Weiss DAC502 - ЦАП и сетевой рендерер
Кристиан Пантер
14 мая 2020 г.
Швейцарская точность. Высокий, испытанный временем авторитет. Все чаще швейцарские аудио компоненты становятся мировыми лидерами на международных выставках. Компания Weiss давно известна нам наряду с брендами Nagra, FM-Acoustics, darTZeel и многими другими. Но все эти старые бренды наряду с такими относительно молодыми, как Soulution или CH Precision, кажется, подтверждают мою правоту: если США доминировали на рынке ультра-хайэнда на протяжении многих лет, то теперь, похоже, эстафету лидерства перехватила Швейцария.
Цифро-аналоговые преобразователи Дэниела Вайса, выходца из области профессиональной звукозаписи, всегда получали весьма положительные отзывы. Но главное, что изделия Weiss чаще позиционировались как «относительно доступные» в спектре хайэнд-продукции, чем «полжизни за аппарат».
К сожалению, мой личный опыт с этим брендом до сих пор ограничивался всего одним ЦАП'ом, который попался мне в период, который я назвал бы «американским». В то время я предпочитал как можно более мягкий, цветастый и живой звук, и по этой причине отдавал предпочтение ЦАП'ам с округлым и сладковатым характером, пускай и не самым безупречным, не уделяя должного внимания точности и прозрачности. И вот как-то друг принес мне на пробу Weiss DAC2, чтобы я мог его послушать. И, хотя пресса вовсю восхищалась этим аппаратом, мне его звучание тогда показалось несколько технократичным.
Но сегодня мне больше не хочется подслащивать музыку сверх меры. Теперь я решил полностью сосредоточиться на точности, нейтральности, прозрачности и естественности. Я ни в коем случае не хочу сказать, что вся швейцарская аппаратура звучит одинаково, но не могу не заметить, что знаменитый швейцарский перфекционизм наряду с политическим нейтралитетом, кажется, находят свое явное отражение в аудио компонентах, производимых в этой стране. И аппаратура Weiss именно таковой и является. Она знаменита своей нейтральностью и для многих представляет собой образец в этом плане.
Технический аспект
Не хочу слишком углубляться в технические подробности, которые желающие могут без труда найти на сайте производителя. Ограничусь только заголовками и теми подробностями, которые я нахожу наиболее интересными.
Будучи цифро-аналоговым преобразователем, DAC502 одновременно является клиентом UPnP с поддержкой RoonReady. И управление этим прибором можно осуществлять через web-интерфейс с любого устройства, имеющего доступ к сети Ethernet. Для этого достаточно просто впечатать IP-адрес ЦАП'а в любом браузере. Интерфейс управления достаточно понятен и прост в пользовании, и обеспечивает не только доступ ко всем функциям ЦАП'а, но также и управление UPnP и Roon, и даже показывает графику обложек альбомов. Кроме этого, аппарат комплектуется симпатичным пультом ДУ.
Аппарат имеет пять входов: AES/EBU, Toslink, Coax, UPnP/DLNA, USB и RoonReady. Совместимые форматы PCM 44.1 кГц - 384 кГц и DSD 64x / 128x. Аналоговые выходы – балансные и небалансные. Цифро-аналоговое преобразование осуществляется «двумя 32-битными чипами новейшего поколения», что интересно, на фиксированной частоте 195 кГц, из чего следует, что входные сигналы переносятся именно на эту тактовую частоту. Вайсс утверждает, что подобный подход позволяет значительно ослабить отрицательное воздействие связанных с джиттером эффектов. В эту же схему включен великолепно реализованный цифровой регулятор громкости, которым я пользовался на протяжении всего испытания аппарата.
На лицевой панели аппарата находится небольшой сенсорный ЖК-дисплей, на котором можно производить любые настройки в различных меню, навигация в которых осуществляется вращением ручки программатора. Больше всего я оценил возможность прямого выбора входов вместо переборки одного за другим, как это обычно бывает. Также весьма радует, что сопутствующая информация всегда появляется на дисплее без задержки.
Серия преобразователей 5хх включает две модели, и наш испытуемый DAC502 имеет более массивный корпус. При этом он обладает теми же свойствами, что DAC501, плюс несет 4-контактный разъем для подключения наушников на задней панели (помимо обычного 6,3 мм гнезда на лицевой панели). Обе модели имеют одинаково продвинутые аналоговые блоки питания.
