Тонарм Aquilar Anniversary & МС-головка Palladian от Acoustical Systems
Золотой век аналогового воспроизведения
Июнь 2022
Обзор: Роберт С. Мэй
Тонарм Aquilar Anniversary и звукосниматель Palladian производства Acoustical Systems – выдающиеся образчики аудио аппаратуры. Виртуозно спроектированные и выполненные, эти два компонента в связке демонстрируют неповторимое аналоговое звучание высшего уровня, глубоко погружая слушателя в музыку.
Длинное предисловие
Уже довольно долго мой хороший друг, коллега-философ и обозреватель Жюль Коулман и я ведем нескончаемые беседы о том, что мы слушаем, возможно, иногда немного претенциозно и, без сомнения, тенденциозно, в ключе философии аудио. Философский вопрос, который питает наши дискуссии, состоит в следующем: в каких терминах мы можем достоверно описывать наши впечатления от звучания аудио систем? Мы с Жюлем обсуждали этот вопрос с точки зрения четырех философских категорий: эпистемологии и метафизики, этики и эстетики, и пришли к типично философскому выводу – вопрос это сложный, и поэтому мы не перестаем его обсуждать!
Причина того, что мы с Жюлем сходим с ума подобным образом, в том, что слишком много предпосылок сходятся в один главный вопрос. От нас требуется описать словами звучание аудио системы, но для этого нам потребуется определенный набор терминов, подходящих для решения нашей задачи. В основном эти термины напрямую описывают субъективные свойства звука, а если взять шире, определенные звуковые свойства могут выражаться с помощью измеряемых параметров, например, частотного диапазона или коэффициента суммарных гармонических искажений. Однако некоторые качества, как известно, не поддаются количественному выражению, и это порождает дополнительные сложности, поскольку для их описания приходится прибегать к аналогиям, например, звук может быть квалифицирован как сочный, сладкий или деликатный.
Эти понятия сложны в обращении, поскольку наша задача состоит в точном описании, а стандарты самой этой точности ужасно сложно установить, когда дело доходит до столь расплывчатых терминов. К тому же, вспомним те дискуссии о «цифровом» и «аналоговом» звучании систем, которыми наводнен интернет.
Но представим себе, что значение подобных терминов четко определены для общего понимания, и что же? Вряд ли это могло бы удовлетворить аудиофилов. Как истинные ценители, мы хотим не только иметь готовые понятия для описания аудио систем, но и понятия для их оценки. Особенно важно это для аудио обозревателей, поскольку они (т.е. мы) обязаны описывать достоинства систем для того, чтобы показать, насколько хороши компоненты, из которых эти системы состоят. Оценки же носят неизбежно сравнительный характер: здесь басы лучше, высокие частоты более воздушны, а середина более насыщена. Но каким образом мы определяем эти различия? И относятся ли они однозначно к понятиям «лучше» или «хуже» либо просто означают небольшую разницу в общем контексте высокого качества?
Существуют определенные принципы, по поводу который у нас с Жюлем полное взаимопонимание. Главный принцип состоит в том, что аудио системы производят, а не воспроизводят музыку. Это значит, что аудио системы должны восприниматься как особые объекты: звук, который они издают, и только звук, формирует наши представления об этих системах. Феномен восприятия звука полностью зависит от нашей матрицы восприятия. И это имеет свои последствия. Одно из них, наиболее очевидных и хорошо известных аудиофиолам, состоит в том, что артистическая роль отводится не только музыкантам, но и звукоинженерам (как и другим участникам, принимающим участие в создание записи).
Второй принцип состоит в том, что имеет место различие между аспектами аудио презентации, берущими начало в особенностях самой музыки, и теми, что определяются свойствами аудио систем. Иногда последние могут вредить музыке, но в иных случаях, например, при создании искусственного объема звукового пространства, они являются мощным средством усиления впечатлений.
Глаза в глаза с Жюлем Коулманом
Мы с Жюлем Коулманом пришли к согласию по вопросу этики в применении к обзорам. Т.е. испытуемое оборудование должно быто показано по возможности в лучшем свете с упором на достоинства и сильные стороны, которые должны описываться как можно ближе к замыслу разработчика оборудования. Как он писал в одном из своих обзоров, «лучшая компактная система» должна создаваться «в стремлении понять характер звучания компонента и оценить его уровень в наиболее благоприятных условиях: в условиях, которые обеспечивают реализацию достоинств компонента, а не выпячивания его недостатков».
По-моему, Жюль упирает на это потому, что его целью является описание компонента в такой манере, которая подчеркивает индивидуальный характер его звучания, и вместе с тем мы должны слышать, какой вклад этот компонент вносит в звучание системы, частью которой он является. Изменения в системе, будь то апгрейды или замена ее компонентов, оцениваются в соответствии с тем, как это влияет на звучание – имеет ли место достаточно убедительный положительный эффект? Это накладывает определенные требования на эксперта, поскольку на первый план выступает его опыт оценки звучания систем, а также понимание механизма воздействия конкретных параметров на характер звука при описании особенностей конкретного компонента.
Конечно, существует множество параметров, каждый из которых может влиять на звучание по-своему. Я выделяю три основные категории, определяющих качество звучания – целостность, объемность и естественность. Каждая из этих категорий имеет свои подкатегории, между которыми существуют сложные взаимодействия. Но и каждая из этих категорий по отдельности может быть полезна для того, чтобы получить представление о звуке системы и о том, как он может меняться.
Чтобы пояснить, что я имею в виду под целостностью звука, снова процитирую красноречивое резюме в обзоре Жюля: понятие целостности «имеет отношение к способности связывать все нюансы гармонических хитросплетений голосов и инструментов в единый ансамбль, оркестр или хор. Только самые лучшие системы способны создавать полноценный ансамбль, не теряя самых деликатных нюансов. Это способность системы передавать взаимодействия музыкантов и вокалистов настолько качественно, чтобы слушатель смог ясно уловить эти взаимодействия в каждом такте музыки».
