Звукосниматель Acoustical Systems Palladian
Тонарм Acoustical Systems Aquilar, как и верхняя модель Axiom, соответствует геометрическим стандартам нового шаблона UNI-DIN, разработанного Дитрихом Бракмайером. Специалисты по аналоговой технике из Баварии пока не изобрели новый принцип воспроизведения винила, но головка Palladian, которую они с помпой продемонстрировали, доказывает, насколько далеко вперед в плане качества звучания можно продвинуться путем удачного комбинирования хорошо известных решений.
В процессе работы над настоящим обзором несколько месяцев назад Aquilarполностью оправдал преимущества своей геометрии и грандиозный звуковой потенциал, после чего я стал интересоваться и другими изделиями этой небольшой мануфактуры. Я имею в виду неApolyt – проигрыватель с шестизначной стоимостью, который можно назвать аналоговым монументом и который демонстрировался на High End Show в Мюнхене. По логистическим причинам Palladian показался мне гораздо более привлекательным объектом для исследований, и вот этот топовый звукосниматель Acoustical Systems уже празднует свою мировую премьеру в Hi-Fi Statement.
Презентабельная упаковка несет важную информацию о технических спецификациях Palladian
Palladian представляет собой значительно продвинутый вариант головки Aiwon, при создании которой Дитрих Бракмайер в первую очередь стремился как можно ближе продвинуться к естественности звучания живой музыки – или, говоря более прозаическим языком, добиться дальнейшего улучшения динамических характеристик и скорости атаки звука. Для этого иглодержатель был слегка укорочен, благодаря чему уменьшилась масса подвижной системы, подвеска также подверглась модификации. Иглодержатель головки Palladian, как и у других моделей Acoustical Systems, выполнен из обработанного алюминия и покрыт лаком С37. По опыту автора иглодержатели из более твердых материалов, например, бора, рубина или алмаза, подвержены резонансам в звуковой области, что наряду с прочими факторами приводит к повышенной заметности шумов, в той или иной степени присутствующих на любой пластинке. Алюминий же резонирует на более низких, менее раздражающих частотах. К тому же, у звукоснимателей Acoustical Systems этот фактор дополнительно минимизирован с помощью лака С37.
Каждая из двух катушек Palladian состоит из семи обмоток серебряного провода 5Nс очень низким содержанием кислорода, и фактически здесь на одну обмотку больше, чем у Aiwon. Хотя магниты у обеих головок имеют одинаковую силу, Palladian, как заявляет производитель, отличается тем, что магнитное поле в зоне витков при меньшей напряженности лучше сфокусировано. Для меня уменьшение подвижной массы с одной стороны и в то же время включение лишних обмоток кажется некоторым противоречием. Дитрих Бракмайер на это отвечает, что вес двух лишних обмоток соответствует одной сотой миллиметра длины укороченного иглодержателя, и поэтому никакого значения не имеет.
Рифленая поверхность корпуса из титанового сплава с крупными кавернами делает каждый экземпляр Palladian уникальным
Естественно, Acoustical Systems самостоятельно не производит генераторов сигнала для своих головок, а закупает их у известного западноевропейского производителя. Но иглы, как подчеркивает Дитрих Бракмайер, не являются серийной продукцией того же производителя, а поставляются ему из Германии. Он решил отдать предпочтение профилю Q4 Shibata EVO с очень тщательной полировкой, который использовался в квадро-совместимых звукоснимателях. И, хотя современные пластинки больше не содержат частот в области 40 кГц, значительный запас по способности считывания ВЧ-сигналов весьма положительно сказывается на качестве воспроизведения верхней части звукового диапазона, в частности, в женском вокале.
Генераторы сигнала, выпускаемые по спецификациям Acoustical Systems, вставляются в корпус головки в Баварии. Корпус изготовляется из рифленого титанового сплава Timet Timetal 1100 состава Ti-6Al-2.7Sn-4Zr-0.4Mo-0.45Si. После обработки поверхности не только изменяется форма корпуса – остается значительно меньше параллельных поверхностей, но также и внутренняя структура материала, благодаря чему ограничивается распространение резонансов по сравнению с головками, имеющими корпус с параллельными гранями из материала с непрерывной структурой кристаллической решетки. Генератор крепится к корпусу с помощью эпоксидной резины в трех определенных точках и демпфируется в четырех точках двумя различными полимерами. Естественно, головка продается в презентабельной упаковке, включающей необходимые аксессуары, в числе которых три пары бронзовых крепежных болтов различной длины.
