MSB Reference DAC и Transport
Джонатан Вэлин
Май 2021 г.
Источник: https://www.theabsolutesound.com/articles/msb-reference-dac-and-transport
Знаете ли, я наконец-то нашел цифровые компоненты, с которыми я могу ужиться! Конечно, ЦАП и транспорт MSB Reference, о которых пойдет речь, не вытеснят моих виниловых проигрывателей и магнитофонов с аппаратной стойки, но занять почетное место рядом с ними они смогут. А что изменилось? Самое главное: MSB Reference DAC и Transport воспроизводят цифровой звук так, что он звучит как реальный. И благодаря опциональному модулю предварительного усилителя с несколькими входами и выходами, а также великолепному пассивному регулятору громкости с постоянным импедансом Reference DAC не приходится подключать к внешнему предусилителю за $80k, чтобы добиться от системы настоящей магии звука.
Ступень предварительного усиления с пассивной громкостью – это один из многих модулей, которыми может быть оснащен этот ЦАП с гибкой архитектурой. В своей стандартной версии он предлагается с четырьмя «гибридными» модулями преобразователей (подробнее ниже по тексту), с входным цифровым модулем (Toslink и коаксиальный вход), тактовым генератором MSB Femto 140 (подробности ниже), стандартным выходным модулем XLR/RCA, одним внешним блоком питания Dual Powerbase с раздельными цепями питания для цифровых и аналоговых частей схемы, и все это размещено в двух элегантных фрезерованных алюминиевых корпусах прямоугольной формы с закругленными углами. На узкой лицевой панели корпуса ЦАП'а (который устанавливается прямо на блок питания) находится дисплей разрешением 590 пикселей, на который выводится вся информация от активного входа до уровня громкости и разрядности цифрового сигнала. Справа от дисплея присутствует ручка настройки, а слева три функциональные кнопки. Задняя панель имеет четыре слота для выбранных пользователем модулей: Pro I2S, стандартный XLR / SPDIF (коаксиальный / TosLink), MSB Pro ISL, MQA USB и MQA / совместимый с Roon сетевой модуль Renderer V2. Каждый из этих модулей может вставляться в слот и фиксироваться защелкой. Вместо опциональных модулей можно добавить модули с дополнительными аналоговыми выходами RCA и XLR, а также модуль выхода на сабвуфер с развязкой. В числе прочих опций разные версии тактового генератора (вплоть до топовой Femto 33) и два блока питания Mono Powerbase. В зависимости от конфигурации по входам Reference DAC может поддерживать практически любые цифровые форматы, начиная от 44.1кГц Red Book до 384кГц / 32-bit PCM, 1xDSD, 2xDSD, 4xDSD и 8xDSD, DSD поверх DoP, а также MQA. ЦАП с установленным модулем предусилителя способен работать сразу на четыре усилителя.
MSB Reference Transport также выполнен в двух элегантных фрезерованных алюминиевых корпусах прямоугольной формы со сглаженными углами, один под собственно транспортный механизм и один под блок питания. Подобно ЦАП'у транспорт может читать практически любые оптические диски, от CD и SACD до многоканальных DSD и 24/192 PCM (в форматах AIFF, ALAC, APE, FLAC или WAV), а также от обычных DVD до 4k UHD Blu-ray. Порт USB для внешних жестких дисков или флэш-накопителей также имеется.
И ЦАП, и транспорт сопровождаются собственными пультами ДУ на батарейках, но при этом пульт от транспорта может управлять обоими устройствами. Пульт транспорта оснащен полным набором кнопок для воспроизведения твердотельных носителей. Есть также кнопка "Pure Audio", доставшаяся в наследство от транспортного механизма Oppo, который используется в транспортах MSB после существенной доработки. И я всем советую пользоваться этой кнопкой (помимо прочего она отключает ЖК-дисплей транспорта, после чего, как это обычно бывает с ЖК-дисплеями, звук становится лучше). С помощью пульта ЦАП'а можно включать и выключать аппарат (то же самое можно проделывать с помощью кнопки на блоке питания транспорта), переключать входы и регулировать уровень громкости. Одним словом, столь продвинутые изделия MSB невероятно удобны в управлении и полностью готовы к последующим улучшениям.
Перед тем, как я продолжу свое повествование, хочу отметить следующее. Техника MSB хотя и звучит натурально, но все же не так, как мой проигрыватель винила Walker Proscenium Black Diamond V. Подобно любому другому цифровому компоненту MSB DAC не создает такого богатства оттенков звука и третьего измерения, как Walker – по крайней мере, он не делает этого с источниками, не поддерживающими MQA. Так что если вы подумали, что мой переход от нулей к единицам вызван настоящим прорывом техники MSB, которая достигла чего-то абсолютно нового и отличающегося от того, на что способен проигрыватель и чего до этого цифра не в состоянии была обеспечить, то это не совсем так. Но MSB Reference DAC и Reference Transport тем не менее действительно делают свое дело лучше, чем любая другая цифровая техника, которую мне приходилось слушать, и им каким-то образом удается такое, чего не могут их конкуренты (или могут не настолько хорошо, как аналоговая аппаратура). Это когда начинает казаться, что музыканты каким-то чудом оказались в одной с вами комнате: вот Харри Конник, а вот Брандфорд Марсалис, исполняющие "A Nightingale Sang in Berkeley Square" с альбома We Are in Love, вышедшем в 1990 году всего лишь на Red Book CD. Даже как-то неудобно пенять этому источнику на то, что звук воспроизводится по определенным критериям не настолько натурально, насколько с винила. На самом деле этот дуэт MSB удивляет тем, насколько, оказывается важную роль подобные аспекты играют в процессе создания иллюзии того, что вы слушаете живых музыкантов в реальном помещении, где они играют – или, если поставить повозку впереди лошади, что имеет в виду эксперт, и именно данный эксперт, когда он произносит фразу «звучит натурально».