Именно целостность очень важна для восприятия коллективного творчества музыкантов. Боле того, целостность во многом определяет то, что мы называем детальностью. Целостность звучания, яркого и полнотелого, дает возможность проявиться и тонким нюансам, позволяющим слушателю глубже погрузиться в музыку. Музыкальная целостность в значительной степени была для меня главным критерием оценки качества моей собственной системы, и Жюль не поскупился на комплименты по поводу «музыкальной проницательности» моей системы.
Второй важный критерий звучания системы – объемность. Это термин по определению довольно широк и охватывает множество аспектов, включая динамику, ритмичность, ощущение драйва, четкость контрастов, глубину сцены и локализацию образов. Он имеет тесную связь с эффектом присутствия музыкантов в помещении прослушивания. Важно, чтобы отдельные аспекты объемности были естественно интегрированы в общую картину, не ослабляясь и не слишком выпячиваясь. Оптимальная объемность требует соблюдения баланса формирующих ее факторов, ни один из которых не должен выделяться в ущерб другим.
Третий важнейший признак – естественность. Во многом квалификация этого признака наиболее сложна, но важнее всего здесь баланс высоких, середины и басов. Некоторые системы могут звучать естественно даже при пониженных целостности и объемности при условии сбалансированного тембра. Нам может нравиться звучание системы благодаря естественности средних частот, но общая естественность при этом может быть недостаточной из-за снижения уровня басов и высоких.
Я привел всю эту беллетристику для того, чтобы подготовить теоретическую базу для полноценного рассказа о том, насколько восхитительными являются тонарм Aquilar Anniversary и звукосниматель Palladian бренда Acoustical Systems. Это аудио компоненты с глубоким звучанием, благодаря которым слушатель получает огромное удовольствие от прослушивания винила. Подробности ниже. А сначала позвольте рассказать о компании Acoustical Systems, о том, как я познакомился с брендом и изделиями этого бренда, и осветить некоторые конструктивные и технические подробности тонарма и звукоснимателя.
Компания Acoustical Systems
Компания Acoustical Systems из Баварии, Германия, специализируется на аналоговых источниках. Сейчас ей уже более двадцати лет, и она производит ряд изделий от проигрывателя Apolyt, который является серьезной заявкой на высшее искусство аналогового воспроизведения, до тонармов, головок, шеллов, настроечных инструментов и прочих аксессуаров. Директором, владельцем и основателем Acoustical Systems записана Аксиния Шаффер, а ее супруг Дитрих Бракмайер является главным инженером и занимается разработками, развитием компании и производством всех ее изделий.
Бракмайер, который по совместительству работает независимым консультантом по проектированию колонок и акустическому оформлению помещений прослушивания, сам является аудиофилом и коллекционером винила, особенно оригинальных прессов. Он один из самых квалифицированных специалистов в мире аналогового воспроизведения, обладающих глубокими познаниями в своей области. В результате его энциклопедические знания в области звукозаписи и звуковоспроизведения в совокупности с любовью к музыке и блестящим инженерным опытом позволили ему создать поистине выдающиеся аналоговые источники.
Бракмайер получил известность в аудио-мире благодаря разработанному им стандарту настройки шарнирных тонармов под названием UNI-DIN. Важной характеристикой геометрии UNI-DIN является смещение опорных точек классических стандартов Бервальда и Лофгрена, благодаря чему снижается уровень искажений в средней части диска. Все тонармы Acoustical Systems, включая рассматриваемый в настоящем обзоре Aquilar, спроектированы на основе геометрии UNI-DIN. Те, кого заинтересуют технические подробности UNI-DIN, могут прочесть об этом стандарте на сайте компании. Прослушивание перед написанием настоящего обзора также поводились исключительно на технике стандарта UNI-DIN.
Все без исключения изделия Acoustical Systems отличаются предельно высоким уровнем производства с микронными погрешностями, тщательным выбором материалов и конструктивными изысками. Пристальное внимание к любым мелочам определяет качество конечных изделий, обладающих характерным «фирменным» звуковым почерком: естественным, предельно целостным, музыкальным и неутомительным звучанием с богатой нюансировкой, вызывающее у слушателя непередаваемое удовольствие и особое чувство приобщения к совершенству.
Немного истории
Мое знакомство с Acoustical Systems началось более двадцати лет назад, когда я приобрел тонарм Judith Spotheim's SpJ из самой первой партии. Тонарм SpJ, изначально предназначенный для установки на проигрыватели других брендов и позднее интегрированный в модель SpJ La Luce, имеет двухшарнирную конструкцию с трубкой из титана и отличается микрометрическими настройками свеса, азимута и углов VTA/SRA. (Признаюсь: именно я редактировал и печатал первую инструкцию, которая шла в комплекте к этому тонарму). Этот великолепный, неимоверно музыкальный тонарм был главным элементом моего винилового хозяйства все эти годы.
Пару лет назад, блуждая по Интернету в свободную минутку, я попробовал задать в поисковой строке тонарм SpJ. В результате выскочила ссылка на форум AudioCirc в основном по теме аудио-тура Экарта Эллера по Баварии. Почитав его, я выяснил, что Экарт владеет шестью (или даже семью?) проигрывателями и множеством тонармов в системе, которая находится в помещении со специальной акустической обработкой. Но что привлекло мое внимание, это посты о том, что он приобрел тонарм SpJ, причем не простой, а с основанием из бронзы и нержавеющей стали.
И, что важно, он рассказал, что отправил этот тонарм компании Acoustical Systems с целью полной его разборки и ультразвуковой чисткой с последующей сборкой и заменой внутренней поводки. Я связался с Экартом, и он любезно свел меня с Дитрихом Бракмайером, поспособствовав возможности отослать Дитриху и мой тонарм, отчаянно нуждавшийся в ремонте. Надо ли говорить, что что я был полностью удовлетворен результатами работы и ужасно рад, когда я получил назад исправный и прекрасно работающий тонарм SpJ.