Поскольку тонарм Acoustical Systems был установлен на мой проигрыватель LaGrange с далеко отодвинутой базой и поскольку он, несомненно, должен был стать одним из лучших сочетаний с Palladian, а также по причине того, что никто не сможет настроить тонарм лучше, чем его разработчик, я попросил установить головку Дитриха. Хотя тонарм Aquilar допускает различные варианты настройки в широких пределах, я очень скоро убедился, что головка была установлена на мой проигрыватель идеально. Прослушав несколько тестовых треков Дитриха Бракмайера, мы перешли к моему репертуару, но не для того, чтобы оценить качество звукоснимателя, а просто чтобы послушать несколько задушевных музыкальных фрагментов. Для критического прослушивания Palladian на тот момент еще не поработал достаточное количество часов, чтобы полностью разыграться. Для его разогрева я использовал сольные записи Кита Джерретта Sun Bear Concerts and Bremen/Lausanne. И уже на этом этапе я отметил, что Palladian звучит очень открыто и пространственно.
Две контактные площадки с тремя резьбовыми отверстиями каждая позволяют добиться оптимальной установки звукоснимателя Palladian на любом тонарме
Я еще вернусь к этому позже, так как по причине недавнего появления новых компонентов в цифровом тракте моей системы я давно не уделял моим виниловым пластинкам особого внимания. Как-то вечером, слушая великолепную запись Закира Хуссейна Making Music на ECM, я вдруг понял, чего мне не хватало в последнее время. Бамбуковые флейты Харипрасада Чаурасия, акустическая гитара Джона Маклафлина, саксофон Яна Гарбарека и перкуссия Закира Хуссейна звучали так же динамично и бесшовно, как и ранее мне приходилось слышать на некоторых аудиофильских пластинках прямой записи на матрицу. Тембры и контрасты были очень близки к живому звучанию в клубеNeuburgerBirdland, где музыканты играют без электроники. Звук, отделенный от колонок, был очень убедительным и реалистичным по пространственной картине. Комбинация тонарма и головки Acoustical Systems, безусловно, вносила весомый вклад в общий результат, но было рановато приписывать ей все заслуги в достижении столь выдающегося звучания. Как уже было сказано, я давно не слушал винила. И за это время у меня произошло множество перемен. Так, колонки Kaizer Acoustics Kawero! пришли на смену LumenWhites, акустические свойства комнаты были улучшены с помощью удачно примененных аксессуаров Harmonix, а питание системы теперь осуществляется от великолепногоPS Audio BHK Signature.
Но перед тем как я сравнил Palladian с таким же живым и красочным Transrotor JR Tamino на тонарме Thales Simplicity II, чтобы оценить вклад компонентов Acoustical Systems в ошеломляюще музыкальное звучание, о которым говорилось выше, я немного поэкспериментировал с различными нагрузками. Начал с 85 Ом, сразу после Lyra Ethna. При этом я немного погрешил против рекомендаций производителя – согласно им нагрузка должна быть от 100 до 200 Ом – довольно щедрые рекомендации. Однако они ориентированы на верхний предел или даже выходят за него, если судить по известной эмпирической формуле, согласно которой сопротивление нагрузки должно быть в 10-20 раз больше внутреннего резистивного сопротивления генератора, что дает 50-100 Ом при сопротивлении генератора 5 Ом. Поэтому я использовал сменные резисторы в 40, 85, 150 и 300 Ом, идущие в комплекте к балансному входу фонокорректора Einstein. Вопреки рекомендациям Acoustical Systems я попробовал поставить резистор 40 Ом вместо 85 Ом, но это оказалось неудачным решением: трек «Buck Dance» с альбома Дика Шори Bang, Baaroom and Harp при этом прозвучал относительно более зажато и не так воздушно. Ощущение глубины и масштабов сцены было ограничено.
Проволочка подвески выходит за пределы направляющей. Катушки намотаны на крестообразной пластиковой оправке
Поэтому я решил зайти с другого конца, в данном случае с 300 Ом, и результат оказался значительно лучше. Открылось огромное пространство, музыканты буквально засверкали от удовольствия, получаемого от собственной игры. Теперь, когда удалось достигнуть максимального качества воспроизведения, тональный баланс слегка сместился в более яркую область. При переходе к средним значениям нагрузки тембры снова обрели былую сочность, а пассажи New Percussion Ensembe – энергию, акустические образы стали более достоверными, хотя и не такими броскими, как на нагрузке 300 Ом. Так как Palladian покорил меня сразу еще на нагрузке 85 Ом, я попробовал снова вернуться к этому значению. Однако теперь звук показался мне достаточно близким к тому излишне экстремальному его варианту, который был выявлен с нагрузкой 40 Ом. В сочетании с Palladian фонокорректор Einstein на мой вкус лучше всего звучал при нагрузке 150 Ом – конечно, удачный выбор нагрузки во многом зависит от схемы входных каскадов. В который уже раз мне пришлось почувствовать, насколько сильно значение выбранной нагрузки влияет на звучание Making Music. Гитарная атака и саксофон производили впечатляли чуть сильнее, сопрано саксофон Яна Гарбарека стал чуть более резким, а пространство воздушнее.