Одним из вариантов ответа на этот вопрос может быть таким: давайте подумаем, как часто случаются подобные ситуации – а на самом деле они исключительно редки – когда нашей стереосистеме удается нас обмануть, заставив поверить в то, что мы слушаем не записанный звук, а настоящий. Много лет назад я писал про этот замечательный эффект, который, бьюсь об заклад, знаком также и некоторым из вас. Я смотрел кино с очень хорошей системой окружающего звука. В процессе просмотра этого фильма кто-то постучал в дверь помещения моего домашнего кинотеатра. Я встал, подошел к двери и открыл ее, ожидая увидеть за дверью мою жену, но там никого не оказалось. Как выяснилось, стук в дверь был записан на звуковой дорожке фильма, но звуковая сцена моего кинотеатра была настолько широкой, глубокой и высокой, а стук прозвучал настолько натурально (тогда в моей системе присутствовали MBL Radialstrahlers), что этот стук локализовался за пределами экрана, и именно на полпути к деревянной двери моей комнаты.
Это был обман, поразительно похожий на правду. Конечно, я не думаю, что подобного уровня реализма можно было бы достичь с чем-то иным, отличным от резкого звукового эффекта типа стука в дверь или звонка. Мурашки по коже от прослушивания "Nightingale in Berkeley Square" были вызваны «реальностью» иного порядка. Да, Конник и Марсалис (саксофон) звучали как «здесь и сейчас», но, в отличие от случая со стуком в дверь, я все же осознавал, что эти музыканты на самом деле не находятся рядом со мной, я просто был удивлен и очарован, насколько явственным казалось их присутствие. Я бы не согласился с тем, что такой сюрприз и такой восторг всегда возникают при ощущения реальности от стереофонического звука, так как в противоречие к нашей журнальной мантре, мол, все должно звучать, как в реальной жизни, на самом деле мы сами не верим в то, что стерео может создать полный эквивалент полномасштабного музыкального события. Мы по праву верим в то, что можем получить лишь достаточно близкую копию реальности. И поэтому когда система выходит за пределы «достаточного», мы удивляемся и радуемся неожиданной полноте этой иллюзии.
Я абсолютно не уверен в том, что могу дать адекватной объяснение, почему этот фокус сработал с компонентами MSB Reference и затем постоянно повторялся. Как я уже говорил, голос Конника и саксофон Марсалиса звучали не совсем так ярко, как с винила. И все же, несмотря на это, техника MSB воспроизвела и вокал, и саксофон с такой непосредственной естественностью, разрешением в мелких деталях, натуральностью тембров и динамикой, что эффект присутствия оказался поразительно сильным.
Как я уже говорил, эта почти оптическая иллюзия никогда не возникала у меня слишком часто и настолько убедительно с другими цифровыми компонентами, даже притом, что мой практический опыт с топовой цифровой аппаратурой вовсе не ограничивается комплектом dCS, который я тестировал несколько лет назад, как и ЦАП'ом Berkeley Alpha DAC старого поколения (не считая той техники, которую я регулярно слушаю на выставках). Если честно, к цифровой технике я отношусь совсем не так, как Роберт Харли. Но я все же не могу не отличить реальность от подделки, и с дуэтом Reference DAC/Transport я услышал ее настолько явно, насколько и подумать даже не мог до того момента, как ко мне привезли технику MSB – и я услышал эту реальность и на CD, и на SACD, и на стириминге Hi-Rez, и (особенно) MQA.
Так каким же образом MSB добились таких результатов?
Что ж, если говорить о технологиях, MSB производили (и продолжают производить) свои собственные матричные преобразователи высокого разрешения на протяжение 19 лет. В Reference (и других моделях) сейчас они используют так называемые «гибридные» версии матричных преобразователей в полностью балансной конфигурации, с автоматическим переключением между PCM и DSD и «нулевыми компромиссами для каждого из этих форматов». В режиме PCM матрицы становятся сверхпрецизионными мультибитными цифро-аналоговыми преобразователями. А в режиме DSD они превращаются в огромное число однобитных преобразователей, каждый из которых выполняет одну и ту же функцию параллельно, осуществляя «безупречное воспроизведение DSD». «Эти патентованные гибридные модули преобразователей позволяют работать с тактовыми частотами вплоть до 6 МГц для PCM и до 50 МГц для DSD, обеспечивая гораздо более низкий уровень шумов, чем ранее когда-либо достигался в технологиях воспроизведения звука». Чем ниже уровень шумов, утверждают инженеры MSB, тем лучше передается динамика и тем более явно ощущаются «музыкальность и общее разрешение.
Конечно, мы постоянно слышим массу заявлений типа «никогда раньше» от производителей цифровой техники, и не менее часто недоумеваем, какое отношение эти достижения имеют к итоговому качеству звука. Но, как я уже заметил в отношении CD с записью Харри Коника младшего, высочайшее разрешение и динамический диапазон MSB Reference DAC прекрасно определялись на слух, и (несмотря на то, что некоторые вещи удаются цифре не так хорошо, как винилу) дуэт MSB Reference DAC / Transport прозвучали более натурально и реалистично. Более того, это разрешение в полной мере относится и к моментам тишины между нотами и к собственной акустике концертных залов и студий звукозаписи, которые не казались мертвым пространством, а также имели свою собственную едва слышную текстуру даже в самые тихие моменты. Я полагаю, что это связано с малым уровнем собственных шумов аппаратуры MSB, который заметно ниже, чем у звукозаписывающего оборудования, что позволяет инструментам звучать так, как будто они находятся в реальном пространстве, а не во вторичном.