Соответственно модели DSP501 / DSP502 идентичны DAC501 / DAC502 за исключением того, что вместо аналоговых выходов у них цифровые. Это идеальный вариант для тех, у кого уже есть любимый и привычный ЦАП либо акустические системы с цифровыми входами.
Подключаем наушники
Благодаря четырем установкам фиксированного выходного уровня к аппарату можно подключать наушники любого типа. Громкость линейного выхода и громкость в наушниках регулируются раздельно. Таким образом, при выборе выхода на наушники обработка сигнала производится в специальном режиме, оптимизированном под наушники.
Не правда ли, что уже на этой стадии описания аппарата его функциональность представляется весьма впечатляющей?
А ведь мы пока еще даже не касались его наиболее важных возможностей, а именно алгоритмов DSP-обработки!
Функции DSP
DAC502 включает широкий набор встроенных DSP-алгоритмов, позволяющих производить настройки практически по всем мыслимым атрибутам звука. На данный момент пользователь имеет доступ к 6 разделам меню с бесчисленными параметрическими настройками, которые можно произвольно манипулировать и комбинировать друг с другом. Все эти настройки доступны через web-браузер непосредственно с места слушателя. Кроме этого, на пульте ДУ имеется 12 кнопок для прямого доступа к предустановленных пользователем режимам. Подробнее про DSP поговорим позже, после описания впечатлений от прослушивания.
Состав системы
DAC502 испытывался в системе с комбо-сервером Antipode CX+EX, ЦАП’ом CH Precision C1, усилителем мощности CH Precision A1.5, колонками Martin-Logan ESL15A и Magico S1 MKII. Кроме этого, для сравнения в систему включались усилитель мощности NuPrime ST-10 и ЦАП APL DSD-AR. В качестве межблочных кабелей использовались CH Precision Balanced Linl XLR и небалансный Siltech Paris. Для подключения к сети я всегда пользуюсь Belden 19364 с вилкой Bals Shuko и аппаратным разъемом Oyaide C-004 IEC.
Наш ЦАП был совершенно новым, и поэтому перед серьезным прослушиванием я дал ему поработать несколько дней по USB с сервера Antipodes с Roon в режиме Radio Mode (Shuffle).
Звучание – RoonReady
В эксплуатации DAC502 оказался настоящей мечтой эксперта. Он обладает всеми функциями, которые только можно себе представить, с удобным прямым доступом к каждой из них, и при этом отличается удивительной стабильностью в работе. Сколько бы я ни игрался с настройками и ни менял разные кабели, включая USB и сетевые, DAC502 ни разу не огорчил меня сбоем. Единственное ничтожное неудобство состоит в том, что для получения рабочего IP-адреса кабель Ethernet должен быть подсоединен до включения аппарата.
Для начала Weiss DAC502 был напрямую подключен по входу RoonReady к Antipodes CX с помощью Ethernet-соединения в тракте с усилителем CH Precision A1.5 и колонками Magico. При этом ЦАП оказался настолько же узнаваемым по характеру звучания, насколько стабильным и безотказным. Это абсолютно нейтральный, сверхдетальный аппарат с безупречными тембрами и взрывными, кристально-четкими динамическими контрастами.
Кому-то его звучание может показаться несколько излишне «документальным», и я не стану возражать, оставляя это на совести тех, кто сильно недооценивает данное свойство. Конечно, этот аппарат и не думает скрывать свое студийное наследие, и, без всякого сомнения, это аналитичный ЦАП. Я бы сказал, что по сравнению со звучанием среднестатистического ЦАП'а (если такие существуют на свете) DAC502 слегка холодноват, хотя это не означает, что он нейтрализует любую теплоту, имеющуюся в записи, и я ни в коем случае не стал бы навешивать на него ярлык клинической аналитичности или стерильности. У меня были бы к этому основания, если бы он звучал слишком плоско или скрадывал бы богатство оттенков музыки, но это совсем не тот случай. DAC502 обладает открытым и быстрым звучанием с четкой артикуляцией, которая захватывает область низкого баса, четкого и хорошо контролируемого, но одновременно плотного и уверенного. Наряду с этим чистая и ясная середина, свободная от окрашивания или избыточной цветистости, демонстрирует все богатство текстур и оттенков, заложенных в записи. Притом, что DAC502 не занимается избыточной романтизацией музыки, его звучание абсолютно свободно от резкости, глянца и малейших намеков на скованность.