Пока тонарм ремонтировался, я вел с Дитрихом беседы на темы аудио и музыки, и выяснилось, что наши соображения по поводу аудио очень схожи, да и наши музыкальные предпочтения весьма близки. Это привело к определенной модернизации аналоговых источников моей системы. Для начала я воспользовался настроечными инструментами Acoustical Systems SMARTractor и SMARTstylus и настроил тонарм SpJ по стандарту UNI-DIN. Я мгновенно отметил кардинальные улучшения по прозрачности звуковой сцены, детальности и особенно по динамике. Затем я приобрел диск Acoustical Systems SDP с виброразвязкой. SDP представляет собой второй диск, который накладывается на основной, шпиндель которого при этом погружается в изолирующий гель. Роль SDP состоит в механической изоляции пластинки и иглы от вибраций подшипника и мотора с попутным утяжелением массы диска.
Эффект от применения этого диска никак нельзя назвать незначительным – звучание музыки стало более выразительным, как будто с подсветкой образов на более темном фоне. SDP позволяет осуществить эффективный апгрейд, что и было сделано с самыми разными проигрывателями, включая La Platine Verdier, Micro Seiki, TW Acoustics и другие. Окончательным штрихом стал цанговый прижим Acoustical Systems HELOX. Обеспечивая критическое демпфирование, он также плотно прижимает пластинку к поверхности диска.
Некоторые конструктивные подробности тонармов
При проектировании тонармов приходится решать две основные проблемы. Первая состоит в необходимости обеспечить стабильное положение иглы в канавке, чтобы полностью сохранялась ее тщательно настроенная ориентация на протяжении всего пути. Вторая проблема – позаботиться о том, чтобы считываемый сигнал не засорялся искажениями и шумами. При кажущейся простоте этих проблем соответствующие инженерные решения оказываются неимоверно сложными и комплексными. Так, с учетом размеров иглы и силы взаимодействия ее со стенками канавки погрешности должны быть очень и очень малыми – все аудиофилы знают, что даже самые незначительные вариации в настройках могут сильно влиять на звучание. Не меньшая сложность состоит и в геометрии: шарнирные тонармы гарантируют только две точки, в которых сохраняется идеальная настройка, а на всей остальной площади пластинки неизбежно присутствует некоторый рост уровня искажений. (Тонармы линейного трекинга с их собственными проблемами я оставляю за скобками).
Добавьте к этому тот факт, что с точки зрения механики воспроизведение винила данный процесс является априори шумным, и эти шумы исходят от самой пластинки, от подшипника диска, двигателя и пр. Таким образом, главной целью разработчика проигрывателей является минимизация шумов и вибраций. Необходимо, чтобы их уровень был по возможности низким по сравнению с уровнем сигнала, т.е. чтобы отношение сигнал-шум было достаточным для того, чтобы субъективно шумы не влияли на восприятие музыки. Успешное достижение высокого значения этого параметра обычно ассоциируется с понятием «черного фона».
Поскольку практически любые материалы обладают своей резонансной картиной, удачная конструкция тонарма должна предусматривать выбор таких материалов, возможность проникновения в сигнал резонансов которых минимальна; более того, спектр резонансов не должен быть диссонансным по отношении к сигналу – мы не должны «слышать» тонарм.
Более того, тонарм удачной конструкции должен обеспечивать предельно точное положение иглы в канавке по всем направлениям и показателям – азимуту, зениту, углу захода в канавку, свесу, офсетному углу и антискейтингу – при полной горизонтальности плоскости подшипника и минимальному значению начального трения. К тому же, удобный в эксплуатации тонарм должен быть прост в настройке установочных параметров и должен позволять фиксировать их, чтобы любой звукосниматель при условии тщательной настройки смог проявить свои лучшие качества.
Конечно, способов решения этих проблем не меньше, чем самих тонармов. Но давайте рассмотрим тонарм, о котором идет речь. Внешняя красота тонарма Aquilar Anniversary, ка и головки Palladian, отражает, насколько глубоко были продуманы нелегкие решения, и насколько тесно связана индивидуальность инженерного подхода с любовью к аналогового аудио. Это изделия, созданные аудиофилом и любителем винила для других аудиофилов и любителей винила.
Тонарм Aquilar Anniversary и звукосниматель Palladian
Тонарм Aquilar Anniversary является усовершенствованной версией модели Acoustical Systems Aquilar. Он оснащен четырьмя нано-карданными подшипниками разного размера. Трубка состоит из двух слоев: внешний из титана и внутренний из углеволокна. Благодаря такой структуре трубка обладает очень большой жесткостью и обеспечивает максимально быструю передачу энергии при эффективной минимизации собственных резонансов тонарма. Эффективная длина тонарма составляет 248 мм, и поэтому он относится к категории 10-дюймовых тонармов. Экземпляр, предоставленный для обзора, имел внутреннюю разводку литцендратом из чистого серебра с разъемами WBT RCA, хотя возможны и другие варианты терминалов. Тонарм предлагается в двух цветовых вариантах, а именно с глянцевым серебристым покрытием Leica (как в данном случае) либо с черными основанием и шеллом. Все детали для установки тонарма на любой проигрыватель наличествуют, возможны также заказные для нестандартных вариантов установки.
Тонарм Aquilar Anniversary по рангу занимает положение между стандартной версией Aquilar и моделью Axiom в линейке тонармов Acoustical Systems. В версии Anniversary Aquilar комплектуется подшипниками от Axiom более высокого качества, отобранными по минимальному значению начального трения, а также калиброванными микрометрическими винтами на цилиндре секции подшипников для настройки вертикального угла и антискейтинга. Как и другие тонармы Acoustical Systems, Aquilar Anniversary разработан под установку по геометрии UNI-DIN, для чего в комплекте к тонарму присутствует прецизионный транспортир.