Но MSB производит не только собственные преобразователи, начиная с 2012 года они изготовляют тактовые генераторы Femto Clock, оптимизированные для частот 44.1 кГц и 48 кГц с переключением, работающие на кратных гармониках этих частот. ("Femto" в данном случае означает фемтосекунду, или секунду, помноженную на 10-15). Поскольку все форматы, включая DSD, основываются на этих тактовых частотах (и их высших гармониках), некратный пересчет не требуется.
Как вам, возможно, известно, в идеале цифровой тактовый генератор должен обеспечивать временные отклонения (джиттер), как можно ближе к нулевым. Для объяснения разницы между точным тактовым сигналом и джиттером MSB приводит аналогию с марширующими солдатами. Скорость, с которой идут солдаты, соответствует тактовой частоте генератора, а расстояние между ними в разные моменты времени – джиттеру. «Если представить себе, что колонна солдат где-то скучивается, а где-то растягивается, можно понять, каким образом джиттер влияет на итоговый аналоговый сигнал», утверждают инженеры MSB. Хуже того, в реальности джиттер нестабильного генератора содержит неопределенный хаотический компонент, из-за которого гармоники сигнала получают фазовые искажения и смазываются. Чем ниже уровень джиттера, заключает MSB, тем меньше резкости в звуке и лучше разрешение в мелких деталях, микродинамика, общая разборчивость и локализация сцены.
Опять же, такие заявления и откровения мы слышим практически от всех, кто стремится в цифровом домене достичь идеального звука на все времена. Но в случае с матричными преобразователями и генераторами Femto Clock в компании MSB, похоже, слово не расходятся с делом в плане снижения жесткости звука (а это один из тех артефактов, которые делают цифровой звук «цифровым»), улучшения детальности, микродинамики, общей разборчивости и локализации сцены. Более того, работа генератора MSB в комбинации с матричными преобразователями, похоже, демонстрирует кумулятивный эффект, не просто улучшая отдельные показатели, а оказывая кардинально оздоровляющее воздействие на звук в целом. Естественно, уже одно упоминание (словами MSB) того, что нечто «несколько хаотичное» приводится в полный порядок, может служить объяснением, почему ЦАП и транспорт MSB звучат настолько реалистично. С понижением уровнем собственных шумов (и избавлением от большей части «цифрового» налета звука от цифровых источников) фокусировка образов становится более четкой и достоверной, тембры более естественными и нейтральными, а динамические контрасты (например, когда Конник негромко щелкает пальцами, а Марсалис с придыханием тянет последнюю ноту в конце "Nightingale") невероятно достоверными и осязаемыми. Возникает ощущение, как будто то, что раньше было не совсем четко разложено по полочкам в плане временных соотношений (подобно тому, как иногда на звуковом треке голос актера слегка запаздывает или опережает движения губ), теперь встало точно на свои места.
Все остальное в MSB Reference DAC также нацелено на сохранение его достоинств в лане разрешения, временной корректности и предельно низких собственных шумов. Материнские платы в ЦАП'е оптимизированы таким образом, чтобы сохранить предельно низкий уровень джиттера вплоть до матричных преобразователей. Программное ядро не привязано к определенному формату и полностью обновляемое. Карта управляющего процессора разработана MSB. И это громадный проект в миниатюре, вмещающий тысячи строк программных кодов. Входные модули могут свободно устанавливаться и извлекаться, достаточно лишь открыть защелку. Уникальна и пассивная регулировка громкости с постоянным импедансом, даже по меркам этого шедевра инженерного искусства.
Предоставлю слово для описания модуля предусилителя представителям самой компании MSB (и если вы найдете в нем нечто созвучное буклету MBL LASA 2.0, то потому, что выдающиеся умы часто мыслят в одном направлении): «Это было нашей многолетней мечтой – заставить матричные преобразователи работать напрямую на подключенный к ЦАП'у усилитель. По традиции аудио индустрии привычный предварительный усилитель сначала принимает и усиливает сигнал с одной-единственной целью: ослабить его затем настолько, насколько потребуется для получения нужного уровня громкости. Но на выходе преобразователей MSB и так присутствует сигнал максимального уровня, так что усиления не требуется. Нужно лишь понизить уровень сигнала до нужной громкости, что и осуществляется в модуле предусилителя MSB с помощью недавно разработанного пассивного аттенюатора – это устройство с постоянным импедансом и пассивной регулировкой громкости без активных элементов в аналоговом тракте».
Эта «минималистическая» схема предусилителя, исключающая потребность в дорогом отдельном компоненте, в котором полно активных элементов, не способствующих сохранению сигнала в чистоте (плюс дорогие кабели для подключения к ЦАП'у), которые также не делают сигнал лучше, заявлена как «средство обеспечения экстраординарной чистоты сигнала». И, черт возьми, она его обеспечивает! Причем не только для цифровых программ. (Не уверен, что я когда-либо слышал более качественное воспроизведение аналогового звука, чем через пассивный аналоговый аттенюатор MSB, к которому был подключен великолепный фонокорректор Ллойда Уокера, со стерео-усилителем Constellation Hercules II Stereo, колонками Magico M3 с парой сабвуферов QSubs и проигрывателем винила Proscenium V с головкой Clearaudio Goldfinger Statement).