Про звуковую сцену DAC502 можно сказать примерно то же самое, что и про характер звучания в целом: исключительная точность. Он рисует сцену, которая чуть менее широка и глубока по сравнению с некоторыми другими ЦАП'ами, например APL или CH C1, но зато формируемые им звуковые образы отличаются предельной четкостью и кристальной точностью фокусировки. Общая презентация сцены не страдает ни агрессивностью из-за кажущейся излишней приближенности к слушателю, ни, напротив, чрезмерной отдаленностью. Если подходить к ней с особой придирчивостью, можно сказать, что сцена совсем немного выдвинута вперед по сравнению с другими моделями, отличающимися более смягченным звучанием. Возможно, это всего лишь психо-акустический эффект, вызванный полным отсутствием размытости деталей. Несомненно, что четкая локализация точечных образов сцены по глубине есть следствие именно этой незыблемой конкретики.
Уровень выхода
Помимо плавной цифровой регулировки громкости ЦАП имеет возможность ступенчатой установки выходного уровня аналогового сигнала. За весь период испытаний я в основном использовал установку -10 дБ. При установке 0 дБ (и регулировке громкости в цифровом домене) бас становился еще более плотным и динамичным, но верхние частоты приобретали при этом суховатый оттенок.
Надо, однако, заметить, что эта кажущаяся суховатость на самом деле ни что иное, как следствие высочайшей точности в деталях. Несмотря на то, что я получал истинное удовольствие от чертовски выразительных басов, верх теперь стал слегка назойливым. И хотя басы при 0 дБ получают приятную завершенность, а в целом звучание становится более живым, все же, наверное, для многих систем без отдельного предварительного усилителя и с такими прецизионными колонками, как Magico, установка -10 дБ будет идеальной.
Можно попробовать установить и более низкий уровень сигнала на выходе. Это делает звук более мягким и приятным для слуха, но каждый шажок вниз уносит с собой частичку точной артикуляции. Естественно, выбор здесь исключительно за пользователем, тем более что эти установки можно изменять очень легко, непосредственно через web-интерфейс.
Прослушивание через USB
После переключения с Ethernet напрямую через RoonReady на вход USB по кабелю Pink Faun звук стал заметно мягче и легче для восприятия благодаря характерным свойствам данного кабеля, но также менее живым и зажигательным. Пока что он все же вполне удовлетворял меня своей натуральностью, свободой и легкостью наряду с пульсирующей энергетикой и четкой артикуляцией, которые дает сетевой сервис Roon. Но после перехода на USB-кабель Final Touch Audio Callisto я несколько растерялся в расстановке приоритетов. Хотя я по-прежнему отдавал предпочтение сетевому соединению, звучание по USB с кабелем Callisto оказалось очень близким к тому, что я слышал по RoonReady. Конечно, если вслушиваться, одно от другого можно отделить, но различия не принципиальны.
Прослушивание по S/PDIF
Как обычно, Jay's Audio CDT-2 MKII порадовал выдающейся звуковой панорамой. Наполненное, деликатное звучание, вместе с тем ритмичное и очень эмоциональное. Это цифровой источник, идеальный для тех, кто хочет больше романтики в звуке. И если Weiss явно тяготеет к нейтральности, тем не менее, как ранее выяснилось в случае с кабелем Pink Faun, а теперь и с CD-T2, подключенным по коаксиальному интерфейсу S/PDIF, этот ЦАП может показать себя и с другой стороны.
Но как достоверно оценить качество входов S/PDIF DAC502 с CD-источником, обладающим настолько непохожим характером звучания? Наверное, нужно вернуться к CD-транспорту Aqua La Diva, самому живому, нейтральному и полноценному транспорту из всех, что мне приходилось слушать до сих пор.