Для удобства ниже я буду называть наш тонарм версии Anniversary просто Aquilar.
Aquilar одноточечно устанавливается на базу, которая крепится тремя фиксирующими болтами, позволяющими выравнивать тонарм независимо от базы. В результате плоскость подшипника тонарма может быть установлена абсолютно горизонтально. Свес первоначально устанавливается выбором положения головки на шелле, и в случае необходимости может подстраиваться путем смещения шелла на трубке тонарма. Азимут настраивается поворотом шелла и фиксируется в окончательном положении болтом.
Важным свойством Aquilar, которым обладают и другие тонармы Acoustical Systems, является инновационный подход к уравновешиванию тонарма противовесом. Последний состоит их трех частей: основного груза, дополнительного и бокового. Основной выполнен из вольфрамового порошка, спрессованного при высокой температуре; этот материал обладает иммунитетом от вибраций и резонансов. Основной груз надевается на противовес, покрытый тефлоном, обеспечивающим дополнительную виброзащиту, и фиксируется болтом.
Дополнительный груз накручивается на основной, и с его помощью производится точная настройка прижимной силы иглы. Боковой груз располагается позади основного и дополнительного. Назначение бокового груза – компенсация момента вращения, вызываемого углом офсета поворотных тонармов. В шарнирных тонармах это статическая сила, хотя и незаметная для движений тонарма, но усиливающая давление на внутреннюю стенку канавки диска, увеличивая скатывающую силу. Баланс боковых сил, реализованный в конструкции тонарма Aquilar, эффективно компенсирует эти силы, позволяя тонарму полноценно работать с меньшим усилием антискейтинга по сравнению с другими поворотными тонармами.
Боковые грузики идут в комплекте с тонармом, один из них выполняется из нержавеющей стали, а другой из алюминия. В сочетании с основным и дополнительными грузами можно точно выставить подвижную массу тонарма и, соответственно, удачно сочетать данный тонам с разными звукоснимателями.
Далее по конструкции Aquilar: SRA (угол наклона иглы звукоснимателя) можно настраивать поворотом винта, и эта возможность обеспечивается благодаря фирменному шеллу Arché. Такая настройка на шелле имеет значительные преимущества по сравнению к альтернативному способу, когда используется микрометрический винт в основании тонарма: сохраняется положение плоскости генератора по отношении к плоскости подшипника тонарма, благодаря чему прижимная сила в процессе настройки SRA остается постоянной. (При настройке же микрометрическим винтом в основании тонарма прижимная сила возрастает при опускании основания и уменьшается при подъеме).
Palladian – флагманская модель звукоснимателя Acoustical Systems. Корпус головки изготовлен из титана марки Timet 1100, его поверхность подвергается ручной чеканке. На вид это напоминает французскую медную посуду. Эффект чеканки состоит в том, что исключаются параллельные поверхности. Титан придает корпусу головки исключительно высокую жесткость и обеспечивает беспрепятственную передачу механической энергии. Иглодержатель – из закаленного алюминия с покрытием лаком C37. Игла – заточки Q4 Shibata EVO. По спецификациям от производителя катушки намотаны чистого серебра 5N, выход составляет 0.33 мВ, рекомендованная прижимная сила 1.7 г.
По своей конструкции Palladian представляет собой усовершенствованную модель Acoustical Systems Aiwon, и основное отличие состоит в том, что иглодержатель у Palladian короче, а катушки имеют больше витков для более высокой эффективности в концентрированном магнитном поле.
Не без щедрой помощи со стороны Дитриха Aquilar был смонтирован на площадке, которую он подготовил для установки на массивное гранитное основание моего проигрывателя. Головка Palladian была закреплена на тонарме Aquilar с помощью болтов Acoustical Systems Timet вместо бронзовых винтов, поставляемых в комплекте с головкой. На слух эта замена привела к небольшому, но все же значимому улучшению в плане эффекта присутствия и динамики. На полный прогрев головки ушло порядка 50 часов, и в процессе экспериментов нагрузка в 270 Ом, рекомендованная Бракмайером, показала наилучший результат по звуку. Тестирование производилось исключительно с моим фонокорректором MFA Luminescence, усовершенствованным его разработчиком Скоттом Фрэнкландом.
Настоящий обзор по тонарму Aquilar Anniversary и звукоснимателю Palladian был написан на основе испытаний этих компонентов исключительно в единой связке. Конечно, такой обзор имеет определенные ограничения, поскольку при этом не представляется возможным вычленить вклад тонарма и головки в звучание по отдельности и, соответственно, предполагаемые достоинства тонарма с другими головками, как и этой головки с другими тонармами, оценить нельзя. Но этот недостаток уравновешивается тем фактом, что в данном случае тонарм и головка идеально сочетаются по массе и податливости, а результат по звучанию с большой вероятностью соответствует задумке разработчика этих тонарма и звукоснимателя. И все это отвечает этическому принципу оценки аппаратуры, о котором речь шла выше, поскольку она предстает в максимально выигрышном свете, отражающем устремления автора, воплощенные в испытуемом оборудовании.
Впечатления от прослушивания
Я пытался найти по возможности сжатый формат для описания моих впечатлений от комбинации Aquilar / Palladian. Наверное, можно было бы выразить это следующим образом: я бы предпочел слушать эти компоненты в моей системе, чем писать о них! Вместо того чтобы включить мой компьютер, я бы с большим удовольствием поставил на проигрыватель еще одну пластинку из самых глубин моей коллекции винила. Но, увы, мой долг не только насладиться самому прелестями этой пары, но и убедительно рассказать о них читателю.