Reference DAC обладает поистине магической прозрачностью звучания. Думаю, не существует такого компакт-диска или SACD (а у меня их целый миллион), который бы не выиграл от потрясающе реалистичного разрешение MSB, нейтральности, скорости и широкого динамического диапазона этого аппарата при практически полном отсутствии цифровых артефактов. Вы просто слышите больше информации, которая была записана и теперь воспроизводится. Более того, на самом лучшем музыкальном материале (к которому я перейду чуть позже) ощущение присутствия колонок практически исчезает. Конечно, немалый вклад в этот трюк с эскападой колонок внесли великолепные средства акустической обработки помещений Холгера Штайна, Бена Пиаццы и Теда Денни (которые я использую одновременно) и выдающиеся акустические системы Magico M3 (а также их чудесные корпуса).
Но и роль MSB DAC нельзя недооценивать, в соответствующей его статусу системе он воссоздает инструменты и голоса по фронту сцены, в тылу, посередине и далеко за пределами физических корпусов колонок Magico, как будто отключая «звуковую гравитацию», ограничивающую свободу, чего я раньше не встречал, если не считать Radialstrahlers (хотя последние звучат все же не настолько натурально). Так, каждый инструмент септета на великолепном альбоме L'Histoire du soldat Стравинского на SACD Pentatone, будь то скрипка, контрабас, кларнет, фагот, корнет, тромбон или ударные, занимает четко обозначенное место в кажущемся неограниченным (комнатой или системой) звуковом пространстве и при этом как бы окружен своей аурой.
На треках MQA (стриминг через Roon или Tidal) каждый бэк-вокалист на недавно записанном грандиозном треке Эриты Фрэнклин "Don't Play That Song" (с альбома A Brand New Me [Rhino/Atlantic]) абсолютно различим и четко локализован в своей точке пространства.
Поскольку речь идет о стриминге и MQA, позвольте мне высказать мое дилетантское мнение. Кажется, очень многие (включая некоторых производителей ЦАП'ов) полагают, что MQA есть шарлатанство – просто новый вариант компрессии в красивой обертке. Все, что я могу сказать на этот счет, это то, что если это и вариант компрессии, то лучший из всех на свете. Конечно, не каждый трек MQA безупречен. Как и в любом другом формате, и здесь есть что-то хорошее и что-то не очень. Все зависит от того, насколько удачно музыка была записана изначально или затем сведена в аналоговом тракте. Но давайте возьмем один из лучших примеров, например, запись Тома Уэйтса Heart of Saturday Night, которая сведена на аналоговом оборудовании – и посудите сами. Этот хулиган на мой слух звучит настолько реально, что мурашки бегут по коже.
Любопытно, что для формата, который не создает особой глубины звуковых образов (хотя при этом глубина звуковой сцены в целом впечатляет), MQA в своих лучших проявлениях придает вокалистам и инструментам более явное третье измерение, чем любой другой цифровой формат. Конечно, чисто аналогового тела звук при этом не получает, создается звуковой образ с более плавными очертаниями, но без достаточно плотного наполнения.
Позвольте также сказать, хотя это и не имеет отношения к паре MSB Reference DAC / Transport, что утверждение, будто стриминг является единственно надежной перспективой для цифрового аудио, вызывает у меня смех. То, что за этим будущее, правда. Стриминг звучит лучше (или может звучать лучше), особенно отдельные треки высокого разрешения, и особенно MQA. Но то, что это надежный способ послушать музыку, полный абсурд. Виниловый проигрыватель никогда не перестанет играть, пока не случится что-то вроде порванного пассика или сломанной иглы. А вот стриминг с Roon / Tidal находится в полной зависимости от вашей домашней сети Wi-Fi, которая, по крайней мере в моем доме, может внезапно пропасть. Невозможно посчитать, сколько раз мне приходилось перезапускать домашнюю сеть и модемы Roon (и не всегда успешно, когда требовалось возобновить подключение). Естественно, после нескольких недель постоянно прерывающейся музыкой я понял, что пора полностью обновить мою Wi-Fi-систему с помощью более скоростных модемов. Пока что это дает эффект (хотя платить приходится все больше), но я до сих пор затаив дыхание поднимаюсь наверх, чтобы послушать MQA на компонентах MSB. По поводу твердых носителей типа CD или SACD можно сказать, что они хотя бы не так часто дают сбои при воспроизведении из-за потери контакта лазерного луча с диском. Конечно, и такое тоже случается. И, хотя CD/SACD уступают стримингу по качеству звучания, все же не настолько сильно – вспомним хотя бы, что удалось MSB сделать со звучанием скромного диска Red Book CD 1990 года Харри Конника младшего.
Вот такая история, друзья. Противник цифры теперь с удовольствием ее слушает. Не пеняйте мне на мою критику цифры. Большинство цифровых устройств по-прежнему звучит по-цифровому. И только изделия типа Reference DAC и Transport свободны от цифровых недостатков в наиболее важных аспектах звучания. MSB не та компания, чьи эффектные на вид ЦАП'ы смазывают детали, покрывая звук толстым слоем высших гармоник. И это не один из тех чисто аналитических ЦАП'ов, звучание которых ассоциируется с одеждой после химчистки. В данном случае мы имеем реалистичный, нейтральный и очень динамичный звук с потрясающей детальностью, вносящий в звучание системы гораздо меньше цифровых артефактов, чем любая другая цифровая аппаратура, которую я испытывал (или внимательно слушал на выставках). Но есть веская причина, по которой я не могу рекомендовать ЦАП и транспорт MSB слишком активно, и по которой я не буду использовать их в качестве референсных компонентов.