Марко Удхесден из Hexagon Audio был настолько любезен, что принес мне этот транспорт снова. La Diva сразу подтвердил свой статус референсного CD-транспорта, показав все то, на что он обычно способен: безупречную точность и нейтральность в сочетании с массой тонких нюансов. Из прошлого опыта я знаю, что разные выходы этого транспорта звучат примерно одинаково, и различия определяются в основном теми кабелями, которые при этом используются, как и качеством входных приемников ЦАП'ов.
Наилучший результат был получен через AES/EBU, хотя и коаксиальный S/PDIF DAC502 практически ни в чем не уступал. Оба входа показали отличный звук в целом, и оба звучали очень похоже на USB и RoonReady. Хотя, если копнуть поглубже, я бы разделил их на две группы: два соединения с музыкальным сервером и два традиционных интерфейса. La Diva все же звучит чуть естественнее и прямолинейнее, но сохраняет при этом больше особенностей своего стиля, чем комбо Antipodes CX+EX, хотя разница явно не такая, чтобы можно было сказать, что это как день и ночь. Учитывая, что музыкальный сервер не совсем свободен от того влияния, которое он оказывает на звук, я бы сказал, что результат свидетельствует об одинаково весьма высоком качестве всех входов Weiss!
Установка
DAC502 демонстрирует свои сильные стороны практически вне зависимости от того, на какой поверхности он установлен. Он отлично звучит на стойке Artesania Modular Rack, но ему совершенно ни к чему привнесенная звучность этой стойки. Лучший тональный баланс наблюдался на стойке Artesania Exoteryc, которая сделала звучание супер-прозрачным и добавила живости и разрешения.
Сравнения
Сейчас я испытываю еще один ЦАП, APL DSD-AR. Концептуально он очень отличается от ЦАП'а Weiss, как и по характеру звука, даже при наличии определенных сходств. Притом, что оба ЦАП'а звучат чисто, энергично, исключительно естественно, оба обладают высоким разрешением и хорошей фокусировкой сцены, Weiss все же демонстрирует более достоверную, основательную презентацию музыки, в то время как APL звучит более воздушно, эфирно.
Будучи включенным в систему категории «полжизни за аудио» с колонками Martin Logan ESL15A, ЦАП Weiss показал более близкое сходство с CH Precision C1, чем с APL. Хотя он звучал не настолько полнокровно и органично, по прозрачности и конкретике образов Weiss не проигрывал. При установленном уровне выхода -10 дБ Weiss зазвучал чуть расслабленнее, чем C1, но при переходе на установку 0 дБ он полностью сравнялся с C1 по этому признаку.
Именно теперь, когда я стал сравнивать ЦАП с С1 в комбинации с колонками Logan, которые по сравнению с Magico относительно менее точны, я оценил, насколько хороши эти ЦАП'ы на верхних частотах. Верхнюю часть диапазона DAC502 воспроизводит деликатно, рафинированно и практически на уровне C1, который следует назвать выдающимся. Я отметил, что общее представление музыки ЦАП'ом Weiss в этом контексте более прохладное и спокойное, чем у C1, и чуть менее пространственное. Каким образом С1 удается звучать настолько точно и прозрачно, а одновременно более разнообразно в тембрах и настолько «импульсивно», я не знаю. Догадываюсь, что его заоблачный ценовой ярлык отражает не только приятную внешность этого аппарата.
Даже в достаточно немощной системе крошечные Xavian зучали полнотело и очень воздушно с DAC502 в качестве источника.
Наконец я включил DAC502 в систему во время тестирования гибридных усилителей классов A/D atm-Audio EPM-700. И, скажу вам, это была именно та система, в которую он вписался как нельзя лучше. Эта система с колонками Xavian La Perla и акустическими кабелями Driade Flow 405 заиграла музыку так, что оторваться было невозможно!
Я выбрал DAC502 для данного теста по той причине, что усилители atm-Audio звучали вяловато в предыдущей комбинации с колонками Magico. Поэтому я подключил несложные для усилителя колонки Xavian и подцепил сюда же Weiss как самый «безжалостно» точный источник. И что вы скажете? Нейтральность Вайсса и его великолепная энергетика оказались именно тем, чего не хватало усилителям atm-Audio, чтобы вдохнуть жизнь в систему, чтобы колонки Xavian смогли с блеском выполнить свой коронный трюк, поразив слушателя обилием подробностей при заразительной динамике и ритмичности наряду с насыщенностью тембральных оттенков. Получилась ли эта система удачной? Конечно, и еще какой! Была ли она беспощадно-формальной? Ни в коем случае. Напротив, она самозабвенно играла живую музыку.