В общем и целом эффект от комбинации Aquilar / Palladian можно назвать ошеломляющим. На протяжение всего длительного прослушивания я не переставал поражаться глубине и выразительности звучания моей системы; было такое чувство, что она обрела более уверенный голос. В плане целостности, объемности и естественности комбинация Aquilar / Palladian показала превосходный результат: представление музыки отличается исключительным гармоническим симбиозом, пространством и натуральностью. Звучание очень насыщенное, материальное и уверенное, одновременно сбалансированное и насыщенное деталями и нюансами. Это очень благозвучное, музыкальное звучание, от которого слушатель получает огромное удовольствие.
Удивительное свойство сочетания Aquilar / Palladian состоит в том, что в процессе прослушивания бывает очень легко переключать восприятие с общего на частное, т.е. с пьесы, исполняемой ансамблем музыкантов, на звучание отдельных инструментов, на взаимодействия музыкантов друг с другом. Например, при прослушивании джазовых ансамблей слушатель может легко сосредоточиться на взаимодействии ритм-секции с пианистом, на том, как они поддерживают друг друга ритмически, или как фортепиано перекликается с басовой партией и, наконец, как все это взаимодействует с солирующими духовыми. И эта способность столь глубокой презентации музыкальной ткани, которая сохраняется даже на очень сложной музыке, и есть самое замечательное свойство, присущее этим тонарму и звукоснимателю. Не обнаружено проблем и с самой энергичной музыкой, звучание сохраняет исключительную корректность на музыке любых жанров, от гитарного соло до джазовых хард-боп ансамблей и симфонических оркестров.
Исключительная способность сочетания Aquilar / Palladian выявлять самые мелкие детали и нюансы, однако, не означает, что эти детали излишне выпячиваются: напротив, они остаются гармонично интегрированными в общую музыкальную картину. Ощущение целостности музыкального представления полное, почти на уровне осязания. И детали, и динамические контрасты естественны и свободны притом, что все они неразрывно интегрированы в музыкальную сцену.
Сочетание Aquilar / Palladian формирует большую, открытую, но при этом непрерывную, без пустот, сцену. Локализация образов по глубине и ширине сцены исключительно точная и недвусмысленная. Сцена отлично прорисована, образы обладают реальными масштабами и точной привязкой в пространстве. Создается достоверное впечатление присутствия реальных музыкантов в реальном пространстве.
Тембральный баланс Aquilar / Palladian уникален начиная с низких басов и до высоких частот. Притом, что басы очень плотные и глубокие, а высокие частоты воздушные и звонкие, середина – это именно та область, в которой Aquilar / Palladian по-настоящему достигает заоблачных высот: звучание середины насыщенное и теплое, четкое и динамичное. На моей образцовой для оценки качества середины пластинке, а именно оригинальном прессе альбома Джонни Хартмана и Джона Колтрейна, Aquilar / Palladian великолепно передали эмоциональность вокала Хартмана, его бархатистый полнотелый голос. Красота вокала Хартмана тронула меня до глубины души.
Мне очень повезло в том, что Aquilar / Palladian пробыли в моей системе достаточно долго, и поэтому мои впечатления утверждались от прослушивания к прослушиванию сотен пластинок, старых и новых. Особенно выигрышным оказалось звучание относительно старых альбомов, очевидно, благодаря стандарту UNI-DIN и возможности тонкой настройки угла SRA.
В числе записей, что я слушал, встречались такие, на которых особенности дуэта Aquilar / Palladian проявлялись особенно ярко. Если альбом Johnny Hartman / John Coltrane раскрыл завораживающую магию средних частот, то гармоническая целостность не менее поразительно проявилась на альбоме Билла Эванса «Waltz for Debby» (оригинальный пресс Riverside), одном из любимых дисков Дитриха Бракмайера. Здесь нюансировка игры трех музыкантов, как бы соревнующихся друг с другом, передана во всех подробностях; слышно даже, как отзывается аудитория на их перекличку. Прослушав этот альбом при помощи Aquilar / Palladian, понимаешь, почему этот альбом вместе с не менее значимым «Sunday at the Village Vanguard» занимают почетное место во всем богатстве записей фортепианного этого джазового трио.
Еще одна эпохальная запись 1961 года – «Live at the Five Spot» Эрика Долфи и Букера Литтл. Агрессивная импровизация на целую сторону диска Volume 2 поражает воображение, особенно на блестящих соло Долфи на бас-кларнете и Литтл на трубе. Хотя эта запись великолепна от начала до конца и способна создать у слушателя почти реальное ощущение интимной атмосферы джазового клуба, соло на ударных Эда Блэквелла особенно выделяется даже на этом фоне. Именно здесь хорошо проявляются динамические свойства Aquilar / Palladian и способность полноценной передачи манеры игры Блэквелла с ее захватывающей энергетикой и сложной техникой.
Больше музыки, больше открытий
Последнее переиздание альбома «Mingus at Carnegie Hall» на лейбле Run Out Groove – несомненно важнейшее событие 2021 года в виниловом мире; это великолепно звучащая запись потрясающей музыки. Оригинальное издание альбома на лейбле Atlantic, датированное 1974 годом, включало только вторую часть концерта, джем на "Perdido" и "C Jam Blues", двух эллингтоновских стандартах. Это интересная, приятная музыка, но она меркнет перед новой порцией музыкального материала на переиздании, а именно первой части концерта, в которой выступал секстет Мингуса того периода. Эта музыка делает данный альбом одним из наиболее важных во всем творчестве Мингуса, это свидетельство важного этапа развития его стиля, которое продолжалось в более поздние периоды его карьеры.
На первом треке, "Peggy's Blue Skylight", ансамбль, кажется, только входит в ритм, сбиваясь тут и там, но постепенно организуясь и радуя блестящими соло Джорджа Адамса, Хэмиетта Блюетта, Джона Фэддиса и Дона Пуллена. Музыка очень сложна и изобилует перекрестными фразами в стиле Мингуса. Aquilar / Palladian разбирается с этой сложностью с невозмутимой уверенностью; звучание музыки исключительно корректно, и каждая фраза отчетливо и ярко прорисована.