Трудно себе представить, что модели Reference находятся не на первом месте в модельном ряду MSB, а лишь на втором, и что существует другой ЦАП (Select), который должен быть еще лучше по всем показателям. Не могу в это поверить, пока сам не послушаю. Так или иначе, Reference DAC и Transport лично для меня установили новый стандарт реалистичности звучания цифровых источников (как для физических носителей, так и для стриминга). Если у вас есть достаточно средств, будет просто глупо отказаться от тщательного и достаточно вдумчивого прослушивания этих аппаратов. Возможно, им не удастся обмануть вас, заставив безоговорочно поверить в их звуковую реальность, как это произошло со мной, когда я кинулся открывать дверь, услышав стук во время просмотра кино. Но для такого цифрового скептика, как я, их появление стало долгожданным и приятным потрясением.
Технические данные
MSB Reference DAC
Базовые входы: SPDIF module (optical and coaxial inputs)
Базовые выходы: Base output module (XLR/RCA)
Базовый тактовый генератор: Femto 140
Базовый блок питания: Dual Reference Powerbase
Дополнительные опции: Mono Reference Powerbase x 2, Preamp output module; Femto 77 clock; Femto 33 clock; Pro ISL module (плюс кабель); Quad-rate MQA USB module; Renderer V2 module; Dual I2S module; RCA analog input; Isolated XLR analog output; Isolated XLR sub output; Isolated RCA analog output
MSB Reference Transport
Кабель: силовой кабель IEC
Пульт ДУ: Transport remote
Опции: Reference Transport Powerbase (плюс кабель Dual-Link)
Референсная система
Акустические системы: Magico M Project, Magico M3, Avantgarde Acoustics Zero 1, MartinLogan CLX, MBL 101 E MK. II, Magnepan 1.7 и 30.7
Сабвуферы: JL Audio Gotham (пара), Magico QSub 15 (пара)
Линейные предусилители: Soulution 725, Constellation Altair II, Siltech SAGA System C1, Air Tight ATE-2001 Reference
Фонокорректоры: Walker Audio Proscenium V, Soulution 755, Constellation Perseus, Audio Consulting Silver Rock Toroidal
Усилители мощности: Soulution 711, Constellation Hercules II Stereo, Air Tight 3211, Air Tight ATM-2001, Zanden Audio Systems Model 9600, Siltech SAGA System V1/P1, Odyssey Audio Stratos, Voxativ Integrated 805
Аналоговые источники: Acoustic Signature Invictus Jr./T-9000, Walker Audio Proscenium Black Diamond Mk V, TW Acustic Black Knight/TW Raven 10.5, AMG Viella 12
Катушечный магнитофон: United Home Audio Ultimate 1 OPS
Головки звукоснимателей: Clearaudio Goldfinger Statement, Air Tight Opus 1, Ortofon MC Anna, Ortofon MC A90
Цифровые источники: MSB Reference DAC, Berkeley Alpha DAC 2
Акустические и межблочные кабели: Crystal Cable Absolute Dream, Synergistic Research Galileo UEF, Ansuz Acoustics Diamond
Сетевые кабели: Crystal Cable Absolute Dream, Synergistic Research Galileo UEF, Ansuz Acoustics Diamond
Сетевые кондиционеры: AudioQuest Niagara 5000 (два), Synergistic Research Galileo UEF, Technical Brain
Аппаратные стойки и подставки под усилители: Critical Mass Systems MAXXUM, QXK
Элементы акустической обработки помещения: система Stein Music H2 Harmonizer, система Synergistic Research UEF Acoustic Panels/Atmosphere XL4/UEF Acoustic Dot, система Synergistic Research ART, Shakti Hallographs (6), панели Zanden Acoustic, акустические панели и ловушки A/V Room Services Metu, ASC Tube Traps
Аксессуары: платформы Symposium Isis и Ultra, Symposium Rollerblocks и Fat Padz, Walker Prologue Reference, Walker Valid Points и диски Resonance Control, агрегат для чистки винила Clearaudio Double Matrix Professional Sonic, плавкие предохранители Synergistic Research RED Quantum, HiFi-Tuning
DS Audio DS-E1 и ION-001 – новые претенденты на чемпионство!
Новые претенденты на чемпионство!
Оптический звукосниматель DSAudioDS-E1 / корректор
Ионизатор AndDSAudioION 001
Морис Джеффрис
Мое первое знакомство с замечательной серией оптических звукоснимателей и «фоно-энерджайзерами» (так DS Audio называет специализированные сопутствующие корректоры) состоялось на выставке 2020 Florida Audio Expo Show, проходившей в солнечной Тампе, штат Флорида. Постоянно растущую линейку изделий DS Audio представляет в США компания Musical Surroundings. В своем выставочном павильоне глава компании Гарт Лирер с сотрудниками собрали небольшую систему с отличными недорогими колонками Magnepan .7, полным набором электроники Rogue, кабелями Wire World и броским виниловым проигрывателем AMG Giro с собственным тонармом, на котором была установлена оптическая головка DS Audio DS-E1, сигнал с которой поступал на входящий в комплект «фоно-энерджайзер». Данный комплект DS Audio в этой системе стоил $2750.
