Путешествие Гулливера по виниловому микрокосмосу
ACOUSTICAL SYSTEMS | |||
(как настраивать звукосниматели) Довольно часто меня спрашивают, насколько важным является настройка винилового проигрывателя. Действительно ли это такое большое дело и стоит ли стремиться к точности до долей миллиметра? Позвольте сказать несколько слов, чтобы выразить мое мнение по этому поводу и пролить свет на эту тему. Термин Microgroove (микро-канавки виниловых дисков) говорит сам за себя. Микроскопические размеры неровностей рельефа модулированных канавок однозначно свидетельствуют о том, что любой процесс оптимизации винилового источника должен начинаться именно здесь, в точке контакта иглы с канавкой. Кончик иглы головки звукоснимателя должен максимально безошибочно следовать за всеми неровностями. Кажется, несложная задача, но очень редко реализуемая. Но что же мешает точной установке иглы головки в то положение, при котором она будет отлично справляться с этой задачей? Сложность состоит в размерах. Здесь мы оказываемся на пороге микромира и выходим далеко за пределы возможностей человеческого зрения. Малейшие погрешности установки, с трудом заметные невооруженным глазом, оказывают огромное влияние. И поэтому только качественно настроенный виниловый источник способен звучать чисто, выявляя массу самых мелких деталей записи и воссоздавая исходное событие с его не обеднённым эмоциональным содержанием. Искажения, вызванные неточностью следования иглы, смазанная динамика, резкие и тощие высокие частоты, сжатая звуковая сцена совсем не способствуют глубокому раскрытию этого эмоционального содержания. Зато для возникновения неприятных и легко различимых на слух звуковых диссонансов достаточно очень небольших погрешностей установки. То, к чему следует стремиться – это извлечь наилучший результат из имеющегося сочетания тонарма и головки. И первый шаг к этому – максимальная точность в установке и доводке геометрических параметров. То, что будет упущено на этом этапе, уже не сможет быть восстановлено ни в какой другой точке звукового тракта, сколько бы денег ни было на него потрачено. Хочу проиллюстрировать вышесказанное, пропорционально пересчитав величины в масштабах привычной повседневности. Размеры шлифованной поверхности современных игл, которая контактирует со стенкой канавкой, составляют 1-2 мкм на 5-6 мкм. Т.е. мы говорим об 1-2 миллионных долях метра... А 12-дюймовый тонарм имеет эффективную длину приблизительно 300 мм. Теперь давайте посмотрим, что будет в случае крошечной, всего в 0,5 мм, или 1/50 дюйма, ошибки из-за отклонения от расчетной точки нулевой тангенциальной ошибки? Вроде, ничего страшного, вполне в пределах погрешности большинства установочных шаблонов. К тому же, «точки оптимальной настройки» большинства шаблонов сами по себе вдвое больше по диаметру. Теперь давайте трансформируем эти величины из масштабов микромира в масштабы реального мира. Для этого просто умножим все измерения тонарма и звукоснимателя на 1000, чтобы показать пропорции. Умножили все на 1000... Теперь наш тонарм имеет длину 300 м. Головка звукоснимателя теперь выросла до размеров коттеджа на 4-5 семей. А игла стала длиной с микроавтобус Фольксваген. А какими теперь стали размеры шлифованной поверхности иглы, контактирующей со стенкой канавки? Они увеличились всего лишь до 1-2 мм на 5-6 мм. И на эту еле заметную точку опирается 300-метровый тонарм! А ошибка в 0,5 мм соответствует отклонению от нужного направления на 50 см, или ½ метра. 50 см = 500 мм – такое отклонение мы имеем при пятне контакта всего 2 х 6 мм... Получается, что мы не просто ошиблись номером дома на улице, а промахнулись на несколько кварталов. Это значит, что из-за ошибки в 0,1-0,5 мм мы заблудились окончательно... В аналоговом звуковоспроизведении высокое качество дается ценой больших усилий и затрат. Затем-то и тратятся большие деньги на самые лучшие головки, тонармы и проигрыватели, чтобы извлечь всю информацию из канавок винилового диска, вплоть до последней мельчайшей подробности. Но все усилия и траты оказываются напрасными, если этот этап настройки осуществляется недостаточно аккуратно. Посему первый шаг настройки, выполняемый с максимально возможной точностью – в чисто механическом аспекте – не просто желателен, но совершенно необходим для достижения уровня High End Audio. Еще раз повторю: то, что будет потеряно здесь, не подлежит восстановлению и не может быть скомпенсировано нигде и никогда. Именно для того чтобы избежать таких невосполнимых потерь, я разработал SMARTractor и UNI-Protractor – самые точные инструменты для настройки любых тонармов и головок. Благодарю за внимание. Искренне ваш, Д. |
DS Audio – пресса
DS AUDIO |
|||
Русский | English | ||
|
DS AUDIO GRAND MASTER |
|||
Русский | English | ||
Звукосниматель DS Audio Grand Maste c корректором (The Absolute Sound, 08.2021) |
|
DS MASTER 1 |
|||
Русский | English | ||
Оптический звукосниматель и корректор DS Audio Master 1 (The Absolute Sound, 08.2020) |
|
DS-003 |
|||
Русский | English | ||
(HiFi News, 09.2021)
|
|
||
Оптическая головка DS Audio DS-003 (Stereophile, 11.2021) |
|
DS-E1 |
|||
Русский | English | ||
Новые претенденты на чемпионство! (Enjoy The Music.com) |
|
||
(Салон AV) |
|
||
Светомузыка DS E1: оптическая головка DS-E1 (Soundex, 12.2019) |
|
||
(Audio File, 04.2019) |
(Audio File, 04.2019) |
DS-W2 |
|||
Русский | English | ||
Оптический звукосниматель DS Audio DS-W2 (Салон AV, 06.2019) |
sp;nbsp; |
Русский | English | ||
(Soundex.ru, 10.2015) |
DS Audio @ High End 2015 - Munich (noir-et-blanc.com, 2015) |
||
Винил: новое прочтение (фотоэлементом!)
(Gong-AV, 11.2015) |
"Nightrider" Optical Cartridge
(The Absolute Sound, 08.2015) |
||
DS Audio DS-W1 (оптический фонокартридж) | DS Audio DS-W1
(HiFi News, UK, 2015) |
||
Игра света
(Салон AV, 04.2016) |
ES-001 |
|||
Русский | English | ||
Детектор эксцентриситета / стабилизатор (Analog Planet, 08.2022) |
|
ION-001 |
|||
Русский | English | ||
|
|||
ST-50 |
|||
Русский | English | ||