«Woodstock» Джони Митчел – один из лучших гимнов эпохе конца 60-х. Два последних кавера показывают, насколько эта песня остается актуальной и сегодня. Первый. Дэвида Кросби на его альбоме «Here If You Listen», представляет собой простую аранжировку, хотя и с отличным вокалом Бекки Стивенс, Мишель Уиллис и Майкла Лига. На этой очень красивой записи Aquilar / Palladian передает текстуру каждого голоса в отдельности, как и гармонию многоголосия. Вторая версия – в альбоме «Hudson», записанном составом с Джеком ДеДжонеттом, Лэрри Гренадьером, Джоном Медески и Джоном Скофилдом. Здесь блистает гитара Скофилда, живая и полная энергии. И обе эти записи звучат так, что дух захватывает от ощущения свободы.
Что касается гитарных записей, две из них, которые привлекли мое пристальное внимание, это альбом Reaching Out from the Inside Кипа Доплера, записанный Джорджем Кардасом, и абсолютно сенсационный сборник Манитаса де Плата издания Connoisseur Society. Эти записи ярко раскрыли возможности Aquilar/Palladian по передаче микродинамики, которая делает звучание акустической гитары особенно выразительным.
Открытость звуковой сцены, создаваемой дуэтом Aquilar / Palladian, с ее выдающейся масштабностью по глубине, ширине и высоте, неизменно проявлялась каждый раз. Приведу несколько примеров: «ETC» Уэйна Шортера из заслуженно высоко оцененной серии Bluenote Tone Poet (всю свою жизнь я не мог понять, почему этот альбом не был издан сразу после его записи), «Conception Vessel» Пола Моушена, одно из самых ранних изданий ECM, и «Roadhouses and Automobiles» Криса Джонса на немецком лейбле Stockfisch. На всех этих записях великолепно прорисована масштабная сцена, огромное пространство которой плотно заполнено звуками инструментов.
Альбом Криса Джонса также показал, насколько плотные басы может выдать дуэт Aquilar / Palladian. Особенно ярко это было продемонстрировано на терке «No Sanctuary Here». Настолько же мощными были бас и вокал на «Nevermind» Леонарда Коэна с альбома «Personal Problems». Это одна из последних его записей, и "Nevermind" является отражением апокалиптической части его творчества. Хрипотца в сочетании с глубоким басом придает голосу особую мощь и гипнотическое воздействие.
В качестве отличного примера полноценного акустического баса можно привести запись, которую мне рекомендовал Дитрих Бракмайер – это «Gitanes» Чарли Хэйдена и Кристиана Эскуде на французском лейбле All Life. Бас Хэйдена звучит проникновенно, Aquilar / Palladian филигранно передает артикуляцию игры Хэйдена, деликатность, с которой он выстраивает свой аккомпанемент для гитары. Красота исполнения Хэйдена не менее выразительна и на вышеупомянутом альбоме «Conception Vessel».
Напоследок назову акапелла-версию «Body and Soul» с альбома Сонни Роллинза «Brass/Trio», которую я слушал на оригинальном прессе Verve. Скажу только, что инструмент Сонни играл прямо передо мной, в моей комнате. Звучание буквально захватывает, это неимоверно вовлекающее исполнение музыкального гения, коим несомненно является Сонни Роллинз.
Хотя мои впечатления основывались в основном на джазовых программах, они на самом деле были точно такими же от музыки самых разных жанров, от знаменитых записей RCA Living Stereo и Mercury Living Presences до современной электронной музыки и со всеми промежуточными вариантами. Я слушал американские, европейские, японские пластинки, оригинальные прессы и современные переиздания. Впечатления от звучания всех этих программ были неизменно идентичными и стабильными.
Заключение
Является ли тонарм Acoustical Systems Aquilar лучшим 10-дюймовым тонармом на рынке, а звукосниматель Palladian лучшей в мире МС-головкой? Я не обладаю достаточным опытом для подобных заключений и не имею желания делать таковые, но уверен, что эти изделия как минимум являются главными претендентами на звание лучших. Я постоянно восхищался ими в тексте обзора, но, думаю, они полностью заслуживают этого. Это выдающиеся аудио изделия, обладающие уникальными возможностями. Они разрабатывались по высочайшим инженерным стандартам и с единственной целью полноценного оживления музыки, упакованной в виниловых канавках.
В паре эти изделия подарили мне величайшее удовольствие от музыки, которую воспроизводила моя система. С тонармом Aquilar Anniversary и звукоснимателем Palladian моя система обрела небывалую глубину и выразительность языка музыки. Мы живем в золотой век аналогового воспроизведения, и разработки Дитриха Бракмайера под маркой Acoustical Systems – тонармы, звукосниматели и аналоговые аксессуары – без сомнения важный вклад в историю. Эти замечательные изделия позволяют в полной мере донести до слушателя красоту, глубину эмоций, непосредственность, темперамент музыкального произведения и подарить ему истинное удовольствие.