Хотя эта система и не могла похвастать глубоким басом (небольшие колонки .7 ограничены по частоте снизу где-то на уровне 50 Гц), звучала она уверенно, с высоким разрешением и эффектом мгновенного вовлечения слушателя в музыкальный контекст. Я отметил предельную открытость, прозрачность, богатство и удивительную естественность тембров. Разрешение в деталях граничило с реальностью.
В моем восторженном отчете о выставке я восхищался музыкальностью этой системы, ее потрясающей прозрачностью и обезоруживающей естественностью звучания. Экзальтированное исполнение Seven Steps to Heaven джазовой певицей Кассандрой Вильсон заполнило небольшое помещение выставочного павильона настоящей аналоговой магией (в данном случае усиленной присутствием оптических и лазерных устройств, о которых будет сказано ниже). На мой слух оптический звукосниматель DS Audio демонстрирует образец прозрачности и тонального баланса с потрясающей динамикой и молниеносными контрастами. Я сразу согласился на предложение Гарта сделать обзор головки DS-E1 начального уровня, как можно скорее испытав ее в моей референсной системе
Техническая информация
Техника DS-Audio прибыла ко мне в двух коробках. В одной находилась оптическая головка DS-E1 с сопутствующим корректором плюс съемный шелл HS-001, который я использовал для установки головки на мой тонарм Jelco TK-950S MKII. Во второй же коробке я нашел прибор ION 001 Vinyl Ionizer для снятия статических зарядов с виниловых пластинок, вызывающих неприятные щелчки. Гарт прислал мне его в качестве бонуса.
Помимо инновационной конструкции, впечатляющая линейка оптических звукоснимателей с сопутствующими корректорами заслуживает отдельного внимания к ее особенностям. Как и более дорогим собратьям данной модели, DS-E1 требуются питание (отсюда и происходит термин «энерджайзер» – только не надо иронизировать по поводу бегающего зайчика из рекламы батареек) и, естественно, коррекция RIAA. DS Audio выпускает свои энейджайзеры для каждой модели оптических головок, но все они являются взаимно заменяемыми (что не означает пригодности данного прибора для работы с традиционными головками ММ или МС). Подобная взаимозаменяемость означает, что, вложив изначально $2750 в покупку комплекта начального уровня DS-E1 с оригинальным корректором, при наличии средств в дальнейшем вы cможете сделать апгрейд вашей системы, купив корректор более высокого уровня (и более дорогой), что должно дать прирост в качестве звучания, хотя лично я пока не пробовал сделать это в своей системе.
Модели головок DS Audio отличаются по материалу корпуса, конструкции иглодержателя и заточке иглы, а также по цвету светящегося сегмента в передней части корпуса головки. Светодиод DS-E1 d полуматовом серебристом корпусе горит зеленым в отличие от голубого у DS-002, красного у DS-W2, пурпурного у DS Master 1 и белого у недавно появившейся верхней модели Grand Master. Что является общим всех для моделей ниже Grand Master, от самой первой до недавно вышедшей (по крайней мере, по моему опыту), это одинаковые геометрия по свесу и масса в 8.1 г, а также идентичные рекомендуемые VTA и прижимная сила (1.7 г).
Идентичность технологий дает возможность менять одну модель головки на другую без лишних хлопот. В соответствии со стилем DS Audio, реализующим глубокую унификацию, модель DS-E1 в стремлении к лучшему звучанию и широкой совместимости с различными тонармами получила такие же корпус, материал иглодержателя и систему подвески, как у DS Master1 и DS-002, и лишь заточка иглы у нее эллиптическая. В отличие от нее, DS-002 имеет алюминиевый иглодержатель и иглу заточки Shibata.
Оптические звукосниматели не являются чем-то новым. Подобно тензометрической технологии звукоснимателей, возрожденной компанией Soundsmith несколько лет назад, технология оптических головок стояла на втором месте по качеству в конце семидесятых, будучи представлена изделиями Sharp, Toshiba, Trio, Kenwood и других производителей. Появившись на рассвете цифровой эры CD, оптические головки «считывали» информацию канавок пластинки с помощью иглы и распознавали музыкальный сигнал, улавливая отражения (по изменениям яркости) с использованием светодиодов и фотосенсоров. В отличие от этого, конструкции с подвижными магнитами и подвижными катушками также «считывали» канавки иглой, но сигнал формировался в зависимости от скорости движения магнита или катушки в магнитном поле. Напрямую цитируя страничку интернет-сайта DS Audio, «поскольку головки ММ и МС генерируют сигнал в проводнике, который пересекают силовые линии магнитного поля, магнитное сопротивление представляет собой переменную величину, определяемую колебаниями магнитов или катушек».
Оптические же звукосниматели работают совершенно не так. Когда игла головки «считывает» или экстрагирует информацию стенок канавки винилового диска, энергия колебаний от иглы передается через иглодержатель на оптическую заслонку, представляющую собой крошечный фрагмент непрозрачного материала толщиной всего 100 микрон с ничтожно малой массой. Когда эта заслонка совершает колебания, полученные от иглы и системы иглодержателя с подвеской, она блокирует луч света, исходящий от неподвижного светодиода, помещенного между фотосенсорами левого и правого каналов. Фотосенсоры регистрируют колебания светового потока от светодиода, преобразуя их в аналоговый электрический сигнал.
Модулированный оттенками от темного к светлому и наоборот световой луч несет в себе информацию музыкального сигнала и «считывается» фотосенсорами левого и правого каналов. С фотосенсоров же снимается модулированное сигналом напряжение. Затем оно подается на внешний блок «энерджайзера» и усиливается (немного, поскольку фотосенсоры обладают достаточно высоким выходом), а потом аккуратно корректируется согласно стандарту RIAA. Такой способ формирования аудио сигнала позволяет значительно уменьшить уровень шумов и получить более высокое качество звука в целом.
