом и состоит суть технологии серии Ianus.
Как только усилитель Aries Cerat Essentia появился на свет, возникло множество вопросов к компании. И данный обзор должен дать четкое представление о том, за счет чего удалось достичь столь высокого качества.
Если в двух словах, это усилитель, о котором можно только мечтать. Это сенсация не только для рецензентов, когда каждое новые изделие или кабель нарушает устоявшийся баланс мнений и занимает соответствующее место на рынке. Обычно любым новинкам предстоит проделать долгий и трудный путь в поиске подходящей системы, в которую они смогут вписаться, внеся хотя бы небольшое изменение качества звучания в лучшую сторону.
С Aries Cerat Essentia я легко могу представить себе радость дистрибьюторов, которым эта «музыкальная шкатулка» дает возможность продемонстрировать клиентам, как они собственноручно могут «лепить» желаемый характер звучания системы. И, возможно, еще более важным является то, что профессионально подготовленный консультант получает возможность настроить усилитель Essentia по месту у клиента в доме, добившись высокого уровня воспроизведения и реализовав энергетический потенциал системы. Уже одно это достойно высокой оценки.
Но какой бы ни была выбранная настройка, высокий уровень воспроизведения и узнаваемый характер звука Aries Cerat сохраняется в любом случае, хотя он может звучать и как типичный усилитель Aries Cerat, и просто как высококачественный ламповый или транзисторный усилитель.
Усилитель Essentia имеет врожденное высокое разрешение в высокочастотной области спектра, как и плотный низ, характерные Aries Cerat. Но все же по звуку он несколько отличается от других усилителей Aries Cerat.
Как и все изделия Aries Cerat, Essentia является смелым по замыслу и безупречным по реализации аудио компонентом. Я был поражен способностью усилителя Essentia создавать настолько естественную и захватывающую звуковую реальность.
Любое изменение в характере звука в лучшую сторону всегда мгновенно привлекает к себе внимание, и Essentia является источником таких изменений не в отдельных аспектах, а буквально во всем. И выигрыш по одним показателям в данном случае не сопровождается компромиссами в других, будь то разрешение, скорость, динамика и, что самое главное, музыкальность.
Испытав усилители Aries Cerat Essentia в различных системах и с разными настройками, я готов подытожить свои выводы путем присуждения ему заслуженной наград 2023 Editors Choice Award за эти нетрадиционные идеи и полноценное их воплощение в этих концептуальных изделиях.
Несмотря на безумные времена, которые мы переживаем на протяжении последних лет, могу сказать, что это «путешествие в страну хорошего звука» началось с энтузиазма и остается настолько же захватывающим и по сей день.
Технические данные
* Выходная мощность (в классе A): 40 Вт @ 8 Ом, 70 Вт @ 4 Ом
* Стабильная работа с низкоомной нагрузкой вплоть до 1 Ом
* Нулевая обратная связь
* Сигнальный тракт: однокаскадный однотактный
* Усиление: 26 дБ (26-22-18-14-10-6) дБ (переключаемое)
* Отношение сигнал-шум: 100 дБ
* Частотный диапазон при полной входной мощности: 5 Гц – 60 кГц (частоты верхней границ диапазона ограничен по уровню с целью предотвратить возбуждение)
* Демпфинг-фактор: выбирается пользователем
* Потребление в холостом режиме на канал: 100 Вт в зависимости от настройки токи покоя
* Входы: RCA х 1, TVC х 1 (регулируемый вход на Transformer Volume Control, или дискретный регулятор громкости на основе трансформатора с многочисленными отводами вторичной обмотки), AC link х 1 (фиксированный линейный вход), XLR (опция)
* Внешние габарит: 420 мм (В) x 400 мм (Ш) x 310 мм (Г)
* Вес каждого моноблока нетто: 80 кг