Тональный баланс |
|
Низкий бас (10 Гц – 60 Гц) |
|
Мидбасс (80 Гц – 200 Гц) |
|
Средние частоты (200 Гц – 3 000 Гц) |
|
Высокие частоты (3 000 Гц и выше) |
|
Атака |
|
Затухание |
|
Разрешение |
|
Ширина сцены по фронту |
|
Ширина сцены по тылу |
|
Глубина сцены за колонками |
|
Масштабы сцены |
|
Локализация |
|
Качество исполнения |
|
Собственные шумы |
|
Эмоциональное вовлечение |
|
Отношение цена / качество |
Спецификации
Тип: тонарм для проигрывателя виниловых пластинок и звукосниматель с подвижными катушками
Тонарм Aquilar Anniversary
Геометрия: UNI-DIN
Внутренняя проводка: эластичный состаренный литцендрат из чистого серебра
Уравновешивание веса головки: от 5.2 до 30 г
Точность юстировки плоскости шарнира: +/- 6° от горизонтали
Точность установки офсетного угла: +/- 4°
Установка свеса: до 11 мм
Установка азимута: +/- 6°
Установка угла SRA: 84° - 97°
Установка угла VTA: 14° - 28°
Звукосниматель Palladian
Тип: МС
Выходное напряжение сигнала: 0.33 мВ @ 5 см/с
Рекомендованная прижимная сила: ~17 мН
Разделение каналов: 32 дБ
Частотный диапазон: 15 Гц – 32 кГц (+/-2 дБ)
Заточка иглы: Q4 Shibata EVO
Собственный импеданс: 5 Ом
Рекомендованное сопротивление нагрузки: 100 - 200 Ом
Масса: 11.8 г
Прекрасный принц
ПРЕКРАСНЫЙ ПРИНЦ
Усиление сверхслабых сигналов от звукоснимателя в схемах с лампами и трансформаторами гораздо более проблематично, чем с помощью современных компонентов, таких, как транзисторы и интегральные микросхемы – по крайней мере когда мы претендуем на высокое качество звука. И когда появляется аппарат такого высокого класса, как новый фонокорректор Canor PH2.10, его стоимость обычно уходит в заоблачное пространство…
Майкл Лэнг
На этот раз «прекрасный принц» Майкл Лэнг предлагает нам обратить взор на восток от Германии, где мы найдем не так много компаний, выпускающих хорошо звучащую аппаратуру. Фирма Canor прошла более двух десятилетий развития, достигнув уровня, на котором не так часто оказываются даже известные западные компании. Canor не только обладает собственным производством по сборке аппаратуры из стандартных комплектующих, это компания с развитой вертикальной интеграцией вплоть до роботизированных станков для набивки плат собственного производства SMD-компонентами обладает даже испытательным комплексом собственной разработки для измерения параметров ламп. Компания очень гордится этим комплексом, который совершенствовался многие годы, пока не стал полностью соответствовать современным требованиям, включая функцию архивирования всех измеряемых параметров.
Еще одно неоспоримое достижение – технология изготовления печатных плат специально для ламповых схем с высокими импедансами, для которых необходима минимизация паразитных индуктивностей. Canor также входит в высшую лигу производителей по уровню разработок схемотехники и контроля качества. И даже вся металлообработка также исключительно своя.
OEM-активность
Надо сказать, что компания Canor многие годы работала по OEM-программе с именитыми заказчиками на ранке Hi-Fi, поставляя им значительные объемы продукции, поэтому с учетом производства изделий собственного бренда мощности компании всегда загружены на полную. Но давайте посмотрим, какие еще аргументы можно вставить в пользу нашего испытуемого – фонокорректора PH2.10.
Прежде всего обратим внимание на четыре тщательно подобранных на собственном измерительном комплексе Aladdin лампы 12AX7 в первом и втором усилительных каскадах. Далее идет фильтр инфранизких частот с крутизной спада 18 дБ, а затем еще две лампы 12AT7 в третьем и четвертом усилительных каскадах. С целью максимально точного соответствия кривой RIAA в цепях коррекции стоят высококачественные конденсаторы с допусками номинала 3% ( диэлектрик из полистирола и полипропилена). При столь пристальном внимании к качеству компонентов напрашивается и отсутствие общей отрицательной обратной связи. Естественно, и блок питания, во многих случаях определяющий уровень конечного результата, здесь также первоклассный. Во избежание воздействия вибраций на схему силовой трансформатор имеет особую вакуумную пропитку обмоток и сердечника. Более того, он залит антивибрационным компаундом. Высокая результативность этих мер подтверждается измерениями: фон и помехи полностью отсутствуют.
Тихий, как мышь
Фонокорректор с входными трансформаторами Lundahl, выполненными по спецификациям Canor, способен адекватно усиливать сигналы даже с самых низкоуровневых MC-головок без назойливых шумов. Усиление по входу MC составляет полных 70 дБ. Качество воспроизведения самых слабых сигналов, поступающий с головки звукоснимателя, свидетельствует о наличии иммунитета к внешним помехам, что подтверждено в ходе испытаний в собственной лаборатории Canor для измерений электромагнитных наводок. Так, уровень помех от импульсных источников питания, передающихся от сети и по эфиру, находится на достаточно низком уровне, что с большим запасом соответствует европейскому стандарту.
На задней панели фонокорректора присутствуют раздельные входные разъемы для звукоснимателей ММ и МС. Допускается одновременное подключение обоих типов звукоснимателей без ущерба качеству звука. И входы, и выходы небалансные, на разъемах RCA. Лицевая панель с крупным дисплеем, легко читаемым с расстояния в несколько метров, выглядит очень привлекательно. На дисплее отображаются активный вход, входная емкость или сопротивление, яркость свечения символов регулируется ступенчато. Рядом с дисплеем расположена массивная ручка энкодера для установки параметров входной нагрузки – импеданса для МС и емкости для ММ.
В целом алгоритм работы с этим аппаратом достаточно несложен и логичен благодаря хорошо организованному пользовательскому интерфейсу, включая миниатюрные кнопки Mute и выбора входа MM/MC, как и настройки под конкретный звукосниматель, когда нужные параметры выбираются с помощью многократных нажатий на кнопки. Время прогрева накалов ламп и вхождения аппарата в рабочий режим составляет примерно полминуты. Вскоре после стабилизации режима активируются выходы, и вот уже аппарат полностью готов порадовать вас завораживающим звучанием.