Оптическая система воспроизведения звука обладает еще и дополнительным преимуществом: поскольку она реагирует только на изменения яркости света (DS Audio называет этот процесс «игрой с тенями»), магнитное сопротивление, характерное для колеблющихся в магнитном поле проводников, полностью отсутствует. А так как в колебательной системе отсутствует магнитное сопротивление (имеются в виду игла и иглодержатель), кончик иглы свободно колеблется в канавке виниловой пластинки, эксгумируя (по крайней мере, теоретически) больше информации с ваших любимых дисков. К тому же сверхлегкая заслонка, являющаяся частью подвижной системы с иглой и иглодержателем, на которую никоим образом не действует магнитное поле, должна точнее передавать резкие перепады сигнала и информацию низкого уровня, не загрязненную шумами.
К сожалению, данная прогрессивная технология в свое время была вытеснена широким распространением цифровых технологий, адаптировавших ее под свои цели, а в качестве источника света в конкретных моделях использовались обычные лампочки. Попросту говоря, эти «мини-духовки» выделяли слишком много тепла, которое перегревало резиновый демпфер подвижной системы, приводя его в негодность через некоторое время. В свою очередь, это приводило к изменению податливости механической системы и заметному снижению качества звучания. С тех пор и до недавнего времени конструкция оптических преобразователей оставалась в состоянии незавершенной инновации в поиске не менее инновационных сопутствующих технологий, которые могли бы обеспечить механическую надежность. Появление современных светодиодов с ярким свечением и малым выделением тепла решило проблему и в сочетании с новейшими высокоскоростными прецизионными фотосенсорами проложило путь к возрождению оптических звукоснимателей, по которому пошла компания DS Audio, заняв лидирующую позицию.
От тьмы к свету
После установки DS-E1 на мой тонарм Jelco и по завершении всех настроек (свес, VTF, VTA, азимут и анти-скейтинг) я прослушал несколько дисков. Первые впечатления оказались очень позитивными. Контрасты, артикуляция, динамическая экспрессия меня обезоружили. Еще не разыгранная головка DS-E1 навеяла ощущение полного спокойствия и гармонии наряду со свежестью и ясностью.
Увы, не осталось незамеченным и некоторое обеднение тембров, что я отнес на новизну головки, податливость подвижной системы которой должна со временем установиться. После 100 часов работы все более или менее пришло в норму. Как и колонки Magneplanar или сетевой кондиционер Audience – изделия, к которым я испытываю величайшее уважение – DS-E1 требуется время на прогрев. И после того, как она разыграется, ваше терпение будет щедро вознаграждено.
Разыгранная DS-E1 зазвучала скорее как звукосниматель референсного калибра, чем как недорогое, хотя и добротное, изделие. Ощущение гармонии и баланса, о котором я уже говорил ранее, усилилось, скорость переходных процессов и динамика также возросли. Улучшилась и передача тембров, и в еще большей степени, сделав звучание хорошо сбалансированных записей более масштабным и осязаемым.
На мой слух в моей референсной системе (виниловый проигрыватель Kronos Sparta 0.5 с тонармом Jelco TK-950S MKII, предусилитель Mola Mola Makua, моноблоки Kaluga, транспорт AUALiC G1 Wireless Streaming Transport, колонки Von Schweikert Audio Unifield 2 Mk. III, сетевой кондиционер Audience AdeptResponse aR12-T4, сетевые кабели frontRow powerChord и целый пучок кабелей Kubala-Sosna Sensation) я выделил три аспекта, по которым DS-E1 выигрывала больше всего: это полное отсутствие шумов, отличная передача контрастов и невероятно высокое разрешение в мелких деталях.
В обзоре сетевого кондиционера Audience AdeptResponse aR12-T4 и сетевого кабеля frontRow powerChord, опубликованном в Positive Feedback, я отмечал, что это компоненты эффективно снижают (а то и вообще устраняют) посторонние шумы, искажения, фазовые аномалии и похожие неприятности, способствуя лучшей передаче тембральных оттенков, инструментальных и вокальных текстур и «воздуха» и делая восприятие музыкальной ткани более легким, как будто оно проецируется на инертном черном фоне полной тишины.
Это тот случай, когда встречаются высокий потенциал оптического звукоснимателя и результаты дотошного научного подхода к материаловедению с повышенным вниманием DS Audio к каждой мелочи в процессе производства, формируя общий синергетический эффект. Исключительно малая масса системы игла / иглодержатель / оптическая заслонка, свободной от воздействия магнитного сопротивления и вследствие этого предельно чувствительной к любым метаморфозам низкоуровневых сигналов, полностью освобождает звук от шумов и дребезга иглодержателя. По завершении нескольких месяцев углубленного прослушивания я окончательно убедился, что корректор («энерджайзер») не дает фона и не имеет тенденции к подчеркиванию поверхностных шумов виниловых пластинок.
На последней (и великолепной по качеству) записи Невилла Маринера на Argo [Marriner: Quiet City, Barber Adagio, etc., Argo ZRG 845], на которой звучат произведения Барбера, Копланда, Ива, Ковелла и других композиторов, сюита Копланда Quiet City благодаря высокому разрешению и натуралистичности подачи приобретает впечатляющие масштабы, четкое эшелонирование планов в глубину и покоряет богатством тембров. Благодаря полной «бесшумности» компонентов DS Audio (от которых работал один из самых бесшумных предусилителей, какие только попадались на моем пути – Mola Mola Makua), моя компактная референсная система позволила на удивление полно ощутить атмосферу того места, где производилась запись, а именно акустику храма St. John's Smith Square в Лондоне.