С колонками Magico в этой системе, как я заметил, DAC502 лучше всего звучит при установке выходного уровня -10 дБ, а при 0 дБ верхние частоты иногда становятся резковатыми. Наверняка тут сказывается свойство пищалок Xavian, но, к счастью, есть возможность это исправить. Что интересно, масштабы звуковой сцены теперь выросли до размеров комнаты, а звуки, кажется, доносятся отовсюду, но не прямо от колонок. На самом деле, мой знакомый, присутствовавший на прослушивании, дважды проверял, действительно ли играют именно колонки Xavian, удивляясь, как им удается создать такое ощущение наполненности комнаты звуками.
Это был по-настоящему редкий случай поразительной пышности звучания с неукротимой динамикой и выдающейся достоверностью. Несомненно, входной каскад EPM-700 на триодах Nutube имеет определенное отношение к масштабам сцены. Но, что важнее, общий результат свидетельствует о том, что DAC502 ни в коем случае не является слабым звеном этой системы. Вот чем хороша его врожденная нейтральность – от нее можно двигаться в любом направлении!
Режимы DSP
На момент испытаний DSP502 имел 6 встроенных режимов работы DSP. В инструкции к аппарату говорилось, что по мере разработок в будущем будут добавляться новые. Все настройки режимов работают в реальном времени, чтоб делает их выполнение легким и интуитивно понятным.
Vinyl Emulation
Я не очень представляю, как использовать эмуляцию винила. Будучи виниловым энтузиастом, я не услышал в этом режиме ничего похожего на аналоговый звук, по крайней мере, в хорошем смысле. То, что, кажется, делает этот фильтр, это эмуляция недостатков винила путем легкой компрессии звуковой сцены и динамики. Интенсивность эффекта регулируется с помощью движка, который в крайнем положении вносит искажения. Для музыкантов эта функция может быть очень полезной, но точно не для аудиофилов. Однако это лишь один режим из многих, и вы можете просто игнорировать его, выбрав Bypass.
EQ
Хотя этот термин и говорит сам за себя, на самом деле он сильно недоговаривает, поскольку данный режим предлагает трехполосный параметрический эквалайзер с независимыми настройками частоты, уровня и добротности. Пределы настройки уровня огромные: от -39 дБ до +18 дБ. В режиме Peak EQ может произвольно настраиваться и, к тому же, есть пресеты Low Shelf, Low Cut, High Shelf и High Cut (подъем НЧ, спад НЧ, подъем ВЧ, спад ВЧ). Переключая EQ из Enable в Bypass с движками настроек в средних положениях, я не смог определить какие-либо изменения в звуке на слух, что свидетельствует о высоком уровне реализации данной функции.
XTC
Это функция компенсации межканального проникновения сигнала, обычно присутствующая в программе DAW и абсолютно уникальная для домашней аудио аппаратуре. Я лично экспериментировал с этой функцией с использованием сервиса третьей стороны под названием Home Audio Fidelity. Для этого пришлось делать измерения и отсылать их результаты в эту компанию для калькуляции корректирующих кривых, которые можно загружать как фильтры свертки в Roon. Результаты оказались довольно значительными. Читайте статью, если хотите подробно узнать, что можно сделать таким образом.
Обычно XTC используется при воспроизведении записей, сделанных с помощью искусственной головы, через колонки для получения сильнейшего эффекта пространства. Записи с помощью искусственной головы предназначены для прослушивания в наушниках, так как они могут корректно воспроизводиться только при условии, что сигнал левого канала поступает только в левое ухо, а правого – только в правое. В колонках это сложно обеспечить из-за смешивания излучения правой и левой колонок в объеме помещения. Но с помощью интеллектуального алгоритма обработки сигнала можно уменьшить взаимопроникновение, подавляя информацию от левой колонки, улавливаемую правым ухом, и наоборот. При условии корректной работы такого алгоритма запись звучит так, как будто слушатель находится в центре музыкального события. У меня не было под рукой записей с искусственной головой, но эксперименты с обычными записями показали по-настоящему интересный результат с улучшением пространства и фокусировки.