Секция блока питания тщательно отделена от основной схемы. Трансформатор и печатные платы производятся компанией Canor. |
1965 – 2020
В 1965 г. Дебюсси и Равель в очередной раз потрясли мир записями „La Mer“ и „Daphnis et Chloé“ в исполнении Берлинского филармонического оркестра под управлением фон Караяна. И, хотя эти записи были изданы на обычных виниловых прессах в 1965 г., даже современные релизы на их фоне заставляют издателей краснеть от стыда. Натуральность тембров, потрясающее ощущение пространства, точность в мелких деталях наряду с макродинамикой и удивительная тишина в паузах, увековеченные в виниловых канавках, и по сей день снова и снова изумляют слушателя. Canor ухитряется извлечь из виниловой канавки больше информации, чем доступно большинству его конкурентов. Словацкий фонокорректор обладает открытым, многоплановым и прозрачным звучанием. Он с легкостью уступает роль «бутылочного горлышка» другим компонентам системы. Секция блока питания тщательно изолирована от основной схемы. Сетевой трансформатор и печатные платы изготовляются на фабрике Canor.
Входной импеданс и емкость могут настраиваться с помощью массивной ручки энкодера на лицевой панели. Детали его механизма видны на фото. |
Внутренняя компоновка обеспечивает высокую степень разделения каналов. |
Любые попытки поиска отдельных недостатков этого аппарата довольно скоро оборачиваются потерянным временем, даже если подходить к этому вопросу с особым пристрастием. Если в нем чего-то и не хватает, то здесь было бы уместно воспользоваться терминологией из сферы оптики: иногда может возникнуть впечатление, что аппарат выглядит чуть компактнее, чем он является на самом деле, примерно настолько, насколько экран диагональю в 55 дюймов кажется меньше, чем 60-дюймовый. Но для того, чтобы подтвердить это впечатление, необходимо прямое сравнение двух таких экранов, выполненных в одном стиле. К тому же, меньший экран никогда не уступит большему по цветности, глубине градаций серого и разрешению.
Без лишней сладости
Возможно, вы ассоциируете лампы с излишне «сладким» звучанием. Но, что касается техники Canor, это совсем не так. Верхние частоты сверкают и искрятся, голоса полнотелые и не размытые в нижнем регистре, все элементы звуковой панорамы представлены в естественных масштабах. Четкий ритм создает впечатление идеальной интеграции ударной секции в общую канву. Это ощущение не только вызывает восторг от звучания больших оркестров, но и способствует высокой эмоциональности восприятия малых составов. Звучание альбома Тома Петти „Cabin Down Below“ наполнено энергетикой и радостью. Эта запись требует от аппаратуры высокой точности в деталях и предельной прозрачности, которые даются аппарату Canor без труда. Последний, возможно, не удивит вас бездонной глубиной басов и взрывной динамикой, но достаточная для глубокого погружения слушателя в музыкальную ткань напористость и весомость нижнего регистра налицо. Звучание PH 2.10 очень дружелюбно для слуха, что однозначно подтверждается желанием прослушивать пластинку за пластинкой, неизменно испытывая сильные эмоции.
Конечно, и современные «аудиофильские» записи также присутствовали в моем списке тестового материала. В числе таковых была 140-граммовая пластинка с записью израильского артиста Алона Лотрингера, изданная при участии фирмы Brinkamann Audio и выполненная по минималистической аналоговой технологии. Альбом был записан в Берлине, а прессы производились в Копенгагене. По стилю он представляет собой нечто среднее между авторским фолком и роком – что-то между Принцем и поздним Боуи. Слушая этот диск, вы сразу понимаете, чего так недостает абсолютному большинству современных записей. Здесь мощь, объем, реалистичность и комфортная громкость вокала, безупречный по естественности тембральный баланс. Все эти признаки при прослушивании через Canor ярко демонстрируют преимущества аналоговой записи. Этим можно, собственно, и резюмировать настоящий обзор: данный фонокорректор представляет собой настоящее произведение искусства в виде средства для оживления аналоговых записей. Он сочетает нейтральность тонального баланса с эмоциональностью, сдобренной настоящим шармом, без малейших намеков на упрощение или размывание звуковых образов. Добро пожаловать в мир лучших аналоговых аудио технологий!
Canor PH 2.10
Цена: 418 EUR
Габариты: 44 x12 x42 см (Ш x В x Г)
Заключение: Ламповый фонокорректор ММ/МС со всесторонне убедительным звучанием. Отличный звук, первоклассный уровень реализации и широкие возможности по настройкам с наглядной индикацией на дисплее.
Результаты измерений
Отношение сигнал-шум по входу Phono MM (5 мВ): | 76 дБ (A) |
Отношение сигнал-шум по входу Phono MС (0,5 мВ): | 73 дБ (A) |
Входная чувствительность ММ при U вых. 1 В: | 5,1 мВ |
Усиление ММ: | 46 дБ |
Перегрузочная способность ММ/МС: | 35 мВ / 2,2 мВ |
Входной импеданс ММ: | 43,4 кОм |
Входная чувствительность МС при U вых. 1 В: | 0,37 мВ |
Усиление МС: | 68 дБ |
Входной импеданс МС: | 10 - 1200 Ом |
Выходной импеданс: | 444 Ом |
Максимальное выходное напряжение: | 6,8 В |
Неравномерность АЧХ (ММ): | 0,15 дБ |
Неравномерность АЧХ (МС): | -1,4 дБ |
Разделение каналов (5 мВ / 1 кГц / 1 кОм): | 75 дБ |
Потребление от сети Standby / рабочий режим без сигнала: | 0,1 Вт / 24 Вт |
Заключение лабораторных испытаний
Безупречное поведение на лабораторном стенде. Шумы и помехи не обнаружены. Достаточная перегрузочная способность, высокая линейность АЧХ. Спад басовых частот по входу МС определяется наличием инфразвукового фильтра.
Особенности
Раздельные входы MM и MC на разъемах RCA;
Входная емкость и сопротивление выбираются дискретно из множества градаций;
Высокая надежность дисплея;
Небалансные выходы на разъемах RCA;
Земляной контакт