Было бы упущением с моей стороны не отметить и тот значительный вклад, который внес замечательный ионизатор DS Audio ION 001 Vinyl Ionizer в борьбу с шумами. Практически в той же степени, в которой DS-E1 героически борется с искажениями, вызываемыми дребезгом иглодержателя, ионизатор убивает статические шумовые артефакты, загоняя их в область пренебрежительно малого уровня. Нужно только расположить прибор достаточно высоко, чтобы зеленый луч, истребляющий статику, падал на поверхность пластинки. Для того чтобы обеспечить нужную высоту установки ионизатора рядом с проигрывателем винила Kronos 0.5, мне пришлось подложить под ионизатор несколько компакт-дисков. Возможно, DS Audio впоследствии предложит более высокую версию прибора для владельцев проигрывателей такой высоты, как у моей вертушки.
Отсутствие противодействия колебаниям иглы, вызываемого магнитным сопротивлением, в сочетании с малой суммарной массой иглы, иглодержателя и оптической заслонки, как и следовало ожидать, обеспечивает великолепную передачу контрастов. Так, полная виниловая коллекция записей Билла Эванса на Riverside [Bill Evans: Riverside Recordings], не менее замечательная, чем революционное издание Sunday at the Village Vanguard, доставила мне радость сверх всяких ожиданий. Джазовые трио Эванса с лидирующим фортепиано, и особенно составы с ударником Полом Моушеном и басистом Скоттом ЛаФаро, поистине изменили историю развития джаза. Этот коллектив сделал упор на контрапункт, выделяя блестящие пассажи ЛаФаро в верхнем регистре контрабаса, как бы противопоставляя их романтически-интроспективным импровизациям пианиста.
В этой новаторской музыкальной Вселенной каждый музыкант – пианист, басист и ударник – как будто беседуют друг с другом и со слушателем на языке ритмов и гармонических текстур. Этот симбиоз ритма и гармонии звуков лег в основу неповторимого стиля трио Эванса.
Способность DS Audio доносить до слушателя самые деликатные нюансы, не потеряв ни одной нити музыкальной ткани и не разрушая ее целостности, несмотря на глубокое препарирование, буквально поражает. На пьесе ЛаФаро Gloria's Steps, написанной им в честь любимой танцовщицы (чьи следы он мгновенно узнавал, стоило ей только подняться домой по лестнице), DS-E1 подобно ищейке докапывалась до последнего, еле уловимого нюанса в похожей на капли дождя барабанной дроби Моушена, застенчивой лирике рояля Эванса и игривых щипках струн контрабаса ЛаФаро.
DS-E1 ничего не оставляет за бортом, по крайней мере, на мой слух.
Выразительность в микродинамике идет рука об руку с потрясающе точной подачей как крупных, так и мелких деталей. Посредственные записи звучат посредственно, но зато на хороших сразу понимаешь, за что мы так любим качественный винил. На уже упомянутой пьесе Gloria's Steps слышна не только почти телепатическая синергетика ритмов Эванса, Моушена и ЛаФаро; можно почувствовать, как от Моушена к Эвансу, оплетая ЛаФаро, тянутся невидимые нити; можно видеть, как пальцы ЛаФаро щиплют струны и скользят по грифу контрабаса; кажется, что ты паришь в пространстве импрессионизма гармоний, наполненном всплесками стаккато шестнадцатых, которыми Эванс рисует мелодию, скользя пальцами по клавиатуре, как будто лаская ее. И в качестве вишенки на торте сделаю важное дополнение: с DS-E1 вокруг каждого музыканта ощущается воздух, а сцена приобретает потрясающую глубину и масштабы с четкой локализацией образов в пространстве.
Итоги
Если вам нравится романтический, цветастый звуковой почерк Koetsu Rosewood, то более объективный стиль подачи DS-E1 может и не вписаться в ваши предпочтения. С другой стороны, если вы цените натуральность в звуке, деликатность текстуры, реалистичность динамики, то DS-E1 почти наверняка тронет вас за живое. Ее способность передавать контрасты, почти беспрецедентная бесшумность и скрупулезная разборчивость в мелких деталях меня буквально покорили. Я написал Гарту Лиреру в моем последнем письме, что оставляю DS-E1 у себя в качестве нового референсного звукоснимателя. Эта головка представляет собой особую ценность в мире пятизначных ценников, которые уже никого не шокируют, да и звучит она бесподобно.
Несомненно, это новый кандидат на «Изделие года». Даю ее лучшие рекомендации с моей стороны.
Тональный баланс |
|
Низкий бас (10 Гц – 60 Гц) |
|
Мидбас (80 Гц – 200 Гц) |
|
Середина (200 Гц - 3,000 Гц) |
|
Высокие частоты (3,000 Гц и выше) |
|
Атака |
|
Спад |
|
Разрешение |
|
Ширина сцены по фронту |
|
Ширина сцены по тылу |
|
Глубина сцены за колонками |
|
Масштабы сцены в помещении |
|
Детальность |
|
Качество выполнения |
|
Собственные шумы |
|
Отношение качество / цена |
Спецификация
Тип: аналоговое изделие для аудио
Оптический звукосниматель DS-E1 Opticalс внешним блоком корректора $2750
Ионизатор DSAudioION 001 VinylIonizer $1800