V.Y.G.E.R.
Результаты математического анализа работы кинематических систем виниловых проигрывателей привели Джузеппе Виола к разработке конструкций с воздушным подвесом и укрепили уверенность Джузеппе в том, что только такие устройства, сочетающие воздушный подвес высокого давления может гарантировать высокое качество воспроизведения винила, отвечающие следующим критериям:
- Полное отсутствие шума, создаваемого традиционными системами со статическим или динамическим трением вала и подшипников плюс уровень рокота на грани исчезновения, хотя последний показатель не может быть измерен с помощью традиционных устройств, таких, как измеритель уровня рокота Thorens, поскольку он сам является источником шумов статического трения стального вала в тефлоновом подшипнике;
- Высокая стабильность положения оси вращения: «пневматический подшипник» воздушного подвеса компенсирует любые дефекты вращающихся элементов, уменьшая допуски до 0.001 мм. Этот показатель имеет очень значительное влияние на качество звука, поскольку при малых отклонениях оси вращения положение иглы в канавке пластинки также становится более стабильным;
- Изолированность от «микросейсмических» эффектов помещения, обеспечиваемая пневматическим подвесом, способствует лучшему воспроизведению динамических контрастов;
- Более высокая точность и стабильность скорости вращения при наличии воздушного подвеса по сравнению с обычными подшипниками, сила трения в которых всегда намного выше, чем сила трения воздуха;
- Стабильность работы системы во времени за счет отсутствия абразивных свойств поверхностей, постепенно появляющихся из-за трения.
Компания V.Y.G.E.R. все детали для своих проигрывателей производит на точных станках с числовым программным управлением.
Thales / X-Quisite
Замысел конструкции нового типа тонарма Хубер вынашивал с 2000 года. В 2004 прототип был представлен экспертам и запатентован как Tangential Pivoted Tonearm. Затем в течение четырех лет продолжались работы по шлифовке конструкции, и наконец в 2008 году началось производство тонармов основанной Хубером компанией HiFiction AG.
Поворотный и тангенциальные тонармы имеют свои достоинства и недостатки. Поворотный тонарм позволяет использовать игольчатые подшипники, практически лишенные трения, воздействие которого к тому же многократно ослабляется эффектом рычага. Однако поворотному тонарму свойственна угловая погрешность оси головки звукоснимателя (угол между этой осью и радиусом диска отклоняется от 90° в сторону увеличения), которая растет по мере приближения иглы к центру диска. При этом значительно растут нелинейные искажения, по причине чего последний трек каждой стороны диска обычно звучат заметно хуже предыдущих. При большей длине тонарма угловая погрешность менее выражена, но возрастает негативная роль резонансных процессов.
Тангенциальный тонарм избавляет от угловой погрешности, но только при условии идеально подогнанного механизма, который обеспечивает смещения каретки с головкой строго по перпендикуляру к касательной диска. Однако в тангенциальных тонармах повышаются требования к подшипникам: эффект рычага в данном случае отсутствует, а применение игольчатых поворотных подшипников как таковых неприемлемо. Реализация устройства весьма сложна и по большом счету возможна только на основе воздушного подвеса каретки, требующего сжатого воздуха. Нужен компрессор, который создает шум, и поэтому должен быть выведен за пределы помещения прослушивания. Наконец, для тангенциальных тонармов характерна различная эффективная масса в вертикальной и горизонтальной плоскостях.
X-quisite – новый швейцарский бренд, презентованный в 2020 году. Он возник в составе швейцарской компании HiFiction AG, которой принадлежат также бренды Thales Tonearm и (с недавнего времени) EMT Studiotechnik. Причины, побудившие главу HiFiction AG и главного разработчика Миху Хубера основать новый бренд Xquisite, состояли не в желании расширить масштабы своего предприятия, а в стремлении реализовать принципиально новую концепцию подвижной системы МС-звукоснимателя, которая с трудом вписывается в традиционные представления.
Хубер придумал способ кардинального усовершенствования наиболее ответственного узла головки – блока иглодержатель + катушки. В обычной практике иглодержатель изготовляется из алюминия, в более дорогих моделях из бор, сапфира или алмаза, и задним торцом трубки приклеивается к оправке катушек, находящихся в сильном поле постоянного магнита. Алюминий – сравнительно мягкий металл, и по этой причине иглодержатель может подвергаться поперечным деформациям, что вызывает нелинейные искажения, особенно заметные на пиках сигнала. Жесткие иглодержатели из бора, сапфира или алмаза не деформируются, но в месте крепления к оправке катушек они испытывают избыточное напряжение «на излом», что также порождает искажения и не лучшим образом отражается на надежности. Миха Хубер предложил решение, согласно которому иглодержатель и оправку катушек составляют единое целое, без переходов и клеевых соединений. Этот блок, отличающийся очень малой массой и предельной жесткостью, изготовляется из сверхтвердой керамики. Магнит (комбинация неодима и стали армко, а именно железа с присадками кремния и марганца) крепится с помощью алюминиевого стакана таким образом, чтобы обеспечить максимальный отток энергии механических колебаний и предотвратить возникновение резонансов. Корпуса головок, антирезонансная форма которых тщательно оптимизирована, выполняются из сэндвича со слоями натуральной древесины, алюминия и титана. Катушки наматываются проводом из меди 4N или серебра.
Основатель HiFiction AG и автор всех моделей Xquisite и Thales Tonearm Миха хубер – известный разработчик ряда оригинальных изделий аналогового High End Audio, использующих нетрадиционные инженерные решения, многие из которых отмечены международными патентами. В прошлом ведущий специалист в области точной механики, получивший образование в университете прикладных наук (и одновременно изучавший теорию музыки в частной академии и играл на саксофоне в студенческом ансамбле), Миха Хубер работал в элитном секторе часовой промышленности Швейцарии, и в его послужном списке значится разработка самых дорогих швейцарских часов Harry Winston.
Будучи страстным аудиофилом , Миха Хубер впоследствии применил свой богатейший опыт в области прецизионной механики в индустрии виниловых проигрывателей и тонармов, создав ряд революционных моделей, включая тангенциально-поворотный тонарм hales, свободный от проблем угловой ошибки, и несколько проигрывателей с питанием от аккумуляторов, использующих уникальные подшипники собственной конструкции и привод с коротким пассиком, обладающих высочайшими объективными показателями. Нельзя не отметить также единственную в своем роде стойку Audio Stone из норвежского лабрадорита с интегрированным проигрывателем Pythagoras и тонармом Thales, считанные экземпляры которой сегодня украшают лучшие коллекции виниловой аппаратуры. После выхода на пенсию персонала EMT Studiotechnik производство МС-головок и сервис полностью перешли в компанию HiFiction AG, и наряду с традиционными моделями головок под маркой EMT сегодня выпускаются также несколько моделей разработки Михи Хубера.