Алмазная игла аккуратно приклеена без видимых остатков клея
Тот факт, что Palladian лидирует на хорошо известных аудиофильских записях, блестяще демонстрируя энергетику и живость, теперь стал неоспоримым. И это впечатление, изначально не настолько уверенное, постоянно крепло на протяжение всего прослушивания. Даже на самых забойных фрагментах и пассажах фортиссимо или брутально-импульсивных контрастах Palladian неизменно сохранял целостность музыкальной картины. Вы наверняка неоднократно испытывали особый восторг в момент, когда игла опускается на канавку критичного трека и при этом искажения отсутствует, но появляется ощущение того, что еще чуть-чуть, и можно зайти за эту опасную грань. Но Palladian абсолютно не вызывает подобных опасений. Он всегда контролирует ситуацию, и вы можете наслаждаться самыми безумными музыкальными трюками во всей их мощи без всякого внутреннего напряжения. Грандиозно!
После того как я окончательно остановился на нагрузке 150 Ом, я послушал с головкой Palladian еще несколько своих пластинок, а через несколько дней решил полностью прослушать два альбома на давно забытом JR Tamino. Несколько месяцев назад я выбрал нагрузку 40 Ом как оптимальную для Tamino, при которой звук получался наиболее полнотелым, красочным и осязаемым. Нескольких минут звучания фантастического альбома Закира Хуссейна оказалось достаточно, чтобы понять, что аналоговая часть моей системы великолепием своего звучания обязана не только комбинации Acoustical Systems: JR Tamino на тонарме Thales также способен побаловать слушателя разнообразием звуковых изысков, в то время как дуэт Acoustical Systems позволяет получить более щедрую дозу адреналина от звучания Making Music. Динамические контрасты этой записи становятся живее. Неизвестно, каков вклад в общее дело отдельно головок и тонармов, которые в обеих случаях имели фиксированную внутреннюю проводку. И, тем не менее, из всего это я сделал единственный вывод: и с той, и с другой из этих высококлассных головок мне хочется слушать мои пластинки одну за другой.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Компания Acoustical Systems на примере своих тонармов доказала, что даже сегодня инновации в аналоговой области могут иметь большое значение. Звукосниматель Palladian делает безнадежными попытки заново изобрести колесо в верхнем секторе High End Audio. Многолетний аналоговый опыт Дитриха Бракмайера позволил ему разработать звукосниматель высочайшего уровня качества, который благодаря своей ошеломляющей живости очень близко подошел к живому звучанию музыки. На мой взгляд, эта пара Acoustical Systems представляет собой настоящий аналоговый прорыв!
СОСТАВ СИСТЕМЫ
· Проигрыватеоль: Brinkmann LaGrange with tube power supply
· Тонармы: Thales Simplicity, Acoustical Systems Aquilar
· Звукосниматели: Lyra Etna and Olympos, Transrotor JR Tamino
· Фонокорректор: Einstein The Turntable's Choice (balanced)
· Предварительный усилитель: Einstein The Preamp
· Усилители мощности: PS Audio BHK Signature 300 Amplifier, Ayon Epsilon with KT150 tubes
· Акустические системы: Kaiser Acoustics Kawero! Classic, LumenWhite DiamondLight
· Кабели: HMS Gran Finale Jubilee, Swiss Cables Reference Plus, Goebel High End Lacorde
· Аксессуары: PS Audio Power Regenerator P5, Clearaudio Matrix, Sun Leiste, Audioplan Powerstar, HMS wall sockets, Acapella Bases, Acoustic System Feet and Resonators, Finite Elemente Pagode Master Reference Heavy Duty and Cerabase, Harmonix Real Focus and Room Tuning Disks, Audio Exklusiv Silentplug
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ PALLADIAN
· Тип: Moving Coil
· Вых. напряжение сигнала: 0.33mV @ 5 см / с
· Рекомендованная прижимная сила: 17-18mN
· Неравномерность АЧХ: 0.35dB at 1kHz
· Разделение каналов: 32dB
· Диапазон частот: 15Hz to 32kHz ± 2dB
· Заточка иглы: Q4 Shibata EVO
· Внутреннее сопротивление: 5Ω
· Рекомендованное сопротивление нагрузки: 100-200Ω
· Масса: 11.8g
· Розничная цена: 8 880 EUR
Дирк Соммер, 30.01.2017