Room EQ
Это очень мощная функция, предлагающая обработку сигнала в 5 независимых полосах, каждая из которых может быть реализована в левом, правом канале или сразу в обеих и может быть полезна для подавления мод комнаты. К счастью, мне наконец удалось избавиться от стоячих волн в моей комнате, отказавшись от больших колонок с фазоинверторами и поменяв Wilson WP8 на Martin Logan ESL15A и Magico S1 MKII, а также отодвинув колонки подальше от стен. Но я хорошо помню, насколько тяжелой была эта проблема. В комнате бушевало нескольких стоячих волн, но самая ужасная из них имела пик 18 дБ с последующим глубоким спадом в мид-басе, против чего особо не помогали ни басовые ловушки, ни эксперименты с расстановкой колонок. В какой-то момент я практически отчаялся, почувствовав себя полным ничтожеством, неспособным решить этот вопрос.
И вот, оказывается, функция Room EQ, реализованная в DAC502, способна в значительной степени вылечить эту болезнь на уровне электроники. Конечно, когда имеешь дело со сложными комнатными модами, идеальная коррекция может осуществляться только в точке нахождения слушателя, но это верно и для любых других настроек в аудио системе. Естественно, можно воспользоваться функцией Room EQ и для того, чтобы поднять или понизить уровень сигнала на определенных частотах, даже если особых проблем с комнатой не наблюдается.
Dynamics
Эта функция позволяет установить жесткий лимит динамического диапазона. Думаю, это то же самое, что установка «Constant Volume» (постоянная громкость), которая описывается на сайте Weiss и которая устанавливает фиксированный уровень фактически воспринимаемой слухом громкости (loudness, или тонкомпенсация) при воспроизведении всех треков. Притом, что эта функция может оказаться полезной для фоновой музыки или «режима вечеринки», когда регулятор громкости должен оставаться неприкосновенным, нужно понимать, что она же оказывает заметное влияние на динамику, и поэтому я не стал бы рекомендовать ее для обычного прослушивания.
De Esser
Опция De-Esser предназначена для борьбы с проблемой акцентированных шипящих в вокале – выстреливающих «С». Помимо данного применения, многие используют ее для того, чтобы сделать звучание откровенно грубых записей более приятными для слуха, и мои эксперименты подтвердили ее высокую эффективность.
Клавиши пресетов
Как уже говорилось, все эти установки могут запоминаться под любой из 12 клавиш пресетов DSP, доступных через web-интерфейс и с пульта ДУ. Это дает возможность на лету менять настройки в разных условиях прослушивания или для оптимизации звучания разных записей.
Заключение
DAC502 – настоящая мечта эксперта. В придачу к тому, что это цифро-аналоговый преобразователь, он одновременно является клиентом RoonReady и UPnP, дополненным алгоритмами DSP-обработки, которые предлагают беспрецедентную свободу настроек практически любых аспектов звучания. Вся эта выдающаяся функциональность аппарата поддерживается очень удобным графическим интерфейсом с прямым доступом ко всем функциям, которые работают с завидной стабильностью и наглядностью.
Супер-нейтральный, сверхдетальный ЦАП с осязаемым, достоверным звучанием, DSC502 не скрывает своей студийной наследственности. Это аналитичный ЦАП со слегка прохладной презентацией, что не следует понимать так, как будто записи звучат холодновато, теряя теплоту, которая присутствовала в них изначально. Звучание этого ЦАП’а совершенно не страдает формализмом, грубостью или малейшими намеками на резкость, но это и не инструмент для приукрашивания музыки. Напротив, это исключительно прозрачный преобразователь, абсолютно честный по отношении к источнику. То, что есть на записи, вы и услышите.
Hifistay - пресса
Hifistay | |||
Русский | English | ||
Hifistay Stella 100 Triple Swing (обзор) (Mono & Stereo, 08.2023)
|
|
||
Виброизоляторы Hifistay Hardpoint Trinia +α (Mono & Stereo, 08.2021) |
|
||
(6Moons, 08.2020) |
|
||
(Salon AV Online, 04.2020)
|
|
||
Интеллигентный метод борьбы с вибрациями в аудиотракте (Soundex, 12.2019) |
|
||
Цветная брошюра по технологиям и продукции Hifistay (2019)
|
|